Автор: Михайлов Юрий Геннадьевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательного учреждения № 38
Населённый пункт: село Середка, Псковская область
Наименование материала: статья
Тема: Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения
Раздел: среднее профессиональное
Ю.Г. Михайлов мастер производственного обучения ФКП
образовательного учреждения № 38
Наглядно-демонстрационные методы производственного обучения
Демонстрация (показ) трудовых приемов и способов
.
Воспринимая показ, учащиеся должны не только понять, но и
запомнить во всех деталях то, что показывает мастер. Поэтому показ
изучаемых приемов и способов следует повторять, производить несколько
раз подряд.
Полный и точный образ трудового действия в сознании учащегося
возникает не мгновенно. Сперва он запечатлевается в общем виде, а затем
постепенно уточняется в деталях. Для того чтобы учащиеся смогли осознать
и запомнить показываемое во всех подробностях, им нужно в течение
некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь, часть.
Показ приемов, действий, процессов должен завершаться нормальным
рабочим темпом и ритмом. С учетом изложенных рекомендаций процесс
показа
трудовых
приемов,
действий,
процессов
можно
представить
следующим образом: Успех показа зависит от умения мастера выбрать из
всего
многообразия
трудовых
движений
те,
которые
обеспечивают
максимальную
эффективность
выполнения
всего
трудового
действия,
процесса в целом, умение показать их так чтобы учащиеся поняли «секрет
успеха», чтобы у них в памяти ярко запечатлелся образ приема, движения,
действия, которому они на первых порах будут подражать и с которым будут
сравнивать вои первые попытки выполнить прием самостоятельно.
Эффективность показа трудовых приемов и способов как метода
обучения зависит от соблюдения ряда правил и условий. Основные из них
следующие: важно суметь убедить учащихся в практической значимости и
важности изучаемых приемов и способов, в необходимости качественного их
усвоения для успешного овладения профессией, т. е. создать у обучающихся
положительную
установку
на
качественное
усвоение
показываемого;
необходимо обеспечить хорошую видимость показываемого (правильный
выбор места показа, нормальная освещенность, правильное расположение
учащихся у рабочего места мастера); демонстрацию приемов следует
сочетать с демонстрацией наглядных пособий, на которых изображены
соответствующие положения рук, ног, пальцев, корпуса, инструментов, с
зарисовками на доске, а также с использованием инструкционных карт и
технических
средств
обучения:
фрагментов
видеофильма,
слайдов,
диафильмов и т. п.; следует широко практиковать попутный контроль
восприятия учащимися показываемого, повторный показ трудных для
восприятия приемов, побуждать учащихся задавать вопросы мастеру, если
им что-либо непонятно им что-либо непонятно. Большое значение для
повышения
эффективности
показа
имеет
правильное
сочетание
демонстрации и слова мастера. Только с помощью показа как такового
невозможно раскрыть учащимся сущность трудового действия.
Демонстрация наглядных пособий. Планируя использование средств
наглядности на уроке, мастер должен прежде всего четко представлять,
какую функцию эти средства выполняют в учебном процессе, для чего их
применять, какую роль они могут и должны сыграть в решении учебных
задач. Нельзя использовать наглядные пособия лишь для того, чтобы
насытить уроки наглядностью. Функции средств наглядности могут быть
различными. В одних случаях наглядные пособия являются иллюстрацией к
рассказу или объяснению мастера, в других - средством создания у учащихся
конкретных наглядных представлений об изучаемых предметах, явлениях
или событиях, которые обучающиеся еще не наблюдали. Наглядные пособия
могут
выступать
и
как
самостоятельное
средство
получения
новой
информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более
активной должна быть работа обучающихся с ними.
Все
средства
наглядности,
используемые
в
процессе
производственного бучения, можно условно разделить на натуральные
(инструменты, приборы, детали, узлы оборудования, образцы материалов,
изделий и т. п.) и изобразительные (плакаты, макеты, схемы, диаграммы и т.
п.). Для того чтобы средства наглядности давали наибольший эффект, при их
изготовлении, выборе и подготовке к использованию необходимо соблюдать
определенные требования. Натуральные объекты для использования в
качестве наглядных пособий следует подготовить или обработать: сделать
разрезы, произвести специальную окраску отдельных деталей, вырезать
смотровые окна в кожухах, крышках, корпусах, подсветить внутренние
полости, установить лампочки-сигнализаторы и т.п. При изготовлении
изобразительных наглядных пособий необходимо, чтобы изображения и
надписи
на
них
были
достаточно
крупными,
четкими,
хорошо
наблюдаемыми с любого места в учебной мастерской; наиболее важные
изображения и их детали следует выделять специальным окрашиванием.
Используя наглядные пособия на уроке, следует помнить, что их
демонстрация - не цель, а средство достижения цели. Чтобы добиться от
учащихся полного и точного восприятия наглядных пособий, создания
наглядного
образа
демонстрируемого
предмета,
явления,
процесса,
необходимо обучать их умению рассматривать. Из других методических
приемов руководства восприятием наглядных пособий можно выделить
следующие:
демонстрация
наглядных
пособий
должна
органически
сочетаться с показом трудовых приемов, разбором технических требований,
технологии
выполнения
работы
и
т.д.;
наглядное
пособие
следует
демонстрировать тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и
по содержанию изучаемого материала; не следует перегружать урок
демонстрацией наглядных пособий и других средств наглядности в процесс
восприятия демонстрируемого необходимо вовлекать возможно большее
количество анализаторов: зрение, слух, осязание, а при необходимости - вкус
и
обоняние;
следует
обеспечивать
условия
хорошей
видимости
демонстрируемого наглядного пособия место расположения, освещенность,
четкость изображения; действующие и динамические пособия необходимо
показывать и использовать в действии; для демонстрации образцов работ,
инструментов, приспособлений и др. целесообразно комплектовать их на
специальных тематических щитах, что создает условия для сравнения и
обобщения; при объяснении технологии обработки, сборки, монтажа и т. п.
следует
широко
использовать
образцы,
обработанные
(собранные,
смонтированные) в последовательности технологических переходов; следует
использовать как «раздаточный» наглядный материал.
Самостоятельные
наблюдения
обучающихся.
Метод
самостоятельных
наблюдений
наиболее
характерен
для
процесса
производственной практики учащихся в условиях производства профессиям
аппаратурного производства (операторов, аппаратчиков, металлургов и др.).
Вместе
с
тем
наблюдение
как
метод
обучения
является
основным
инструментом» учения, учебной деятельности обучающихся при любых
способах применения средств наглядности, прежде всего в процессе
демонстрации трудовых приемов и способов.
Важное значение для успеха самостоятельных наблюдений, обучающихся
имеет вводное инструктирование их по выполнению задания. Мастер при
этом добивается, чтобы учащиеся ясно представляли себе цель задания,
вопросы, на которые они должны ответить, порядок проведения наблюдений,
трудности, которые могут возникнуть при этом, способы их преодоления,
меры предосторожности, которые нужно соблюдать.