Напоминание

Методическая разработка открытого занятия на тему: «День космонавтики»


Автор: Пятых Ольга Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр дополнительного образования"
Населённый пункт: Г. Чаплыгин, Липецкая область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка открытого занятия на тему: «День космонавтики»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Методическая разработка

открытого занятия

на тему:

«День космонавтики»

Педагог дополнительного образования

Пятых Ольга Анатольевна

Чаплыгин-2024г.

Цель:

расширение знаний и представлений детей о космосе. Создание условий для

развития познавательной и творческой активности, для пробуждения интереса к

профессии космонавт.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представления детей о космосе и о первом полете;

- сформировать представления детей о Вселенной в целом, о планете Земля, звездах,

созвездиях;

-пополнять и активизировать словарный запас.

Развивающие:

-развивать творческое воображение и фантазию учащихся;

- развивать интерес к техническому творчеству;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, фантазию, эстетический вкус,

композиционные умения и пространственное мышление;

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, радости и гордости за наших космонавтов;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, терпение, усидчивость;

- Воспитывать организованность, активность, самоконтроль;

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Раздаточный материал: карточки, детали ракет.

Инструктаж по технике безопасности: - при работе с бумагой не забывайте, что

края бумаги острые;

-при работе с фанерой не проводить открытыми участками кожи по

шероховатостями и торца фанеры;

-при работе с клеем не допускать попадания клея на одежду и в глаза;

- передавать клей друг другу аккуратно.

План занятия

1. Организационный момент.

2. Подготовительная часть занятия. Сообщение темы занятия.

3. Основная часть занятия.

4. Итог занятия.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте ребята. Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом занятии

посвященное Дню космонавтики.

Подготовительная часть занятия

С незапамятных времен люди стремились в космос. Эта мечта отражалась в сказках,

легендах, фантастических произведениях. Пример тому – легенда об Икаре, который

хотел долететь до Солнца на крыльях из перьев, скрепленных воском. В сказках

люди поднимались в воздух на ковре-самолете, в ступе. И только развитие науки и

техники способствовало воплощению мечты в жизнь.

Впервые в России в начале ХХ века учитель из Калуги обосновал возможность

межпланетных полетов с помощью ракеты. Это был Константин Эдуардович

Циолковский, которого можно считать основоположником российской

теоретической космонавтики. Под руководством ученого С.П. Королева

конструкторское бюро начало работу над созданием космической ракеты. В 1957

году был создан первый космический спутник Земли. Впоследствии была создана

космическая ракета "Восток".

И вот наступил великий день первого космического полета – 12 апреля 1961 г.

Поднялся в космос первый посланец Земли Юрий Алексеевич Гагарин на корабле

"Восток".

Учащиеся делятся на 2 команды и придумывают название, связанное с темой

открытого занятия.

Основная часть

Космическая викторина

Учащиеся отвечают на вопросы викторины. Побеждает та команда, которая даёт

больше правильных ответов.

1. Космонавт первый вышедший в космос.

А) Юрий Гагарин

Б) Алексей Леонов

В) Вылерий Быковский

2. Назовите дату, когда произошёл исторический полёт Гагарина.

А) 10 мая 1960 года

Б) 12 апреля 1960 года

В) 12 апреля 1961 года

3. Как называется летательный аппарат, на котором совершаются в настоящее

время полеты в космос?

А) Космический корабль

Б) Космический лайнер

В) Космическая лодка

4. К какому классу небесных тел относится Солнце?

А) Планетам

Б) Звездам

В) Кометам

5. Что сказал Гагарин в первую секунду полета?

А) Поехали!

Б) Полетели!

В) Хочу домой!

6. Какое из этих созвездий не является зодиакальным?

А) Лев

Б) Орион

В) Скорпион

7. Как звали первую женщину-космонавта?

А) Валентина Терешкова

B) Мариванна

С) Жанна Д'Арк

8. Как звали собак, которые первыми побывали в космосе и вернулись на

Землю и в каком году?

А) Жучка и Лайка

Б) Белка и Стрелка

В) Бобик и Белка

9. Как назывался корабль на котором полетел в космос Гагарин?

А) Зенит

Б) Космос

В) Восток

3. Как называется космодром в Казахстане?

