Напоминание

Организация внеурочной деятельности в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» в рамках реализации ФГОС ОВЗ


Автор: Левинская Лилия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеурочной деятельности в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» в рамках реализации ФГОС ОВЗ
Дата публикации: 19.04.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Организация внеурочной деятельности

в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

в рамках реализации ФГОС ОВЗ

Левинская Лилия Петровна,

учитель начальных классов

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

г. Абакан

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Детям с нарушениями слуха сложно адаптироваться в новой

обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти

работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому

таких

детей

необходимо

поддерживать,

направлять,

давать

возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём

вовлечения учащихся в активную внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-

воспитательного

процесса

и

одной

из

форм

организации

свободного

времени

учащихся.

Внеурочная

деятельность

понимается преимущественно как деятельность, организуемая во

внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в

содержательном

досуге,

их

участии

в

самоуправлении

и

общественно полезной деятельности.

Целью внеурочной деятельности

Полноценное и активное развитие личности учащихся при

условии перспективы личностного роста, присвоение им системы

знаний и практических навыков, умений и действий, направленных

на его самопозиционирование в современном обществе, как

человека

с

равными

и

альтернативными

возможностями,

обеспечение

полноты

и

цельности

образования

личности,

основанной

на

взаимосвязи

и

преемственности

общего

и

дополнительного образования.

Задачи внеурочной деятельности можно представить следующие:

-

определить

основные

направления

и

ценностные

основы

воспитания и социализации обучающихся;

- отработать механизм, обеспечивающий выбор обучающимся

внеурочных

занятий

в

соответствии

с

их

интересами

и

способностями;

- формировать нравственные основы социализации личности в

среде слышащих на основе традиционных ценностей российского

общества;

-

воспитывать

чувство

гражданственности

и

приобщения

к

духовным ценностям своего Отечества, уважение к истории,

культуре своей страны, сохранение народных традиций и обычаев;

- воспитывать любовь к природе, потребности в ее защите от

негативных воздействий;

- формировать потребности у обучающихся

в здоровом образе

жизни, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих

нормальному образу жизни;

-

определить критерии оценки эффективности воспитательных

воздействий в рамках внеурочной деятельности

в школе -

интернате.

Внеурочная

деятельность

включает

коррекционно-

развивающую область

Формирование речевого слуха и произносительной стороны

устной речи (индивидуальные занятия).

Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные

занятия).

Музыкально - ритмические занятия (фронтальные занятия).

Задачи коррекционной работы

обучение воспитанников с нарушениями слуховой функции

нормам речевого общения, полноценному использованию

речевого общения как средства познания, самопознания,

эмоционального и речевого развития;

формирование навыков ведения диалога с любым членом

коллектива, с учителями и воспитателями, со слышащими

сверстниками; развитие общительности, преодоление страха

общения;

формирование потребности школьников младшего возраста в

общении со взрослыми, обеспечение не только общения на

формальной,

деловой

основе,

но

и

межличностного,

неформального

общения

на

позитивной

эмоциональной

основе, когда взрослый выступает как источник интересных

знаний, умений, проявляет душевное тепло и дружеское

участие.

Внеурочная деятельность обучающихся с нарушениями слуха

разрабатывается по вариантам и организуется по следующим

направлениям:

Направления развития личности внеурочной деятельности

в вариантах 1.2.и 2.2.

общеинтеллектуальное

спортивно – оздоровительное

духовно- нравственное

социальное

общекультурное

Направления развития личности внеурочной деятельности в

вариантах: 1.3., 1.4., 2.3.

спортивно – оздоровительное

духовно- нравственное

социальное

общекультурное

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

обеспечивает

присвоение

обучающимися

с

ограниченными

возможностями

здоровья

системы

ценностей,

получение

обучающимися

опыта

определения

актуальных

для

них

смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта

разрешения нравственных проблем на основе морального выбора,

опыта

индивидуального

и

совместного

смыслопорождения,

смыслообразования и смыслостроительства.

Общекультурное направление внеурочной деятельности

предполагает формирование у обучающихся с ограниченными

возможностями

здоровья

способностей

к

ориентировке

в

пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная

культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также

предполагает

освоение

обучающимися

этических

норм,

эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности

по

данному

направлению

имеют

своей

целью

развитие

у

обучающихся умений организации деятельности в бытовой и

культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные

отношения, овладение навыками культурного общения.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности

предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных

умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных

задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных,

формирование у обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья

способностей

наблюдать,

сравнивать,

обобщать,

устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы,

формирование

пространственных

представлений,

пространственного воображения, умений рассуждать.

Социальное направление внеурочной деятельности

предполагает направленность на развитие у обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья навыков общения со

сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение

обучающихся в процессы преобразования окружающей среды,

присвоение и отработку ими различных социальных ролей,

приобщение

к

ценностям

гражданственности,

социальной

солидарности, развитие умений принимать групповые нормы.

Реализация программу курсов внеурочной деятельности в рамках

социального

направления

будет

направлена

на

обеспечение

условий

интеграции

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья в общество.

