Автор: Фазлиева Олеся Ильфатовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ " Обдорская гимназия" Населённый пункт: Салехард Наименование материала: статья Тема: Методика обучения решения задач. Раздел: начальное образование
Арифметическая задача. Роль решения задач в начальном курсе математики.
Для работы с арифметическими задачами необходимо описать понятие задачи и ее решения,
т.е. определить, что такое арифметическая задача. Мы договоримся понимать под
арифметической задачей описание жизненной ситуации, связанной с числами известными и
неизвестными, и требование выполнения арифметических действий над ними.
Например, Автобус был в пути 5 ч и шёл со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние пройдёт
автобус?
Арифметическая задача включает числа данные и искомые, т.е. задача имеет условие и
вопрос.
Решить задачу- значит раскрыть связи между данным и искомым, заданные условием задачи,
на основе чего выбрать, а затем выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос
задачи.
Значение задач в начальном курсе математики трудно переоценить. Умение решать задачи
свидетельствуют о знании основных теоретических положений, об умении применять эти
знания в определенной ситуации, т.е. задачи являются средством связи теории с практикой.
Арифметические задачи позволяют развивать творческие возможности учащихся, а также
служат основой воспитания определенных черт личности школьника: аккуратности,
внимательности, целеустремленности и т.д.
2.
Общие вопросы в методике обучения решению задач.
В методике работы над любой арифметической задачей выделяют 4 этапа:
1.
Анализ содержания задачи.
2.
Поиск решения.
3.
Решение задачи.
4.
Проверка решения задачи.
1.
Анализ содержания задачи. Цель анализа содержания - понимание ситуации, описанной в
задаче, в целом ( понимание условия задачи, ее требование или вопроса, смысла всех
терминов и знаков, имеющих в тексте).
Основные приемы анализа содержания
1.
Моделирование-замена действий с конкретными объектами действиями, муляжами,
рисунками, схемами.
Пример ( 2 класс) . Деление по содержанию: Рулон обоев длиной 8 м разрезали на куски
по 2 м. Сколько кусков получилось?
Образы рулона- кружки. « Разрезали»- отделили вертикальной линией:
8: по 2=4 (к.).
В данном примере моделирование обосновывает выбор действия.
2.
Поиск решения задачи. Цель – раскрыть зависимость между искомым и
даннми, наметить план решения.
3.
Разбор решения можно провести несколькими способами:
1)
разбор решения от вопроса к условию;
2)
от данных к вопросу;
3)
по существу;
4)
особый разбор решения;
5)
по представлению.
Пример. В гардеробе висят 43 пальто, плащей на 12 больше, чем пальто, а курток на 4
больше, чем плащей. Сколько в гардеробе плащей и курток?
При анализе содержания задачи может быть составлена краткая запись.
Пальто- 43 шт.
Плащей- на 12 больше
Куртки- на 4 больше
Разбор решения от вопроса к условию.
- Можем ответить на вопрос задачи? ( Нет)
- Почему? ( Не знаем количество плащей)
- Можем найти количество плащей? ( Да)
- Каким действием? ( Сложением).
Теперь сможем найти количество курток? ( Да).
- каким действием? ( Сложением).
План решения:
- Что узнаем в первом действии? ( Количество плащей).
-Что узнаем во втором действии? ( Количество курток).
2. От данных к вопросу.
-Зная, что в гардеробе висят 43 пальто, а плащей на 12 больше, чем пальто, что можно
узанать? ( Сколько висят в гардеробе плащей).
-Каким действием? ( Сложением).
- Зная, сколько плащей висят в гардеробе и что курток висят на 4 больше, чем плащей, что
можем узнать? ( Сколько висят в гардеробе курток)
- Каким действием? ( сложением).
3. Особый разбор решения-задача на нахождение неизвестного по двум разностям.
4.Разбор решения по представлению. Пример. На молочной ферме работало 20 человек, а на
птицеферме 36. Человек. Всего на этих фермах работало 45 мужчин. Сколько женщин работало на
фермах?
Представим, что на молочной ферме работали одни мужчины. Тогда 1) 45-20 =25 (м.) работало на
птицеферме; 2) 36-25=9 (ж.)
Ответ: 9 женщин работали на фермах.
3.Решение задачи. Выделяют три основных способа решения задач:
арифметический,алгебраический, графический.
Арифметическое решение предполагает запись решения в виде числовых выражений ( простых,
если решаеи по действиям, или составных, если решаем выражением). Формы записи
арифметического решения различны:
Решение по действиям с пояснением или без пояснения:
Пример. 1) 43+12=55 ( пл.)- висят плащей в гардеробе.
2). 55+5=59( к.)
Ответ: 55 плащей, 59 курток.
В виде выражения ( равенства); т.к. находим значения выражения, следовательно делаем
запись решения в виде числового равенства:
( 43+12)+5=59 ( к.)
Ответ: 55 плащей, 59 курток.
Алгебраическое решение предполагает:
Введение переменной ( обозначение , чаще искомого, переменной);
Составление уравнения по содержанию задачи на основе раскрытия зависимости между
данными и искомым;
Решения уравнения;
Проверку задачи ( а не уравнения), т.е. решение этой или обратной задачи арифметическим
способом.
Пример. Сыну 10 лет, а отцу-38 лет. Через сколько лет отец будет втрое старше сына?
1.
Пусть через Х лет отец будет втрое старше сына.
2.
Тогда ( 10+Х) лет будет сыну, ( 38 + Х) лет будет отцу через Х лет.
По условию задачи известно, что отец будет в 3 раза старше, т.е. ему ему будет в 3 раза
больше лет, чем сыну.
Уравнение:
( 10+Х)*3=38+Х
3.
Решаем обратную задачу арифметическим способом: Сыну 10 лет, отцу 38 лет. Во
сколько раз отец будет старше сына через 4 года?
( 38+4): ( 10 +4)=3 ( раза).
Ответ: через 4 года отец будет втрое старше сына.
Графическое решение ( решение при помощи величин длины ( отрезков),
площади( квадрата, прямоугольника и т.д.) сочетаются с арифметическим или алгебраическим.
4. Проверка решения задачи.
Пример. У девочки были 12 белых шариков и 18 красных шариков. Она раздала по 6
шариков детям. Сколько детей получили шарики?
Решение может быть двумя способами: ( 12+18):6=5( д.) или 12:6+18:6=5 (д.)
Схемы:
(
+
) :
=
:
+
:
=
Просим объяснить , по какой схеме решали ( первой или второй).
Работу выполнила : учитель начальных классов Фазлиева Олеся Ильфатовна