Напоминание

Концертмейстер в классе духовых и ударных инструментов


Автор: Тыртова Анастасия Евгеньевна
Должность: Преподаватель-концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа имени Ж.И. Андреенко"
Населённый пункт: М.О. Г. Электросталь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Концертмейстер в классе духовых и ударных инструментов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детская

музыкальная школа имени Ж.И. Андреенко"

Методическая разработка:

"Концертмейстер в классе духовых и ударных инструментов."

Автор: концертмейстер МУДО

"ДМШ имени Ж.И. Андреенко"

Тыртова Анастасия Евгеньевна.

Электросталь 2024

Введение

Концертмейстер, известный как «маэстро музыки», является незаменимым

пианистом в музыкальном мире. Эта профессия пользуется большим спросом

в музыкальных школах, на концертных площадках и в хоровых коллективах.

Концертмейстеры сопровождают исполнителей на различных инструментах,

вокалистов и танцоров, обеспечивая музыкальную основу для их

выступлений. Солист и концертмейстер образуют уникальный творческий

тандем, где каждый из них вносит свой неповторимый вклад.

Концертмейстер играет не просто аккомпанирующую роль, а выступает

равноправным партнером солиста, создавая единое музыкальное полотно.

Чтобы стать концертмейстером, требуется исключительное мастерство.

Пианист должен обладать высокой исполнительской культурой,

профессионализмом и особым призванием. Концертмейстер должен быть

способен адаптироваться к разным музыкальным жанрам и работать с

исполнителями, обладающими различными стилями и темпераментами

В процессе обучения концертмейстер работает в тесном взаимодействии с

педагогом по специальности. Они совместно разрабатывают педагогический

план, подбирают репертуар и контролируют ход занятий. Концертмейстер не

только сопровождает учеников на уроках, но и участвует в концертах и

конкурсах, помогая им раскрыть свой творческий потенциал и достичь новых

высот в исполнительском искусстве.

Он несет огромную ответственность за достижение высоких художественных

результатов, постоянно совершенствуя свое собственное музыкальное

мастерство

Кроме того, концертмейстер в классе духовых инструментов должен обладать

развитым музыкальным слухом, чувством ритма и способностью к

импровизации. В процессе аккомпанемента ему часто приходится

подстраиваться под индивидуальные темпы и динамику исполнения

учеников, а также вносить коррективы в аккомпанемент в зависимости от их

ошибок и успехов.

Для эффективного сотрудничества с духовиками концертмейстеру

необходимо обладать глубокими знаниями об истории, конструкции,

звукоизвлечении и технических возможностях духовых инструментов.

Понимание исторического развития этих инструментов позволяет

концертмейстеру оценить их эволюцию и влияние на музыкальную практику.

Глава 1. Особенности творческой деятельности концертмейстера ДМШ и

ДШИ.

1.1

Мелодия и сопровождение. Исторические предпосылки. Сущность

аккомпанемента

Концертмейстер, являясь незаменимым участником музыкального

коллектива, должен обладать исключительными навыками и качествами.

Прежде всего, он должен быть высококлассным пианистом, уверенно

владеющим инструментом. Глубокие музыкальные знания, в том числе

понимание структуры произведения, его формы и содержания, являются

неотъемлемой частью мастерства концертмейстера.

Кроме технической подготовки, концертмейстер должен обладать

артистизмом, воображением и способностью вдохновенно передавать

замысел композитора. Он должен уметь быстро осваивать музыкальный

материал, охватывая весь спектр вертикали и горизонтали.

Педагогическое чутье и такт также необходимы для концертмейстера,

работающего с юными исполнителями. От его мастерства и вдохновения

во многом зависит творческое развитие и успешное выступление

учеников. Концертмейстер должен уметь создать атмосферу доверия и

сотрудничества, помогая исполнителям раскрыть свой потенциал и

достичь новых высот в музыкальном искусстве.

Во второй половине XIX века в музыкальном мире возникла острая

потребность в специализированных аккомпаниаторах. Расцвет

романтической камерной и вокальной музыки требовал от них особого

мастерства. К тому же, появление новых концертных залов, оперных

театров и музыкальных учебных заведений создавало благоприятные

условия для выделения аккомпанемента в самостоятельную

разновидность профессиональной деятельности пианиста.

