Напоминание

Опыт взаимодействия с родителями по средствам пальчикового театра и пальчиковых игр


Автор: Кацуба Ирина Анатольевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Мурманская область
Наименование материала: Опыт работы по теме "Театрализованная деятельность в ДОО"
Тема: Опыт взаимодействия с родителями по средствам пальчикового театра и пальчиковых игр
Дата публикации: 16.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО-

ГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

»ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного и начального образования

Семинар на тему: »Театр в пространстве ДОО»

Опыт использования музыкально-театрализованных игр-сценок с различными

видами кукольного театра с участием взрослых и детей младшего возраста

Выполнила:

Кацуба Ирина Анатольевна

Музыкальный руководитель

МАДОУ№10 г. Мончегорск

Мончегорск 2024

Актуальность избранной мной темы очевидна: педагогика из «дидактической

становится развивающей», а значит использование элементов театрализации,

развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе

обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из

перспективных направлений педагогической практики.

Определена педагогическая цель: создание условий для поддержки активности

детей в музыкально-театрализованной деятельности с элементами кукольного

театра.

Цель раскрывается в процессе решения следующих задач:

1.

музыкальные способности: звуковысотный слух, чувство ритма;

в театра-

лизованных играх, музыкальных спектаклях и инсценировании сказки,

постановок кукольного театра;

2.

развивать речевую активность, память, воображение, фантазию через те-

атрализованную деятельность;

3. формировать умение двигаться под музыку, осваивать движения и речевое

сопровождение к ним;

4. согласовывать движения мелкой моторики со словами;

5. воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к прекрасному в процес-

се музыкально-театрализованной деятельности в ДОО.

Музыкально-театрализованная игра – одна из востребованных форм работы с

дошкольниками

в

условиях

реализации

Федеральной

образовательной

программы дошкольного образования.

По сути, театрализованная игра – это ролевая игра, в которой даже самый

стеснительный ребенок может чувствует себя раскованно и свободно. Дети,

играя вместе учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь,

умение контролировать сюжет игры.

Музыкально-театрализованная

игра

позволяет

решать

многие

педагогические

задачи,

касающиеся

интеллектуального,

личностного,

коммуникативного, художественно-эстетического воспитания.

Музыкально-театрализованная

игра

может

быть

использована

на

музыкальном, театрализованном занятии, в игре во время чтения или

рассказывания художественно-литературного произведения, на музыкальном

досуге, празднике и развлечении, и в содержании кукольного спектакля.

Я поделюсь опытом использования музыкально-театрализованных игр-

сценок с различными видами кукольного театра с участием взрослых и детей

младшего возраста. Содержание таких игр построено на народном фольклоре.

Потешки, заклички – эти небольшие стихотворения, обычно веселые и

смешные по содержанию, радуют малышей звуками ласковых напевных слов.

При проговаривании потешки разными голосами (низким, высоким, хитрым,

громким, тихим и т.д.) у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что

положительно влияет на развитие певческих навыков. Также развивается

интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма,

воображение.

Расширяются представления об окружающем мире, так как каждая потешка

несёт в себе полезную информацию. Напряжённый мыслительный процесс

происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с

содержанием потешки.

Пальчиковые игры подходят для детей от года. Дети в возрасте от года

до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной ру-

ки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействова-

ны обе руки. К четырём годам ребёнок должен сознательно выполнять упраж-

нения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифферен-

цированно управляя собственным мышечным напряжением и расслаблением.

При работе над разучиванием пальчиковых игр, я использую различные

приемы:

- показ и проговаривание содержания игры детьми;

- проигрывание пальчиковой игры с постепенным ускорением темпа;

- напоминание содержания пальчиковой игры с помощью жеста;

- показ движений пальчиковой игры ребенком для других детей;

- обыгрывание пальчиковой игры на фоне музыкального произведения.

В своей работе я использую следующие виды пальчиковых игр:

Пальчиковые игры с элементами самомассажа, пальчиковые игры с предме-

тами, пальчиковые

игры

с

музыкальным

сопровождением,

пальчиковые

игры(пальчиковый театр ) на основе сказок.

Они побуждают детей к творчеству, стимулируют развитие речи и вооб-

ражения: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

- массаж с использованием различных предметов, например, с шишками;

Упражнение с шишками:

«Мышцы рук мы укрепляем, шишки по рукам катаем.

Левой, правой, левой, правой - вот как весело играем»

- массаж с использованием массажных мячиков (Су - Джок терапия).

Не менее интересен следующий вид – это пальчиковые игры с предме-

тами. Такие игры стимулируют работу некоторых зон головного мозга, рече-

вых центров, развивают мышление, повышают эластичность мышц. Это игры с

использованием: прищепок, палочек, бумаги, шестигранных карандашей, бусин

и орехов.

Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные

способности ребенка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет

познакомить детей со средствами выразительности музыки и создаёт благопри-

ятную атмосферу для занятия. Музыкальные занятия у детей раннего возраста

проводятся в игровой форме с элементами музыкально-театрализованной иг-

ры . Малыши любят сами ходить в гости и, чтобы к ним приходили гости,

поэтому на занятиях я использую знакомые художественные образы ( кукла,

собачка, лошадка, петушок, медведь), элементы декораций, костюмов, шапок-

масок.

С этими персонажами мы слушаем и поем, танцуем, знакомимся с му-

зыкальными инструментами , вместе выполняем игровые упражнения.

Самый интересный вид – это пальчиковые игры на основе сказок.

Здесь большим помощником будет пальчиковый и варежковый театр. В работе

с детьми я использую готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в

виде маленьких вязаных колпачков, что придает ещё и эффект массажа фаланг

пальцев руки.

Для организации пальчикового театра сначала нужно сделать вместе с

детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить им, что те-

атр ваш необычный — пальчиковый: Декорации, шапочки для пальчиков мож-

но сделать из бумаги (колпачки - куколки), из ткани, пряжи или другого без-

опасного материала, включив в эту работу и родителей.

В основе работы по музыкальному воспитанию в группе детей раннего воз-

раста лежит использование русских народных мелодий («Ах, вы сени…»,

«Во саду ли, в огороде..», потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песе-

нок в обработке композиторов Е. Тиличеевой, Г. Фрида, А.Александрова

Во взаимодействии с родителями мы можем пополнить предметно-про-

странственную среду в ходе мастер-класса по изготовлению кукол. Организу-

ем для них творческий конкурс «Концерт для детей»; показываем спектакль

или сказку для детей (где роли играют родители).

Заключительная часть

Итак, музыкально-театрализованные игры-сценки с различными видами

кукольного

театра

с

участием

взрослых

и

детей

представляют

собой

инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев.

Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою

очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые

тактильные

впечатления,

учится

концентрировать

внимание

и

сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между

сверствниками,

а

также

между

взрослым

и

ребенком.

Формируются

представления о музыкальной и театрализованной деятельность на основе

интереса

и

получения

личного

опыта.

Таким

образом,

музыкально-

театрализованные игры в ДОО поддерживают активность детей в деятельности

со взрослыми и сверстниками, отражают общую атмосферу творчества,

заинтересованности родителей, профессионализма педагогов в ДОО, что

положительно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в

дошкольной образовательной организации.

Список литературы:

1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошколь-

ного и школьного возраста» . М.,2023

2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : раз-

витого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого,

культурного , активно – творческого» . М.,2013

3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей».

Ярославль , 2022

4. Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных».

М., 2022.

5. Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы».

Ярославль , 2002 .



В раздел образования