Напоминание

Шарль Перро «Золушка»


Автор: Мимеева Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Когалым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Шарль Перро «Золушка»
Раздел: начальное образование





Назад




1.

Мимеева Людмила Александровна

2.

МАОУ СОШ №7, г.Когалым

3.

Учитель начальных классов

Тема. Шарль Перро «Золушка».

Цель: воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты,

отзывчивости, трудолюбия, умения сопереживать) через анализ содержания

художественного произведения.

Задачи:

углубить знания учащихся о произведении Шарля Перро «Золушка»;

учить анализировать художественное произведение (делать выводы, обосновывать

свои высказывания, определять идею произведения);

составить характеристику главной героини, основываясь на её внутренний мир;

продолжить формирование навыков выразительного чтения;

развивать память, речь и мышление учащихся;

пробудить интерес к чтению книг, активизировать словарный запас учащихся.

Формируемые УУД:

Познавательные

овладеть приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

осознанно строить речевые высказывания в устной форме;

выделять существенную информацию из текста.

Коммуникативные

отвечать на вопросы на основе художественного текста;

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные

контролировать результаты и процесс деятельности;

вносить необходимые коррективы;

адекватно оценивать свои достижения.

Личностные

формировать умение высказывать своё отношение к героям;

формировать умение оценивать поступки героев в соответствии с определённой

ситуацией.

Оборудование:

1.

компьютер;

2.

мультимедийный проектор;

3.

мультимедийный экран;

4.

книжно-иллюстративная выставка;

5.

книги Шарля Перро «Золушка»;

6.

Словарь Ожегова.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, и вы

улыбнитесь мне. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а

внимательно думающими читателями и исследователями. Будете в активном

поиске и обсуждении учебной информации.

Слайд 1 Фрагмент песни «Сказки гуляют по свету»

2. Актуализация знаний

Слайд 2

-Ребята, о чём эта песня? (О сказке)

-Сказка - один из любимых жанров в фольклоре и литературе.

-Создавая сказки, люди мечтали о светлой жизни, где правит справедливость, где

добро побеждает зло. Каждую сказку всегда наполняют чудеса.

КЛАСТЕР

- Ребята, а какие у вас ассоциации возникают, когда вы слышите слово сказка?

Давайте вспомним, какие бывают сказки? (Слайд 3)

(На доске)

Слайд 3

- С раннего детства вы слышите сказки. Давайте подберем ключик к

сегодняшнему уроку. Для этого ответим на вопросы:

Какой герой сказки очень любил обувь, особенно сапоги?

Слайд 4

Назовите сказку, в которой принцесса уснула на 100 лет?

Слайд 5

Девочка, которой бабушка на день рождение подарила шапочку?

Слайд 6

Какая девушка на балу потеряла туфельку?

Слайд 7

- Вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня с вами отправимся в сказочное

путешествие. И как называется наша сказка?

- Как правильно называется сказка? (Золушка, или хрустальная туфелька)

- Кто автор? (Шарль Перро)

- Назовите цель нашего урока.

- Верно, ребята. Сегодня мы будем знакомиться со сказкой зарубежного писателя

Шарля Перро.

Слайд 8

Дома вам надо было прочитать сказку «Золушка, или хрустальная туфелька». Кто-

то из вас читал эту сказку в первый раз, а кто-то уже был знаком с её героями, но

каждый раз, соприкасаясь с произведением великого мастера, мы узнаём для себя

что-то новое, учимся красоте слова, мыслей, души.

И мы научимся дать характеристику героям его сказки «Золушка, или хрустальная

туфелька», познакомимся с творчеством Шарль Перро. Какие факты из биографии

вы запомнили?

Шарль Перро был рожден зимой 1628 года. Его Родиной была Франция. Семья

мальчика жила в Париже. Отец был судьей. В семье было шесть детей. Мальчик

был младшим ребенком.

Слайд 9

Наиболее известен как автор сказок «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная

шапочка», «Спящая красавица», «Синяя борода» и т.д. Ш. Перро родился 12 января

1628 года в Париже

Впервые на русском языке его сказки появились в 1768 году. Умер великий

сказочник 16 мая 1703 года.

Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения.

Люди ценят и любят сказки этого доброго художника. Его сказки учат ценить

подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.

