Автор: Солтангишиева Анастасия Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ МО ГО "г.Каспийск" РД "КЦО "Школа №15 им. Героя Российской Федерации В.Г.Казанцева"
Населённый пункт: город Каспийск,Республики Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка по родному русскому языку
Тема: Как можно объяснить значение слова?
Дата публикации: 18.04.2024
Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока русского родного языка. 2 класс
Тема урока: «Как можно объяснить значение слова?»
Цель: способствовать формированию лексического запаса языка; создать
условие для развития условий для развития умения наблюдать,
анализировать, сравнивать; развивать речь, память; воспитывать культуру
речи.
Планируемые результаты обучения:
расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности,
получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную
задачу; научатся договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.
Ход урока
I.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Наш урок мне хотелось
бы начать стихотворением.
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
- Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на
вашу активную работу на уроке
У вас на столах лежит солнышко и облачко, покажите какое у вас
настроение?
II. Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.
- Откройте тетрадки и запишите число. Классная работа.
А начнем мы урок с минутки орфографии.
-Запиши слова в алфавитном порядке,поставьте в них знак ударения.
Заяц, , корова., лисица, медведь, собака
-Проверим, как вы написали словарные слова.
- Остальные, обменяйтесь с соседом по парте
тетрадями и проверьте работу друг друга,
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.
Игра «Отгадай слово»
Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в
сказках. (Лиса)
Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Корова)
Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках
она воровка. (Сорока)
- Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как
это домашнее животное. Или сорока, так как это птица)
- Загадайте любое животное и опишите его.
- Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно
обозначает)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как можно
объяснить значение слова.
IV. Работа над темой урока.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.98, прочитайте название раздела
1) Упр. 1, стр. 98
- Прочитайте предложения.
- Понятны ли тебе значения выделенных слов? (Швейцар, трюмо,
драпировка)
- В каком словаре можно узнать значение незнакомого слова?
2) Слово учителя
- Узнать значение незнакомого слова можно в толковом словаре, в
котором дается объяснение значения слова и приводятся примеры его
употребления:
Швейцар – человек, обязанностью которого является встреча
посетителей у входной двери. Старый швейцар.
Трюмо – большое стоячее зеркало. Красивое трюмо.
Драпировка – занавеска, ткань, которая спускается большими
складками. Темная драпировка.
V.Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VI. Продолжение работы над темой урока.
1) Упр. 2, стр. 99
Работа в паре.
- Запишите слова, значения которых приведены ниже.
- Приведите примеры употребления этих слов.
2) Слова педагога
- При объяснении значения слова можно воспользоваться 1 способом
перечисления:назвать предметы, которые именуются данным словом.
Например, чтобы объяснить, что такое цитрусовые, можно просто
перечислить фрукты, которые относятся к этой группе:
Цитрусовые – это апельсины, мандарины, лимоны.
- Иногда для объяснения значения слова пользуются 2 описательным
способом. Например:
Дирижер – тот, кто управляет хором или оркестром.
- Иногда для того, чтобы объяснить, уточнить значение слова, можно
просто подобрать к нему синонимы. Например:
Зодчий – архитектор;
Чуткий (человек) – отзывчивый, внимательный, сердечный.
3) Упр. 3, стр. 100 (письменно)
- Попробуйте устно объяснить значение данных слов с помощью
перечисления.
Насекомые – это муха,комар,…
Явления природы – это снегопад,гололед,….
Транспорт – это машина,трактор,….
Бытовая техника – это микроволновка,чайник,….
4) Упр. 4, стр. 100 (Устно)
Спортивный инвентарь – это то, что …
Домашние животные – это такие животные, которые …
Школьные принадлежности – это то, чем пользуются …
Здоровый – тот, кто …
Головные уборы – это то, что …
5) Слово педагога.
- Есть еще один способ объяснить значение слова: нужно найти слово,
от которого оно образовано.
Это родственное слово поможет нам понять значение слова
данного. Например:
Запеть – начать петь;
Бантик – маленький бант.
VII. Рефлексия.
Упр.5, стр.100-101(Устно)
- Рассмотрите иллюстрации. Попробуйте своими словами объяснить,
что такое перрон, маяк.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя сегодня похвалили?
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше
отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока.
Вот и подошел к концу наш урок.
Итак, ребята, какую цель мы ставили в начале урока?
- На экране вы видите фразы, вам нужно выбрать одну
и закончить её.
На уроке я работал ...
Своей работой я ...
Урок показался мне ...
За урок я ...
Материал урока был для меня ...
С каким настроением заканчиваем урок?
- Покажите с помощью солнышка или облачка.
Домашнее задание.
-Найдите в толковом словарике учебника 3 слова,
значение которых вы захотели бы узнать или
уточнить, спишите эти словарные статьи.
- Спасибо за урок.