Автор: Хасанова Альфия Ренатовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ "Соловушка"
Населённый пункт: Саха (Якутия), г.Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: И.С.Бах Менуэт G-dur из нотной тетради «Анны Магдалены Бах»
Дата публикации: 17.04.2024
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская Хоровая Школа «Соловушка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «И.С.Бах Менуэт G-dur (из нотной тетради
«Анны Магдалены Бах»)»
Разработчик:
Преподаватель ДХШ Соловушка,
г.Нерюнгри
Хасанова А.Р.
2024г.
г.Нерюнгри
Тема методической разработки: «И.С.Бах Менуэт G-dur (из нотной тетради
«Анны Магдалены Бах»)»
С первых классов школы учащийся должен познакомиться со всеми
видами
полифонического
письма:
подголосочным,
контрастным
имитационным. А также овладеть элементарными навыками исполнения 2х,
а затем и 3х контрастных голосов в легких полифонических произведениях
различного характера.
С образцами баховской полифонии контрастного типа ученик начинает
знакомиться
по
пьесам
«Нотной
Тетради
Анны
Магдалены
Бах».
Характерным примером ее может служить Менуэт G-dur (№6 по изданию
избранных «12 маленьких пьес » из «Нотной тетради»). Очень важно начать
знакомство с менуэтом, рассказав об истории этого танца. Что поначалу его
танцевали крестьяне на своих редких праздниках, но со временем им
прониклись и высшие аристократические слои общества и еще очень долго
менуэт звучал на светских балах.
Как и в других сочинениях сборника, ведущий голос верхний; он
наиболее развит и индивидуализирован. Вместе с тем и второй – нижний -
голос
отнюдь
не
выполняет
лишь
роль
сопровождения.
Он
имеет
самостоятельную мелодическую линию, заключающую в себе, подобно
верхнему голосу, характерные жанровые черты танца. Нижний голос
дополняет верхний, придает общему движению более плавный характер. Как
и обычно контрастной полифонии И.С.Баха, нижний голос выходит на
первый план в местах остановок верхнего. Кое-где между голосами
возникают имитационные переклички.
Ученику легче понять содержание Менуэта и имеющиеся в нем
полифонические
задачи,
исходя
из
характера
танца.
Возникшие
художественные представления должны направить и определить собой всю
работу над изучением пьесы: подсказать требуемый звук, фразировку,
ритмику. Важно познакомить ученика с особенностями музыкального
строения многих менуэтов. Например, обратить внимание на репризную
форму менуэтов. Или напомнить начало ре-минорного менуэта, который
ученик
играл
классом
ранее,
в
котором
плавное
начало
мотива,
«устремляется» к сильной доли 2-го такта и следует мягкий спад звучности)
Таким
образом,
проводим
параллели
и
с
Менуэтом
G-dur
соответственно, разъясняя ученику и характер фразировки в менуэтах этого
типа (лиги, поставленные в менуэте).
Важно обратить внимание и на смену мажорного лада на минорный в
средней части и предложить ученику подчеркнуть это динамикой (р).
После того как ученик познакомится с особенностями строения танца,
ему становится понятной необходимость и мягкое исполнение начальных
восьмых, и небольшого выделения сильной доли 2-го такта, и легкого
звучания 2-х последующих долей. Он начинает понимать целесообразность
смены пальцев на двух последних четвертях 2-го такта – звуках соль (оба
соль часто играют первым пальцем, вследствие чего последняя четверть
становится «тяжелой»). При этом объясняя, что 2-ой палец слабее 1-го и
лучше справится со слабыми долями.
Легче осваиваются и приемы исполнения: «объединяющее» движение
к 5-му пальцу с постепенным подъемом запястья и последующее мягкое
«собирание» руки во втором такте к 1-му пальцу. Понимание характера
музыки дает также нужное представление о темпе исполнения: он должен
быть подвижным, но не быстрым, иначе исчезает присущая менуэту
плавность движения. Устремление мотива к кульминации во 2-ом такте этого
менуэта подготавливает понимание
баховских тем в его инвенциях,
начинающихся со слабого времени!
Наиболее
сложное
сочетание
голосов
имитационное
–
можно
представить как движение 2-х танцоров. Это обычно сразу же помогает
выявить индивидуальные черты каждого голоса и сохранить их при
исполнении их 2мя руками. При изучении Менуэта, помимо прочих методов
работы, полезно играть совместно с учеником, меняя поочередно партии
рук. Также помогает и игра нижнего голоса на октаву ниже. Прием смены
регистра способствует более явному слышанию нижнего голоса. Очень
важно отметить с учеником и торжественность баховских каденций, найти и
исполнить их, представляя звучание органа.
Работа над Менуэтом полезна не только для ознакомления с
контрастной полифонией и элементами имитационного письма. Она вводит в
область
старинной
танцевальной
музыки,
воспитывает
ритмическую
гибкость.
Список использованной литературы:
1.
Браудо И. « Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в
музыкальной школе». – М., 2001г.
2.
Калинина Н. «Клавирная музыка И.С.Баха в фортепианном классе». –
М., 2004г.
3.
Музыкальный энциклопедический словарь/Редактор Келдыш Г.В. – М.,
1991г.
4.
Петрушин В.И. «Музыкальная психология». – М, 1997г.
5.
3. Мартинсен К. К методике фортепианного обучения. Выдающиеся
пианисты – педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. /Л.,
1966.С.285-288/
6.
4. Нейгауз Г.»Об искусстве фортепианной игры»/М. «Музыка»
1987.С.112-115/
7.
5. Николаев А. Педагогические и исполнительские принципы. /М.,
1979.С.177-179,204-207./