Автор: Вичева Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Мурманска №128
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Организация краеведческой работы в детском саду «Край мой северный, край мой любимый» для детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 11.04.2024
Раздел: дошкольное образование
Организация краеведческой работы в детском саду «Край мой северный, край
мой любимый» для детей дошкольного возраста.
Для России поселок – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
C давних пор в народе словом «родина» называли местность вместе с небом,
землей, водой, где родился человек. Мурманская земля. Северный берег Родины. На
много километров вдоль Баренцева моря тянется северная земля. Не секрет, что
многие из них имеют слабое представление о растительном и животном мире
Заполярья, его истории. А для малышей, которые родились здесь, Мурманск стал
родным домом. Задача педагогов состоит в том, чтобы разбудить у детей интерес к
родному краю, городу, ввести в мир природы, научить любить и беречь ее.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе,
быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто
и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что
нас окружает. Для дошкольника это, прежде всего: родной дом, детский сад, улица,
город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе
сведения природоведческие, исторические, искусствоведческие, по истории
литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения
относятся к одной местности. Оно учит людей не только любить свои места, но и
любить знание о своих местах.
Занятие краеведением не только требует знаний в области истории,
искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей
всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень.
Задачи краеведения.
1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны,
где он живет.
2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее,
восхищение ее красотой.
3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия
окружающего мира.
4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного
края, беречь и охранять их.
5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к
вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании,
формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.
Мы мало знаем об истории своего города, края: какие события происходили,
какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. Непонимание
того, как необходимо единство отмеченных аспектов в сознании человека, приводит
к их разрыву в системе образования.
Развитие представлений ребенка о своем городе, крае способствовала
разработка в детском саду единой краеведческой образовательной концепции, что
позволило решить ряд проблем:
-разработать содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей
дошкольного возраста с родным городом, краем;
-построить комплексную структуру краеведческой работы с детьми дошкольного
возраста;
-восполнить нехватку методической литературы.
Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением
предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и
вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от
форм и методов обучения и воспитания.
Основными формами работы являются:
- создание уголков «Северные просторы», «Люблю свой Мурманск», «Природа
северного края»;
- родительские гостиные «Традиции народов Севера»;
- создание картотеки подвижных игр народов Севера;
- создание детских сборников «Сказки народов Севера»;
- беседы, сопровождаемые мультимедийными презентациями на разные темы:
"Почему наш город -воин?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Край
морошковый" и др.
- праздники, развлечения - общенародные, государственные, дни рождения города,
края и т.д. Во время их проведения воспитанники приобщаются к культуре нашего
народа, а также города и края в целом. Музыка всегда играла немаловажную роль в
воспитании и образовании, поэтому стараюсь использовать творчество композиторов
и поэтов наших земляков, а именно: «Морошка» муз. В.Боброва, ст. Т. Васенцевой,
«Брусничный край» муз. Н.Степановой, ст. Т.Васенцевой, «Северное сияние» муз.
И.Ярмак, ст. Т.Васенцевой, «Песня о Североморске» муз. В.Боброва, ст.
Е.Шитиковой, «Мой дом за полярным кругом» муз. и сл. В.Рябининой и др.
- составление перспективно – тематического плана по теме.
Работа с родителями:
1.Помощь в создании развивающей среды (альбомы о севере, стенгазеты,
изготовление макета чума, северного сияния и других принадлежностей быта
народов севера…)
2. Подготовка родителями рассказа о народах севера.
Кроме того, широко использую такую форму работы, как лэпбук. Это
сравнительно новое средство обучения воспитанников, представляющее собой
познавательную книжку-раскладушку, создаваемую руками детей и педагога,
посвященную одной теме («Осень в Заполярье», «Там, где вечные снега», «Что мы
Родиной зовем?», «Край, в котором мы живем»). Это отличный способ закрепить
пройденную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок
участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Значимым в работе по
краеведению является метод проектов. Используя его, воспитатель становится
организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор,
изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Плодотворно, в
тесном контакте с родителями мы поработали над следующими проектами: «Семья-
это счастье», «Город моего детства», «Почему моя улица так называется» и др.
Проводимый мониторинг краеведческих знаний позволяет говорить о
результативности работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного
возраста. Краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-
воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим
элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную
систему к состоянию устойчивого развития.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания
краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных
объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Несомненно, мероприятия по краеведению – актуальная проблема методики
всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления
сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.