Напоминание

Как можно объяснить значение слова?


Автор: Солтангишиева Анастасия Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ МО ГО "г.Каспийск" РД "КЦО "Школа №15 им. Героя Российской Федерации В.Г.Казанцева"
Населённый пункт: город Каспийск,Республики Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка по родному русскому языку
Тема: Как можно объяснить значение слова?
Дата публикации: 18.04.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект открытого урока русского родного языка. 2 класс

Тема урока: «Как можно объяснить значение слова?»

Цель: способствовать формированию лексического запаса языка; создать

условие для развития условий для развития умения наблюдать,

анализировать, сравнивать; развивать речь, память; воспитывать культуру

речи.

Планируемые результаты обучения:

расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности,

получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную

задачу; научатся договариваться и приходить к общему решению.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы

Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.

Ход урока

I.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось

бы начать стихотворением.

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

- Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на

вашу активную работу на уроке

У вас на столах лежит солнышко и облачко, покажите какое у вас

настроение?

II. Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.

- Откройте тетрадки и запишите число. Классная работа.

А начнем мы урок с минутки орфографии.

-Запиши слова в алфавитном порядке,поставьте в них знак ударения.

Заяц, , корова., лисица, медведь, собака

-Проверим, как вы написали словарные слова.

- Остальные, обменяйтесь с соседом по парте

тетрадями и проверьте работу друг друга,

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.

Игра «Отгадай слово»

Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в

сказках. (Лиса)

Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Корова)

Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках

она воровка. (Сорока)

- Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как

это домашнее животное. Или сорока, так как это птица)

- Загадайте любое животное и опишите его.

- Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно

обозначает)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как можно

объяснить значение слова.

IV. Работа над темой урока.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.98, прочитайте название раздела

1) Упр. 1, стр. 98

- Прочитайте предложения.

- Понятны ли тебе значения выделенных слов? (Швейцар, трюмо,

драпировка)

- В каком словаре можно узнать значение незнакомого слова?

2) Слово учителя

- Узнать значение незнакомого слова можно в толковом словаре, в

котором дается объяснение значения слова и приводятся примеры его

употребления:

Швейцар – человек, обязанностью которого является встреча

посетителей у входной двери. Старый швейцар.

Трюмо – большое стоячее зеркало. Красивое трюмо.

Драпировка – занавеска, ткань, которая спускается большими

складками. Темная драпировка.

V.Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

VI. Продолжение работы над темой урока.

1) Упр. 2, стр. 99

Работа в паре.

- Запишите слова, значения которых приведены ниже.

- Приведите примеры употребления этих слов.

2) Слова педагога

- При объяснении значения слова можно воспользоваться 1 способом

перечисления:назвать предметы, которые именуются данным словом.

Например, чтобы объяснить, что такое цитрусовые, можно просто

перечислить фрукты, которые относятся к этой группе:

Цитрусовые – это апельсины, мандарины, лимоны.

- Иногда для объяснения значения слова пользуются 2 описательным

способом. Например:

Дирижер – тот, кто управляет хором или оркестром.

- Иногда для того, чтобы объяснить, уточнить значение слова, можно

просто подобрать к нему синонимы. Например:

Зодчий – архитектор;

Чуткий (человек) – отзывчивый, внимательный, сердечный.

3) Упр. 3, стр. 100 (письменно)

- Попробуйте устно объяснить значение данных слов с помощью

перечисления.

Насекомые – это муха,комар,…

Явления природы – это снегопад,гололед,….

Транспорт – это машина,трактор,….

Бытовая техника – это микроволновка,чайник,….

4) Упр. 4, стр. 100 (Устно)

Спортивный инвентарь – это то, что …

Домашние животные – это такие животные, которые …

Школьные принадлежности – это то, чем пользуются …

Здоровый – тот, кто …

Головные уборы – это то, что …

5) Слово педагога.

- Есть еще один способ объяснить значение слова: нужно найти слово,

от которого оно образовано.

Это родственное слово поможет нам понять значение слова

данного. Например:

Запеть – начать петь;

Бантик – маленький бант.

VII. Рефлексия.

Упр.5, стр.100-101(Устно)

- Рассмотрите иллюстрации. Попробуйте своими словами объяснить,

что такое перрон, маяк.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя сегодня похвалили?

- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше

отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока.

Вот и подошел к концу наш урок.

Итак, ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- На экране вы видите фразы, вам нужно выбрать одну

и закончить её.

На уроке я работал ...

Своей работой я ...

Урок показался мне ...

За урок я ...

Материал урока был для меня ...

С каким настроением заканчиваем урок?

- Покажите с помощью солнышка или облачка.

Домашнее задание.

-Найдите в толковом словарике учебника 3 слова,

значение которых вы захотели бы узнать или

уточнить, спишите эти словарные статьи.

- Спасибо за урок.



В раздел образования