Концертмейстеры того времени были универсальными музыкантами,

владеющими множеством навыков. Они могли играть с листа хоровые и

симфонические партитуры, читать в различных ключах, транспонировать

фортепианные партии и т.д. В России становлению искусства

аккомпанемента способствовали выдающиеся композиторы и

исполнители, такие как М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, А.

Рубинштейн, С. Рахманинов и Н. Метнер.

Их исполнительская культура оказала огромное влияние на формирование

аккомпанемента как вида искусства. Он вобрал в себя черты,

свойственные национальному фортепьянному стилю: певучее,

«вокальное» звукоизвлечение, образная выразительность, идеальное

владение техникой при отсутствии внешних эффектов. Эти качества стали

высоко цениться не только в XIX, но и в XX веках, оставаясь

основополагающими для искусства аккомпанемента по сей день.

К сожалению, в последующие годы универсальность пианистов-

концертмейстеров была практически утрачена. Одна из причин этого

заключалась во все более явной дифференциации всех музыкальных

специальностей. По мере развития музыкального искусства возникла

необходимость в узкой специализации исполнителей, поскольку

усложнялись и увеличивались в количестве произведения, написанные для

каждого конкретного инструмента или голоса.

В результате концертмейстеры стали специализироваться на работе с

определенными исполнителями. Это позволяло им глубже изучать

особенности репертуара и технические возможности конкретного

музыканта, а также устанавливать с ним более тесное сотрудничество.

Таким образом, хотя универсальность пианистов-концертмейстеров и

была утрачена, уровень их профессионализма и качество аккомпанемента

значительно выросли.

В конце XIX века концертмейстерство выделилось в отдельную область

исполнительской деятельности. В XX веке возникла профессия

'концертмейстер', которая утвердилась благодаря музыкантам, для которых

концертмейстерство стало основным или единственным видом

творчества.

Выдающиеся концертмейстеры, такие как М. Бихтер, А. Мерович, С.

Стучевский, М. Неменова-Лунц, Е. Шендерович, В. Чачава и другие,

достигли уровня признания, сопоставимого с известными солистами-

исполнителями. Лучшие концертмейстеры отличаются не только

исключительным профессионализмом, но и ярко выраженной

исполнительской индивидуальностью и творческим почерком.

Современное искусство аккомпанемента рассматривается как состояние

— новое понятие, впитавшее весь исторический опыт развития

концертмейстерского искусства. Это состояние объединяет в себе

техническое мастерство, глубокое понимание музыки и творческий вклад

в интерпретацию произведения. Концертмейстер не просто сопровождает

солиста, а становится его равноправным партнером, внося в исполнение

свой уникальный взгляд и художественную интерпретацию.

1.2. Комплекс профессиональных навыков концертмейстера.

Специфика работы.

Концертмейстер является незаменимым участником в музыкальном

образовании, обеспечивая аккомпанемент ученикам на фортепиано. Для

успешной работы на этой должности требуются не только отличные

пианистические навыки, но и глубокое понимание музыки, умение быстро

осваивать новые произведения и способность вдохновлять молодых

исполнителей.

Чтобы эффективно поддерживать учащихся, концертмейстер должен

обладать артистизмом, воображением и способностью передавать замысел

композитора в концертном исполнении. Они должны уметь охватить

форму произведения, а также быстро осваивать музыкальный текст,

понимая вертикальные структуры.

Кроме того, концертмейстеры должны обладать педагогическим чутьем и

тактом, чтобы работать с учащимися разного уровня подготовки. От их

мастерства и вдохновения во многом зависит творческое состояние юных

исполнителей. В современной музыкальной школе концертмейстеры

должны быть 'универсальными' музыкантами, знающими особенности

игры на различных инструментах и способными сотрудничать с

представителями разных музыкальных специальностей.

