Автор: Левинская Лилия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"
Населённый пункт: г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеурочной деятельности в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» в рамках реализации ФГОС ОВЗ
Дата публикации: 19.04.2024
Раздел: начальное образование
Организация внеурочной деятельности
в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
в рамках реализации ФГОС ОВЗ
Левинская Лилия Петровна,
учитель начальных классов
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
г. Абакан
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Детям с нарушениями слуха сложно адаптироваться в новой
обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти
работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому
таких
детей
необходимо
поддерживать,
направлять,
давать
возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём
вовлечения учащихся в активную внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-
воспитательного
процесса
и
одной
из
форм
организации
свободного
времени
учащихся.
Внеурочная
деятельность
понимается преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в
содержательном
досуге,
их
участии
в
самоуправлении
и
общественно полезной деятельности.
Целью внеурочной деятельности
Полноценное и активное развитие личности учащихся при
условии перспективы личностного роста, присвоение им системы
знаний и практических навыков, умений и действий, направленных
на его самопозиционирование в современном обществе, как
человека
с
равными
и
альтернативными
возможностями,
обеспечение
полноты
и
цельности
образования
личности,
основанной
на
взаимосвязи
и
преемственности
общего
и
дополнительного образования.
Задачи внеурочной деятельности можно представить следующие:
-
определить
основные
направления
и
ценностные
основы
воспитания и социализации обучающихся;
- отработать механизм, обеспечивающий выбор обучающимся
внеурочных
занятий
в
соответствии
с
их
интересами
и
способностями;
- формировать нравственные основы социализации личности в
среде слышащих на основе традиционных ценностей российского
общества;
-
воспитывать
чувство
гражданственности
и
приобщения
к
духовным ценностям своего Отечества, уважение к истории,
культуре своей страны, сохранение народных традиций и обычаев;
- воспитывать любовь к природе, потребности в ее защите от
негативных воздействий;
- формировать потребности у обучающихся
в здоровом образе
жизни, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих
нормальному образу жизни;
-
определить критерии оценки эффективности воспитательных
воздействий в рамках внеурочной деятельности
в школе -
интернате.
Внеурочная
деятельность
включает
коррекционно-
развивающую область
Формирование речевого слуха и произносительной стороны
устной речи (индивидуальные занятия).
Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные
занятия).
Музыкально - ритмические занятия (фронтальные занятия).
Задачи коррекционной работы
обучение воспитанников с нарушениями слуховой функции
нормам речевого общения, полноценному использованию
речевого общения как средства познания, самопознания,
эмоционального и речевого развития;
формирование навыков ведения диалога с любым членом
коллектива, с учителями и воспитателями, со слышащими
сверстниками; развитие общительности, преодоление страха
общения;
формирование потребности школьников младшего возраста в
общении со взрослыми, обеспечение не только общения на
формальной,
деловой
основе,
но
и
межличностного,
неформального
общения
на
позитивной
эмоциональной
основе, когда взрослый выступает как источник интересных
знаний, умений, проявляет душевное тепло и дружеское
участие.
Внеурочная деятельность обучающихся с нарушениями слуха
разрабатывается по вариантам и организуется по следующим
направлениям:
Направления развития личности внеурочной деятельности
в вариантах 1.2.и 2.2.
общеинтеллектуальное
спортивно – оздоровительное
духовно- нравственное
социальное
общекультурное
Направления развития личности внеурочной деятельности в
вариантах: 1.3., 1.4., 2.3.
спортивно – оздоровительное
духовно- нравственное
социальное
общекультурное
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
обеспечивает
присвоение
обучающимися
с
ограниченными
возможностями
здоровья
системы
ценностей,
получение
обучающимися
опыта
определения
актуальных
для
них
смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта
разрешения нравственных проблем на основе морального выбора,
опыта
индивидуального
и
совместного
смыслопорождения,
смыслообразования и смыслостроительства.
Общекультурное направление внеурочной деятельности
предполагает формирование у обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
способностей
к
ориентировке
в
пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная
культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также
предполагает
освоение
обучающимися
этических
норм,
эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности
по
данному
направлению
имеют
своей
целью
развитие
у
обучающихся умений организации деятельности в бытовой и
культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные
отношения, овладение навыками культурного общения.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности
предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных
умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных
задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных,
формирование у обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
способностей
наблюдать,
сравнивать,
обобщать,
устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы,
формирование
пространственных
представлений,
пространственного воображения, умений рассуждать.
Социальное направление внеурочной деятельности
предполагает направленность на развитие у обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья навыков общения со
сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение
обучающихся в процессы преобразования окружающей среды,
присвоение и отработку ими различных социальных ролей,
приобщение
к
ценностям
гражданственности,
социальной
солидарности, развитие умений принимать групповые нормы.
Реализация программу курсов внеурочной деятельности в рамках
социального
направления
будет
направлена
на
обеспечение
условий
интеграции
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья в общество.
