Напоминание

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Автор: Журавлева Кристина Алексеевна
Должность: студент напр. «Психолого-педагогическое образование»
Учебное заведение: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ОГУ)
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Раздел: высшее образование





Назад




Журавлева К.А.

Студент 5 курса психолого-педагогического факультета

Научный руководитель: Андриенко О.А.

канд. пед. наук, доцент,

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

г. Орск, Р

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГО-

СЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема развития эмоциональной сферы личности обучаю-

щегося начальных классов. По результатам экспериментального исследования определены особенно-

сти эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова

Эмоциональная сфера, эмоции, эмоциональный фон, дети младшего школьного возраста, лич-

ность.

Эмоциональная сфера – особый класс психических процессов и состояний, связанных с

инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (ра-

дость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществле-

ния его деятельности.

Эмоциональная сфера связана с висцеральной деятельностью индивида.

Эмоции - посто-

янные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность.

У детей младшего школьного возраста с ослабленной способностью эффективной саморегу-

ляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью.

Целью данного исследования является изучение развития эмоциональной сферы детей млад-

шего школьного возраста.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше,

зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окру-

жающего мира, рамки которого теперь расширяются.

Особенностью эмоционального развития младшего школьника является то, что его чувства и

эмоции всегда преобладают над различными видами деятельности ребенка.

Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навы-

ков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей.

И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова в своих работах выделяют тенденцию к ярко выраженному

снижению внимания, при высоком уровне тревожности, которая наблюдается в непривычных ситуа-

циях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства ни во

время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу.

С целью изучения особенностей развития эмоциональной сферы младших школьников нами

было проведено экспериментальное исследование, на базе МОАУ «СОШ № 8 г. Орска». В исследова-

нии принимали участие ученики младшего школьного возраста. В количестве 20-ти человек.

Объектом исследования стало развитие эмоциональной сферы младших школьников. Иссле-

дование реализовывалось с использованием следующих методик: Тест-опросник на тревожность

Спилбергера-Ханина; Методика «Дифференциальные шкалы эмоций» (К. Изард); Опросник А. И. За-

харова «Подверженность ребенка страхам».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе адаптации к школе у ребенка

качественно изменяется сфера переживаний. Неблагоприятный психический фон, не позволяющий

учащимся развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата, в том числе и во

вне учебной деятельности.

Так же у испытуемых выражены особенности психофизиологической организации, снижаю-

щие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность

неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, особенно в ситуации

школьной оценки, которая находит свое выраженное не только в оценке учебной деятельности, но и в

оценке поведенческой составляющей и часто личностных характеристик.

Следовательно мы делаем вывод, что общий уровень эмоциональной сферы детей младшего

школьного возраста – средний.

С целью развития эмоциональной эмоциональной сферы обучающегося начальных классов

была разработана и апробированна программа. Целью данной программы является развитие эмоцио-

нальной и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций

Разработанная программа по развитию эмоциональной сферы обучающегося начальных

классов состоит из 11 занятий.

Целью контрольного этапа являлось выявление эффективности реализованной программы по

развитию эмоциональной сферы обучающегося начальных классов. Для реализации данной цели на-

ми были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе нашего исследования.

Таким образом можно сделать вывод, что двадцать испытуемых (100%) имеют высокий уро-

вень развития эмоциональной сферы личности обучающегося начальных классов, что говорит об эф-

фективности проведения различных занятий, которые были направлены на развитие эмоциональной

сферы.

Это позволяет сделать вывод об эффективности занятий в процессе которых происходит раз-

витие эмоциональной сферы личности обучающегося начальных классов. Поставленная гипотеза

подтвердилась, цель и задачи были достигнуты.

Список использованной литературы:

1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии/ Л.А. Александрова // Си-

бирская психология сегодня: Сб. научн. Трудов, – 2008.- с. 400.

2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь /М.И. Еникеев. – М.: ТК Вел-

би, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.

3. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и младший школьный воз-

раст / П.М. Якобсон // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие / сост.

И.В. Дубровина, Анна Михайловна Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва: Академия, 1999. – С. 236-242.



В раздел образования