Напоминание

И.С.Бах Менуэт G-dur из нотной тетради «Анны Магдалены Бах»


Автор: Хасанова Альфия Ренатовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ "Соловушка"
Населённый пункт: Саха (Якутия), г.Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: И.С.Бах Менуэт G-dur из нотной тетради «Анны Магдалены Бах»
Дата публикации: 17.04.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская Хоровая Школа «Соловушка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «И.С.Бах Менуэт G-dur (из нотной тетради

«Анны Магдалены Бах»)»

Разработчик:

Преподаватель ДХШ Соловушка,

г.Нерюнгри

Хасанова А.Р.

2024г.

г.Нерюнгри

Тема методической разработки: «И.С.Бах Менуэт G-dur (из нотной тетради

«Анны Магдалены Бах»)»

С первых классов школы учащийся должен познакомиться со всеми

видами

полифонического

письма:

подголосочным,

контрастным

имитационным. А также овладеть элементарными навыками исполнения 2х,

а затем и 3х контрастных голосов в легких полифонических произведениях

различного характера.

С образцами баховской полифонии контрастного типа ученик начинает

знакомиться

по

пьесам

«Нотной

Тетради

Анны

Магдалены

Бах».

Характерным примером ее может служить Менуэт G-dur (№6 по изданию

избранных «12 маленьких пьес » из «Нотной тетради»). Очень важно начать

знакомство с менуэтом, рассказав об истории этого танца. Что поначалу его

танцевали крестьяне на своих редких праздниках, но со временем им

прониклись и высшие аристократические слои общества и еще очень долго

менуэт звучал на светских балах.

Как и в других сочинениях сборника, ведущий голос верхний; он

наиболее развит и индивидуализирован. Вместе с тем и второй – нижний -

голос

отнюдь

не

выполняет

лишь

роль

сопровождения.

Он

имеет

самостоятельную мелодическую линию, заключающую в себе, подобно

верхнему голосу, характерные жанровые черты танца. Нижний голос

дополняет верхний, придает общему движению более плавный характер. Как

и обычно контрастной полифонии И.С.Баха, нижний голос выходит на

первый план в местах остановок верхнего. Кое-где между голосами

возникают имитационные переклички.

Ученику легче понять содержание Менуэта и имеющиеся в нем

полифонические

задачи,

исходя

из

характера

танца.

Возникшие

художественные представления должны направить и определить собой всю

работу над изучением пьесы: подсказать требуемый звук, фразировку,

ритмику. Важно познакомить ученика с особенностями музыкального

строения многих менуэтов. Например, обратить внимание на репризную

форму менуэтов. Или напомнить начало ре-минорного менуэта, который

ученик

играл

классом

ранее,

в

котором

плавное

начало

мотива,

«устремляется» к сильной доли 2-го такта и следует мягкий спад звучности)

Таким

образом,

проводим

параллели

и

с

Менуэтом

G-dur

соответственно, разъясняя ученику и характер фразировки в менуэтах этого

типа (лиги, поставленные в менуэте).

Важно обратить внимание и на смену мажорного лада на минорный в

средней части и предложить ученику подчеркнуть это динамикой (р).

После того как ученик познакомится с особенностями строения танца,

ему становится понятной необходимость и мягкое исполнение начальных

восьмых, и небольшого выделения сильной доли 2-го такта, и легкого

звучания 2-х последующих долей. Он начинает понимать целесообразность

смены пальцев на двух последних четвертях 2-го такта – звуках соль (оба

соль часто играют первым пальцем, вследствие чего последняя четверть

становится «тяжелой»). При этом объясняя, что 2-ой палец слабее 1-го и

лучше справится со слабыми долями.

Легче осваиваются и приемы исполнения: «объединяющее» движение

к 5-му пальцу с постепенным подъемом запястья и последующее мягкое

«собирание» руки во втором такте к 1-му пальцу. Понимание характера

музыки дает также нужное представление о темпе исполнения: он должен

быть подвижным, но не быстрым, иначе исчезает присущая менуэту

плавность движения. Устремление мотива к кульминации во 2-ом такте этого

менуэта подготавливает понимание

баховских тем в его инвенциях,

начинающихся со слабого времени!

Наиболее

сложное

сочетание

голосов

имитационное

можно

представить как движение 2-х танцоров. Это обычно сразу же помогает

выявить индивидуальные черты каждого голоса и сохранить их при

исполнении их 2мя руками. При изучении Менуэта, помимо прочих методов

работы, полезно играть совместно с учеником, меняя поочередно партии

рук. Также помогает и игра нижнего голоса на октаву ниже. Прием смены

регистра способствует более явному слышанию нижнего голоса. Очень

важно отметить с учеником и торжественность баховских каденций, найти и

исполнить их, представляя звучание органа.

Работа над Менуэтом полезна не только для ознакомления с

контрастной полифонией и элементами имитационного письма. Она вводит в

область

старинной

танцевальной

музыки,

воспитывает

ритмическую

гибкость.

Список использованной литературы:

1.

Браудо И. « Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в

музыкальной школе». – М., 2001г.

2.

Калинина Н. «Клавирная музыка И.С.Баха в фортепианном классе». –

М., 2004г.

3.

Музыкальный энциклопедический словарь/Редактор Келдыш Г.В. – М.,

1991г.

4.

Петрушин В.И. «Музыкальная психология». – М, 1997г.

5.

3. Мартинсен К. К методике фортепианного обучения. Выдающиеся

пианисты – педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. /Л.,

1966.С.285-288/

6.

4. Нейгауз Г.»Об искусстве фортепианной игры»/М. «Музыка»

1987.С.112-115/

7.

5. Николаев А. Педагогические и исполнительские принципы. /М.,

1979.С.177-179,204-207./



В раздел образования