А) Восточный

Б) Плесецк

В) Байконур

Конкурс пазл «Летательные аппараты»

Ребята у нас пропали целиковые схемы дельтаплана и дирижабля. Помогите собрать

из деталей, которые лежат у Вас на столе новые схемы.

Одна команда собирает схему дирижабля, вторая команда собирает схему

дельтаплана.

Дирижабль Дельтаплан

Карточки

Учащиеся получают карточки с названиями и описаниями частей ракеты. Они

должны к названию найти описание части ракеты.

Стабилизатор – часть ракеты, предназначенная для поддержания прямолинейного

движения ракеты за счет аэродинамических сил.

Обтекатель – составная часть ракеты, обеспечивающая снижение ее

аэродинамического сопротивления в полете и защищающая элементы боевой

ступени от силового и теплового воздействия набегающего потока воздуха.

Парашют – это устройство в форме зонта из ткани или другого мягкого материала,

к которому стропами прикреплена подвесная система или груз.

Корпус – это основная силовая конструкция ракеты, предназначенная для

размещения, сборки и крепления всех агрегатов, узле и деталей.

Ракета – летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счет действия

реактивной тяги, возникающей только вследствие отброса части собственной массы

аппарата и без использования вещества из окружающей среды.

Физкультминутка

На ракете мы летим, (руки вверх домиком)

В невесомости парим. (наклоны в стороны)

Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу)

Ищем для посадки кратер. (повороты влево, вправо)

Вдруг пошел метеоритный

Дождь космический магнитный. (резко машем кулаками в стороны)

Мы на кнопку нажимаем (имитация нажимания пальцами на кнопки)

И ракету опускаем. (присели)

Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища)

Мы выходим на планету! (маршируем)

Что с собой можно взять в космос

Правила игры: Карточки с изображением космонавта и космического чемодана

располагаются на доске или столе. Игроки должны положить в чемодан карточки-

предметы, которые можно взять с собой в космос и объяснить, почему они полезны

и необходимы в космосе. Оставшимся карточкам – предметам игроки дают оценку:

почему их нельзя брать в космос.

1. ВИЛКА - у космонавта есть специальные вилки, ложки и ножи, разложенные по

местам и привязанные, но несколько отличающиеся от земных. Чтобы удобнее

было есть из глубоких пакетов, у столовых приборов имеется удлинённый черенок

с прикреплённой к нему полоской «липучки», чтобы зацепить прибор за стол:

иначе улетит.

2. ЖАРЕНАЯ КУРИЦА - продукты питания космонавта доставляются и хранятся,

в большинстве случаев, в вакуумной упаковке, пройдя перед этим процедуру

сублимационной сушки - вывод из замороженных продуктов влаги по специальной

технологии, что позволяет сохранить в них питательные вещества, микроэлементы,

витамины, естественный запах, вкус и даже первоначальную форму. Такая еда

может храниться до 5(!) лет вне зависимости от температуры и прочих условий

хранения.

3. КАРАНДАШ - удобное, но небезопасное средство для письма в космосе. Все

дело в невесомости и свойстве карандашей ломаться и оставлять пыль. При

отсутствии гравитации, осколки графита могут не только попасть в глаза и

дыхательные пути космонавта, но и даже навредить технике. Кроме того, карандаш

состоит из дерева и графита — чрезвычайно горючих материалов, что в условиях

замкнутого пространства, наполненного кислородом, очень нежелательно.

4. КАСТРЮЛЯ – готовят еду для космонавтов на Земле, затем космонавты берут её

с собой в космос. Космическая еда уже расфасована в жестяные банки, упакована в

тюбики или пакеты из различных полимерных материалов, поэтому

необходимости в кастрюле нет.

5. КОНСЕРВНАЯ БАНКА С СОЛЯНКОЙ – популярная упаковка для космической

еды. Консервы могут быть разных размеров, и в них чаще всего находятся мясные

или рыбные блюда. Разогревают консервы в специальном приборе –

электронагревателе, потом их открывают и едят прямо из банки. В невесомости

открывать банку нужно правильно: прикрыть место прокола крышки салфеткой,

чтобы капли жидкости не вылетели и не разлетелись по всему модулю.

6. МЕДВЕЖОНОК - мягкая игрушка играет роль талисмана, оберега - дарит

космонавту хорошие воспоминания о доме, семье или является «индикатором

невесомости» - помогает космонавту уловить момент, когда наступает состояние

невесомости.

