Напоминание

Дифференциация звуков [Л] - [Л’].


Автор: Логинова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10"
Населённый пункт: г. Коркино Челябинской области
Наименование материала: Конспект
Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Л’].
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе

дифференциация звуков [Л] - [Л’].

Учитель-логопед: Логинова Ольга Владимировна

Тема: Буква Л л. Звуки [Л] - [Л’].

Цель:
Дифференцировать звуки [Л] - [Л’] и учить правильно обозначать их на письме.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: 1.Р фонематического слуха на основе различения акустически близких звуков. 2. Дифференциация в произношении звуков [Л] - [Л’] в слогах, словах, предложениях. 3. Обогащение и уточнение словаря. Коррекционно - развивающие: 1. Активизировать словарный запас на звуки [Л] - [Л’]. 2. Продолжать обучать умению отвечать на заданный вопрос полностью, не односложно. 3. Коррекция мышления на основе различения и сопоставления. 4.Развитие логического мышления, внимания, памяти; Коррекционно-воспитательные: 1.Формировать положительное отношение и интерес к занятиям. 2. Формировать положительную самооценку. 3. Воспитывать отзывчивость.
Оборудование:
схемы слов (лес, лось, лиса), сюжетные и предметные картинки, звуковые домики, ребусы.
Ход занятия.

I.

Организационный момент.

Лог.:
- Здравствуй. Сегодня я проведу у тебя занятие. Но сначала давай с тобой познакомимся. Меня зовут О.В, а тебя?.......... (обращается ученику). -Отгадай пожалуйста загадку и определи, какой в словах-отгадках есть звук [Л] или [Л , ]: У себя в саду Андрейка поливал цветы из … ( лейки - [л , ] ). Лейся, дождь веселый, мы с тобою дружим! Хорошо нам бегать, босиком по … (лужам – [л]).
Артикуляционная

гимнастика:

(специальные

артикуляционные

дятел упражнения); выполняется под счет от 1 до 10)

-Индюк

Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл- бл (как индюк говорит).Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
-Вкусное варенье

- Пароход гудит
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание. Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.
-Самолёт гудит
Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л. Описание. Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л.
-Качели

-Иголочка

-Лошадка

-Грибок

-Гармошка

-Барабанщик
Цель. Закрепить верхний подъём языка, выработать умение делать кончик языка напряженным. Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносим медленно, постепенно убыстряя темп. Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
II.

Основная часть.

1. Введение в тему

Лог.:-
Сегодня на уроке мы с тобой отправимся в чудесное место, которое хорошо в любое время года. Послушайте и отгадайте загадку: Он большой, густой, зелёный, Представляет целый дом. В нём найдут приют и птицы Зайки, волки, и лисицы (ответ: лес).

Лог.:-
А сопровождать нас будут два зверя. О ком идёт речь, ты узнаешь, когда отгадаешь. Загадки: Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. Лось, т.к. в этом слове один слог, а на конце мягкий согласный звук Какой зверь опасный Ходит в шубе красной, Снег разгребает, Мышек хватает? Лиса, т.к. в этом слове два слога, а ударный слог – второй
Лог.:-
Сегодня на уроке мы должны познакомиться со звуками [л], [л , ] и буквой, которая их обозначает, будем учиться различать эти звуки в словах и читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
1.

Характеристика звуков.
- Произнеси первый звук в слове «лось». Что заметили? Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный - Закройте ушки. Что слышите: больше шума или голоса? Больше голоса, значит звук [л] – звонкий. - Звук твердый или мягкий? Звук [л] в слове «лось» - твёрдый Разбор слов
лиса и лес
. Та же характеристика. Что общего у звуков? Чем они различаются?
2.

Упражнения в различении звуков [л], [л

,

]

Лог.:-
Итак, представьте, что мы в лесу. Назовиь деревья, которые мы можем здесь встретить, не забывая о теме сегодняшнего урока. Лиственница, липа, тополь, ель, клён
3.

Игра с мячом «Перевертыши».
- Поменяйте звук [л] на [л’] и наоборот [л’] на [л], перекидывая мяч: мол - моль, мыль-..., быль-..., мел-..., е л - . . . , коль- ..., пыл - ..., цель - ..., дал - …, жал - ..., сталь - ….
4.

Физкультминутка.
- Сегодня мы поиграем в игру «Носик, ушко, макушка». Логопед называет слова: «носик», «ушко», «макушка» в разном порядке и просит показать соответствующую часть головы. Чтобы усложнить задачу, логопед может выполнять движения вместе с детьми, намеренно путая их.
5.

Знакомство с буквой Лл.

- Вдруг, на полянке, где мы гуляли, приземляется самолёт. На борту самолёта написано – «
ИЛ»
. Какая буква обозначает звуки [л], [л , ]? (Буква Л вывешивается на доску) Скажите, какие звуки обозначает буква Л? Буква Л – обозначает звуки [л], [л , ]. Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л , ]- согласный, непарный, звонкий, мягкий. - Напишите букву Л в тетради. На что похожа буква Л?
6.

Чтение слогов
- Самолёт в лес привёз учёных-исследователей. Они очень часто используют в своей работе шифровки. Давайте мы попробуем их прочитать: Упражнение «ребусы» (фа-соль, мет-ель, кап-ель, плот-ник, лак-омка, бу-лавка, стол-бы.) - Запишите на выбор одно слово, в котором есть твердый звук, и одно слово, в котором слышим мягкий звук.
7.

Упражнение «Исправь ошибку».
- Лиса и Лось составили неправильные предложения. Послушайте их. Найдите и исправьте ошибки * Леденцы купили Полину. * Пальмы лежали подо львом. * Лестница залезла на мальчиков. * На белке сидела ёлка. * Стол поставили на лампу. * Флажок махал Павлом.
III.

Подведение итогов.
- Ты успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к концу. Расскажите, чему научились на уроке. ( учились различать звуки [л], [л , ] и букву Л в словах, учились читать слоги слова и предложения, разгадывать ребусы и т.д.) - Расскажи всё, что узнал о звуках [л], [л , ] (Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л , ]- согласный, непарный, звонкий, мягкий). - Какая буква обозначает звуки [л], [л , ]? (Буква Л) - Что тебе понравилось больше всего? - Ты молодец! Очень хорошо занимался, мне понравилось. Спасибо!
Л е д е н ц ы к у п и л и Полину. Пальмы лежали подо львом. Лестница залезла на мальчиков. На белке сидела ёлка. Стол поставили на лампу. Ф л а ж о к м а х а л Павлом.


В раздел образования