Напоминание

Организация краеведческой работы в детском саду «Край мой северный, край мой любимый» для детей дошкольного возраста.


Автор: Вичева Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Мурманска №128
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Организация краеведческой работы в детском саду «Край мой северный, край мой любимый» для детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 13.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация краеведческой работы в детском саду «Край мой северный, край

мой любимый» для детей дошкольного возраста.

Для России поселок – частица,

А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

C давних пор в народе словом «родина» называли местность вместе с небом,

землей, водой, где родился человек. Мурманская земля. Северный берег Родины. На

много километров вдоль Баренцева моря тянется северная земля. Не секрет, что

многие из них имеют слабое представление о растительном и животном мире

Заполярья, его истории. А для малышей, которые родились здесь, Мурманск стал

родным домом. Задача педагогов состоит в том, чтобы разбудить у детей интерес к

родному краю, городу, ввести в мир природы, научить любить и беречь ее.

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе,

быту, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто

и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что

нас окружает. Для дошкольника это, прежде всего: родной дом, детский сад, улица,

город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе

сведения природоведческие, исторические, искусствоведческие, по истории

литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения

относятся к одной местности. Оно учит людей не только любить свои места, но и

любить знание о своих местах.

Занятие краеведением не только требует знаний в области истории,

искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей

всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень.

Задачи краеведения.

1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны,

где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее,

восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия

окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного

края, беречь и охранять их.

5. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к

вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании,

формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Мы мало знаем об истории своего города, края: какие события происходили,

какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. Непонимание

того, как необходимо единство отмеченных аспектов в сознании человека, приводит

к их разрыву в системе образования.

Развитие представлений ребенка о своем городе, крае способствовала

разработка в детском саду единой краеведческой образовательной концепции, что

позволило решить ряд проблем:

-разработать содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей

дошкольного возраста с родным городом, краем;

-построить комплексную структуру краеведческой работы с детьми дошкольного

возраста;

-восполнить нехватку методической литературы.

Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением

предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и

вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от

форм и методов обучения и воспитания.

Основными формами работы являются:

- создание уголков «Северные просторы», «Люблю свой Мурманск», «Природа

северного края»;

- родительские гостиные «Традиции народов Севера»;

- создание картотеки подвижных игр народов Севера;

- создание детских сборников «Сказки народов Севера»;

- беседы, сопровождаемые мультимедийными презентациями на разные темы:

"Почему наш город -воин?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Край

морошковый" и др.

- праздники, развлечения - общенародные, государственные, дни рождения города,

края и т.д. Во время их проведения воспитанники приобщаются к культуре нашего

народа, а также города и края в целом. Музыка всегда играла немаловажную роль в

воспитании и образовании, поэтому стараюсь использовать творчество композиторов

и поэтов наших земляков, а именно: «Морошка» муз. В.Боброва, ст. Т. Васенцевой,

«Брусничный край» муз. Н.Степановой, ст. Т.Васенцевой, «Северное сияние» муз.

И.Ярмак, ст. Т.Васенцевой, «Песня о Североморске» муз. В.Боброва, ст.

Е.Шитиковой, «Мой дом за полярным кругом» муз. и сл. В.Рябининой и др.

- составление перспективно – тематического плана по теме.

Работа с родителями:

1.Помощь в создании развивающей среды (альбомы о севере, стенгазеты,

изготовление макета чума, северного сияния и других принадлежностей быта

народов севера…)

2. Подготовка родителями рассказа о народах севера.

Кроме того, широко использую такую форму работы, как лэпбук. Это

сравнительно новое средство обучения воспитанников, представляющее собой

познавательную книжку-раскладушку, создаваемую руками детей и педагога,

посвященную одной теме («Осень в Заполярье», «Там, где вечные снега», «Что мы

Родиной зовем?», «Край, в котором мы живем»). Это отличный способ закрепить

пройденную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок

участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Значимым в работе по

краеведению является метод проектов. Используя его, воспитатель становится

организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор,

изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Плодотворно, в

тесном контакте с родителями мы поработали над следующими проектами: «Семья-

это счастье», «Город моего детства», «Почему моя улица так называется» и др.

Проводимый мониторинг краеведческих знаний позволяет говорить о

результативности работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного

возраста. Краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-

воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим

элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную

систему к состоянию устойчивого развития.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания

краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных

объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

Несомненно, мероприятия по краеведению – актуальная проблема методики

всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления

сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.



В раздел образования