1.3.Уникальная роль концертмейстера в музыкальном ансамбле

Концертмейстеры должны обладать обширным и разнообразным

репертуаром, охватывающим различные музыкальные стили и жанры. Это

позволяет им эффективно сопровождать солистов и дирижеров в широком

диапазоне произведений. Совершенствование является неотъемлемой

чертой успешного концертмейстера, поскольку они постоянно изучают

новую музыку, анализируют партитуры, слушают записи и посещают

живые выступления. Стремление к расширению своих знаний и навыков

способствует их профессиональному росту и мастерству.

Специфика деятельности концертмейстера заключается в том, что они не

выступают в качестве солистов, а являются одним из участников

музыкального ансамбля. Их задача заключается в том, чтобы адаптировать

свое музыкальное видение к исполнительской манере солиста и дирижера,

сохраняя при этом свою индивидуальность. Концертмейстеры должны

обладать способностью приспосабливаться к различным стилям и

интерпретациям, обеспечивая солидную и поддерживающую основу для

музыкального исполнения.

1.4. Различные виды транспонирования и формы их реализации.

Подбор по слуху.

Транспонирование играет важную роль в вокальной практике, позволяя

певцам исполнять произведения в удобной для них тесситуре. При этом

все звуки переносятся вверх или вниз на определенный интервал. Для

эффективного транспонирования аккомпанемента необходимо мысленно

воспроизвести его в новой тональности, проанализировав тональный и

гармонический план, модуляции, отклонения, структуру аккордов и

изменения фактуры.

Существует несколько методов транспонирования. Метод гармонического

анализа используется при транспонировании с несложной гармонической

фигурацией. При более сложных аккомпанементах применяется метод

интервального перемещения, который переводит зрительные впечатления

в мышечные ощущения. Для транспонирования мелодической линии

используется анализ ее интервального рисунка.

Тренировка навыков транспонирования проводится в определенной

последовательности. Начинают с интервалов увеличенной примы, затем

переходят к большой и малой секунде, а затем к терции. При

транспонировании на терцию можно использовать облегчающий прием:

при транспонировании вверх все ноты скрипичного ключа читаются как в

басовом, но с обозначением «на две октавы выше», а при

транспонировании вниз все ноты басового ключа читаются как в

скрипичном, но с обозначением «на две октавы ниже».

Специфика работы концертмейстера в детских музыкальных школах и

школах искусств предполагает наличие ряда навыков, которые выходят за

рамки традиционной подготовки пианистов. Помимо владения

инструментом, концертмейстер должен уметь подбирать аккомпанемент к

мелодии на слух, а также импровизировать вступления, проигрыши и

заключения. Это особенно важно при разучивании народных и

популярных детских песен, которые часто не имеют нот с полной

фортепианной фактурой.

Гармонизация мелодий по слуху – практический навык, требующий

свободы использования аккордовых структур на инструменте и владения

основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения.

Фактурное оформление подбираемого сопровождения должно

соответствовать жанру и характеру мелодии. Концертмейстер должен

уметь варьировать фортепианную фактуру аккомпанемента при

повторениях куплетов, что придаст исполнению разнообразие и интерес.

Все вышесказанное предполагает наличие у концертмейстера хорошо

развитого мелодического и особенно гармонического внутреннего слуха.

2. Работа концертмейстера с учащимися различных специальностей.

Духовые и ударные инструменты.

2.1. Работа в классе духовых и ударных инструментов.

Работа концертмейстера в классе духовых инструментов требует глубокого

понимания специфики каждого инструмента. Духовые инструменты делятся

на две основные группы: деревянные и медные.

Деревянные духовые включают флейту, гобой, кларнет, фагот и саксофон.

Флейта обладает самым высоким звуком в группе и демонстрирует

выдающиеся технические возможности. Концертмейстер должен обладать

тонким слухом, поскольку диапазон флейты превышает подвижность

человеческого голоса. Гобой отличается своим ярким и характерным

тембром, который наиболее выразителен в среднем регистре. Кларнет имеет

более открытый, бархатистый и грудной тембр. При игре в низком регистре

требуется мягкое исполнение, а фортепиано должно звучать деликатно.

