Автор: Екатерина Олеговна Ефимова
Должность: студент 5 курса
Учебное заведение: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ОГУ)
Населённый пункт: г. Орск, Российская Федерация
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Раздел: высшее образование
Е.О. Ефимова,
студент 5 курса
напр. «Психолого-педагогическое образование»,
науч. рук.: Н.Г. Попрядухина,
к.пс.н., доц.,
Орский гуманитарно-технологический институт
(филиал ОГУ),
г. Орск, Российская Федерация
П
СИХОЛОГО
-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНОЙ
ГОТОВНОСТИ
ДЕТЕЙ
К
ШКОЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ
Аннотация:
данная
статья
посвящена
проблеме
психолого-педагогических условий формирования личностной
готовности детей к школьному обучению. По результатам
экспериментального
исследования
определены
психолого-
педагогические условия формирования личностной готовности
детей к школьному обучению.
Ключевые
слова:
дошкольный
возраст,
личность,
обучение в школе, познавательные возможности
Психолого-педагогические
условия
формирования
личностной
готовности
детей
к
школьному
обучению
представляют собой комплексный подход, который включает в
себя учет психологических особенностей каждого ребенка,
адекватную
педагогическую
поддержку
и
создание
благоприятной образовательной среды.
Важным аспектом является понимание индивидуальных
особенностей каждого ученика, их потребностей, интересов и
способностей. Педагог должен уметь учесть эти факторы при
планировании обучения, чтобы каждый ребенок мог развиваться
наиболее эффективным образом.
Помимо этого, необходимо обеспечить детям поддержку и
поощрение со стороны педагогов, чтобы они чувствовали себя
уверенно и мотивированно в процессе обучения. Важно создать
атмосферу доверия и взаимопонимания, чтобы дети могли
свободно выражать свои мысли и чувства.
Наконец, образовательная среда должна быть насыщенной
и интересной, чтобы стимулировать учеников к активной
деятельности и саморазвитию. Материалы и методы обучения
должны быть доступными и разнообразными, чтобы каждый
ребенок мог найти свой подход к учению.
Таким
образом,
психолого-педагогические
условия
играют ключевую роль в формировании личностной готовности
детей
к
школьному
обучению.
Они
позволяют
создать
благоприятные условия для развития учеников, помогая им
стать самостоятельными, целеустремленными и успешными
личностями [2].
Этим и определяется актуальность нашего исследования,
поскольку
в
конце
дошкольного
возраста
происходит
интенсивное развитие познавательных, эмоционально-волевых,
коммуникативных способностей, связанные в последствии с
поступлением в школу.
С целью выявления психолого-педагогических условий
формирования личностной готовности детей к школьному
обучению
нами
было
проведено
экспериментальное
исследование, на базе Исследование проводилось на базе
МДОАУ «Детский сад № 96 г. Орска». В исследовании
принимали участие воспитанники подготовительной группы, в
количестве 15 человек:
Объектом исследования стало личностная готовность
детей
к
обучению
в
школе.
Изучение
уровня
развития
самосознания осуществлялось с использованием следующих
методик: методика Р. Немова «Общая ориентация детей в
окружающем мире и запас бытовых знаний»; методика «Домик»
(Н. И. Гуткина); методика «Запоминание 10 слов» по А.Р.
Лурия.
Полученные результаты свидетельствуют, что у 70%
участников исследования преобладает низкий уровень общей
осведомленности базовых бытовых знаний. 70% от всей
экспериментальной
группы
имеют
низкий
уровень
сформированности
положительного
отношения
к
школе
Итоговый уровень готовности к школе в среднем уровне
преобладает у 80% детей.
10% испытуемых имеют низкий уровень внимания, у 90%
испытуемых выявлен очень низкий уровень внимания.
Из
всей
группы
принимающей
участие
в
экспериментальном исследовании, 30% имеют низкий уровень
слуховой памяти. У 50% уровень слуховой памяти ниже
среднего. 20% имеют средний уровень слуховой памяти.
Таким
образом,
результаты
констатирующего
этапа
свидетельствуют о необходимости проведения программы по
психолого-педагогической
подготовке
детей
к
школьному
обучению.
Целью формирующего эксперимента явилось развитие
познавательной,
эмоционально-волевой
и
коммуникативной
сферы
личности
ребенка,
социальной
компетентности
и
подготовка ребенка к обучению в школе; установление и
развитие социальных контактов [3].
Коррекционная
программа
с
детьми
включала
разностороннюю
деятельность,
направленную
на
решение
следующих задач: развитие коммуникативных способностей и
умений; развитие словарного запаса; развитие
внимания,
памяти, воображения; формировать положительное отношение к
учебной
деятельности;
развитие
навыков
общения
со
сверстниками и взрослыми; развитие психических процессов:
внимание, восприятие, память, речь и мышление.
В работе психолога с детьми были проведены занятия,
направленные на создание положительного эмоционального
климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка
приветствия
каждого
ребенка
в
группе;
формирование
позитивного отношения к себе, повышение самооценки, учиться
описывать свои чувства, желания, осознавать свои мышечные и
эмоциональные ощущения; знакомство со школой; расширение
объема
памяти,
на
формирование
навыков
запоминания,
развитие
смысловой
памяти
на
развитие
внимания,
устойчивости, концентрации, развитие логики; развитие высших
психических процессов: восприятие, воображение, память,
мышление, речь для детей старшего дошкольного возраста [1].
Целью
контрольного
этапа
являлось
выявление
эффективности
реализованной
прграммы,
по
психолого-
педагогической подготовке детей к школьному обучению. Для
реализации данной цели нами были проведены те же методики,
что и на констатирующем этапе нашего исследования.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу,
что
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
произошли
положительные изменения в уровне готовности к обучению в
школе:
повысились
показатели
интеллектуальной,
мотивационной, волевой и речевой готовности.
Экспериментально
нами
доказано,
что
успешное
формирование личностной готовности детей к школьному
обучению
требует
согласованного
воздействия
как
психологических, так и педагогических условий,
которые
способствуют развитию важных качеств личности и готовности
ребенка к успешному учебному процессу: проведение игровых
занятий
и
упражнений,
направленных
на
развитие
познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер
личности ребенка; беседы о школе, о роли и обязанностях
учеников, экскурсия в школу, посещение уроков в первом
классе, общение с первоклассниками и учителями.
Список использованных источников и литературы:
[1]
Балабекян, Е. С. Проблема готовности детей к
обучению в школе / Е. С. Балабекян // Мир науки, культуры,
образования, 2017 . - №1 . - С. 235-237.
[2]
Вахрушева,
А.
С.
Проблемы
психологической
готовности к обучению в школе и пути их решения / А. С.
Вахрушева
//
Актуальные
проблемы
науки
и
практики
современного общества, 2016 . - № 2 (2) . - С. 73-77.
[3]
Кисова, В. В. Формирование саморегуляции как
компонента
психологической
подготовки
к
школьному
обучению у старших дошкольников : М-во образования и науки
Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Нижегородский гос. пед.
ун-т им. Козьмы Минина" / В. В. Кисова . - Нижний Новгород :
НГПУ им. К. Минина, 2014 . - 170 с.
© Е.О. Ефимова, 2024