Автор: Аникина Наталия Леонидовна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "Новомазинская ООШ" Мензелинского муниципального района РТ Населённый пункт: с. Новое Мазино Наименование материала: календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс Тема: КТП Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новомазинская основная общеобразовательная школа»
Мензелинского муниципального района Республики Татарстан
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор _______________/Н.С Казанцева /
Приказ № ____от «____» ____________2016 г.
Календарно-тематическое планирование
по биологии
на 2016/2017 учебный год.
Уровень образования (класс): основное общее образование, 5 класс
Разработала: Аникина
Н.Л.,
учитель
первой
квалификационной категории
«Согласовано»
Протокол
заседания
ШМО
учителей начальных классов
от «26» августа 2016 г. №1
Руководитель ШМО
___________ Аникина Н.Л
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
___________ Аникина Н.Л.
от «26» августа 2016 г.
«Принято»
Решение
педагогического
с о в е т а
М Б О У
«Новомазинская ООШ»
от
«27»
августа
2016
г.,
протокол №1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
КТП по биологии разработано на основе :
-
Планируемых результатов основного общего образования.
-
Примерной основной образовательной программы.
-
Основной образовательной программы ООО МБОУ «Новомазинская ООШ».
-
Авторской
программы В.В. Пасечника
«Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни 5-9 классы» , Москва,
«Просвещение». 2014 г.
Учебник
1 Пасечник В.В. Учебник Биология 5-6 классы. «Линия жизни» /В.В Пасечник, С.В Суматохин, ГС Калинова, З.Г Гапонюк. М. Просвещение , 2015 г
2. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь Биология 5класс . «Линия жизни» /В.В Пасечник, С.В Суматохин, ГС Калинова, З.Г Гапонюк. М. Просвещение , 2015
г
Дополнительная литература:
1. В.В Пасечник. Биология. 5 класс: уроки биологии по учебнику В.В. Пасечника. Москва. Просвещение 2015
2. Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2014. - 192с.
4. Оценочный инструментарий для текущего контроля КИМы по биологии 5 класс Составитель Н.А Артемьева. – М. ВАКО, 2015
Содержание программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии 5 класса.
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого
и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должныуметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта.
3. Предметные результаты:
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ,
раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда,
почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в
кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,
«экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных
опытов.
Учащиеся могут узнать:
- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от
местообитания; причины формирования черт приспособленности
организмов к среде обитания;
Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие
растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические
факторы, биотические факторы, антропогенный;
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство
увеличительных
приборов
(лупа,
световой
микроскоп).
Клетка
и
ее
строение:
оболочка,
цитоплазма,
ядро,
вакуоли,
пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи
лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов
томатов,
рябины,
шиповника.
Приготовление
препарата
и
рассматривание
под
микроскопом
движения
цитоплазмы
в
клетках
листа
элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должныуметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3. Предметные результаты:
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Учащиеся должны знать:
- устройство лупы и микроскопа;
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся могут узнать:
- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение
клетки;
- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества
клетки, функции основных частей клетки;
- макро- и микроэлементы,
- космическую роль зеленых растений
- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро»,
«ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»,
«химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества»,
«ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей .
Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»,
«основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань»,
«механическая ткань», «покровная ткань»;
- объяснять отличия молодой клетки от старой,
- доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;
- находить отличительные особенности строения различных типов
растительных тканей;
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со
средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе
и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои
и шишек хвойных (на примере местных видов).
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её,
переводить из одной формы в другую.
3. Предметные результаты:
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся могут узнать:
- половое и бесполое размножение водорослей,
- жизненные циклы мхов и папоротников,
- древовидные папоротники,
- жизненный цикл сосны,
- покрытосеменные – господствующая группа растений,
- редкие и охраняемые растения Омской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими
суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и
микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение
цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
-
внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
-
видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
различать и описывать органы цветковых растений;
-
объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
-
изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
-
анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
-
осуществлять описание изучаемого объекта;
-
определять отношения объекта с другими объектами;
-
определять существенные признаки объекта;
-
классифицировать объекты;
-
проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в
растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и
бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки
хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды
листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их
посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
-
основные процессы жизнедеятельности растений;
-
особенности минерального и воздушного питания растений;
-
виды размножения растений и их значение.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
-
объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
-
устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
-
показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
-
объяснять роль различных видов размножения у растений;
-
определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
-
анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
-
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от
специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
-
основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
-
характерные признаки однодольных и двудольных растений;
-
признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
-
важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
делать морфологическую характеристику растений;
-
выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
-
работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
-
различать объем и содержание понятий;
-
различать родовое и видовое понятия;
-
определять аспект классификации;
-
осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
-
взаимосвязь растений с другими организмами;
-
растительные сообщества и их типы;
-
закономерности развития и смены растительных сообществ;
-
о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
-
определять растительные сообщества и их типы;
-
объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
-
проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
-
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
-
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться:
-
испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
-
соблюдать правила поведения в природе;
-
понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
-
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
-
осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-
понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-
испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
-
признавать право каждого на собственное мнение;
-
проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-
уметь отстаивать свою точку зрения;
-
критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
-
понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
уметь слушать и слышать другое мнение;
-
уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
КТП по биологии 5 класса
№
п/
п
Тема урока
с элементами содержания
Кол-во
часов
Виды деятельности
Дата
по плану
фактически
Тема: «Введение» (6 часов)
.
