Напоминание

Эффективные формы и методы работы с низкомотивируемыми учащимися на уроках русского языка и литературы


Автор: Михайлова Алевтина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хорновар-Шигалинская СОШ имени Героя Советского Союза Юхвитова П.С." Дрожжановского муниципального района РТ
Населённый пункт: село Хорновар-Шигали
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Эффективные формы и методы работы с низкомотивируемыми учащимися на уроках русского языка и литературы
Дата публикации: 19.04.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки РТ

МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ

имени Героя Советского Союза Юхвитова П.С.»

Дрожжановского муниципального района РТ

Выступление на заседании РМО учителей

русского языка и литературы

Эффективные формы и методы работы с низкомотивируемыми

учащимися на уроках русского языка и литературы"

Учитель русского языка и литературы

Михайлова Алевтина Витальевна

2023-2024 учебный год

Эффективные формы и методы работы с низкомотивируемыми

учащимися на уроках русского языка и литературы"

Начать свое выступление хочу с притчи.

Сидит у обочины старик и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним

мальчик еле поспевает. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и

дать кусок хлеба из запасов.

- Что ты тут делаешь, старик?- спросил прохожий.

- Жду тебя,- ответил старик.- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание.

- Верно,- удивился прохожий.

- Так бери с собой мудрость. Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое

деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе

доверили ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать?- удивился человек.

- Тогда не бери мальчика на воспитание!- сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним

- его учитель. Они спустились перед стариком и поклонились ему.

- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ…

Видишь, какие выросли у него крылья!- сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья

своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

- Меня больше радуют твои перышки…

Притча наводит на мысль о том, что учитель действительно растет вместе со своим

учеником. В какой бы трудной ситуации он не оказался, должен, даже обязан найти

выход.

Да, учитель руководит образовательным процессом. От него зависит, какие знания

получат дети. Умение передать им свои знания очень важно. Есть множество технологий

обучения. А как быть, если учитель использует всевозможные технологии обучения,

различные приемы и методы работы, но они не дают результатов? Никому не секрет, что

нет методических разработок для работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к

учебе, потому приходится учителю использовать свои наработки.

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность

ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так:

мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или

иной цели. Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования

мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение

мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося.

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению

мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм

проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения

организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого

поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить

интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

Какова же будет тема сегодняшнего мастер-класса, давайте прочитаем. Получилось сразу

прочитать? Почему? Мы здесь видим, что все слова записаны без пробелов и здесь еще

присутствуют и лишние буквы

Эффективныежприемыдавмотивациигокйучебнойндеятельностилнадурокахэегрусс

когоилуязыкаилитературы

Это тоже один из активных приемов этапа мотивации, который называется

“Зашумленная тема». Для этого, тема урока записывается с добавлением других букв

без разрывов между словами.

Продолжим разговор о формировании мотивации к учению. Первый этап любого урока

по ФГОС- это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке.

Проектировать учебный процесс, в первую очередь, мотивационный этап, необходимо с

учетом особенностей мыслительной деятельности учащихся. Детей с доминирующим

левом полушарием нужно иначе мотивировать, чем с доминирующим правым

полушарием.

- А какое полушарие является главным у Вас? Проведем простой тест.

Перед вами лежат листочки с ручками. Карточка №1. Вам нужно распределить слова

по три на три группы, так, чтобы в каждой было что-то общее: орел, чешуя, бегать,

перья, летать, рыба, шерсть, плавать, овца.

I вариант

1-я группа карточек — «рыба», «орел», «овца».

2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя».

Доминирование левого полушария.

II вариант

1-я группа карточек — «рыба», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть».

Доминирование правого полушария.

III вариант

Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.

Беседа с учащимися о доминирующих полушариях является открытием для них. Они с

радостью узнают себя в тех или иных действиях. Например, «правополушарники» часто

интуитивно знают правильный ответ, а объяснить как решили не могут. Поэтому в

качестве поддержки этим учащимся рекомендуется иметь на первых этапах изучения

темы памятки, алгоритмы правил. «Левополушарники» лучше запоминают алгоритмы

правил, в то же время формулировки правил им приходится заучивать.

Учащиеся начинают относиться к себе с большим уважением; видеть и понимать

истинные причины своих успехов и неудач.

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без

использования современных информационно-коммуникативных технологий. Большой

популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

работа с электронными учебниками;

работа с демонстрационными материалами;

компьютерные тесты;

использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.

использование слайд – презентаций.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат

на уроке.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и

наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание

своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого

детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении

трудностей, в том числе учебных. Успех создаёт высокий эмоциональный настрой,

положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Хороший результат на уроках дает:

групповая работа.

