Авторы: Алла Игоревна Геворгян, Андриенко Оксана Александровна
Должность: студент напр. «Психолого-педагогическое образование»
Учебное заведение: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ОГУ)
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы межличностного взаимодействия в подростковом возрасте и способы их разрешения
Раздел: высшее образование
А.И.Геворгян,
студентка 5 курса напр.
«Психолого-педагогическое образование»,
науч. рук.:О.А.Андриенко,
канд.пед.наук.,
Орский гуманитарно-технологический
институт (филиал) ОГУ,
г. Орск, Российская Федерация
П
РОБЛЕМЫ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В
ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
И
СПОСОБЫ
ИХ
РАЗРЕШЕНИЯ
Аннотация: данная статья посвящена проблеме проблемы
межличностного взаимодействия в подростковом возрасте и
способам их разрешения. По результатам экспериментального
исследования
определены
проблемы
межличностного
взаимодействия подростков.
Ключевые слова: подростковый возраст, взаимодействие
подростков, сплоченность, доминирование, дружелюбие.
В подростковом возрасте столкнуться с проблемами
межличностного взаимодействия - неизбежное явление. Этот
период жизни характеризуется поиском своего места в обществе
и
установлением
отношений
с
окружающими.
Нередко
подростки сталкиваются с конфликтами, недопониманием,
агрессией и недовольством со стороны своих сверстников.
Разрешение этих проблем требует особого внимания и подхода
со стороны взрослых и общества в целом. Ключевыми
способами
решения
межличностных
конфликтов
среди
подростков можно назвать открытый диалог, общение на
равных,
терпимость
и
понимание.
Важно
также
уделять
достаточное
внимание
развитию
социальных
навыков
у
подростков, помогать им осознавать свои эмоции и находить
конструктивные
способы
их
выражения.
Образовательные
программы и проекты, направленные на поддержку подростков
и
развитие
их
социальной
компетенции,
могут
стать
эффективным инструментом в решении данной проблемы.
Этим и определяется актуальность нашего исследования.
С
целью
изучения
проблем
межличностного
взаимодействия
в
подростковом
возрасте
и
способов
их
разрешения
нами
было
проведено
экспериментальное
исследование, на базе МОАУ "СОШ № 6 г. Орска" В
исследовании принимали участие 20 учеников 5 класса.
Объектом
исследования
стало
межличностное
взаимодействие
в
подростковом
возрасте.
Изучение
межличностных взаимодействие подростков осуществлялось с
использованием
следующих
методик
диагностика
психологического климата в малой производственной группе
(В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест); методика «Что важнее?»;
анкета
«Сплоченность
класса»;
методика
диагностики
межличностных отношений Т.Лири.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что 100
%
испытуемых
считают,
что
психологический
климат
в
коллективе незначительно благоприятный.
По
мнению
20%
испытуемых
уровень
развития
ценностно-ориентационного
единства
находится
на
промежуточном уровне, а по мнению 80% испытуемых уровень
развития ценностно-ориентационного единства недостаточный.
60% испытуемых показали уровень сплоченности класса
ниже среднего, 40% испытуемых показали низкий уровень
сплоченности класса.
У
70%
испытуемых
преобладает
доминирование,
у
остальных 30% испытуемых преобладает дружелюбие.
Таким
образом,
результаты
констатирующего
этапа
свидетельствуют о том, что уровень сплоченности коллектива в
классе
низкий,
межличностные
отношения
находятся
на
среднем уровне. Поэтому необходимо проведение программы
оптимизации
межличностных
отношений
подростков
по
средствам развития коммуникативных навыков [2].
Целью формирующего эксперимента явилась разработка и
реализация
программы
оптимизации
межличностных
отношений
подростков
по
средствам
развития
коммуникативных навыков.
В работе психолога с детьми были проведены такие
занятия, как: «Я хочу общаться» (Цель: постановка целей и
осмысление группой предстоящей работы), «Личность как
самоценность в процессе общения» (Цель: формирование
понимания ценности личности своей и другого), «Кто я?» (Цель:
познание кто «Я» и как меня видят другие), «Мои драконы»
(Цель: сформировать навыки самоконтроля), «Я чувствую, что
ты…»
(Цель:
сформировать
навыки
распознавания
эмоционального состояния собеседника), «Смысл…Я понимаю,
что ты…» (Цель: сформировать навыки анализа информации,
которую нам транслирует собеседник), «Слушаю и слышу»
(Цель: сформировать навыки внимательно слушать собеседника
и понимать смысл текста собеседника), «Я вам хочу сказать»
(Цель:
сформировать
навыки
корректного,
чёткого
формулирования текста), «Закрепление» (Цель: закрепить и
отработать полученные навыки).
Целью
контрольного
этапа
являлось
выявление
эффективности реализованной программы, направленной на
оптимизацию
межличностных
отношений
подростков
по
средствам развития коммуникативных навыков. Для реализации
данной цели нами были проведены те же методики, что и на
констатирующем этапе нашего исследования.
Таким образом, в ходе исследования наблюдать 100%
улучшения
межличностных
взаимоотношений
в
данном
коллективе. В ходе предложенной программы произошло
разрешение
проблем
межличностного
взаимодействия
подростков.
Экспериментально
нами
доказано,
что
уровень
межличностных отношений напрямую влияет на сплоченность
класса.
Список использованных источников и литературы:
[1] Бодалов, А. А. Восприятие и понимание человека
человеком. / А. А. Бодалов . - М.: Просвещение, 2009 . - 251 с.
[2] Брудный. А. А. Понимание и общение. / А. А. Брудный
. - М. : ТЦ СФЕРА, 2007 . – 264 с.
[3] Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного
психолога / И. В. Вачков . - М. : Ось-89, 2002 . - 224 с.
©А.И.Геворгян, 2024