Напоминание

К. Черни – Гермер этюд №23, ч.I, Соль-мажор


Автор: Хасанова Альфия Ренатовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ "Соловушка"
Населённый пункт: Саха (Якутия), г.Нерюнгри
Наименование материала: методическая разработка
Тема: К. Черни – Гермер этюд №23, ч.I, Соль-мажор
Дата публикации: 19.04.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская Хоровая Школа «Соловушка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «К. Черни – Гермер этюд №23, ч.I, Соль – мажор»

Разработчик:

Преподаватель ДХШ Соловушка,

г.Нерюнгри

Хасанова А.Р.

2024г.

г.Нерюнгри

Тема методической разработки:

К. Черни – Гермер этюд №23, ч.I, Соль- мажор

Для

успешного

развития

ученика

необходимо

систематическое

исполнение этюдов. Мы прекрасно знаем, что этюд - это техническая пьеса, в

которой приобретается определенный навык игры, эдакая техническая

формула, используемая впоследствии в других произведениях.

Нельзя забывать, что технические задачи обязательно сочетаются с

задачами музыкальными. Таким образом, достижение беглости в этюде – это

не цель, а средство для выразительного и красивого исполнения сочинения.

Поэтому, помимо обычного разбора нотного текста (его построения и

фразировки), полезно проделать технический разбор

слагаемых фактуры

произведения. Например, распознаем гаммообразные пассажи (вспоминая

аппликатуру этой тональности), также арпеджио (играя «аккордовые

экстракты» (термин Г. Нейгауза)), аккордовую фактуру и т.д.

Именно таким важным элементам, как гаммы и арпеджио необходимо

уделять в младших и средних классах школы. В первую очередь, в работе над

ними используются этюды К. Черни. Особенно полезны они для тренировки

гамм, им он придавал огромное значение. Многие этюды не только

конструктивны, но и не лишены художественных достоинств.

Примером такого этюда может служить №23 из I

тетради под

редакцией Гермера.

Этюд – скерцо по характеру и разнообразен по фактуре. Он

подготавливает не только к гаммам и арпеджио, но и к аккордам и трели.

Первый пассаж в партии правой руки полезен для ясного исполнения 3-

го и 4-го звуков четырехзвучного арпеджио. Не зря Черни для отчетливого

звучания использует стаккато, способствующего развитию активности

пальцев.

Очень важно обратить внимание учащегося и на сильное и слабое время

в такте. Это нужно для понимания того, что начало мотивов в обеих партиях

начинаются со 2-ой восьмой, то есть со слабого времени. Их надо начинать

«из ниоткуда».

Гаммы в этюде даны в виде небольших отрезков:

Важно понять из позиционное строение, для этого играем с цезурами

(иначе с «запятыми») для более ясного понимания.

Таким же образом, в тактах 23-24 важно расставить «поворотные

точки» (термин А. Алексеева) в момент смены движения.

Аккорды (staccato

восьмых) необходимо играть легко и остро, а

четвертями и половинными – играть с полным погружением, ощущая

оркестровое «tutti». Предварительно необходимо поиграть аккорды в левой

«туда - сюда» не глядя, чтобы «высвободить» взгляд для партии правой руки.

Этюд должен прозвучать очень жизнерадостно и ритмически упруго.

Для этого в начале работы, после проигрывания педагогом, не помешает дать

этюду программное название. Например, «Марш», что даст учащемуся

дополнительный образный ряд. Такое же название мы дали и этюду А.

Гедике Соль мажор ор.36, №26. Чаще всего эти этюды - марши любят играть

мальчики.

Эта пьеса должна быть «обязательным этюдом» в репертуаре каждого

учащегося, так как включает в себя множество технических формул. К

обязательным из первой тетради можно отнести можно отнести этюды: №1,

15 - 17, 32, 43, 50.

Список используемой литературы:

1. Гольденвейзер А. Мастер советской пианистической школы. Сборник

статей. /М., 1966.С 65-67/

2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной

игре. /М., 1961.С.112-115/

3. Мартинсен К. К методике фортепианного обучения. Выдающиеся

пианисты – педагоги о фортепианном искусстве. Сборник статей. /Л.,

1966.С.285-288/

4. Нейгауз Г.»Об искусстве фортепианной игры»/М. «Музыка» 1987.С.112-

115/

5. Николаев А. Педагогические и исполнительские принципы. /М.,

1979.С.177-179,204-207./

6. Терентьева Н. «Карл Черни и его этюды» /Санкт-Петербург «Композитор»

– 1999 .С.67-69/



В раздел образования