Парная работа, когда к сильному ученику прикрепляется слабый ученик

уроки юного педагога, когда часть урока проводят сами ученики или

помогают учителю.

проект – это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят.

Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного

возраста, где могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и

малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою

посильную лепту в общее дело.

Преподаватели, работающие по проектной методике, отмечают, что данный метод,

несомненно, способствует повышению у детей мотивации к изучению предмета.

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения на уроках я использую

методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого приёма? Как и зачем его

использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

( Посмотрите на свои листочки, под цифрой 2 ) При объяснении нового материала или

желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно

допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии.

Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема

«Лови ошибку»:

универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным

дисциплинам;

приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

развивает аналитические способности;

предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает

желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному

усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся

знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе

рефлексии с целью подведения итогов.

1.

2.

Учащимся предлагается задание:

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.

В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их

учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака

пальма.

2)Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок) Посчитайте, сколько здесь ошибок.

Пруд ожил.

Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами.

Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл.

Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт у пруда.

Ошибки в задании могут быть самые разнообразные: будь то памятки на

морфологический разбор, пунктуация при при причастных и деепричастных оборотах и

т.д.

«Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературы при

работе со слабоуспевающими детьми»

Надеюсь, он будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много

положительных эмоций! Предлагаю взять карточку №3 с заданием и выполнить его.

(педагоги выполняют работу).

КАРТОЧКА 3

Как хорошо ты выполняешь задания.

1. Прочитай всё, перед тем, как ты будешь делать что-то другое.

2. Напиши свое имя в правом верхнем углу.

3. Обведи кругом слово «имя» во втором предложении.

4. Нарисуй пять маленьких четырехугольников в левом верхнем

углу этого листа.

5. Поставь Х (крестик) в каждом четырехугольнике.

6. Опиши круг вокруг каждого четырехугольника.

7. Поставь свою подпись под заголовком этого листа.

8. Рядом со своей подписью напиши три раза слово «нет».

9. Обведи кругом первое слово во втором предложении.

10. Поставь Х (крестик) в левом нижнем углу этой страницы.

11. Обведи этот крестик.

12. Переверни листок и умножь 25 на 4.

13. Обведи прямоугольником слово «лист» в 4-ом предложении.

14. Выкрикни громко свое имя.

15. Если ты выполнил все указания, скажи громко: «Я - супер».

16. Опять переверни листок и сложи 345 и 23.

17. Обведи в круг то число, которое у тебя получилось.

18. Громко сосчитай от 9 до 5.

19. Ну, сейчас, после того, как ты все прочитал, выполни только

2-ое задание и отложи листок в сторону.

20. Когда ты закончил тест, спокойно посиди и посмотри, что

делают все остальные.

- А теперь еще раз прочитайте 1 задание: прочитай всё, перед тем, как ты будешь делать

что-то другое. А сейчас прочитайте 19 задание: «Сейчас, после того, как ты всё прочитал,

выполни только 2-ое задание и отложи листок в сторону

- Как Вы думаете? У всех получилось сделать это задание?

- У кого-то «да». У кого-то «нет»!

- Как вы думаете? Если задание не получилось сделать правильно, почему это

произошло?

- Потому что мы не внимательно читали инструкцию!

- Как вы думаете, почему некоторым получилось справиться с заданием?

- Внимательно читали инструкцию!

- И у наших детей при выполнении работ возникают трудности, так как

они невнимательно читают тексты.

- И сегодня я вам покажу приём работы, позволяющий научить детей относиться

внимательно к той информации, которую они получают. Осмысливать

её, самостоятельно добывать знания и выстраивать причинно-следственные связи.

: «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературы при работе со

слабоуспевающими детьми»

- «ИНСЕРТ» - технология эффективного чтения, чтения с пометками.

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание

прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.

На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это

предмет гуманитарного или технического цикла. Так как текст всё-таки является

основной учебно-методической единицей обучения. Переводится это так:

I — interactive(интерактивная)

N — noting (познавательная)

S — system for (система)

E — effective (для эффективного)

R — reading and (чтенияи)

T — thinking (размышления)

- Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с

технологической цепочкой: вызов - осмысление – размышление-рефлексия. Данный

приём можно применять на любом этапе урока.

Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации.

В традиционных уроках этот этап часто называли актуализацией знаний.

Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и

терминов.

Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже

известными данными, сравнения, оценки и анализа.

Рефлексия

- Сейчас я проведу фрагмент урока с использованием приёма «Инсерт».

Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать

своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении урока, за что заранее вам

благодарна.

- Возьмите пожалуйста текст и начнём работу.

1 этап Вызов: прочитайте, пожалуйста, внимательно текст.

Из чего построить дом? Если нам нужен дом для игры, мы быстро сообразим, как

его построить. Используем то, что под рукой. Возьмём стол или стул, накинем сверху

покрывало — вот уже можно забираться внутрь и играть! Но ведь и взрослые делают

примерно так же. Домá строят из того, что находится вокруг человека, что может дать

ему природа в той местности, где он живёт.

В такой лесной стране, как Россия, дома с древних времён строили из сосны, ели и

других деревьев. Название у такого русского дома из брёвен — избá. В избе два главных

места — печь-кормилица и напротив неё красный (то есть красивый) угол, где висели

иконы и стоял обеденный стол. Многие предметы в избе тоже сделаны из дерева: мебель,

посуда, игрушки. В деревянном доме тепло и дышится легко.

В Таилáнде и во Вьетнáме главный материал для строительства — травянистое

растение бамбýк. Бамбук быстро растёт, он лёгкий и прочный. Из него, как и из дерева,

можно сделать всё: посуду, водопроводные трубы, мебель, даже ковры. И крыша в

бамбуковом доме изготовлена из бамбуковых листьев.

А японцы строили дома… из рисовой бумаги; конечно, из специальной,

промасленной.Из неё делали перегородки внутри дома и одну из стен, которую можно

полностью убрать. Захотелось полюбоваться на сад — не нужно выглядывать в окно,

можно просто взять да убрать стену. А остальные стены, попрочнее, изготовлялись из

тонких деревянных планок. Такой лёгкий дом не причинял жильцам неприятностей в

случае землетрясений, которые в Японии бывают очень часто. Сейчас японцы

перебрались в современные дома, но традиционные бумажные жилища — минка —

очень берегут. И если на том месте, где нужно строить высокий дом, уже стоит

старинный домик, его аккуратно возьмут и переставят на крышу нового небоскрёба.

(По книге Ольги Колпаковой «Дома мира»)

- Вы познакомились с текстом «Из чего построен дом»?

- Для того, чтобы нам применить приём «ИНСЕРТ», нужно создать систему маркировки

текста.

2 этап осмысления: расставить пометки в тексте

- Я предлагаю Вам следующую систему маркировки текста, чтобы подразделить

заключенную в нем информацию:

V-информация мне уже известна;

+ новые факты для меня;

- я думал по-другому;

? в этом тексте есть что-то непонятное для меня, нужны уточнения.

- Читаем текст и помечаем соответствующими знаками отдельные абзацы, слова и

предложения, вы можете подчеркивать слова, при этом можете оставлять свои

комментарии по ходу чтения. (работаем с текстом 5-7 мин)

- Вы поработали с текстом. Второй этап закончен.

3 этап Этап размышления: Заполнение таблицы

- Возьмите пожалуйста таблицы и перенесите из текста ваши пометки.

(заполняем таблицу 5-7 мин)

V

Здесь тезисно

записываются

термины и понятия,

встречающиеся в

тексте, которые уже

были известны.

+

Отмечается все

новое, что стало

известно из текста.

-

Отмечаются

противоречия. То

есть, ученик

отмечает то, что

идет вразрез с его

знаниями и

убеждениями.

?

Перечисляются

непонятные

моменты, те, что

требуют уточнения

или вопросы,

возникшие по мере

прочтения текста.

4 этап: Рефлексия. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы

- Обсудите в парах, что у вас получилось

- Проверьте, что вы знаете?

- Новые факты для вас?

- Кто думал по-другому?

- Что было не понятно?

-Проговорите вслух усвоенное знание

- Мы с вами сегодня научились использовать приём «Insert» при работе с текстом.

Преимущества этого приёма заключаются в следующем (см. схему)

Итак, эффективных приемов для повышения мотивации учащихся очень много. Я

показала лишь некоторые из них.

На уроках русского языка важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с

положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на

дальнейшее обучение. Недаром французский писатель Анатоль Франс говорил: «Лучше

усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

В итоге мы пришли к таким выводам:

в работе с учащимися с низкой мотивацией к учению нужно соблюдать следующие

принципы обучения:

1.

уже на начальном этапе урока заинтересовывать детей темой урока;

2.

по мере возможности в игровой форме давать задания;

3.

если дети никак не усваивают тему, значит, учитель выбрал не ту технологию

обучения, не те приёмы и методы работы, не тот учебный материал;

4.

