Автор: Логинова Ольга Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10" Населённый пункт: г. Коркино Челябинской области Наименование материала: Конспект Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Л’]. Раздел: среднее профессиональное
Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе
дифференциация звуков [Л] - [Л’].
Учитель-логопед: Логинова Ольга Владимировна
Тема: Буква Л л. Звуки [Л] - [Л’].
Цель: Дифференцировать звуки [Л] - [Л’] и учить правильно обозначать их
на письме.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1.Р
фонематического
слуха
на
основе
различения
акустически
близких
звуков.
2. Дифференциация в произношении звуков [Л] - [Л’]
в слогах, словах,
предложениях.
3. Обогащение и уточнение словаря.
Коррекционно - развивающие:
1. Активизировать словарный запас на звуки [Л] - [Л’].
2. Продолжать обучать умению отвечать на заданный вопрос полностью, не
односложно.
3. Коррекция мышления на основе различения и сопоставления.
4.Развитие логического мышления, внимания, памяти;
Коррекционно-воспитательные:
1.Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.
2. Формировать положительную самооценку.
3. Воспитывать отзывчивость.
Оборудование:
схемы
слов
(лес,
лось,
лиса),
сюжетные
и
предметные
картинки, звуковые домики, ребусы.
Ход занятия.
I.
Организационный момент.
Лог.: - Здравствуй. Сегодня я проведу у тебя занятие. Но сначала давай с
тобой познакомимся. Меня зовут О.В, а тебя?.......... (обращается ученику).
-Отгадай пожалуйста загадку и определи, какой в словах-отгадках есть звук
[Л] или [Л
,
]:
У себя в саду Андрейка поливал цветы из … (
лейки - [л
,
]
).
Лейся,
дождь
веселый,
мы
с
тобою
дружим!
Хорошо
нам
бегать,
босиком по … (лужам – [л]).
Артикуляционная
гимнастика:
(специальные
артикуляционные
дятел упражнения); выполняется под счет от 1 до 10)
-Индюк
Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней
части.
Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким
языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не
отрывать язык от губы - поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем
темп
убыстряем
и
добавляем
голос.
При
правильном
выполнении
упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка бл-бл-
бл (как индюк говорит).Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а
движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
-Вкусное варенье
- Пароход гудит
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя
гудок парохода.
-Самолёт гудит
Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.
Описание. Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы,
протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно
удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л.
-Качели
-Иголочка
-Лошадка
-Грибок
-Гармошка
-Барабанщик
Цель.
Закрепить
верхний
подъём
языка,
выработать
умение
делать
кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком
языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо
произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d
произносим медленно, постепенно убыстряя темп. Важно, чтобы рот был
широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом
остается неподвижной.
II.
Основная часть.
1. Введение в тему
Лог.:- Сегодня на уроке мы с тобой отправимся в чудесное место, которое
хорошо в любое время года. Послушайте и отгадайте загадку:
Он большой, густой, зелёный,
Представляет целый дом.
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, и лисицы (ответ: лес).
Лог.:- А сопровождать нас будут два зверя. О ком идёт речь, ты узнаешь,
когда отгадаешь.
Загадки:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Лось, т.к. в этом слове один слог, а на конце мягкий согласный звук
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
Лиса, т.к. в этом слове два слога, а ударный слог – второй
Лог.:- Сегодня на уроке мы должны познакомиться со звуками [л], [л
,
] и
буквой, которая их обозначает, будем учиться различать эти звуки в словах и
читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
1.
Характеристика звуков.
- Произнеси первый звук в слове «лось». Что заметили?
Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный
- Закройте ушки. Что слышите: больше шума или голоса?
Больше голоса, значит звук [л] – звонкий.
- Звук твердый или мягкий?
Звук [л] в слове «лось» - твёрдый
Разбор слов лиса и лес . Та же характеристика.
Что общего у звуков? Чем они различаются?
2.
Упражнения в различении звуков [л], [л
,
]
Лог.:- Итак, представьте, что мы в лесу. Назовиь деревья, которые мы можем
здесь встретить, не забывая о теме сегодняшнего урока.
Лиственница, липа, тополь, ель, клён
3.
Игра с мячом «Перевертыши».
- Поменяйте звук [л] на [л’] и наоборот [л’] на [л], перекидывая мяч:
мол - моль, мыль-..., быль-..., мел-..., е л - . . . , коль- ..., пыл - ..., цель - ..., дал -
…, жал - ..., сталь - ….
4.
Физкультминутка.
- Сегодня мы поиграем в игру «Носик, ушко, макушка».
Логопед называет слова: «носик», «ушко», «макушка» в разном порядке и
просит
показать
соответствующую
часть
головы.
Чтобы
усложнить
задачу, логопед может выполнять движения вместе с детьми, намеренно
путая их.
5.
Знакомство с буквой Лл.
- Вдруг, на полянке, где мы гуляли, приземляется самолёт. На борту самолёта
написано – « ИЛ» . Какая буква обозначает звуки [л], [л
,
]?
(Буква Л вывешивается на доску)
Скажите, какие звуки обозначает буква Л?
Буква Л – обозначает звуки [л], [л
,
]. Звук [л] - согласный, непарный, звонкий,
твёрдый. Звук [л
,
]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.
- Напишите букву Л в тетради. На что похожа буква Л?
6.
Чтение слогов
- Самолёт в лес привёз учёных-исследователей. Они очень часто используют
в своей работе шифровки. Давайте мы попробуем их прочитать:
Упражнение «ребусы»
(фа-соль, мет-ель, кап-ель, плот-ник, лак-омка, бу-лавка, стол-бы.)
- Запишите на выбор одно слово, в котором есть твердый звук, и одно слово, в
котором слышим мягкий звук.
7.
Упражнение «Исправь ошибку».
-
Лиса
и
Лось
составили
неправильные
предложения.
Послушайте
их.
Найдите и исправьте ошибки
* Леденцы купили Полину.
* Пальмы лежали подо львом.
* Лестница залезла на мальчиков.
* На белке сидела ёлка.
* Стол поставили на лампу.
* Флажок махал Павлом.
III.
Подведение итогов.
- Ты успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к концу.
Расскажите, чему научились на уроке.
( учились различать звуки [л], [л
,
] и букву Л в словах, учились читать слоги
слова и предложения, разгадывать ребусы и т.д.)
- Расскажи всё, что узнал о звуках [л], [л
,
]
(Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый. Звук [л
,
]- согласный,
непарный, звонкий, мягкий).
- Какая буква обозначает звуки [л], [л
,
]? (Буква Л)
- Что тебе понравилось больше всего?
- Ты молодец! Очень хорошо занимался, мне понравилось. Спасибо!
Л е д е н ц ы
к у п и л и
Полину.
Пальмы
лежали
подо
львом.
Лестница
залезла
на
мальчиков.
На белке сидела ёлка.
Стол
поставили
на
лампу.
Ф л а ж о к
м а х а л
Павлом.