3.

Формирование новых понятий и способов действия.

– Обобщим наши знания о главных героях сказки.

Игра «Узнай по описанию»

а) И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

Слайд 10

А начинается она так:

Слайд 11

«Жил – был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он

женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой

никто никогда и не видывал.

Слайд 12

У неё было 2 дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом , и

характером.

Слайд 13

У мужа тоже была дочка добрая, приветливая,

милая – вся в покойную мать. Девушка была так

хороша, что мачехины дочки казались ещё хуже, чем

всегда. Бедную падчерицу заставляли делать всю

самую грязную работу в доме. Она чистила котлы и

кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты своей

мачехи и обеих барышень – сестриц.

Вечером, окончив работу, она забиралась в угол возле камина и сидела там, на

ящике с золой. Поэтому все в доме прозвали её Золушкой».

– Какие герои встретились вам в начале сказки? (Отец Золушки, Золушка, мачеха и

её дочери).

- Что означает слово "мачеха"?

- Мачеха - это положительный или отрицательный герой этой сказки?

- А кого мы ещё можем назвать отрицательными героями? (Сёстры)

- Сёстры ненавидели Золушку, постоянно смеялись над ней и делали пакости.

- А Золушка – это, какой герой? (положительный)

Какими чертами характера обладает Золушка? (добрая, отзывчивая, милая,

трудолюбивая, заботливая, старательная, бескорыстная, кроткая, ласковая)

– Что объединяет названные качества? (они положительные)

У доски ребёнок

Сделаем вывод: к какой группе героев можно отнести Золушку? (Золушка –

положительный герой сказки).

Cделаем вывод: к какой группе героев относятся мачеха и сёстры? (мачеха и

сестры – отрицательные герои сказки)

– Что этим хотел показать автор? (борьбу добра и зла)

- Почему добрую красивую девушку назвали странным именем «Золушка»?

(Потому что она, окончив работу, забиралась в уголок возле камина и сидела там,

на ящике с золой)

Характеристика Золушки.

- У вас на партах лежат карточки, на которых записаны отрывки из сказки

«Золушка», работаем в паре, ваша задача определить, какая черта характера

присуща Золушке.

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу

в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты

мачехи и обеих барышень - своих сестёр.

- Из этого отрывка мы видим, какой была Золушка?

Трудолюбивая

- А почему Золушка сразу не смогла поехать на бал? (мачеха дала ей слишком

много работы, и у нее не было ни платья, ни кареты)

Чтение стихотворения ученицей (……).

Гаснет в печке огонёк,

Всё одна я да одна.

Догорает мой денёк,

Ночь угрюма и темна.

Если б фея вдруг пришла

Так, как в сказке говорят,

Чтобы сбросить я могла

Свой испачканный наряд.

И в карете золотой

Понеслась бы к замку я,

Где давно уж ждёт меня

Королевич молодой.

Где веселья свет и смех,

Зала чудная в цветах,

Где была бы лучше всех

Я в хрустальных башмачках.

Была у Золушки прекрасной

Одна заветная мечта…

– Куда мечтала попасть Золушка? ( на бал)

Сёстры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у неё, какой

выбрать гребень, ленту или пряжку. Они знали, что Золушка лучше

понимает, что красиво и что некрасиво.

Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить

локоны.

- А из этого отрывка, какой мы можем сделать вывод?

Золушка имела

хороший вкус

- А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? -

спрашивали сёстры, пока она причёсывала их перед зеркалом.

- Ах, что вы, сестрицы! Вы смеётесь надо мною! Разве меня пустят во

дворец в этом платье и в этих башмаках!

- Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка

явилась на бал!

Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но

Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.

- Из прочитанного, какой мы вывод можем сделать? Какая черта

характера присуща Золушке? (Доброта, умение прощать, великодушие)

– Что обозначает слово «бал»? (высказывание детей)

Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре русского языка

Сергея Ивановича Ожегова. ……. (Бал – это большой танцевальный вечер).

– Золушка смогла попасть на бал?

– Кто помог ей? (крёстная фея)

– Какое чудо для этого сотворила фея? (Она превратила тыкву в карету, мышей в

лошадей, ящериц в лакеев, крысу в кучера, старое платье в чудесный наряд из

серебряной и золотой парчи).