не ругать детей, а в доступной форме излагать материал, иногда даже повторно

объяснить тему урока;

5.

использовать юмор в общении с детьми;

6.

использовать индивидуальные, групповые формы обучения, а также работу в

парах.

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы

с неуспевающими школьниками:

1.

Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.

2.

Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.

3.

Не торопите его, научитесь ждать.

4.

Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в

изучаемую тему.

5.

Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им

однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье

– каждый индивидуально.

6.

Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно

добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.

7.

Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать

главное, изложить его, повторить, закрепить.

8.

Обобщение – главная составляющая любой методики.

9.

Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с

индивидуальной.

10.Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь,

расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

Карточка №1.

Распределить слова по три на три группы, так, чтобы в каждой было что-то общее:

орел, чешуя, бегать, перья, летать, рыба, шерсть, плавать, овца.

1.________________________________________________

2.________________________________________________

3.________________________________________________

Карточка №2

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.

В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их

учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака

пальма.

2)Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок) Посчитайте, сколько здесь ошибок.

Пруд ожил.

Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами.

Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл.

Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт у пруда.

Ошибки в задании могут быть самые разнообразные: будь то памятки на

морфологический разбор, пунктуация при при причастных и деепричастных оборотах и

т.д.

Карточка №3

Как хорошо ты выполняешь задания.

1. Прочитай всё, перед тем, как ты будешь делать что-то другое.

2. Напиши свое имя в правом верхнем углу.

3. Обведи кругом слово «имя» во втором предложении.

4. Нарисуй пять маленьких четырехугольников в левом верхнем углу этого листа.

5. Поставь Х (крестик) в каждом четырехугольнике.

6. Опиши круг вокруг каждого четырехугольника.

7. Поставь свою подпись под заголовком этого листа.

8. Рядом со своей подписью напиши три раза слово «нет».

9. Обведи кругом первое слово во втором предложении.

10. Поставь Х (крестик) в левом нижнем углу этой страницы.

11. Обведи этот крестик.

12. Переверни листок и умножь 25 на 4.

13. Обведи прямоугольником слово «лист» в 4-ом предложении.

14. Выкрикни громко свое имя.

15. Если ты выполнил все указания, скажи громко: «Я - супер».

16. Опять переверни листок и сложи 345 и 23.

17. Обведи в круг то число, которое у тебя получилось.

18. Громко сосчитай от 9 до 5.

19. Ну, сейчас, после того, как ты все прочитал, выполни только 2-ое задание и

отложи листок в сторону.

20. Когда ты закончил тест, спокойно посиди и посмотри, что делают все

остальные.

Карточка №4

1 этап Вызов: прочитайте, пожалуйста, внимательно текст.

Из чего построить дом? Если нам нужен дом для игры, мы быстро сообразим, как

его построить. Используем то, что под рукой. Возьмём стол или стул, накинем сверху

покрывало — вот уже можно забираться внутрь и играть! Но ведь и взрослые делают

примерно так же. Домá строят из того, что находится вокруг человека, что может дать

ему природа в той местности, где он живёт.

В такой лесной стране, как Россия, дома с древних времён строили из сосны, ели и

других деревьев. Название у такого русского дома из брёвен — избá. В избе два главных

места — печь-кормилица и напротив неё красный (то есть красивый) угол, где висели

иконы и стоял обеденный стол. Многие предметы в избе тоже сделаны из дерева: мебель,

посуда, игрушки. В деревянном доме тепло и дышится легко.

В Таилáнде и во Вьетнáме главный материал для строительства — травянистое

растение бамбýк. Бамбук быстро растёт, он лёгкий и прочный. Из него, как и из дерева,

можно сделать всё: посуду, водопроводные трубы, мебель, даже ковры. И крыша в

бамбуковом доме изготовлена из бамбуковых листьев.

А японцы строили дома… из рисовой бумаги; конечно, из специальной,

промасленной.Из неё делали перегородки внутри дома и одну из стен, которую можно

полностью убрать. Захотелось полюбоваться на сад — не нужно выглядывать в окно,

можно просто взять да убрать стену. А остальные стены, попрочнее, изготовлялись из

тонких деревянных планок. Такой лёгкий дом не причинял жильцам неприятностей в

случае землетрясений, которые в Японии бывают очень часто. Сейчас японцы

перебрались в современные дома, но традиционные бумажные жилища — минка —

очень берегут. И если на том месте, где нужно строить высокий дом, уже стоит

старинный домик, его аккуратно возьмут и переставят на крышу нового небоскрёба.

(По книге Ольги Колпаковой «Дома мира»)



В раздел образования