Автор: Буданова Анастасия Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №92" города Ярославля
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников.
Дата публикации: 19.04.2024
Раздел: дошкольное образование
“Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников”
Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня привлекает пристальное
внимание врачей, психологов педагогов.
Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства.
Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи.
Чтобы дети были здоровыми, необходимо научить их самих осознанному отно-
шению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жиз-
ни. Главная роль в этом принадлежит их родителям. Они обязаны заложить основы фи-
зического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
В Законе «Об образовании» сказано: «Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального раз-
вития личности ребенка».
Выработанные годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к
своему здоровью переносятся во взрослую жизнь, во вновь созданную семью. Поэтому
родителям необходимо с самого раннего возраста учить детей ценить, беречь и укреп-
лять здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни.
Приоритетным направлением духовного воспитания должно быть формирование
нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого
необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность,
смелость, оптимистическое отношение к жизни, способность чувствовать себя счастли-
вым, верить в собственные силы и доверять миру.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следу-
ющие основные знания, навыки и умения:
Умение правильно строить режим дня;
Знание правил личной гигиены;
Умение анализировать опасные ситуации;
Умение взаимодействовать с окружающей средой;
Знание основных частей тела и внутренних органов;
Понимание значения здорового образа жизни для личного здоровья, хоро-
шего самочувствия, успехов в учебе;
Знание основных правил рационального питания;
Понимание значений двигательной активности для развития здорового ор-
ганизма;
Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других
инфекционных заболеваний;
Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил
их использования;
Знать название лечебных учреждений, где возможно получить помощь в
случае болезни.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового об-
раза жизни:
Положительная динамика физического состояния ребенка;
Уменьшение заболеваемости;
Формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстника-
ми, родителями и другими людьми;
Снижение уровня тревожности и агрессивности.
Важно для сохранения здоровья развивать у ребенка способность рассматривать
себя и свое состояние со стороны. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание
совершенствоваться.
Таким образом, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка на самом первом
и главном этапе их жизненного пути, необходима планомерная и целенаправленная
работа в семье.