Автор: Хасанова Альфия Ренатовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ "Соловушка"
Населённый пункт: Саха (Якутия), г.Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: К. Черни – Гермер этюд №23, ч.I, Соль-мажор
Дата публикации: 19.04.2024
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская Хоровая Школа «Соловушка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «К. Черни – Гермер этюд №23, ч.I, Соль – мажор»
Разработчик:
Преподаватель ДХШ Соловушка,
г.Нерюнгри
Хасанова А.Р.
2024г.
г.Нерюнгри
Тема методической разработки:
К. Черни – Гермер этюд №23, ч.I, Соль- мажор
Для
успешного
развития
ученика
необходимо
систематическое
исполнение этюдов. Мы прекрасно знаем, что этюд - это техническая пьеса, в
которой приобретается определенный навык игры, эдакая техническая
формула, используемая впоследствии в других произведениях.
Нельзя забывать, что технические задачи обязательно сочетаются с
задачами музыкальными. Таким образом, достижение беглости в этюде – это
не цель, а средство для выразительного и красивого исполнения сочинения.
Поэтому, помимо обычного разбора нотного текста (его построения и
фразировки), полезно проделать технический разбор
слагаемых фактуры
произведения. Например, распознаем гаммообразные пассажи (вспоминая
аппликатуру этой тональности), также арпеджио (играя «аккордовые
экстракты» (термин Г. Нейгауза)), аккордовую фактуру и т.д.
Именно таким важным элементам, как гаммы и арпеджио необходимо
уделять в младших и средних классах школы. В первую очередь, в работе над
ними используются этюды К. Черни. Особенно полезны они для тренировки
гамм, им он придавал огромное значение. Многие этюды не только
конструктивны, но и не лишены художественных достоинств.
Примером такого этюда может служить №23 из I
тетради под
редакцией Гермера.
Этюд – скерцо по характеру и разнообразен по фактуре. Он
подготавливает не только к гаммам и арпеджио, но и к аккордам и трели.
Первый пассаж в партии правой руки полезен для ясного исполнения 3-
го и 4-го звуков четырехзвучного арпеджио. Не зря Черни для отчетливого
звучания использует стаккато, способствующего развитию активности
пальцев.
Очень важно обратить внимание учащегося и на сильное и слабое время
в такте. Это нужно для понимания того, что начало мотивов в обеих партиях
начинаются со 2-ой восьмой, то есть со слабого времени. Их надо начинать
«из ниоткуда».
Гаммы в этюде даны в виде небольших отрезков:
Важно понять из позиционное строение, для этого играем с цезурами
(иначе с «запятыми») для более ясного понимания.
Таким же образом, в тактах 23-24 важно расставить «поворотные
точки» (термин А. Алексеева) в момент смены движения.
Аккорды (staccato
восьмых) необходимо играть легко и остро, а
четвертями и половинными – играть с полным погружением, ощущая
оркестровое «tutti». Предварительно необходимо поиграть аккорды в левой
«туда - сюда» не глядя, чтобы «высвободить» взгляд для партии правой руки.
Этюд должен прозвучать очень жизнерадостно и ритмически упруго.
Для этого в начале работы, после проигрывания педагогом, не помешает дать
этюду программное название. Например, «Марш», что даст учащемуся
дополнительный образный ряд. Такое же название мы дали и этюду А.
Гедике Соль мажор ор.36, №26. Чаще всего эти этюды - марши любят играть
мальчики.
Эта пьеса должна быть «обязательным этюдом» в репертуаре каждого
учащегося, так как включает в себя множество технических формул. К
обязательным из первой тетради можно отнести можно отнести этюды: №1,
15 - 17, 32, 43, 50.
Список используемой литературы:
1. Гольденвейзер А. Мастер советской пианистической школы. Сборник
статей. /М., 1966.С 65-67/
2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной
игре. /М., 1961.С.112-115/
3. Мартинсен К. К методике фортепианного обучения. Выдающиеся
пианисты – педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. /Л.,
1966.С.285-288/
4. Нейгауз Г.»Об искусстве фортепианной игры»/М. «Музыка» 1987.С.112-
115/
5. Николаев А. Педагогические и исполнительские принципы. /М.,
1979.С.177-179,204-207./
6. Терентьева Н. «Карл Черни и его этюды» /Санкт-Петербург «Композитор»
– 1999 .С.67-69/