Напоминание

"Бабушкины уроки"


Авторы: Закирова Ирина Алексеевна, Керимова Зайнаб Османовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "Детский сад №1 "Росинка"
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Бабушкины уроки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание.

1.

Введение.

2.

План – схеме реализации проекта.

3.

Проект «Бабушкины уроки».

4.

Конспекты НОД.

Область «Социализация»:

беседа по картинке «Я и другие», «Нужно ли быть

вежливым?», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело».

Область «Коммуникация»: занятие по развитию речи «Путешествие в деревню к бабушке

зимой», чтение рассказа «Капризуля», рассказывание сказки Ш. Перро «Красная

Шапочка».

Область «Художественное творчество»: рисование «Милой бабушки портрет».

5.

Приложения:

Фотоматериалы

Презентация «Сказка про бабушку», «Бабушка кудесница»

Фотовыставка «Бабушкины игрушки»

Сценарий праздника «День Матери»

Видео фильм «Волшебные валеночки бабушки Тони».

Картинки к беседам.

Творческий проект «Бабушкины уроки»

Идея проекта:

В современном обществе многие дети испытывают недостаток общения со старшим

поколением.

Задачи проекта:

1. Воспитывать уважение и любовь к старшему поколению, заботливое отношение к

членам семьи.

2. Расширять знания детей о семье.

3.Формировать у детей нравственные ценности через воспитание ответственного

отношения к семье.

4. Воспитывать у дошкольников потребности в общении и налаживании взаимопонимания

с бабушками, для чего использовать нетрадиционные формы работы с родителями.

5. Использовать речевые и художественно-эстетические средства для повышения

авторитета бабушки и формирование ее образа как социально значимой личности,

укрепления связи между поколениями.

6. Воспитывать благодарность к бабушкам.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, родители, бабушки, педагоги.

Срок реализации проекта: неделя

Проблема проекта: Кто такая «бабушка»? Кого называют бабушкой? Ответы на эти

вопросы у многих моих детей вызвали затруднение. Оказалось, что для большинства это

сказочный персонаж, дряхлая старушка, со сгорбленной спиной, больше похожей на бабу

ягу или бабку пекущую деду колобок. Наша задача, задача родителей и педагогов,

показать детям всю многогранность и значимость слова «бабушка». Бабушка – мама мамы

или папы, самая старшая в семье. Бабушка – труженица. У нее много обязанностей по

дому, ее уважают на работе, с ней советуются, она многое умеет, с бабушкой весело, с

бабушкой решаются самые трудные проблемы, бабушке тоже нужна помощь…

Подготовительный этап

Сбор фотографий бабушек на работе, с внуками.

Подбор материала для проведения занятий, бесед, встреч.

Основной этап: проведение мероприятий с детьми и родителями.

Оформление фотоколлажа «Бабушка моя».

Проведение НОД.

Чтение по теме проекта: Агния Барто «Бабушкины руки», «Три мамы», Татьяна

Бокова «Бабушка на пенсии», Алексей Плещеев «Внучка».

Организация тематической выставки литературы и иллюстраций о бабушах,

презентации «Сказка про бабушку», «Бабушка кудесница», подбор видео фильма

«Волшебные валеночки бабы Тони», фотовыставка «Бабушкины игрушки».

Организация встречи с бабушкой воспитанника «Любимое увлечение моей

бабушки»

Организация мастер-класса с бабушкой Валерии «Я плету из бисера».

Итоговый: проведение праздника «День Матери»

План – схема реализации проекта.

Раздел программы

Виды деятельности

Участие родителей

Результат

Социализация

(нравственное воспитание)

Итог:

фотоколлаж

«Бабушка моя».

Беседа по картинке

«Я

и

другие»,

«Нужно

ли

быть

вежливым?»,

«Где

добрые люди, там

беды

не

будет»,

«Доброе дело делай

смело».

Совместно

с

родителями

сбор

материала

для

фотоколлажа

«Бабушка

моя»,

консультация

для

родителей

«Учите

детей заботиться о

старших».

Развитие свободной

творческой

деятельности,

накопление

новых

знаний,

воспитание

уважительного

отношения

к

старшему

поколению

Развитие речи.

Итог: презентация «Сказка

про бабушку», «Бабушка

кудесница».

Занятие

«Путешествие

в

деревню к бабушке

зимой»,

«Как

я

помогаю бабушке»,

«Что

умеет

моя

бабушка»,

речевые

игры.

Сбор фотоматериала

и

создание

презентаций, беседа

для родителей «Мои

бабушка

и

дедушка».