1.
1.1Биология — наука о живой природе.
Биология как наука. Роль биологии в
познании окружающего мира и
практической деятельности людей.
1
Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология».
Раскрывают значение биологических знаний в современной
жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества
07.09
07.09
2.
1.2Методы исследования в биологии.
Методы изучения живых организмов.
Соблюдение правил поведения в
окружающей среде. Бережное
отношение к природе. Охрана
биологических объектов. Правила
работы в кабинете биологии, с
биологическими приборами и
инструментами.
1
Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение»,
«эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы
исследования в биологии. Изучают правила техники
безопасности в кабинете биологии
14.09
14.09
3
1.3. Разнообразие живой природы.
Царства живых организмов.
Отличительные признаки живого от
неживого. Свойства живых
организмов (структурированность,
целостность, питание, дыхание,
движение, размножение, развитие,
раздражимость, наследственность и
изменчивость) их проявление у
растений, животных, грибов и
бактерий.
1
Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы»,
«царство Растения» и «царство Животные». Анализируют
признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен
веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.
Составляют план параграфа
21.09
21.09
4
1.4
Среды обитания живых организмов.
Среды жизни
Среда обитания.Условия обитания
1
Определяют
понятия
«водная
среда»,
«наземно-воздушная
среда»,
«почва
как
среда
обитания»,
«организм
как
среда
обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания.
Характеризуют влияние деятельности человека на природу
28.09
28.09
растений. Среды обитания растений.
5
1.5. Экологические факторы и их
влияние на живые организмы.
Факторы среды обитания. Места
обитания.Приспособления организмов
к жизни в наземно-воздушной среде.
Приспособления организмов к жизни в
водной среде. Приспособления
организмов к жизни в почвенной среде.
Приспособления организмов к жизни в
организменной среде.
1
Анализируют и сравнивают экологические факторы.
Отрабатывают навыки работы с текстом учебника
05.10
6
1.6. Обобщающий урок.
Экскурсия №2
Многообразие живых организмов,
осенние явления в жизни растений и
животных.
Практическая работа
Фенологические наблюдения за
сезонными изменениями в природе
Растительный
и
животный
мир
родного края.Многообразие и значение
р а с т е н и й
в
п р и р о д е
и
ж и з н и
человека.Сезонные
явления
в
жизни
растений.
1
Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических
наблюдений
12.10
РАЗДЕЛ 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
7
2.7. Устройство увеличительных
приборов. Лабораторная работа № 1
«Изучение устройства увеличительных
приборов и правил работы с ними»
Рассматривание строения растения с
помощью лупы Правила работы в
кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами.
1
Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус»,
«окуляр»,
«объектив»,
«штатив».
Работают
с
лупой
и
микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают
правила работы с микроскопом
19.10
8
2.8. Строение клетки.Клетка - основа
строения
и
жизнедеятельности
организмов.История изучения клетки.
1
Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают
на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
26.10
Методы изучения клетки
9
2.9. Приготовление микропрепарата
кожицы чешуи лука.Лабораторная
работа № 2 «Приготовление
микропрепарата кожицы чешуи лука
(мякоти плода томата)»
Строение клеток кожицы чешуи лука
Растительная клетка.Строение
клетки: клеточная оболочка,
плазматическая мембрана,
цитоплазма, ядро, органоиды.
1
Учатся
готовить
микропрепараты.
Наблюдают
части
и
органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически
изображают их
09.11
10.
2.10. Пластиды. Строение и
жизнедеятельность клетки.
Лабораторная работа
Приготовление препаратов и
рассматривание под микроскопом
пластид в клетках листа элодеи, плодов
томата, рябины, шиповника
1
Выделять существенные признаки строения клетки. Различать
на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки
16.11
11.
2.11. Химический состав клетки:
неорганические и органические
вещества. Особенности химического
состава живых организмов:
неорганические и органические
вещества, их роль в организме.
