Автор: Мимеева Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Когалым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Шарль Перро «Золушка»
Раздел: начальное образование
1.
Мимеева Людмила Александровна
2.
МАОУ СОШ №7, г.Когалым
3.
Учитель начальных классов
Тема. Шарль Перро «Золушка».
Цель: воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты,
отзывчивости, трудолюбия, умения сопереживать) через анализ содержания
художественного произведения.
Задачи:
углубить знания учащихся о произведении Шарля Перро «Золушка»;
учить анализировать художественное произведение (делать выводы, обосновывать
свои высказывания, определять идею произведения);
составить характеристику главной героини, основываясь на её внутренний мир;
продолжить формирование навыков выразительного чтения;
развивать память, речь и мышление учащихся;
пробудить интерес к чтению книг, активизировать словарный запас учащихся.
Формируемые УУД:
Познавательные
овладеть приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
осознанно строить речевые высказывания в устной форме;
выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные
отвечать на вопросы на основе художественного текста;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные
контролировать результаты и процесс деятельности;
вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения.
Личностные
формировать умение высказывать своё отношение к героям;
формировать умение оценивать поступки героев в соответствии с определённой
ситуацией.
Оборудование:
1.
компьютер;
2.
мультимедийный проектор;
3.
мультимедийный экран;
4.
книжно-иллюстративная выставка;
5.
книги Шарля Перро «Золушка»;
6.
Словарь Ожегова.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, и вы
улыбнитесь мне. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а
внимательно думающими читателями и исследователями. Будете в активном
поиске и обсуждении учебной информации.
Слайд 1 Фрагмент песни «Сказки гуляют по свету»
2. Актуализация знаний
Слайд 2
-Ребята, о чём эта песня? (О сказке)
-Сказка - один из любимых жанров в фольклоре и литературе.
-Создавая сказки, люди мечтали о светлой жизни, где правит справедливость, где
добро побеждает зло. Каждую сказку всегда наполняют чудеса.
КЛАСТЕР
- Ребята, а какие у вас ассоциации возникают, когда вы слышите слово сказка?
Давайте вспомним, какие бывают сказки? (Слайд 3)
(На доске)
Слайд 3
- С раннего детства вы слышите сказки. Давайте подберем ключик к
сегодняшнему уроку. Для этого ответим на вопросы:
Какой герой сказки очень любил обувь, особенно сапоги?
Слайд 4
Назовите сказку, в которой принцесса уснула на 100 лет?
Слайд 5
Девочка, которой бабушка на день рождение подарила шапочку?
Слайд 6
Какая девушка на балу потеряла туфельку?
Слайд 7
- Вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня с вами отправимся в сказочное
путешествие. И как называется наша сказка?
- Как правильно называется сказка? (Золушка, или хрустальная туфелька)
- Кто автор? (Шарль Перро)
- Назовите цель нашего урока.
- Верно, ребята. Сегодня мы будем знакомиться со сказкой зарубежного писателя
Шарля Перро.
Слайд 8
Дома вам надо было прочитать сказку «Золушка, или хрустальная туфелька». Кто-
то из вас читал эту сказку в первый раз, а кто-то уже был знаком с её героями, но
каждый раз, соприкасаясь с произведением великого мастера, мы узнаём для себя
что-то новое, учимся красоте слова, мыслей, души.
И мы научимся дать характеристику героям его сказки «Золушка, или хрустальная
туфелька», познакомимся с творчеством Шарль Перро. Какие факты из биографии
вы запомнили?
Шарль Перро был рожден зимой 1628 года. Его Родиной была Франция. Семья
мальчика жила в Париже. Отец был судьей. В семье было шесть детей. Мальчик
был младшим ребенком.
Слайд 9
Наиболее известен как автор сказок «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная
шапочка», «Спящая красавица», «Синяя борода» и т.д. Ш. Перро родился 12 января
1628 года в Париже
Впервые на русском языке его сказки появились в 1768 году. Умер великий
сказочник 16 мая 1703 года.
Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения.
Люди ценят и любят сказки этого доброго художника. Его сказки учат ценить
подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.
