Напоминание

Приёмы активизации мыслительной деятельности на уроках географии и биологии


Автор: Тельманова Наталья Николаевна
Должность: учитель географии,биологии
Учебное заведение: МОУ ЦО "Открытие"
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы активизации мыслительной деятельности на уроках географии и биологии
Раздел: полное образование





Назад




Приёмы активизации мыслительной деятельности на уроках географии и биологии

(выступление на педагогическом совете)

Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию обзор эффективных методов и

приемов обучения географии и биологии, которые использовались в советское время и

продолжают оставаться актуальными и полезными до сегодняшнего дня.

Наиболее эффективными из них являются те, в которых ученик задействовал все виды

памяти: зрительную, слуховую, механическую.

За годы работы в школе мною испробовано немало различных приемов обучения, со

многими из них вы знакомы.

Но есть приёмы, которые используются реже или вовсе не знакомы молодым коллегам..

В процессе обучения географии одной из главных задач, стоящих перед учителем ,

является - научить эффективно работать с картой, быстро находить объекты на картах и

сопоставлять их, т.е. формировать одну из важнейших географических компетенций,

проверяемых на экзаменах.

Практические методы

Приёмы работы с картой.

1.«Контур – символ».

Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный

и отличный обучающий материал. При выполнении заданий можно пользоваться любыми

источниками информации.

Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего

географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто)

на изображении

Слайд 2. «Контур- ассоциации»

Еще со школы мы помним, что территория Италии похожа на сапог, а вот

другие европейские страны вроде бы как бесформенны. Бесформенные страны Европы

можно превратить в узнаваемые забавные рисунки, предложив это сделать детям.

Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность

ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска

географической информации.

3. - Увлекательный и познавательный способ проверить знания учащихся об особенностях

географических объектов и мест на карте « Викторина на карте". Вот как можно

организовать викторину на карте:

1. Подготовить заранее карту с различными объектами (городами, озерами, реками,

горами, странами и т.д.) и их названиями на отдельных карточках.

2. Разделить учащихся на команды или индивидуально.

3. Дети по очереди вытягивают карточки и отвечают на вопросы о географических

объектах на карте, например: "Какой город является столицей Франции?" или "Какая

река протекает через большую часть территории России?"

4. Учащиеся должны быстро найти на карте соответствующий объект и правильно назвать

его.

5. За каждый правильный ответ можно давать баллы или какие-то награды-жетоны

командам или учащимся.

6. После окончания викторины можно подвести общий итог и обсудить особенности

географических объектов на карте.

Викторины помогают учащимся запоминать и закреплять географические знания,

развивает умение быстро ориентироваться на карте и способствуют соревновательному

духу в учебном процессе.

4. «Номенклатурный диктант»

Каждому учащемуся выдаётся контурная карта, где цифрами обозначены географические

объекты: озера, проливы, равнины и т.д Учащимся предлагается определить их и

написать названия.

Золотое правило дидактики по Я.А. Каменскому -принцип наглядности: Он говорил о том,

что все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое -

зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, доступное осязанию - путем осязания.

Поэтому педагоги в своей практике используют приёмы инсценирования , моделирования

Инсценирование географических или биологических процессов:

1.Учащиеся, работая в группах , после знакомства с каким – либо процессом,

распределяют роли и инсценируют их в классе, каждая группа по своему.

2. Другой вариант: учитель может вызвать к доске группу учащихся, назначить роли и

предложить показать изучаемый процесс.

Такой приём позволяет лучше понять и запомнить учебный материал, проявить

креативность, найти необычные способы закрепления сложных для понимания тем.

Моделирование трофических цепочек

Учащимся выдать карточки с изображением животных и растений.

Дети выходят к доске показывают карточки классу. Предлагаем им разделиться на две

группы в соответствии со средой обитания, а затем

составьте цепь питания. Предложить прокомментировать свой выбор.

Приёмы работы с текстом

1 Использование литературных произведений для изучения новой темы, повторения

изученного и других этапах урока.

Например:

Зеленые растения – ну просто профи!

Мы их называем автотрофы

Или продуценты - славные жители,

Органической пищи производители.

Солнечный луч к листве обращается

И пропадает, а крахмал появляется!

Этого важного в жизни момента

Ждут с нетерпением все консументы.

Будь они хищники иль травоядные,

Все потребители просто заядлые.

А редуценты или микрожители,

Работу закончат, они разрушители.

Минеральные в почву пойдут элементы,

Их снова возьмут себе продуценты.

Так происходит из года в год

Биологический круговорот.

-Если стихотворение использовано при знакомстве с новым, то после прочтения учитель

проводит беседу по прочитанному, задавая вопросы о том, кто является продуцентами,

консументами и редуцентами и их роли в природном сообществе, что представляет собой

биологический круговорот веществ. Для закрепления на следующем уроке можно

пропустить выделенные термины и предложить детям заполнить пропуски

Домашнее задание : найти короткие стихи о живых организмах, попробовать заменить их

название на биологические термины, с которыми познакомились на уроке.

Включая стихи в уроки, мы можем добиться лучшего восприятия и информации. Многие

дети очень хорошо запоминают рифмы и соответственно, главную идею темы, и пробуют

сами сочинять.

2. Ещё один из давно используемых приёмов, являющимся эффективным для

изучения многих учебных предметов являются интеллект -карты

Цель создания карт – упорядочить полученные знания, найти связи между ними, выявить

и оценить структуру знаний по определённой теме. Они дают возможность сделать

наглядным процесс мышления учащегося

Именно интеллект-карты позволяют преодолеть стереотип однотипности при

использовании традиционных форм в преподавании учебного материала (текст, речь,

схемы и т.д.). включить учеников в активную творческую и познавательную деятельность

по освоению и переработке знаний, как для понимания и запоминания учебной

информации, так и для развития мышления, памяти и эффективных способов

интеллектуальной деятельности. Сегодня для их создания можно использовать

компьютерные программы, а раннее они создавались вручную с использованием бумаги,

цветных карандашей, вырезанных из журналов картинок и клея

Для того чтобы составить интеллект-карту, необходимо руководствоваться следующими

принципами:

1) центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа;

2) от центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова,

ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею;

3) от веток первого уровня при необходимости отходят ветки второго уровня

разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках первого уровня;

4) по возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты;

5) везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику,

ассоциирующиеся с ключевыми словами.

При построении карт учащиеся учатся обобщать, классифицировать, устанавливать

причинно-следственные связи, логически рассуждать, представлять информацию в виде

рисунков, символов, тем самым формируя метапредметные умения. Огромный плюс я

вижу в том, что при выполнении такой работы учащиеся используют свой

интеллектуальный потенциал

Свое выступление позвольте закончить словами великих педагогов

«

Кто постигает

новое, лелея старое, тот может быть учителем...» (Конфуций)

«

Учитель лишь до тех пор остаётся учителем, пока сам учится. Как только он перестает

учиться, он перестает быть учителем» К.Д.Ушинский

.



В раздел образования