Словарная работа.

Слайд 14

Мышастый - масть коня: шерсть темно-серого цвета, иногда с буроватым

отливом, грива, хвост и ноги чёрные.

Статный - стройный, хорошо сложенный.

Лакей – слуга.

Слайд 15

Ливрея - форменная одежда особого покроя и определённого цвета для лакеев,

кучеров и других слуг.

Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

Слайд 16

Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми,

серебряными нитями

Обворожительная - приветливая, любезная, пленительная.

Грациозно - легко, изящно.

– Какое условие должна была выполнить Золушка? (Она должна была вернуться

до полуночи)

- Уточните, что значит «до полуночи»? (до 12 часов ночи).

- Ребята, а почему Золушка сразу не смогла поехать на бал? (мачеха дала ей

слишком много работы, и у нее не было ни платья, ни кареты)

Физминутка.

Слайд 17

Утром Золушка проснулась,

Потянулась и улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре песню спела.

С песней солнышко взошло,

Стало радостно, тепло.

Птицы весело запели,

Бабочки вдруг прилетели.

А у Золушки заботы,

Много ждёт её работы.

Вы садитесь поскорей,

Мы поможем дружно ей.

4.

Применение. Формирование умений и навыков.

Слайд 18

Просмотр отрывка из фильма «Золушка».

– Как вы думаете, какие же чувства испытывала Золушка на балу? (радость,

счастье)

– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью,

изяществом)

4 зад.

1.

Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)

2.

В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”? (в кучера)

3.

За что Золушку прозвали Золушкой? (сидела в углу на ящике с золой)

4.

На чём золушка отправилась во дворец на бал? (на карете)

5.

Сколько мышей понадобилось для кареты? (5)

6.

Во что превратилось старое платье Золушки? (в бальное платье)

- Что случилось дальше?

Пересказ учащихся.

Картинный план. - Давайте восстановим хронологию в сказке.

Слайд 19

5.

Подведение итогов.

– С каким литературным жанром мы сегодня работали на уроке? (со сказкой)

– Какая это сказка? (волшебная)

– Кто написал эту сказку?

– Какова главная мысль сказки? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается.

Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.)

– Чему учит сказка? (творить добро, помогать людям, быть…)

- Что бы вы посоветовали сёстрам Золушки? (Относится к ней ласково, с

добротой и т.д.)

– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью,

изяществом)

– Доброта. Носите всегда людям добро. Герои сказки – волшебница, звери, принц,

придворные – все показали свою доброту.

Конверт – дети выходят и читают.

Золушка нам советует, чтобы мы запомнили правила доброты: (из конверта

достают дети и читают)

Дети:

1.

Старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.

2.

Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения

начинаются с улыбки.

3.

Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам других.

4.

Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей.

5.

Дорожи дружбой.

6.

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Основная цель применения проблемного задания – это усвоение учениками знаний об основных этапах

решения проблемы, их содержание и последовательности выполнения.

Игра «Скажи наоборот».

Мачеха злая, жадная, а Золушка (добрая, щедрая)

Мачеха грубая, а Золушка… (вежливая, ласковая)

Мачеха неряшливая, а Золушка… (аккуратная)

Мачеха ленивая, а Золушка… (трудолюбивая)

Мачеха рассеянная, а Золушка… (внимательная)

Сегодня мы с вами отвечали на вопросы, играли в игру «Наоборот», дали

характеристику героям сказки. Все очень хорошо работали, старались.

За работу на уроке 5 получат: ……

– Ребята, сейчас подумайте, кому было интересно на уроке? Кто доволен своим

участием? Сейчас каждый подойдет, берёт стикер и ставит её на ту ступеньку,

которая соответствует сейчас состоянию его души.

«Состояние моей души»

6.

Рефлексия.

– А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце.

Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в

наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность,

справедливость, благородство, щедрость и т.д.)

Плохо

Хорошо

Уверен в своих силах

Комфортно

Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе

сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива. Я желаю вам, чтобы все

доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго.

А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко.

Передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На

этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в

свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и

любовь.

Слайд 20

Слайд 21

7.

Домашнее задание

Проиллюстрировать понравившийся эпизод сказки Ш. Перро «Золушка».

Спасибо за урок.



В раздел образования