Фагот, самый низкий по тембру среди деревянных духовых, звучит по-

разному в разных регистрах, что влияет и на громкость. Саксофон обладает

широким диапазоном, мягким и певучим, но в то же время энергичным

тембром с большой силой звука.

Медные духовые инструменты

Медные духовые включают валторну, трубу, тромбон и тубу. Валторна

обладает мощным звуком, но не таким открытым и звонким, как у других

медных инструментов. Труба имеет самый яркий тембр и достигает

максимальной силы и яркости в верхнем регистре. Звучность тромбона

велика, а его тембр меняется от мрачного к более мужественному и светлому

по мере повышения звука. Туба, самый низкий по звучанию инструмент в

группе медных духовых, обладает суровым тембром. Игра с тубой

представляет особую сложность, поскольку ее звучание находится на пределе

слуховой дифференциации, требуя осторожного исполнения басов.

Основополагающим фактором в работе с учеником-духовиком является

понимание организации дыхания. Пианист, аккомпанирующий духовому

инструменту, должен учитывать возможности аппарата солиста и принимать

во внимание моменты взятия дыхания при фразировке. Это позволит

избежать неловких пауз и обеспечить плавное исполнение.

Кроме того, необходимо контролировать частоту строя духового инструмента

с учетом разогрева. По мере того, как инструмент разогревается, его строй

может меняться, и пианист должен быть готов оперативно подстраиваться,

чтобы поддерживать гармоничное звучание. Понимание этих нюансов

позволяет пианисту создать благоприятные условия для исполнения

духовиков и обеспечить успешное сотрудничество с солистом.

Особенности настройки медных духовых инструментов

Настройка медных духовых инструментов отличается от настройки других

духовых инструментов. Они не имеют стандартной системы настройки, и их

реальное звучание не совпадает с нотной записью. Обычно для настройки

используется нота до, но концертмейстер должен дать для настройки си-

бемоль. Это связано с тем, что медные духовые инструменты звучат на

полтона ниже, чем записано.

Использование мундштука

Особенностью медных духовых инструментов является использование

мундштука. Мундштук прерывает воздушный столб за счет напряжения губ

исполнителя. Чтобы избежать перенапряжения губ, необходимо разогревать

мышцы губ путем разыгрывания длинных нот, гамм и арпеджио. Занятия

должны проходить строго регламентировано, чтобы не допустить травм.

Мощное звучание

Конструкция медных духовых инструментов (широкий воздушный столб,

большой раструб, особый сплав металла) обеспечивает им самое мощное

звучание среди всех духовых инструментов. Фортепианная партия для них

отличается насыщенной фактурой, динамичностью и требует хорошей

технической оснащенности и регулярного поддержания пианистической

формы.

Духовые инструменты, будучи по своей природе одноголосными, возлагают

на концертмейстера важную задачу донести до ученика гармонические и

тембровые нюансы произведения. Концертмейстер должен воспитывать у

учащегося способность слышать и контролировать интонацию своего

инструмента, а также сопровождающую партию.

Для этого концертмейстер должен обладать творческой инициативой, не

ограничиваясь простым сопровождением, а помогая ученику понять

структуру и композицию произведения, глубже проникнуть в замысел

композитора. При знакомстве с произведением рекомендуется проиграть обе

партии, упростив фортепианную фактуру, сохранив гармоническую основу.

Аккомпанемент для духовых инструментов часто изобилует виртуозными

пассажами, двойными нотами и аккордовыми последовательностями. Это

требует от концертмейстера регулярной работы над улучшением

пианистических навыков.

2.1. Роль концертных выступлений, проблема сценического волнения

Для учащихся музыкальных школ выступления перед аудиторией являются

неотъемлемой частью обучения. От поведения исполнителя на сцене зависит

не только восприятие его выступления публикой, но и оценка его мастерства

преподавателем. Успешное выступление демонстрирует не только

техническую подготовку ученика, но и его психологическую устойчивость.

Воспитание исполнительского поведения

Воспитание исполнительского поведения требует особого внимания со

стороны педагога. Первые выступления учеников на классных концертах

играют важную роль в формировании их сценического опыта. В младшем

возрасте дети обычно выходят на сцену с удовольствием и без особой

робости, выступая перед сверстниками и родителями. Однако педагог должен

понимать, что концертное волнение является естественным явлением,

которое следует воспринимать не как негативную эмоцию, а как

положительный стимул для развития исполнительских навыков.

