Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


Автор: Екатерина Олеговна Ефимова
Должность: студент 5 курса
Учебное заведение: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ОГУ)
Населённый пункт: г. Орск, Российская Федерация
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Раздел: высшее образование





Назад




Е.О. Ефимова,

студент 5 курса

напр. «Психолого-педагогическое образование»,

науч. рук.: Н.Г. Попрядухина,

к.пс.н., доц.,

Орский гуманитарно-технологический институт

(филиал ОГУ),

г. Орск, Российская Федерация

П

СИХОЛОГО

-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНОЙ

ГОТОВНОСТИ

ДЕТЕЙ

К

ШКОЛЬНОМУ

ОБУЧЕНИЮ

Аннотация:

данная

статья

посвящена

проблеме

психолого-педагогических условий формирования личностной

готовности детей к школьному обучению. По результатам

экспериментального

исследования

определены

психолого-

педагогические условия формирования личностной готовности

детей к школьному обучению.

Ключевые

слова:

дошкольный

возраст,

личность,

обучение в школе, познавательные возможности

Психолого-педагогические

условия

формирования

личностной

готовности

детей

к

школьному

обучению

представляют собой комплексный подход, который включает в

себя учет психологических особенностей каждого ребенка,

адекватную

педагогическую

поддержку

и

создание

благоприятной образовательной среды.

Важным аспектом является понимание индивидуальных

особенностей каждого ученика, их потребностей, интересов и

способностей. Педагог должен уметь учесть эти факторы при

планировании обучения, чтобы каждый ребенок мог развиваться

наиболее эффективным образом.

Помимо этого, необходимо обеспечить детям поддержку и

поощрение со стороны педагогов, чтобы они чувствовали себя

уверенно и мотивированно в процессе обучения. Важно создать

атмосферу доверия и взаимопонимания, чтобы дети могли

свободно выражать свои мысли и чувства.

Наконец, образовательная среда должна быть насыщенной

и интересной, чтобы стимулировать учеников к активной

деятельности и саморазвитию. Материалы и методы обучения

должны быть доступными и разнообразными, чтобы каждый

ребенок мог найти свой подход к учению.

Таким

образом,

психолого-педагогические

условия

играют ключевую роль в формировании личностной готовности

детей

к

школьному

обучению.

Они

позволяют

создать

благоприятные условия для развития учеников, помогая им

стать самостоятельными, целеустремленными и успешными

личностями [2].

Этим и определяется актуальность нашего исследования,

поскольку

в

конце

дошкольного

возраста

происходит

интенсивное развитие познавательных, эмоционально-волевых,

коммуникативных способностей, связанные в последствии с

поступлением в школу.

С целью выявления психолого-педагогических условий

формирования личностной готовности детей к школьному

обучению

нами

было

проведено

экспериментальное

исследование, на базе Исследование проводилось на базе

МДОАУ «Детский сад № 96 г. Орска». В исследовании

принимали участие воспитанники подготовительной группы, в

количестве 15 человек:

Объектом исследования стало личностная готовность

детей

к

обучению

в

школе.

Изучение

уровня

развития

самосознания осуществлялось с использованием следующих

методик: методика Р. Немова «Общая ориентация детей в

окружающем мире и запас бытовых знаний»; методика «Домик»

(Н. И. Гуткина); методика «Запоминание 10 слов» по А.Р.

Лурия.

Полученные результаты свидетельствуют, что у 70%

участников исследования преобладает низкий уровень общей

осведомленности базовых бытовых знаний. 70% от всей

экспериментальной

группы

имеют

низкий

уровень

сформированности

положительного

отношения

к

школе

Итоговый уровень готовности к школе в среднем уровне

преобладает у 80% детей.

10% испытуемых имеют низкий уровень внимания, у 90%

испытуемых выявлен очень низкий уровень внимания.

Из

всей

группы

принимающей

участие

в

экспериментальном исследовании, 30% имеют низкий уровень

слуховой памяти. У 50% уровень слуховой памяти ниже

среднего. 20% имеют средний уровень слуховой памяти.

Таким

образом,

результаты

констатирующего

этапа

свидетельствуют о необходимости проведения программы по

психолого-педагогической

подготовке

детей

к

школьному

обучению.

Целью формирующего эксперимента явилось развитие

познавательной,

эмоционально-волевой

и

коммуникативной

сферы

личности

ребенка,

социальной

компетентности

и

подготовка ребенка к обучению в школе; установление и

развитие социальных контактов [3].

Коррекционная

программа

с

детьми

включала

разностороннюю

деятельность,

направленную

на

решение

следующих задач: развитие коммуникативных способностей и

умений; развитие словарного запаса; развитие

внимания,

памяти, воображения; формировать положительное отношение к

учебной

деятельности;

развитие

навыков

общения

со

сверстниками и взрослыми; развитие психических процессов:

внимание, восприятие, память, речь и мышление.

В работе психолога с детьми были проведены занятия,

направленные на создание положительного эмоционального

климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка

приветствия

каждого

ребенка

в

группе;

формирование

позитивного отношения к себе, повышение самооценки, учиться

описывать свои чувства, желания, осознавать свои мышечные и

эмоциональные ощущения; знакомство со школой; расширение

объема

памяти,

на

формирование

навыков

запоминания,

развитие

смысловой

памяти

на

развитие

внимания,

устойчивости, концентрации, развитие логики; развитие высших

психических процессов: восприятие, воображение, память,

мышление, речь для детей старшего дошкольного возраста [1].

Целью

контрольного

этапа

являлось

выявление

эффективности

реализованной

прграммы,

по

психолого-

педагогической подготовке детей к школьному обучению. Для

реализации данной цели нами были проведены те же методики,

что и на констатирующем этапе нашего исследования.

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу,

что

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

произошли

положительные изменения в уровне готовности к обучению в

школе:

повысились

показатели

интеллектуальной,

мотивационной, волевой и речевой готовности.

Экспериментально

нами

доказано,

что

успешное

формирование личностной готовности детей к школьному

обучению

требует

согласованного

воздействия

как

психологических, так и педагогических условий,

которые

способствуют развитию важных качеств личности и готовности

ребенка к успешному учебному процессу: проведение игровых

занятий

и

упражнений,

направленных

на

развитие

познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер

личности ребенка; беседы о школе, о роли и обязанностях

учеников, экскурсия в школу, посещение уроков в первом

классе, общение с первоклассниками и учителями.

Список использованных источников и литературы:

[1]

Балабекян, Е. С. Проблема готовности детей к

обучению в школе / Е. С. Балабекян // Мир науки, культуры,

образования, 2017 . - №1 . - С. 235-237.

[2]

Вахрушева,

А.

С.

Проблемы

психологической

готовности к обучению в школе и пути их решения / А. С.

Вахрушева

//

Актуальные

проблемы

науки

и

практики

современного общества, 2016 . - № 2 (2) . - С. 73-77.

[3]

Кисова, В. В. Формирование саморегуляции как

компонента

психологической

подготовки

к

школьному

обучению у старших дошкольников : М-во образования и науки

Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Нижегородский гос. пед.

ун-т им. Козьмы Минина" / В. В. Кисова . - Нижний Новгород :

НГПУ им. К. Минина, 2014 . - 170 с.

© Е.О. Ефимова, 2024



В раздел образования