Напоминание

КТП


Автор: Аникина Наталия Леонидовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Новомазинская ООШ" Мензелинского муниципального района РТ
Населённый пункт: с. Новое Мазино
Наименование материала: календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
Тема: КТП
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новомазинская основная общеобразовательная школа»

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор _______________/Н.С Казанцева / Приказ № ____от «____» ____________2016 г.
Календарно-тематическое планирование

по биологии

на 2016/2017 учебный год.
Уровень образования (класс):
основное общее образование, 5 класс

Разработала:
Аникина Н.Л., учитель первой квалификационной категории «Согласовано» Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от «26» августа 2016 г. №1 Руководитель ШМО ___________ Аникина Н.Л «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ Аникина Н.Л. от «26» августа 2016 г. «Принято» Решение педагогического с о в е т а М Б О У «Новомазинская ООШ» от «27» августа 2016 г., протокол №1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
КТП
по биологии разработано на основе : - Планируемых результатов основного общего образования. - Примерной основной образовательной программы. - Основной образовательной программы ООО МБОУ «Новомазинская ООШ». - Авторской программы
В.В. Пасечника

«Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни 5-9 классы»
, Москва, «Просвещение». 2014 г.
Учебник
1 Пасечник В.В. Учебник Биология 5-6 классы. «Линия жизни» /В.В Пасечник, С.В Суматохин, ГС Калинова, З.Г Гапонюк. М. Просвещение , 2015 г 2. Пасечник В.В. Рабочая тетрадь Биология 5класс . «Линия жизни» /В.В Пасечник, С.В Суматохин, ГС Калинова, З.Г Гапонюк. М. Просвещение , 2015 г
Дополнительная литература:
1. В.В Пасечник. Биология. 5 класс: уроки биологии по учебнику В.В. Пасечника. Москва. Просвещение 2015 2. Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2014. - 192с. 4. Оценочный инструментарий для текущего контроля КИМы по биологии 5 класс Составитель Н.А Артемьева. – М. ВАКО, 2015
Содержание программы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии 5 класса.

Биология.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение
(6 часов) Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Личностные результаты:
Учащиеся должны: - испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; - знать правила поведения в природе; - понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; - уметь реализовывать теоретические познания на практике; - понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; - испытывать любовь к природе; - признавать право каждого на собственное мнение; - проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - уметь отстаивать свою точку зрения; - критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должныуметь: - составлять план текста; - владеть таким видом изложения текста, как повествование; - под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; - под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; - получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; - определять существенные признаки объекта.
3. Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила работы с микроскопом; - правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»; - отличать живые организмы от неживых; - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; - характеризовать среды обитания организмов; - характеризовать экологические факторы; - проводить фенологические наблюдения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Учащиеся могут узнать:
- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;
Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;
Раздел 1. Клеточное строение организмов
(10 часов) Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны: - испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; - знать правила поведения в природе; - понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; - уметь реализовывать теоретические познания на практике; - понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; - испытывать любовь к природе; - признавать право каждого на собственное мнение; - проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - уметь отстаивать свою точку зрения; - критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; - уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должныуметь: - анализировать объекты под микроскопом; - сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; - оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; - работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3. Предметные результаты:

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Учащиеся должны знать:
- устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:

Учащиеся могут узнать:
- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки; - клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; - макро- и микроэлементы, - космическую роль зеленых растений
- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей
.

Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - объяснять отличия молодой клетки от старой, - доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; - находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;
Раздел 3. Царство Растения
(9 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
3. Предметные результаты:

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся могут узнать:
- половое и бесполое размножение водорослей, - жизненные циклы мхов и папоротников, - древовидные папоротники, - жизненный цикл сосны, - покрытосеменные – господствующая группа растений, - редкие и охраняемые растения Омской области
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения.
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
(14 часов) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и
микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научатся: - внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; - видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся получат возможность научиться: - различать и описывать органы цветковых растений; - объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; - изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся: - анализировать и сравнивать изучаемые объекты; - осуществлять описание изучаемого объекта; - определять отношения объекта с другими объектами; - определять существенные признаки объекта; - классифицировать объекты; - проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений
(10 часов) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научатся: - основные процессы жизнедеятельности растений; - особенности минерального и воздушного питания растений; - виды размножения растений и их значение. Учащиеся получат возможность научиться: - характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; - объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; - устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; - показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; - объяснять роль различных видов размножения у растений; - определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся: - анализировать результаты наблюдений и делать выводы; - под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений
(6 часов) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научатся: - основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
- характерные признаки однодольных и двудольных растений; - признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; - важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Учащиеся получат возможность научиться: - делать морфологическую характеристику растений; - выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; - работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся: - различать объем и содержание понятий; - различать родовое и видовое понятия; - определять аспект классификации; - осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества
(3 часа) Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся научатся: - взаимосвязь растений с другими организмами; - растительные сообщества и их типы; - закономерности развития и смены растительных сообществ; - о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека. Учащиеся получат возможность научиться: - устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; - определять растительные сообщества и их типы; - объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека; - проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся: - под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся получат возможность научиться: - испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; - соблюдать правила поведения в природе; - понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; - уметь реализовывать теоретические познания на практике; - осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; - понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; - испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями; - признавать право каждого на собственное мнение; - проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; - уметь отстаивать свою точку зрения; - критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; - понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; - уметь слушать и слышать другое мнение; - уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

КТП по биологии 5 класса



п/

п

Тема урока

с элементами содержания

Кол-во

часов

Виды деятельности

Дата

по плану

фактически

Тема: «Введение» (6 часов)

