Автор: Тельманова Наталья Николаевна
Должность: учитель географии,биологии
Учебное заведение: МОУ ЦО "Открытие"
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы активизации мыслительной деятельности на уроках географии и биологии
Раздел: полное образование
Приёмы активизации мыслительной деятельности на уроках географии и биологии
(выступление на педагогическом совете)
Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию обзор эффективных методов и
приемов обучения географии и биологии, которые использовались в советское время и
продолжают оставаться актуальными и полезными до сегодняшнего дня.
Наиболее эффективными из них являются те, в которых ученик задействовал все виды
памяти: зрительную, слуховую, механическую.
За годы работы в школе мною испробовано немало различных приемов обучения, со
многими из них вы знакомы.
Но есть приёмы, которые используются реже или вовсе не знакомы молодым коллегам..
В процессе обучения географии одной из главных задач, стоящих перед учителем ,
является - научить эффективно работать с картой, быстро находить объекты на картах и
сопоставлять их, т.е. формировать одну из важнейших географических компетенций,
проверяемых на экзаменах.
Практические методы
Приёмы работы с картой.
1.«Контур – символ».
Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный
и отличный обучающий материал. При выполнении заданий можно пользоваться любыми
источниками информации.
Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего
географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто)
на изображении
Слайд 2. «Контур- ассоциации»
Еще со школы мы помним, что территория Италии похожа на сапог, а вот
другие европейские страны вроде бы как бесформенны. Бесформенные страны Европы
можно превратить в узнаваемые забавные рисунки, предложив это сделать детям.
Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность
ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска
географической информации.
3. - Увлекательный и познавательный способ проверить знания учащихся об особенностях
географических объектов и мест на карте « Викторина на карте". Вот как можно
организовать викторину на карте:
1. Подготовить заранее карту с различными объектами (городами, озерами, реками,
горами, странами и т.д.) и их названиями на отдельных карточках.
2. Разделить учащихся на команды или индивидуально.
3. Дети по очереди вытягивают карточки и отвечают на вопросы о географических
объектах на карте, например: "Какой город является столицей Франции?" или "Какая
река протекает через большую часть территории России?"
4. Учащиеся должны быстро найти на карте соответствующий объект и правильно назвать
его.
5. За каждый правильный ответ можно давать баллы или какие-то награды-жетоны
командам или учащимся.
6. После окончания викторины можно подвести общий итог и обсудить особенности
географических объектов на карте.
Викторины помогают учащимся запоминать и закреплять географические знания,
развивает умение быстро ориентироваться на карте и способствуют соревновательному
духу в учебном процессе.
4. «Номенклатурный диктант»
Каждому учащемуся выдаётся контурная карта, где цифрами обозначены географические
объекты: озера, проливы, равнины и т.д Учащимся предлагается определить их и
написать названия.
Золотое правило дидактики по Я.А. Каменскому -принцип наглядности: Он говорил о том,
что все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое -
зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, доступное осязанию - путем осязания.
Поэтому педагоги в своей практике используют приёмы инсценирования , моделирования
Инсценирование географических или биологических процессов:
1.Учащиеся, работая в группах , после знакомства с каким – либо процессом,
распределяют роли и инсценируют их в классе, каждая группа по своему.
2. Другой вариант: учитель может вызвать к доске группу учащихся, назначить роли и
предложить показать изучаемый процесс.
Такой приём позволяет лучше понять и запомнить учебный материал, проявить
креативность, найти необычные способы закрепления сложных для понимания тем.
Моделирование трофических цепочек
Учащимся выдать карточки с изображением животных и растений.
Дети выходят к доске показывают карточки классу. Предлагаем им разделиться на две
группы в соответствии со средой обитания, а затем
составьте цепь питания. Предложить прокомментировать свой выбор.
Приёмы работы с текстом
1 Использование литературных произведений для изучения новой темы, повторения
изученного и других этапах урока.
Например:
Зеленые растения – ну просто профи!
Мы их называем автотрофы
Или продуценты - славные жители,
Органической пищи производители.
Солнечный луч к листве обращается
И пропадает, а крахмал появляется!
Этого важного в жизни момента
Ждут с нетерпением все консументы.
Будь они хищники иль травоядные,
Все потребители просто заядлые.
А редуценты или микрожители,
Работу закончат, они разрушители.
Минеральные в почву пойдут элементы,
Их снова возьмут себе продуценты.
Так происходит из года в год
Биологический круговорот.
-Если стихотворение использовано при знакомстве с новым, то после прочтения учитель
проводит беседу по прочитанному, задавая вопросы о том, кто является продуцентами,
консументами и редуцентами и их роли в природном сообществе, что представляет собой
биологический круговорот веществ. Для закрепления на следующем уроке можно
пропустить выделенные термины и предложить детям заполнить пропуски
Домашнее задание : найти короткие стихи о живых организмах, попробовать заменить их
название на биологические термины, с которыми познакомились на уроке.
Включая стихи в уроки, мы можем добиться лучшего восприятия и информации. Многие
дети очень хорошо запоминают рифмы и соответственно, главную идею темы, и пробуют
сами сочинять.
2. Ещё один из давно используемых приёмов, являющимся эффективным для
изучения многих учебных предметов являются интеллект -карты
Цель создания карт – упорядочить полученные знания, найти связи между ними, выявить
и оценить структуру знаний по определённой теме. Они дают возможность сделать
наглядным процесс мышления учащегося
Именно интеллект-карты позволяют преодолеть стереотип однотипности при
использовании традиционных форм в преподавании учебного материала (текст, речь,
схемы и т.д.). включить учеников в активную творческую и познавательную деятельность
по освоению и переработке знаний, как для понимания и запоминания учебной
информации, так и для развития мышления, памяти и эффективных способов
интеллектуальной деятельности. Сегодня для их создания можно использовать
компьютерные программы, а раннее они создавались вручную с использованием бумаги,
цветных карандашей, вырезанных из журналов картинок и клея
Для того чтобы составить интеллект-карту, необходимо руководствоваться следующими
принципами:
1) центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа;
2) от центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова,
ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею;
3) от веток первого уровня при необходимости отходят ветки второго уровня
разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках первого уровня;
4) по возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты;
5) везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику,
ассоциирующиеся с ключевыми словами.
При построении карт учащиеся учатся обобщать, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи, логически рассуждать, представлять информацию в виде
рисунков, символов, тем самым формируя метапредметные умения. Огромный плюс я
вижу в том, что при выполнении такой работы учащиеся используют свой
интеллектуальный потенциал
Свое выступление позвольте закончить словами великих педагогов
«
Кто постигает
новое, лелея старое, тот может быть учителем...» (Конфуций)
«
Учитель лишь до тех пор остаётся учителем, пока сам учится. Как только он перестает
учиться, он перестает быть учителем» К.Д.Ушинский
.