Развитие

познавательно

речевой,

двигательной

деятельности,

обогащение словаря,

развитие

диалогической речи,

умение высказывать

своё мнение.

Ознакомление

с

художественной

литературой.

Итог:

просмотр

видео

фильма

«Волшебные

валеночки бабушки Тони»,

обсуждение

(родители

и

дети)

Чтение

рассказов,

сказок,

заучивание

стихотворений

о

бабушке,

чтение

статьи «Волшебные

валеночки бабушки

Тони», беседа.

Совместное чтение,

обсуждение,

просмотр

видео

фильма.

Формирование

интеллектуальной

инициативы,

приобщение

к

искусству

через

художественную

литературу,

развитие

умения

делать выводы.

Продуктивные

виды

деятельности.

Мастер – класс «Я плету из

бисера».

Рисование

«Милой

бабушки

портрет»,

плетение из бисера

«Берёзка».

Совместное участие

в выставке поделок

и

игрушек,

изготовленных

руками бабушек.

Создание

коллективного

продукта

детской

деятельности

«Берёзка из бисера».

Музыка

Слушание

и

разучивание песен о

маме,

бабушке,

праздник

«День

Матери».

Подготовка

и

активное участие в

проведение

праздника.

Укрепление детско –

родительских

отношений,

воспитание чувства

уважения

и

восхищения

бабушками.

Рисование по представлению.

Тема: «Милой бабушки портрет»

Программное содержание:

Учить рисовать женский портрет

Инициировать самостоятельный поиск изобразительно – выразительных средств

для передачи особенностей внешнего вида, характера, настроения конкретного

человека – бабушки.

Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства

(портрет).

Предварительная работа:

Рассматривание разных портретов на художественных открытках и репродукциях

картин известных художников (Серова, Репина, Крамского). Экспериментирование с

цветом гуашевых красок для получения разных светлых оттенков ( розовый, телесный).

Беседа «Наши мамы и бабушки». Рассматривание семейных фотографий, принесённых в

группу.

Материалы: альбомный лист, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой;

семейные фотографии; репродукции картин известных художников – портретистов;

опорные рисунки для показа этапов работы.

Ход занятия.

1.

Воспитатель читает детям стихотворение

КАК ХОРОШО ВМЕСТЕ С БАБУШКОЙ!

Как хорошо вместе с бабушкой

Весь провести выходной!

И со сметаной оладушки

Съесть с молоком до одной.

Как хорошо вместе с книжкою

К бабушке сесть, почитать...

Солнечно будет – с малышкою

Выйдет она погулять.

Как хорошо вместе с солнышком

Прыгать на тёплом песке!

Слушать рассказ о воробышке,

Тихо вздремнув на плече.

Как хорошо вместе с бабушкой

Песню весёлую спеть!

Будет над полем ромашковым

Голос мой чистый звенеть.

Как хорошо!..

2.

Беседа о том, где и кем работают наши бабушки, какие они красивые, добрые,

ласковые, умелые.

3.

Воспитатель сообщает тему занятия и предлагает нарисовать портреты гуашевыми

красками, чтобы к празднику «Дню пожилых людей» оформить в детском саду выставку.

4.

Воспитатель напоминает детям, как они рисовали портреты пап и дедушек;

повторно показывает опорные рисунки, подсказывающие последовательность работы над

портретом. Предлагает детям самим вспомнить и рассказать, как и в каком порядке будем

рисовать, по ходу делая уточнения, связанные со спецификой женского портрета (более

нежный цвет кожи, сложные и разнообразные причёски, красивые наряды и украшения).

Беседа по картинке «Я и другие».

Цель:

учить детей соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

развивать желание быть вежливым, делать добрые поступки;

обогащать словарный запас детей.

Ход беседы:

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.

- Кто на ней изображён?

- Где происходят действия, изображенные на картинке?

- Что делает мальчик?

- Хорошо ли ему?

-Где можно так себя вести: никого не видеть и не слышать?

- Почему так ведёт себя мальчик?

- Он уже большой и понимает, что сиденье в транспорте в первую очередь

предназначено для самых маленьких, больных и пожилых.

-Почему никто не замечает бабушку?

- Как называются люди, которые думают только о том, чтобы им было удобно и

хорошо?

-Не знаете? Я вас сейчас познакомлю с новым слово «эгоист». Этот мальчик - эгоист.

Таких людей не любят нигде: ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.

- Можно ли лечиться от эгоизма? Конечно! Давайте поможем этому мальчику научиться

думать о других и стать заботливым.