3.
Формирование новых понятий и способов действия.
– Обобщим наши знания о главных героях сказки.
Игра «Узнай по описанию»
а) И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)
Слайд 10
А начинается она так:
Слайд 11
«Жил – был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он
женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой
никто никогда и не видывал.
Слайд 12
У неё было 2 дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом , и
характером.
Слайд 13
У мужа тоже была дочка добрая, приветливая,
милая – вся в покойную мать. Девушка была так
хороша, что мачехины дочки казались ещё хуже, чем
всегда. Бедную падчерицу заставляли делать всю
самую грязную работу в доме. Она чистила котлы и
кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты своей
мачехи и обеих барышень – сестриц.
Вечером, окончив работу, она забиралась в угол возле камина и сидела там, на
ящике с золой. Поэтому все в доме прозвали её Золушкой».
– Какие герои встретились вам в начале сказки? (Отец Золушки, Золушка, мачеха и
её дочери).
- Что означает слово "мачеха"?
- Мачеха - это положительный или отрицательный герой этой сказки?
- А кого мы ещё можем назвать отрицательными героями? (Сёстры)
- Сёстры ненавидели Золушку, постоянно смеялись над ней и делали пакости.
- А Золушка – это, какой герой? (положительный)
– Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая,
трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)
– Что объединяет названные качества? (они положительные)
У доски ребёнок
Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка –
положительный герой сказки).
Cделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры? (мачеха и
сестры – отрицательные герои сказки)
– Что этим хотел показать автор? (борьбу добра и зла)
- Почему добрую красивую девушку назвали странным именем «Золушка»?
(Потому что она, окончив работу, забиралась в уголок возле камина и сидела там,
на ящике с золой)
Характеристика Золушки.
- У вас на партах лежат карточки, на которых записаны отрывки из сказки
«Золушка», работаем в паре, ваша задача определить, какая черта характера
присуща Золушке.
Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу
в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты
мачехи и обеих барышень - своих сестёр.
- Из этого отрывка мы видим, какой была Золушка?
Трудолюбивая
- А почему Золушка сразу не смогла поехать на бал? (мачеха дала ей слишком
много работы, и у нее не было ни платья, ни кареты)
Чтение стихотворения ученицей (……).
Гаснет в печке огонёк,
Всё одна я да одна.
Догорает мой денёк,
Ночь угрюма и темна.
Если б фея вдруг пришла
Так, как в сказке говорят,
Чтобы сбросить я могла
Свой испачканный наряд.
И в карете золотой
Понеслась бы к замку я,
Где давно уж ждёт меня
Королевич молодой.
Где веселья свет и смех,
Зала чудная в цветах,
Где была бы лучше всех
Я в хрустальных башмачках.
Была у Золушки прекрасной
Одна заветная мечта…
– Куда мечтала попасть Золушка? ( на бал)
Сёстры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у неё, какой
выбрать гребень, ленту или пряжку. Они знали, что Золушка лучше
понимает, что красиво и что некрасиво.
Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить
локоны.
- А из этого отрывка, какой мы можем сделать вывод?
Золушка имела
хороший вкус
- А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? -
спрашивали сёстры, пока она причёсывала их перед зеркалом.
- Ах, что вы, сестрицы! Вы смеётесь надо мною! Разве меня пустят во
дворец в этом платье и в этих башмаках!
- Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка
явилась на бал!
Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но
Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.
- Из прочитанного, какой мы вывод можем сделать? Какая черта
характера присуща Золушке? (Доброта, умение прощать, великодушие)
– Что обозначает слово «бал»? (высказывание детей)
– Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре русского языка
Сергея Ивановича Ожегова. ……. (Бал – это большой танцевальный вечер).
– Золушка смогла попасть на бал?
– Кто помог ей? (крёстная фея)
– Какое чудо для этого сотворила фея? (Она превратила тыкву в карету, мышей в
лошадей, ящериц в лакеев, крысу в кучера, старое платье в чудесный наряд из
серебряной и золотой парчи).
Словарная работа.