Спортивно-оздоровительное

направление внеурочной деятельности предполагает приобщение

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

к

ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и

потребностей в бережном отношении к собственному здоровью,

создание

условий

для

сохранения

и

укрепления

здоровья

обучающихся,

формирование

умений

использовать

средства

физической культуры и спорта в организации здорового образа

жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся

в

спортивно-зрелищные

мероприятия

(турниры,

марафоны,

спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами)

Результатом

освоения

программы

внеурочной

занятости

является:

1.Освоение

младшими

школьниками

трех

уровней

образовательных результатов:

- первый уровень - приобретение школьниками социальных

знаний (обобществленных нормах, об устройствах общества, о

социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в

обществе и т.п.), понимание реальности и повседневности жизни.

Для

достижения

данного

уровня

особое

значение

имеет

взаимодействие ученика со своими педагогами (в основном и

дополнительном образовании) как значимыми для него носителями

социальных знаний и опыта;

-

второй

уровень

-

развитие

позитивного

отношения

школьника к базовым общественным ценностям (человек, семья,

отечество, природа, мир, труд, культура, здоровье), ценностного

отношения к социальной реальности в целом. Для достижения

данного уровня результатов особое значение имеет равноправное

взаимодействие школьников с другими школьниками на уровне

класса, школы-интерната, то есть в защищенной, дружественной

ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде

ребенок

получает

(или

не

получает)

первое

практическое

подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их

ценить (или отвергать);

- третий уровень результатов

- накопление школьником

опыта самостоятельного социального действия. Для достижения

данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие

школьников с социальными субъектами за пределами школы-

интерната,

в

открытой

общественной

среде.

Только

в

самостоятельном социальном действии дети становятся деятелями,

гражданами, свободными людьми.

Права и обязанности участников внеурочной деятельности.

Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с

учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных

представителей)

путем

анкетирования

обучающихся

и

родителей (законных представителей).

Участниками

внеурочной

деятельности

являются

обучающиеся

школы-интерната,

их

родители

(законные

представители), педагогические работники.

С

планом

внеурочной

деятельности

должны

быть

ознакомлены все участники образовательных отношений

(обучающиеся,

родители

(законные

представители)

несовершеннолетних

обучающихся,

педагогические

работники).

Требования к структуре рабочей программы внеурочной

деятельности.

Программа

внеурочной

деятельности

включает

в

себя

следующие обязательные разделы:

Титульный лист

Пояснительную записку

Основное содержание

Ожидаемые результаты

Учебно-методический план

Ресурсное обеспечение

Список литературы

Общие правила разработки

Титульный лист содержит информацию:

название ОО;

название программы;

направление развития личности школьника (спортивно-

оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное);

класс;

составитель и его квалификационная категория;

учебный год;

Пояснительная записка раскрывает:

нормативно-правовую базу;

назначение программы;

актуальность и перспективность курса;

возрастную группу учащихся, на которых ориентированы

занятия;

объём часов, отпущенных на занятия;

продолжительность одного занятия;

цели и задачи реализации программы.

Основное содержание курса содержит

перечень

основных

разделов

программы

с

указанием

отпущенных на их реализацию часов;

перечень

универсальных

действий,

которые

развивает

прохождение данного раздела программы;

Учебно-методический план содержит:

разделы программы, темы занятий, даты,

описание примерного содержания занятий со школьниками

(из описания должно быть видно, на достижение какого

уровня результатов направлены определённые занятия)

Ресурсное обеспечение:

Использование

в

воспитательном

процессе

средств

ИКТ

направлено на интенсификацию процесса обучения и воспитания.

Развитие личности – важнейшая задача современного образования

и

психологическая

готовность

к

жизни

в

информационном

обществе,

начальная

компьютерная

грамотность,

культура

использования персонального компьютера сейчас необходимы

каждому человеку независимо от профессии.

Организация внеурочной деятельности.

В начале учебного года формируются группы для проведения

занятий внеурочной деятельности, составляется расписание,

утверждается режим работы школы-интерната по внеурочной

деятельности на учебный год.

Какое количество часов отводится на организацию внеурочной

деятельности?

Формы организации образовательного процесса, чередование

учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации

основной образовательной программы начального общего

образования

определяет

образовательное

учреждение.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их

количество

в

неделю

определяется

приказом

общеобразовательного учреждения

Часы,

отведенные

на

внеурочную

деятельность,

не

учитываются при определении максимально допустимой

учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для

финансирования

Количество часов на класс составляет:

Программа 1.2-3 часа, 1 класс, 2 класс

Программа 1.4-2 часа, 1 класс, 2 класс

Программа 2.2-4 часа, 1 класс, 2 класс

Программа 2.3-2 часа, 1 класс, 2 класс

Программа 1.3-2 часа, 1 класс. 2 класс

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются

по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных

форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых

столов,

конференций,

КВНов,

викторин,

праздничных

мероприятий, классных часов, школьных олимпиад, соревнований,

поисковых исследований и т.д. Посещая кружки и секции,

обучающиеся

прекрасно

адаптируются

в

среде

сверстников,

благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается

материал.

На занятиях

руководители

стараются

раскрыть

у

обучающихся такие способности, как организаторские, творческие,

музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии

младших школьников. В период летних каникул для продолжения

внеурочной деятельности используются возможности организации

отдыха детей в оздоровительном лагере «Багульник».

Педагоги «Школы-интерната для детей с нарушениями слуха»

постоянно совершенствует систему внеурочной деятельности,

расширяя разнообразие кружков, что сказывается положительно на

занятости

обучающихся

во

внеурочное

время,

тем

самым

способствуя социализации личности.



В раздел образования