1
Объясняют
роль
минеральных
веществ
и
воды,
входящих
в
состав
клетки.
Различают
органические
и
неорганические
вещества,
входящие
в
состав
клетки.
Ставят
биологические
эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся
работать с лабораторным оборудованием
23.11
12.
2.12. Жизнедеятельность клетки:
поступление веществ в клетку
(дыхание, питание)
Лабораторная работа
П р и г о т о в л е н и е
п р е п а р а т а
и
рассматривание
под
микроскопом
движения цитоплазмы в клетках листа
элодеи
1
В ы д е л я ю т
с у щ е с т в е н н ы е
п р и з н а к о в
п р о ц е с с о в
жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты
по
изучению
процессов
жизнедеятельности
организмов
и
объясняют
их
результаты.
Отрабатывают
умение
готовить
микропрепараты и работать с микроскопом
30.11
13.
2.13. Жизнедеятельность клетки: рост,
развитие. Деление
клетки
-
основа
размножения,
роста
и
развития
организмов.
1
В ы д е л я ю т
с у щ е с т в е н н ы е
п р и з н а к и
п р о ц е с с о в
жизнедеятельности
клетки.
Обсуждают
биологические
эксперименты
по
изучению
процессов
жизнедеятельности
организмов и объясняют их результаты
07.12
14.
2.14. Деление клетки. Деление клетки -
основа размножения, роста и
развития организмов.
1
В ы д е л я ю т
с у щ е с т в е н н ы е
п р и з н а к и
п р о ц е с с о в
жизнедеятельности клетки
14.12
15.
2.15. Понятие «ткань». Лабораторная
работа
Рассматривание
под
микроскопом
готовых
микропрепаратов
различных
р а с т и т е л ьн ы х
т ка н е й
Т к а н и
организмов.
Растительные
ткани
и
органы
растений.
Разнообразие
р а с т и т е л ь н ы х
к л е т о к .
Т к а н и
растений.
1
Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные
для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с
микроскопом и определять различные растительные ткани на
микропрепаратах
21.12
16.
2 . 1 6 .
О б о б щ а ю щ и й
у р о к
п о
теме: К л е т о ч н о е
с т р о е н и е
организмов.
1
Работают
с
учебником,
рабочей
тетрадью
и
дидактическими
материалами.
Заполняют
таблицы.
Демонстрируют
умение
готовить микропрепараты и работать с микроскопом
11.01
РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (3 часа)
17.
3.17. Бактерии, их разнообразие,
строение и жизнедеятельность.
Бактериальнаяклетка.Бактерии, их
строение и жизнедеятельность.
1
Выделяют существенные признаки бактерий
18.01
18.
3.18. Роль бактерий в природе и жизни
человека. Роль бактерий в природе,
жизни человека. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых бактериями.
Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
1
О п р е д е л я ю т
п о н я т и я
« к л у б е н ь к о в ы е
(азотфиксирующие) бактерии»,
«симбиоз»,
«болезнетворные
бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и
жизни человека
25.01
19.
3.19.Обобщение по теме: Царство
Бактерии
1
Выделяют существенные признаки бактерий
01.02
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)
20.
4.20. Грибы, их общая характеристика,
строение и жизнедеятельность. Роль
грибов в природе и жизни человека.
Царство Грибы.
Отличительные
особенности
грибов.
Многообразие
грибов.
Роль
грибов
в
1
Выделяют
суще ственные
признаки
строения
и
жизнедеятельности
грибов.
Объясняют
роль
грибов
в
природе и жизни человека
08.02
природе, жизни человека.
21.
4.21. Шляпочные грибы. Съедобные и
ядовитые грибы.Первая помощь при
отравлении грибами. Меры
профилактики заболеваний,
вызываемых грибами.
1
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и
ядовитые
грибы.
Осваивают
приёмы
оказания
первой
помощи при отравлении ядовитыми грибами
15.02
22.
4.22. Плесневые грибы и дрожжи
Лабораторная работа №14 «Изучение
строения плесневых грибов»
Особенности
строения
мукора
и
дрожжей
1
Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом
строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под
микроскопом с приведённым в учебнике изображением
22.02
23.
4 . 2 3 .
Г р и б ы - п а р а з и т ы . Грибы-
паразиты.
1
Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль
грибов-паразитов в природе и жизни человека
01.03
24.
4.24. Обобщающий урок
1
Р а б о т а ю т
с
у ч е б н и ком ,
р а б оч е й
т е т р а д ь ю
и
дидактическими
материалами.
Заполняют
таблицы.
Демонстрируют
умение
готовить
микропрепараты
и
р а б от ат ь
с
м и к р о с ко п ом .