Слайд 14
Мышастый - масть коня: шерсть темно-серого цвета, иногда с буроватым
отливом, грива, хвост и ноги чёрные.
Статный - стройный, хорошо сложенный.
Лакей – слуга.
Слайд 15
Ливрея - форменная одежда особого покроя и определённого цвета для лакеев,
кучеров и других слуг.
Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.
Слайд 16
Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми,
серебряными нитями
Обворожительная - приветливая, любезная, пленительная.
Грациозно - легко, изящно.
– Какое условие должна была выполнить Золушка? (Она должна была вернуться
до полуночи)
- Уточните, что значит «до полуночи»? (до 12 часов ночи).
- Ребята, а почему Золушка сразу не смогла поехать на бал? (мачеха дала ей
слишком много работы, и у нее не было ни платья, ни кареты)
Физминутка.
Слайд 17
Утром Золушка проснулась,
Потянулась и улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре песню спела.
С песней солнышко взошло,
Стало радостно, тепло.
Птицы весело запели,
Бабочки вдруг прилетели.
А у Золушки заботы,
Много ждёт её работы.
Вы садитесь поскорей,
Мы поможем дружно ей.
4.
Применение. Формирование умений и навыков.
Слайд 18
Просмотр отрывка из фильма «Золушка».
– Как вы думаете, какие же чувства испытывала Золушка на балу? (радость,
счастье)
– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью,
изяществом)
4 зад.
1.
Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)
2.
В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”? (в кучера)
3.
За что Золушку прозвали Золушкой? (сидела в углу на ящике с золой)
4.
На чём золушка отправилась во дворец на бал? (на карете)
5.
Сколько мышей понадобилось для кареты? (5)
6.
Во что превратилось старое платье Золушки? (в бальное платье)
- Что случилось дальше?
Пересказ учащихся.
Картинный план. - Давайте восстановим хронологию в сказке.
Слайд 19
5.
Подведение итогов.
– С каким литературным жанром мы сегодня работали на уроке? (со сказкой)
– Какая это сказка? (волшебная)
– Кто написал эту сказку?
– Какова главная мысль сказки? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается.
Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.)
– Чему учит сказка? (творить добро, помогать людям, быть…)
- Что бы вы посоветовали сёстрам Золушки? (Относится к ней ласково, с
добротой и т.д.)
– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью,
изяществом)
– Доброта. Носите всегда людям добро. Герои сказки – волшебница, звери, принц,
придворные – все показали свою доброту.
Конверт – дети выходят и читают.
Золушка нам советует, чтобы мы запомнили правила доброты: (из конверта
достают дети и читают)
Дети:
1.
Старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
2.
Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения
начинаются с улыбки.
3.
Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам других.
4.
Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей.
5.
Дорожи дружбой.
6.
Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Основная цель применения проблемного задания – это усвоение учениками знаний об основных этапах
решения проблемы, их содержание и последовательности выполнения.
Игра «Скажи наоборот».
Мачеха злая, жадная, а Золушка (добрая, щедрая)
Мачеха грубая, а Золушка… (вежливая, ласковая)
Мачеха неряшливая, а Золушка… (аккуратная)
Мачеха ленивая, а Золушка… (трудолюбивая)
Мачеха рассеянная, а Золушка… (внимательная)
Сегодня мы с вами отвечали на вопросы, играли в игру «Наоборот», дали
характеристику героям сказки. Все очень хорошо работали, старались.
За работу на уроке 5 получат: ……
– Ребята, сейчас подумайте, кому было интересно на уроке? Кто доволен своим
участием? Сейчас каждый подойдет, берёт стикер и ставит её на ту ступеньку,
которая соответствует сейчас состоянию его души.
«Состояние моей души»
6.
Рефлексия.
– А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце.
Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в
наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность,
справедливость, благородство, щедрость и т.д.)
Плохо
Хорошо
Уверен в своих силах
Комфортно
Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе
сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива. Я желаю вам, чтобы все
доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго.
А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко.
Передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На
этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в
свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и
любовь.
Слайд 20
Слайд 21
7.
Домашнее задание
Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки Ш. Перро «Золушка».
Спасибо за урок.