7. ПИРАМИДКА - с космонавтами летают игры и игрушки в качестве подарков,

например на Новый год, Рождество, если полёт совпадает с этими праздниками.

Игрушки попадают в космический полёт не случайно, а в качестве символов

значимых предстоящих событий, или в случае юбилейных дат.

8. ПОДУШКА – космонавт спит в специальном спальном мешке на молнии,

который зафиксирован в шести точках к задней стенке для минимизации

движения. Тело плотно закрепляется дополнительными наружными ремнями.

Необходимость в матрасе, подушке и прочих удобствах отпадает, потому что нет

силы тяжести.

9. РУЧКА – обычной шариковой ручкой невозможно писать в невесомости: в

космосе отсутствует гравитация, которая на Земле толкает чернила к шарику, а

потом и на бумагу. Существует «космическая ручка Фишера», которой можно

писать, находясь вверх ногами, при температуре от -45 °C до +200 °C и даже под

водой. В этой ручке чернила залиты в картридж, заполненный азотом под

давлением 2,5 атм. — в 2,5 раза выше давления земной атмосферы на уровне моря.

Давление подает чернила к кончику ручки, где находится шарик из карбида

вольфрама. Сами чернила похожи на плотный гель, они не окисляются и не

высыхают.

10. СПИЧКИ – совсем бесполезная вещь в космосе, хотя спичку на МКС зажечь

можно, но гореть она будет по-другому. В невесомости горячий воздух не

стремится вверх, поэтому пламя спички будет не вытянутым, как на Земле, а

округлым, как шапочка для купания. А еще из-за отсутствия силы тяжести не

будут происходить процессы перехода частиц горения от области с высокой

температурой к областям с более низкой, поэтому спичка быстро потухнет.

11. ТЮБИК С БОРЩОМ – самая первая упаковка космической еды, где продукт

лучше всего употреблять непосредственно из тюбика. При попытке выдавить его

на тарелку или ложку, получается довольно непрезентабельная картина. К тюбику

обычно прилагается спиртовая салфетка или салфетка «космоключ» для удобного

выдавливания тюбика и термокаталитическое средство нагрева продукта.

12. ФОНАРИК – входит в набор НАЗ (носимый аварийный запас) для выживания

космонавта в любой нештатной ситуации. Этот фонарик отличается от обычного

земного различными габаритами, мощностью и имеет интересный режим удобный

в темноте – красный свет.

13. ФОТОАППАРАТ – используется в космосе для научных целей:

фотографируется научное оборудование, предназначенное для проведения

экспериментов. А также многие космонавты, как настоящие журналисты,

пытаются сделать эксклюзивную информацию доступной всем: снимают

документальные фильмы, пишут статьи и иллюстрируют их собственными

кадрами, сделанными в космосе.

14. ФОТОГРАФИЯ – космонавт обязательно берёт с собой в полёт снимок семьи,

любимых и родных людей, который хотя бы на мгновенье мысленно соединяет и

приближает космонавта к родным. А иногда фотографию любимого спортсмена с

автографом для вдохновения, так как, по мнению многих космонавтов, спортсмены

являются примером мужества, отваги и умения работать в команде, что

необходимо экипажу орбитальной станции.

«Сборка ракеты»

Чтобы отправиться в космические дали, нужна ракета. Возьмите приготовленные

детали и соберите ракеты.

Проверка выполнения задания.

Теперь вы готовы к полету. Внимание, ракеты на старт!

Пролетаем воздушную оболочку, выходим в открытый космос.

Посмотрите сколько планет, каждая из них имеет свое место, траекторию движения,

размер, название.

Сколько всего планет в солнечной системе?

Конкурс «Собери фразу»

Как не её! Прекрасна разрушайте наша планета

Каждая команда получила по несколько листков, вы видите, слова на них

записаны разными цветами. Ничего вам не напоминают эти цвета? Правильно, это

цвета радуги. А они расположены по порядку? А вот если вы их расположите в

порядке радужных цветов, то… Как прекрасна наша планета

- Эту фразу сказал первый в мире космонавт, когда увидел нашу планету

из космоса. Кто это был? Согласны ли вы с ним? Что для этого надо делать? Чего

делать не следует?

Давайте пообещаем себе, нашим родителям, присутствующим здесь, что

выполним просьбу Ю. Гагарина.

Подведение итогов.



В раздел образования