Ответы детей.

Ситуации.

-Кого называют эгоистом?

-Как вы думаете, кто из пассажиров, едущих в транспорте, больше всех нуждается в

помощи и защите окружающих?

-Кто способен защитить, уступить место малышу или старушке: сильный или слабый,

молодой или старый, больной или здоровый?

- Вы могли бы быть сильными?

-Хорошо ли разговаривать громко в общественном транспорте?

Игра «Цветок доброты».

Педагог рисует на доске большой цветок, лепестки у которого не раскрашены.

Воспитатель просит подумать обо всём добром, что дети смогли бы сделать для бабушки.

Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток,

Ребёнок, рассказавший о добром поступке, раскрашивает один из лепестков. После этого

он должен объяснить всем, какой поступок он совершит. Таким образом цветок

распускается.

Встреча с интересным человеком.

Тема: Мастер - класс с бабушкой Валерии «Я плету из бисера».

Цель:

Развивать интерес к рукоделию (плетение из бисера).

Расширять знания детей о семье.

Воспитывать благодарность к бабушкам.

Ход мероприятия:

1.- Ребята, сегодня к нам в гости придёт очень интересный человек.

Воспитатель загадывает загадки о бабушке.

Кто любить не устаёт,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша …(бабушка)

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет.

С мёдом даст оладушки?-

Это наша…(бабушка).

2. Звучит музыка, входит бабушка Валерии.

- Здравствуйте, уважаемая Татьяна Семёновна! Мы очень ждали встречи с вами.

Проходите, присаживайтесь по - удобнее.

Дети знакомятся с бабушкой, называя свои имена.

- Скажите пожалуйста, кем вы сейчас работаете? (бабушка на пенсии).

- А кем вы работали? Расскажите о своей профессии. (бабушка рассказывает ребятам о

том, кем она работала в молодости)

- А у вас есть внуки?

- Вспомните то время, когда вы были маленькой. Расскажите, в какие игры вы играли?

- Назовите свои любимые сказки, песни.

- А чем вы занимаетесь в свободное от забот и хлопот время? (бабушка рассказывает о

своём увлечении и показывает готовое изделие)

- Какое красивое деревце! Из чего оно сделано?

- Научите нас, пожалуйста, плести из бисера!

3. Бабушка показывает мастер – класс. Дети учатся плести из бисера маленькие веточки

берёзки.

4. Игра с бабушкой «Волшебные слова»

(дети подбирают прилагательные и дарят волшебные слова бабушке)

5. Ребята оценивают результат своей работы. Получилось маленькое деревце,

собрали из веточек, сделанных руками детей)

Дети благодарят бабушку за интересную встречу.

Занятие по развитию речи

Тема: Путешествие в деревню к бабушке зимой.

Цель: активизировать познавательно – речевую, двигательную деятельность детей через

выполнение специальных упражнений, заданий в рамках лексической темы «зима».

Задачи:

1.

Образовательные

Уточнит и закрепить представления детей о зиме

Активизировать словарь детей по данной лексической теме

Способствовать выполнению детьми координированных движений с речевым

сопровождением

2.

Развивающие

Развивать диалогическую и доказательную речь (умение отвечать на вопросы,

делать выводы, высказывать своё мнение)

Развивать психические процессы (логическое мышление, внимание, память,

воображение)

Развивать чувство ритма, мимическую выразительность

Развивать мелкую моторику

3.

Воспитательные

Формировать положительный настрой на совместную деятельность со взрослым и

сверстниками

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми

Воспитывать самостоятельность детей ( в ходе выполнения упражнений, заданий)

Ход занятия:

Воспитатель и дети подходят к доске объявлений и читают:

«Меняю ледяную избушку на лубяную. Лиса»

«Прошу до весны меня не будить. Медведь»

«Надоело одному выть на луну. Ищу друга. Волк»

«Внимание! Дорогие друзья! Всех, кто любит путешествия, приглашаю в деревню,

в гости. Поезд стоит на перроне. Билеты на поезд в конверте. Жду Вас…»

Воспитатель: Объявление без подписи. Как вы думаете, кто нас приглашает в

гости, в деревню?

Ответы детей.

Воспитатель: читает загадку:

Кто самые любимые

Пирожки печёт?

Кто самые любимые

Книжечки прочтёт?

Чьи стихи и сказки

Вечером звучат?

Кто же очень любит

Своих родных внучат?

Консультация для родителей

«Учите детей заботиться о старших».