Спортивно-оздоровительное
направление внеурочной деятельности предполагает приобщение
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
к
ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и
потребностей в бережном отношении к собственному здоровью,
создание
условий
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
обучающихся,
формирование
умений
использовать
средства
физической культуры и спорта в организации здорового образа
жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся
в
спортивно-зрелищные
мероприятия
(турниры,
марафоны,
спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами)
Результатом
освоения
программы
внеурочной
занятости
является:
1.Освоение
младшими
школьниками
трех
уровней
образовательных результатов:
- первый уровень - приобретение школьниками социальных
знаний (обобществленных нормах, об устройствах общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т.п.), понимание реальности и повседневности жизни.
Для
достижения
данного
уровня
особое
значение
имеет
взаимодействие ученика со своими педагогами (в основном и
дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
социальных знаний и опыта;
-
второй
уровень
-
развитие
позитивного
отношения
школьника к базовым общественным ценностям (человек, семья,
отечество, природа, мир, труд, культура, здоровье), ценностного
отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет равноправное
взаимодействие школьников с другими школьниками на уровне
класса, школы-интерната, то есть в защищенной, дружественной
ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде
ребенок
получает
(или
не
получает)
первое
практическое
подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их
ценить (или отвергать);
- третий уровень результатов
- накопление школьником
опыта самостоятельного социального действия. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников с социальными субъектами за пределами школы-
интерната,
в
открытой
общественной
среде.
Только
в
самостоятельном социальном действии дети становятся деятелями,
гражданами, свободными людьми.
Права и обязанности участников внеурочной деятельности.
Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей)
путем
анкетирования
обучающихся
и
родителей (законных представителей).
Участниками
внеурочной
деятельности
являются
обучающиеся
школы-интерната,
их
родители
(законные
представители), педагогические работники.
С
планом
внеурочной
деятельности
должны
быть
ознакомлены все участники образовательных отношений
(обучающиеся,
родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогические
работники).
Требования к структуре рабочей программы внеурочной
деятельности.
Программа
внеурочной
деятельности
включает
в
себя
следующие обязательные разделы:
Титульный лист
Пояснительную записку
Основное содержание
Ожидаемые результаты
Учебно-методический план
Ресурсное обеспечение
Список литературы
Общие правила разработки
Титульный лист содержит информацию:
название ОО;
название программы;
направление развития личности школьника (спортивно-
оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное);
класс;
составитель и его квалификационная категория;
учебный год;
Пояснительная записка раскрывает:
нормативно-правовую базу;
назначение программы;
актуальность и перспективность курса;
возрастную группу учащихся, на которых ориентированы
занятия;
объём часов, отпущенных на занятия;
продолжительность одного занятия;
цели и задачи реализации программы.
Основное содержание курса содержит
перечень
основных
разделов
программы
с
указанием
отпущенных на их реализацию часов;
перечень
универсальных
действий,
которые
развивает
прохождение данного раздела программы;
Учебно-методический план содержит:
разделы программы, темы занятий, даты,
описание примерного содержания занятий со школьниками
(из описания должно быть видно, на достижение какого
уровня результатов направлены определённые занятия)
Ресурсное обеспечение:
Использование
в
воспитательном
процессе
средств
ИКТ
направлено на интенсификацию процесса обучения и воспитания.
Развитие личности – важнейшая задача современного образования
и
психологическая
готовность
к
жизни
в
информационном
обществе,
начальная
компьютерная
грамотность,
культура
использования персонального компьютера сейчас необходимы
каждому человеку независимо от профессии.
Организация внеурочной деятельности.
В начале учебного года формируются группы для проведения
занятий внеурочной деятельности, составляется расписание,
утверждается режим работы школы-интерната по внеурочной
деятельности на учебный год.
Какое количество часов отводится на организацию внеурочной
деятельности?
Формы организации образовательного процесса, чередование
учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
основной образовательной программы начального общего
образования
определяет
образовательное
учреждение.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их
количество
в
неделю
определяется
приказом
общеобразовательного учреждения
Часы,
отведенные
на
внеурочную
деятельность,
не
учитываются при определении максимально допустимой
учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для
финансирования
Количество часов на класс составляет:
Программа 1.2-3 часа, 1 класс, 2 класс
Программа 1.4-2 часа, 1 класс, 2 класс
Программа 2.2-4 часа, 1 класс, 2 класс
Программа 2.3-2 часа, 1 класс, 2 класс
Программа 1.3-2 часа, 1 класс. 2 класс
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются
по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных
форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых
столов,
конференций,
КВНов,
викторин,
праздничных
мероприятий, классных часов, школьных олимпиад, соревнований,
поисковых исследований и т.д. Посещая кружки и секции,
обучающиеся
прекрасно
адаптируются
в
среде
сверстников,
благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается
материал.
На занятиях
руководители
стараются
раскрыть
у
обучающихся такие способности, как организаторские, творческие,
музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии
младших школьников. В период летних каникул для продолжения
внеурочной деятельности используются возможности организации
отдыха детей в оздоровительном лагере «Багульник».
Педагоги «Школы-интерната для детей с нарушениями слуха»
постоянно совершенствует систему внеурочной деятельности,
расширяя разнообразие кружков, что сказывается положительно на
занятости
обучающихся
во
внеурочное
время,
тем
самым
способствуя социализации личности.