Напоминание

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР


Автор: Гаркина Елена Александровна
Должность: Студент напр "Психолого - педагогическое образование"
Учебное заведение: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ОГУ) г. Орск
Населённый пункт: Оренбургская область город Гай
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Раздел: полное образование





Назад




УДК 159.9

Гаркина Е.А

Студент 5 курса психолого-педагогического факультета

Научный руководитель: Швацкий А.Ю

канд. псих. наук, доцент,

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

г. Орск, РФ

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕС КИХ ИГР

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема развития мыслительных процессов у детей

старшего

дошкольного

возраста

с

использованием

дидактических

игр.

По

результатам

экспериментального исследования определены особенности развития мыслительных процессов у

детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Ключевые слова

Дошкольное детсво, мыслительные процессы, мышление, мыслительная деятельность,

наглядно — образное мышление, дидактические игры, дидактическая игра.

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый

ответственный. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств

личности, познавательных процессов и видов деятельности. В этом возрасте педагог находится с

ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие.

В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка.

Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни,

определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным

занятиям в дошкольном учреждении, ребенок расширяет свой умственный кругозор, приобретает ряд

новых знаний, которые должны составить основу его последующего умственного развития и

обучения в условиях школы.

Согласно Л.С.Выготскому, детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой

ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни.

А.Н.Леонтьев, подчеркивая произвольных характер высших форм человеческого мышления,

их производность от культуры и возможность развития под влиянием социального опыта, писал, что

мышление человека не существует вне общества, вне накопленных человечеством знаний и

выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических действий и

операций.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных

действий.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает

эффект общего психического развития. В игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются

в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам

игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные

интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это

серьезное занятие.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игра

имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради

которой действует ребенок.

С целью изучения особенностей развития мыслительной деятельности детей дошкольного

возраста семьи нами было проведено экспериментальное исследование, на базе МДОАУ "Детский

сад № 38 Г. Орска". В исследовании принимали участие 20 воспитанников.

Объектом исследования стали мыслительные процессы у детей дошкольного возраста.

Исследование реализовывалось с использованием следующих методик: Методика "Проставь значки"

(Парфенова М.В.);

Методика «Раздели на группы» (А. Я. Иванова, адаптация Е.В.Доценко);

Методика «Найди лишнее» (Булычева С.Е.).

В

ходе

проведения

исследования

было

реализованно

три

этапа

эксперимента:

констатирующий

этап

исследования,

формирующий

этап

исследования,

контрольный

этап

исследования.

Целью констатирующего этапа исследования стала диагностика исходного уровня развития

мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе проведения первого этапа исследования было выявлено, что у всех испытуемых

сформированность

мыслительных

процессов

находится

на

низком

уровне,

что

говорит

о

необходимости проведения коррекционной работы. Таким образом, результаты констатирующего

этапа свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы.

Целью формирующего этапа исследования стало составление и проведение комплекса

дидактических игр по развитию мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Целью контрольного этапа исследования стало определение уровня развития мыслительных

процессов у детей старшего дошкольного возраста. Для

реализации

данной

цели

нами

были

проведены те же методики, что и на констатирующем этапе нашего исследования.

Анализируя полученные результаты, мы можем сделать вывод, что двадцать испытуемых

(100%) имеют средний уровень развития мыслительных процессов, что говорит об эффективности

проведения комплекса дидактических игр на развитие мыслительных процессов у детей старшего

дошкольного возраста.

Таким образом, проведенное исследование, включающее в себя изучение уровня развития

мыслительных процессов, формирующий эксперимент по проведению дидактических игр по

развитию

мыслительных

процессов

у

детей

старшего

школьного

возраста

показало,

что

систематическое использование дидактических игр повышает уровень мыслительных процессов у

старших школьников.

Список использованной литературы:

1. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного

возраста. – М.: Инфра-М, 2001. – 484 с.

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский, – М.: Наука, 2001. – 378 с.

3. Логинова, В. И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Ч.1. – М.: ФРОНТ, 2008. – 487 с.

© Е.А Гаркина 2024



В раздел образования