Следует чаще говорить с детьми о роли бабушек и дедушек. Именно от взрослых, родителей

дети учатся отношению к старшим, к родителям. Как мама и папа относятся к своим родителям,

так впоследствии и дети будут относиться к ним. Воспитание в семье уважения к старшему

поколению зависит от личного примера родителей, от заведённого в семье порядка.

Оцените с точки зрения воспитания дошкольника наиболее распространённые в семьях фразы,

которые вы говорите своим родителям: «Ну, папа, вы совсем ничего не умеете», « Мама, сколько

можно тебя просить не баловать моего ребёнка?!», «Не надо мне надоедать с вашими советами, я

от них уже устала».

Даже если ребёнок не слышал таких фраз, общий тон семьи, в которой так говорят, влияет на

дошкольника, закладывает в его сознание неуважительное отношение к тем, кто стар, слаб и

зависим.

Разнообразие способов закрепления детьми правил поведения с пожилыми людьми зависит от

убеждённости в необходимости воспитания уважения к преклонному возрасту, опыту жизни и

мудрости. Помня старую русскую традицию – чтить отца с матерью, уважать старость и мудрость,

всё лучшее предоставлять своим родителям,- можно чаще проводить семейные праздники. Или

просто проводить вечер чаепития в кругу семьи.

Почитайте и обсудите с детьми следующие произведения: А. Барто «Особые поручения», Р,

Гамзатов «У меня есть дедушка», Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Капутикян «Стала бабушка

старой».

Во время прогулок обратите внимание ребёнка, как тяжело ходят старые люди, как трудно им

нести трудные сумки, переходить улицу, прочитать название товара или цену. Окажите с

ребёнком помощь старому человеку. Это послужит примером доля подражания и вызовет

положительное отношение к вам.

Будьте во всём примером своему ребёнку!

«Наши любимы и дорогие!»

Праздничный сценарий утренника, посвящённого Дню матери

Цель:

Воспитывать у дошкольников потребности в общении;

Укреплять связь между поколениями;

Развивать творческие способности детей.

Гости входят в зал, украшенный разноцветными шарами. Под музыку из песни «Мамин

вальс» сл. Дербенёва, муз. В. Крючкова, в зал входят дети, держась за руки , и становятся

полукругом.

Ведущий:

- Добрый день, дорогие мамы и бабушки, мальчишки и девчонки! Мы рады вас видеть в нашем

праздничном зале. А собрались мы сегодня для того, чтобы поздравить наших мам и бабушек с

прекрасным днём – Днём Матери.

Ребёнок:

С первых дней с тобою мама,

Рук её тепло.

Если мама рядом с нами –

Нас не тронет зло.

Ребёнок:

И когда ты станешь взрослым,

Вырастешь большой,

Будешь помнить мамин голос,

Добрый и родной.

Ребёнок:

Мир души её высокий,

Ласка и тепло,

Помни мамины уроки мира

И добро.

Ребёнок

От чистого сердца,

Простыми словами

Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Ребёнок:

Мы любим её

Как хорошего друга,

За то, что у нас

С нею всё сообща,

За то, что

когда нам приходиться туго,

Мы можем всплакнуть

У родного плеча.

Ребёнок:

Мы любим её и за то,

Что порою

Становятся строже

В морщинках глаза.

Ребёнок:

Но стоит с повинной

Прийти головою –

Исчезнут морщинки,

Умчится гроза.

Ребёнок:

За то, что всегда

Без утайки и прямо

Мы можем доверить

Ей сердце своё

Ребёнок:

И просто за то,

Что она - наша мама

Мы крепко и нежно

Любим её! (все вместе)

Ребёнок:

Сколько звёзд на ясном небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок у птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только солнце – одно на свете.

Только мама – одна на свете.

Воспитатель дарит всем мама и бабушкам песню в его исполнении «Мамочка моя».

(Непоседы)

Ведущий:

- Мамочка, бабуленька! Сколько тепла таит это маленькое слово, которым называют человека –

самого близкого, доброго, единственного. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь

греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает

нас. Сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией,

узнать много нового и интересного. Наша программа будет состоять из конкурсов, в которых

будут участвовать все желающие.

Для начала давайте сыграем в игру «Мамочка!»

Встанет утром рано в семь?

Приготовит завтрак всем?

Кукле платьице сошьёт?

Мне косички заплетёт?

Через парк пойдём в кино с…

До чего же хороша…

Будь со мной везде всегда…

Ребёнок:

Встанет мама утром рано,

Чтоб детишек накормить

Приготовит завтрак вкусный,

Чтоб детишкам угодить!