Гото вя т
с о о б щ е н и е
«Многообразие грибов и их значение в природе и жизни
человека»
(на
основе
обобщения
материала
учебника
и
дополнительной литературы)
15.03
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (10 часов)
25.
5.25.
Ботаника —
наука
о
растениях.
Б о т а н и к а
-
н а у к а
о
растениях.Многообразие
и
значение
р а с т е н и й
в
п р и р о д е
и
ж и з н и
человека.Космическая
роль
зеленых
растений.Растение
-
целостный
организм (биосистема).
1
Определяют понятия «ботаника», «низшие растения»,
«высшие растения», «слоевище», «таллом».
Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на
живых объектах и таблицах низших и высших растений
наиболее
распространённых
растений,
опасных
для
человека растений. Сравнивают представителей низших и
высших
растений.
Выявляют
взаимосвязи
между
строением растений и их местообитанием
15.03
26.
5.26. Водоросли, их многообразие,
строение, среда обитания.
Лабораторная работа № 7 «Изучение
строения водорослей»
Ст р о е н и е
з е л е н ы х
в о д о р о с л е й
1
Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с
таблицами
и
гербарными
образцами,
определяя
представителей
водорослей.
Готовят
микропрепараты
и
работают с микроскопом
29.03
Водоросли
-
низшие
р а с т е н и я .
Многообразие водорослей.
27.
5.27.
Роль
водорослей
в
природе
и
жизни человек. Охрана водорослей
1
Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека.
Обосновывают необходимость охраны водорослей
05.04
28.
5.28.
Лишайники. Лишайники, их роль
в природе и жизни человека.
1
Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые
лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники
в природе
12.04
29.
5. 29. Мхи, папоротники, хвощи,
плауны. Лабораторные работы №8, 9
«Изучение внешнего строения мхов (на
местных видах)»; «Изучение внешнего
строения папоротника (хвоща)»
Строение мха (на местных видах)
Строение спороносящего хвоща
Строение спороносящего папоротника
(на усмотрение учителя)Отдел
Моховидные, отличительные
особенности и
многообразие.Папоротникообразные,
отличительные особенности и
многообразие.
1
В ы п о л н я ю т
л а б о р ат о р н у ю
р а б о т у.
В ы д е л я ю т
существенные
признаки
высших
споровых
растений.
Сравнивают разные группы высших споровых растений и
находят
их
представителей
на
таблицах
и
гербарных
образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и
плаунов в природе и жизни человека
19.04
30.
5.30. Голосеменные растения.
Лабораторная работа №10 «Изучение
внешнего строения хвои, шишек и
семян голосеменных растений»
Отдел Голосеменные, отличительные
особенности и многообразие.
1
В ы п о л н я ю т
л а б о р ат о р н у ю
р а б о т у.
В ы д е л я ю т
существенные
признаков
голосеменных
растений.
Описывают
представителей
голосеменных
растений
с
использованием
живых
объектов,
таблиц
и
гербарных
образцов.
Объясняют
роль
голосеменных
в
природе
и
жизни человека
26.04
31.
5. 31. Покрытосеменные растения.
Лабораторная работа № 3 «Изучение
органов цветкового растения»
О т д е л
П о к р ы т о с е м е н н ы е
( Ц в е т ко в ы е ) ,
о т л и ч и т е л ь н ы е
особенности.Общее
знакомство
с
цветковыми растениями.
1
В ы п о л н я ю т
л а б о р ат о р н у ю
р а б о т у.
В ы д е л я ю т
существенные
признаки
покрытосеменных
растений.
Описывают
представителей
голосеменных
растений
с
использованием
живых
объектов,
таблиц
и
гербарных
образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и
жизни человека
03.05
32.
5.32. Происхождение растений.
1
Определяют
понятия
«палеонтология»,
«палеоботаника»,
10.05
Основные этапы развития
растительного мира. Усложнение
растений и животных в процессе
эволюции. Происхождение основных
систематических групп растений и
животных.
«риниофиты».
Характеризуют
основные
этапы
развития
растительного мира
33.
5.33.
Обобщающий
урок
по
теме:
Царство Растения.
1
Сравнивают
представителей
разных
групп
растений,
делают
выводы
на
основе
сравнения.
Оценивают
с
эстетической точки зрения представителей растительного
мира.
Находят
информацию
о
растениях
в
научно-
популярной
литературе,
биологических
словарях
и
справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из
одной формы в другую
17.05
34.
5.34. Тестирование за курс 5 класса
1
Обобщают , сравнивают, анализируют, выполняют задания по
тесту за курс 5 класса
24.05
35.
5. 35.Работа над ошибками
1
Выполняют работу над ошибками, допущенными при итоговом
тестировании, отрабатывают навыки.
31.05