Значение успешных выступлений

Успешные выступления на концертах укрепляют уверенность ученика в

своих силах и мотивируют его к дальнейшему совершенствованию.

Неудачные же выступления могут стать психологической травмой, которая

может негативно повлиять на дальнейшее развитие ученика. Поэтому педагог

совместно с концертмейстером должен создавать условия, при которых

ученик будет воспринимать концертное выступление как праздник и награду

за свой труд.

Для эффективного обучения концертмейстеру необходимо тщательно изучить

индивидуальные особенности каждого ученика. Это включает в себя

понимание их личностных качеств, как положительных, так и отрицательных.

Психологические характеристики, такие как характер, эмоциональная и

волевая сферы, играют решающую роль в формировании музыкальных

способностей и подхода к обучению.

Типы темперамента

Определение типа темперамента ученика также имеет большое значение.

Сангвиники быстро увлекаются, но быстро теряют интерес. Они играют ярко

и театрально, но могут поверхностно относиться к деталям. Холерики,

напротив, сильно волнуются и могут играть с большой энергией, когда

увлечены. Однако они склонны к вспышкам гнева и обидам, если их

критикуют.

Флегматики известны своим спокойствием и настойчивостью. Они

трудолюбивы и трудоспособны, но могут быть недостаточно эмоциональны.

Они принимают замечания спокойно и без возражений. Меланхолики, с

другой стороны, чувствительны и легко утомляются. Они могут болезненно

реагировать на критику и долго переживать неудачи.

Значение понимания индивидуальных особенностей

Понимание индивидуальных особенностей учеников позволяет

концертмейстеру адаптировать методы обучения к их потребностям.

Например, для сангвиников могут потребоваться более частые перерывы и

разнообразие занятий, чтобы поддерживать их увлеченность. Холерикам

может потребоваться больше поощрения и признания, в то время как

флегматикам может потребоваться дополнительная мотивация.

Меланхоликам может потребоваться более щадящий подход и поддержка для

преодоления их чувствительности.

Концертные выступления играют важную воспитательную роль для

учеников. Они требуют проявления силы воли, концентрации внимания и

самоконтроля. Даже если ученики не станут профессиональными артистами,

выступления на родительских и академических концертах позволят им

ощутить волнение сцены, развить чувство гордости за себя и стремление к

дальнейшему совершенствованию. Как отмечал известный пианист и

дирижер Даниэль Баренбойм, «познать артистическое самочувствие полезно

всем, это пригодится в любой работе».

Для концертмейстеров концертные выступления также имеют большое

значение. Регулярные выступления на эстраде помогают им преодолевать

страх перед аудиторией, боязнь ошибок и забывания нот. Уверенное

выступление концертмейстера является залогом успешного выступления

солистов. Остановка игры концертмейстера может привести к провалу всего

концерта.

Заключение

Концертмейстер в ДМШ и ДШИ является не только аккомпаниатором, но и

творческим партнером учеников всех специальностей. Его мастерство

требует разностороннего музыкального дарования, артистизма, безупречного

владения ансамблевой техникой, навыков чтения с листа и

транспонирования.

Для педагога концертмейстер – незаменимый помощник, музыкальный

единомышленник, поддерживающий и дополняющий образовательный

процесс. Для солиста (певца или инструменталиста) он становится

партнером, помогающим создать и воплотить единый художественный образ.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера невозможна

без комплекса психологических качеств: внимания, памяти,

работоспособности, мобильности и находчивости, выдержки и воли,

педагогического такта и чуткости, увлеченности и любви к своей работе.

Концертмейстер – это призвание, сродни педагогическому труду. Его работа

уникальна и увлекательна, а роль в учебном процессе детских школ искусств

неоспоримо велика. Концертмейстер – это не просто аккомпаниатор, а

творческий партнер, который помогает учащимся раскрыть свой

музыкальный потенциал и приобщиться к миру искусства.



В раздел образования