Ведущий:

- Первый конкурс нашей программы называется «Готовим завтрак».

В конкурсе участвуют две команды по 5 человек: первая – команда мам, вторая – детей.

Задача: надеть колпак, взять ложку, положить в неё яйцо, добежать до кастрюли, положить

в неё и вернуться обратно. То же самое выполняют другие участники команды. Побеждает

та команда, которая быстрее перенесёт все яйца в кастрюлю.

Ребёнок:

А сейчас, а сейчас

Мы попросим дружно вас

Косы туже заплетать.

Ярким бантом украшать.

Ведущий:

- Следующий конкурс программы называется «Чудо – парикмахер».

Для участия вызывается мама и трое детей. Среди детей один – сын. Задание: на голову

детям одеваются различные головные уборы, маме завязываем глаза. Маме необходимо узнать

своего сыночка.

Ведущий:

- Сегодня слова благодарности мы хотим сказать и нашим дорогим бабушкам.

Ребёнок:

Много у бабушки нашей хлопот:

Варит нам бабушка сладкий компот,

Каждому шапочку свяжет крючком,

Сказку расскажет всегда перед сном.

Бабушек добрых любят все дети на свете!

Бабушкам добрым – наши приветы!

Ведущий:

- А сейчас мы узнаем, какие наши бабушки хозяюшки. Для этого приглашаем двух бабушек

принять участие в конкурсе «Бабушка – искусница».

Задание: Выбираются две команды по семь человек, две бабушки. Каждому ребёнку из

команды необходимо взять листочек с написанным на нём словом, добежать до бабушки,

положить листочек в кастрюльку и вернуться на место. Бабушки разворачивают листочек и

называют продукт для своего блюда. Чья команда выполнит быстрее задание, те и выиграли.

Например: Борщ – мясо, картошка, лук, морковь, свёкла, томаты, капуста.

Рассольник – солёные огурцы, лук, морковь, картофель, перловка, мясо, перец.

Ведущий:

- А теперь пришло время немного отдохнуть и посмотреть инсценировку стихотворения «Было

у бабушки сорок внучат».

В огороде, в огороде

Вот беда –

Появилась, поселилась

Лебеда.

Бабка ахнула:

- Поди – ка,

И не видно,

Где клубника!

Я повыдергаю траву,

Уничтожу лебеду,

На неё найду управу –

Сорок внуков приведу!

Сорок внуков, ровно сорок,

Засучили рукава:

- С ней расправишься не скоро

Ох и цепкая трава!

Но повыдергали траву,

Поработали на славу.

Бабка ахнула:

- Поди – ка!

Ишь какая благодать!

Только где моя клубника?

Что – то ягод не видать!

Ребёнок:

Мама в магазин пошла,

мне сестрёнку отдала,

и сказала: «Спеленай

Да пойди с ней погуляй».

Я взяла, запеленала,

И бантом перевязала,

песню спела, покачала,

чтоб она не заскучала.

Ведущий:

- Наш конкурс называется «Мамины помощники».

Задание: запеленать куклу, перевязать бантом и спеть колыбельную.

Ребёнок:

Мальчик в ситцевой рубашке

С лейкой, веником в руке,

Всюду моет убирает,

Чистит в каждом уголке.

Время зря он не теряет:

Мальчик маме помогает.

Ведущий:

- Для следующего конкурса «Уборка» мы приглашаем пять мам и пять детей.

Требуется провести веником воздушный шар между кеглями. Кто быстрее?

Ведущий:

- Давайте мамам помогать

Почаще постараемся.

Ведь мамам нужно отдыхать!

И чаще улыбаться.

-А сейчас мы предоставляем вам, дорогие ребята слово для поздравления.

Ребёнок:

Девчонки и мальчишки!

Давайте вместе с нами

Спасибо скажем бабушке,

Спасибо скажем маме.

Ребёнок:

За песенки и сказки,

За хлопоты и ласки,

За вкусные ватрушки,

За новые игрушки.

Ребёнок:

Девчонки и мальчишки!

Давайте вместе с нами

Спасибо скажем бабушке,

Спасибо скажем маме.

Ребёнок:

За книжки и считалки,

За лыжи и скакалки,

За сладкое варенье,

За долгое терпенье.

Ребёнок:

Девчонки и мальчишки!

Давайте вместе с нами

Спасибо скажем бабушке,

Спасибо скажем маме.

В заключении звучит песня в исполнении детей «Лучше всех на свете мамочка!»

Дети дарят мама и бабушкам сюрпризы, сделанные своими руками.



В раздел образования