Автор: Гаркина Елена Александровна
Должность: Студент напр "Психолого - педагогическое образование"
Учебное заведение: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ОГУ) г. Орск
Населённый пункт: Оренбургская область город Гай
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Раздел: полное образование
УДК 159.9
Гаркина Е.А
Студент 5 курса психолого-педагогического факультета
Научный руководитель: Швацкий А.Ю
канд. псих. наук, доцент,
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ
г. Орск, РФ
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕС КИХ ИГР
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема развития мыслительных процессов у детей
старшего
дошкольного
возраста
с
использованием
дидактических
игр.
По
результатам
экспериментального исследования определены особенности развития мыслительных процессов у
детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Ключевые слова
Дошкольное детсво, мыслительные процессы, мышление, мыслительная деятельность,
наглядно — образное мышление, дидактические игры, дидактическая игра.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый
ответственный. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств
личности, познавательных процессов и видов деятельности. В этом возрасте педагог находится с
ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.
В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка.
Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни,
определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным
занятиям в дошкольном учреждении, ребенок расширяет свой умственный кругозор, приобретает ряд
новых знаний, которые должны составить основу его последующего умственного развития и
обучения в условиях школы.
Согласно Л.С.Выготскому, детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой
ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни.
А.Н.Леонтьев, подчеркивая произвольных характер высших форм человеческого мышления,
их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта, писал, что
мышление человека не существует вне общества, вне накопленных человечеством знаний и
выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических действий и
операций.
Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных
действий.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает
эффект общего психического развития. В игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются
в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам
игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные
интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это
серьезное занятие.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игра
имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради
которой действует ребенок.
С целью изучения особенностей развития мыслительной деятельности детей дошкольного
возраста семьи нами было проведено экспериментальное исследование, на базе МДОАУ "Детский
сад № 38 Г. Орска". В исследовании принимали участие 20 воспитанников.
Объектом исследования стали мыслительные процессы у детей дошкольного возраста.
Исследование реализовывалось с использованием следующих методик: Методика "Проставь значки"
(Парфенова М.В.);
Методика «Раздели на группы» (А. Я. Иванова, адаптация Е.В.Доценко);
Методика «Найди лишнее» (Булычева С.Е.).
В
ходе
проведения
исследования
было
реализованно
три
этапа
эксперимента:
констатирующий
этап
исследования,
формирующий
этап
исследования,
контрольный
этап
исследования.
Целью констатирующего этапа исследования стала диагностика исходного уровня развития
мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения первого этапа исследования было выявлено, что у всех испытуемых
сформированность
мыслительных
процессов
находится
на
низком
уровне,
что
говорит
о
необходимости проведения коррекционной работы. Таким образом, результаты констатирующего
этапа свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы.
Целью формирующего этапа исследования стало составление и проведение комплекса
дидактических игр по развитию мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Целью контрольного этапа исследования стало определение уровня развития мыслительных
процессов у детей старшего дошкольного возраста. Для
реализации
данной
цели
нами
были
проведены те же методики, что и на констатирующем этапе нашего исследования.
Анализируя полученные результаты, мы можем сделать вывод, что двадцать испытуемых
(100%) имеют средний уровень развития мыслительных процессов, что говорит об эффективности
проведения комплекса дидактических игр на развитие мыслительных процессов у детей старшего
дошкольного возраста.
Таким образом, проведенное исследование, включающее в себя изучение уровня развития
мыслительных процессов, формирующий эксперимент по проведению дидактических игр по
развитию
мыслительных
процессов
у
детей
старшего
школьного
возраста
показало,
что
систематическое использование дидактических игр повышает уровень мыслительных процессов у
старших школьников.
Список использованной литературы:
1. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста. – М.: Инфра-М, 2001. – 484 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский, – М.: Наука, 2001. – 378 с.
3. Логинова, В. И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Ч.1. – М.: ФРОНТ, 2008. – 487 с.
© Е.А Гаркина 2024