.
1. 1.1Биология — наука о живой природе. Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. 1 Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества 07.09 07.09 2. 1.2Методы исследования в биологии. Методы изучения живых организмов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. 1 Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии 14.09 14.09 3 1.3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. 1 Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа 21.09 21.09 4 1.4 Среды обитания живых организмов. Среды жизни Среда обитания.Условия обитания 1 Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу 28.09 28.09
растений. Среды обитания растений. 5 1.5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Факторы среды обитания. Места обитания.Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. 1 Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника 05.10 6 1.6. Обобщающий урок. Экскурсия №2 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Растительный и животный мир родного края.Многообразие и значение р а с т е н и й в п р и р о д е и ж и з н и человека.Сезонные явления в жизни растений. 1 Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений 12.10
РАЗДЕЛ 1. Клеточное строение организмов
(10 часов) 7 2.7. Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними» Рассматривание строения растения с помощью лупы Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. 1 Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом 19.10 8 2.8. Строение клетки.Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов.История изучения клетки. 1 Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки 26.10
Методы изучения клетки 9 2.9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)» Строение клеток кожицы чешуи лука Растительная клетка.Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. 1 Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их 09.11 10. 2.10. Пластиды. Строение и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника 1 Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки 16.11 11. 2.11. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. 1 Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием 23.11 12. 2.12. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Лабораторная работа П р и г о т о в л е н и е п р е п а р а т а и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи 1 В ы д е л я ю т с у щ е с т в е н н ы е п р и з н а к о в п р о ц е с с о в жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом 30.11 13. 2.13. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. 1 В ы д е л я ю т с у щ е с т в е н н ы е п р и з н а к и п р о ц е с с о в жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты 07.12
14. 2.14. Деление клетки. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. 1 В ы д е л я ю т с у щ е с т в е н н ы е п р и з н а к и п р о ц е с с о в жизнедеятельности клетки 14.12 15. 2.15. Понятие «ткань». Лабораторная работа Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных р а с т и т е л ьн ы х т ка н е й Т к а н и организмов. Растительные ткани и органы растений. Разнообразие р а с т и т е л ь н ы х к л е т о к . Т к а н и растений. 1 Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах 21.12 16. 2 . 1 6 . О б о б щ а ю щ и й у р о к п о теме:
К л е т о ч н о е

с т р о е н и е

организмов.
1 Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом 11.01
РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии
(3 часа) 17. 3.17. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Бактериальнаяклетка.Бактерии, их строение и жизнедеятельность. 1 Выделяют существенные признаки бактерий 18.01 18. 3.18. Роль бактерий в природе и жизни человека. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. 1 О п р е д е л я ю т п о н я т и я « к л у б е н ь к о в ы е (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека 25.01 19.
3.19.Обобщение по теме: Царство

Бактерии
1 Выделяют существенные признаки бактерий 01.02
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы
(5 часов) 20. 4.20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Царство Грибы. Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в 1 Выделяют суще ственные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека 08.02
природе, жизни человека. 21. 4.21. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. 1 Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами 15.02 22. 4.22. Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №14 «Изучение строения плесневых грибов» Особенности строения мукора и дрожжей 1 Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением 22.02 23. 4 . 2 3 . Г р и б ы - п а р а з и т ы . Грибы- паразиты. 1 Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека 01.03 24. 4.24. Обобщающий урок 1 Р а б о т а ю т с у ч е б н и ком , р а б оч е й т е т р а д ь ю и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и р а б от ат ь с м и к р о с ко п ом . Гото вя т с о о б щ е н и е «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) 15.03
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения
(10 часов) 25. 5.25. Ботаника — наука о растениях. Б о т а н и к а - н а у к а о растениях.Многообразие и значение р а с т е н и й в п р и р о д е и ж и з н и человека.Космическая роль зеленых растений.Растение - целостный организм (биосистема). 1 Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием 15.03 26. 5.26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей» Ст р о е н и е з е л е н ы х в о д о р о с л е й 1 Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом 29.03
Водоросли - низшие р а с т е н и я . Многообразие водорослей. 27. 5.27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей 1 Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей 05.04 28. 5.28. Лишайники. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. 1 Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе 12.04 29. 5. 29. Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Лабораторные работы №8, 9 «Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)»; «Изучение внешнего строения папоротника (хвоща)» Строение мха (на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие.Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. 1 В ы п о л н я ю т л а б о р ат о р н у ю р а б о т у. В ы д е л я ю т существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека 19.04 30. 5.30. Голосеменные растения. Лабораторная работа №10 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений» Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. 1 В ы п о л н я ю т л а б о р ат о р н у ю р а б о т у. В ы д е л я ю т существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека 26.04 31. 5. 31. Покрытосеменные растения. Лабораторная работа № 3 «Изучение органов цветкового растения» О т д е л П о к р ы т о с е м е н н ы е ( Ц в е т ко в ы е ) , о т л и ч и т е л ь н ы е особенности.Общее знакомство с цветковыми растениями. 1 В ы п о л н я ю т л а б о р ат о р н у ю р а б о т у. В ы д е л я ю т существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека 03.05 32. 5.32. Происхождение растений. 1 Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», 10.05
Основные этапы развития растительного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира 33. 5.33. Обобщающий урок по теме:
Царство Растения.
1 Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую 17.05 34. 5.34.
Тестирование за курс 5 класса
1 Обобщают , сравнивают, анализируют, выполняют задания по тесту за курс 5 класса 24.05 35. 5. 35.Работа над ошибками 1 Выполняют работу над ошибками, допущенными при итоговом тестировании, отрабатывают навыки. 31.05


В раздел образования