Напоминание

"Организация проектной деятельности на основе курса «Мои первые проекты»


Автор: Ихсанова Рафига Габдулгазизовна
Должность: методист по начальному образованию
Учебное заведение: МКУ "Отдел образования Исполнительного комитета Рыбно-Слободского МР РТ"
Населённый пункт: РТ, пгт Рыбная Слобода
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности на основе курса «Мои первые проекты»
Раздел: начальное образование





Назад




Организация проектной деятельности на основе курса «Мои первые проекты»

Ихсанова Р.Г., методист по начальному образованию МКУ «Отдел образования

Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан»

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным

образованием новые цели. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных

действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих

задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь

идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в

самоорганизации и саморазвитии. Именно эти задачи и позволяет успешно решать

курс «Мои первые проекты», пособия которого - учителя начальных классов Рыбно-

Слободского

района

уже

в

течение

нескольких

лет

используют

в

своей

педагогической деятельности. Учителя Кутлу-Букашской, Шумбутской, Больше-

Машляковской, Биектауской, Кукеевской, Шеморбашской

школ с 2019 года

являются активными участниками Федеральной инновационной площадки при

ЦСГО по теме: «Апробация учебно - методического комплекта «Мои первые

проекты», нацеленной на формирование проектно - исследовательских умений

младших школьников». Эти методические пособия учителя используют на занятиях

внеурочной деятельности.

Что дает ребенку проектная деятельность в курсе «Мои первые проекты»?

Во-первых, формирует у детей реальные представления об окружающем,

позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, способствует

формированию

целеустремленности,

настойчивости,

учит

преодолевать

возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.

Во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические

процессы. И, главное, усвоив многообразие способов познания мира, ребенок

стремится к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и

первооткрывателем.

В - третьих воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям,

явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям, формирование

социально желательных мотивов, чувств и потребностей, таких, например, как

чувство патриотизма, потребность в труде, отношение к здоровью как к одной из

главных жизненных ценностей и т.д.

В-

четвертых

она

помогает

развивать

самостоятельность

мышления,

творческие

возможности,

способность

к

самоорганизации,

созиданию,

сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную

адаптацию и самореализацию человека в обществе.

. Рабочие тетради курса «Мои первые проекты» для начальной школы - это

инновационные

пособия,

которые

помогают

решить

задачу

формирования

самостоятельности ребёнка, способного к самообразованию и саморазвитию. Они

помогают

ребёнку

научиться

видеть

мини-проблемы,

правильно

находить

источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы

над проектом.

Положительным в этом курсе можно отметить то, что задания подобраны

именно исходя из возрастных особенностей каждого класса, и они углубляются и

расширяются от класса к классу, все темы занятий тесно связаны именно с

программой данного класса. Задания курса еще к тому же осуществляют

межпредметную связь. В тетрадях есть задания и на развитие логического

мышления (решение логических задач), обогащение словарного запаса новыми

понятиями с помощью фразеологизмов, пословиц, ребусов. Очень нравятся детям

игры, лабиринты, ребусы, разминки, игротека, опыты и эксперименты. С

удовольствием учащиеся анализируют стихи, строят на их основе предположения,

гипотезы. Дети на занятиях не устают, так как разносторонние задания, смена видов

деятельности на занятии дает отдых мозгу, дети легко переключаются с одного вида

деятельности на другой. Имея перед собой уже свои тетради, учащиеся могут

заполнять таблицы, создавать свои проекты, записать свои выводы. Занятия,

проведенные

именно

на

основе

всех

этих

разносторонних,

поучительных,

интересных,

увлекательных

заданий

помогают

формировать

положительное

отношение к учёбе как источнику решения конкретных проблем. Результаты

развития детей видны и на других уроках: многие учащиеся уже в четвертом классе

могут ставить цели, умеют видеть проблему, выдвигать свои предположения,

составлять план, делать выводы, спокойнее работают в группах (стараются не

ссориться, умеют слушать друг друга, уступать друг другу). Именно на занятиях

внеурочной деятельности учащиеся используя свой накопленный в данный момент

жизненный опыт, решают проблемы, которые предлагаются в тетрадях «Мои

первые проекты». А это уже готовит учащихся к жизни «завтрашнего дня».

Например, коллективный проект в 1 классе «История моей семьи» во 2

классе прививает интерес и любовь к традициям своей семьи и народа, развивает

толерантность, воспитывает привычку к здоровому образу жизни. При выполнении

индивидуального проекта «Наблюдения за растениями» учащиеся 1 класса,

используя собственный опыт, после выполнения проекта стали уже помогать

родителям летом в огороде, во 2 классе с удовольствием работают на пришкольном

участке. Этот проект помог воспитать трудолюбие, наблюдательность, интерес к

растениеводству.

Проекты «Наши домашние питомцы», «Кто питается в наших кормушках?»,

«Чем кормить птичек зимой?» во 2 классе воспитывают бережное отношение ко

всему живому, чувство ответственности за свои поступки, учат гуманности и

добросердечности. Учащиеся не только сделали сами своими руками кормушки, а

изучили информацию о том, чем можно и чем нельзя кормить птиц, каждый день на

перемене или по дороге из школы домой наблюдают за кормушками, чистят от

снега, насыпают корм птицам. Следовательно, даже после выполнения проекта

учащиеся продолжают набирать жизненный опыт.

Групповые проекты «Музей под открытым небом», «Письма на фронт» были

очень актуальны в прошлом учебном году. Результатом является социально

значимый проект учащихся «Аллеи памяти и славы» - макет музея под открытым

небом, посвященный 10 Героям Светского Союза района. Этот проект учащихся

был удостоен Диплома Победителя в Республиканском конкурсе исследовательских

проектов

для

младших

школьников

"Проекты

памяти",

организованном

Негосударственным

образовательным

учреждением

дополнительного

профессионального образования «Центр социально - гуманитарного образования» г.

Казани.

Очень уместно включены в программу такие опыты и эксперименты,

которые

завлекают

учащихся

в

мир

науки.

Они

не

только

формируют

познавательную активность, развивают логическое мышление учащихся, но и

воспитывают интерес ко всему необычному, новому в жизни. Именно выполняя эти

эксперименты и опыты, учащиеся Кутлу-Букашской средней школы с большим

энтузиазмом увлеклись фолдскопами - бумажными микроскопами. Для учеников

школы это был такой опыт работы, который максимально приближен к научным

исследованиям,

это

возможность

ощутить

себя

«настоящим»

ученым,

исследователем, открывающим тайны невидимого мира.

Участвуя в проектах с младшими школьниками, учителя начальных классов

убедились,

что

проектная

деятельность

заряжает

и

«заражает»

действием,

творчеством, инициативой и оптимизмом. Она способствует формированию

трудолюбия и осознанию труда как ценности. Главное заинтересовать учащихся и

быть заинтересованным учителю самому.



В раздел образования