Напоминание

гитара


Автор: Римма Ракимжановна Умерзакова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств с. Нежинка Оренбургского района"
Населённый пункт: с. Подгородняя Покровка
Наименование материала: «Гитара в ансамбле, как условие развития творческих способностей учащихся»
Тема: гитара
Дата публикации: 15.04.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

на тему:

«Гитара в ансамбле, как

условие развития творческих

способностей учащихся»

Содержание

1. Введение

2. Актуальность аттестационной работы

3. Цели и задачи аттестационной работы

4. Основное содержание

5. Методическое обеспечение

6. Ожидаемые результаты

7. Список литературы

1.

Введение

Игра с ансамблем - важная форма работа в общеобразовательном

процессе детской школы искусств.

Обучение музыке в современных условиях требует от преподавателей

музыкальных школ, школ искусств применения новых форм и методов

обучения. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, как правило,

дети приходят обучаться игре на инструменте дополнительно к основной

школе. А в общеобразовательной школе у них большая загруженность,

многие занимаются ещё и в спортивных секциях, различных кружках,

посещают факультативы. Времени на занятия музыкой почти не остаётся.

Во-вторых, достижение современных технологий, компьютеризация

отодвигают на второй план занятия детьми живой музыкой. Гораздо проще

слушать понравившуюся композицию по компьютеру, сотовому телефону.

Конечно, хотелось бы сыграть это самому, но для этого надо много

потрудиться и переиграть, возможно, не очень интересного учебного

материала.

В-третьих, дети в музыкальную школу приходят разных способностей и все

хотят играть интересные, популярные музыкальные произведения. Вот

поэтому, для того, чтобы заинтересовать ученика, сделать обучение на

инструменте более доступным, преподавателям необходимо искать новые

формы и методы обучения.

Ансамблевая игра – прекрасная форма работы, позволяющая решать многие

проблемы в обучении игре на инструменте в современных условиях

дополнительного образования.

«Ансамбль» широко бытующее понятие в различных сферах человеческой

деятельности. В музыкальном словаре Должанского А.Н. даются несколько

определений ансамбля.

В музыке ансамбль обычно имеет двоякое значение. Первое – это ансамбль

как дуэт, трио, квартет и т.д. Второе – ансамбль как качество звучания, как

степень слаженности и стройности. Практикуя занятия на инструменте, мы

употребляем такое выражение – «добиться ансамбля» или говорим «хороший

ансамбль», «плохой ансамбль», «чувство ансамбля», подразумевая при этом

качество исполнения.

2.

Краткая аннотация аттестационной работы

Представленная аттестационная работа выявляет значение игры в

ансамбле в процессе развития творческих способностей учащихся. Мною

определены основные направления практической работы по классу гитары,

необходимые для создания оптимальных условий, способствующих

развитию природных способностей детей. Основным из этих условий

является активное привлечение учащихся к творческой деятельности - в

частности, к ансамблевому исполнительству.

3. Актуальность аттестационной работы

Актуальность аттестационной работы определяется потребностью

общества в неординарной, творческой личности, способной самостоятельно

ставить и творчески решать проблемы. Многолетняя педагогическая

практика показала, что наибольший интерес к занятиям музыкой у детей

наблюдается в первые полгода обучения. По мере усложнения задач интерес

учеников угасает, что приводит к снижению результатов в обучении. Это

обстоятельство стало основанием для поиска мною способов активизации

познавательного интереса детей на протяжении всех лет обучения в школе

искусств. Для достижения этой цели, в классе создается творческая

атмосфера, расширяется репертуар, максимально упрощается сложность

технических и художественных задач, поставленных, перед учениками. В

качестве наиболее эффективной формы исполнительства – является

ансамблевое музицирование. Творческая атмосфера, которая при этом

возникает, вызывает у учеников удовольствие и радость. Они активны,

психологически раскованы. Я привлекаю к ансамблевому музицированию

всех детей своего класса, независимо от их природных данных. Ансамблевое

музицирование способствует хорошему чтению с листа, помогает в

закреплении основных навыков звукоизвлечения, имеет большое значение в

плане общего музыкального развития, играет значительную роль в

подготовке учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности.

4. Цели и задачи аттестационной работы

Цель - развитие музыкально-творческих способностей учащихся на

основе приобретенных ими знаний, умений и навыков ансамблевого

исполнительства. Для достижения поставленной цели ставятся и решаются

следующие задачи:

Формирующие:

1. формирование комплекса исполнительских навыков, необходимых

для ансамблевого музицирования;

2. активизация музыкального мышления;

3. формирование звуковысотных представлений, развитие

гармонического слуха и полифонического мышления;

4. формирование темброво-динамического чувства при исполнении

музыки;

5. формирование способности к дальнейшему самостоятельному и

грамотному освоению музыкальных произведений.

Развивающие:

1. развитие эмоциональности, памяти, воображения и творческой

активности при игре в ансамбле;

2. развитие артистизма и музыкальности; развитие музыкальной памяти,

чувства ритма, двигательно-моторных («технических») навыков;

Обучающие:

1. обучение навыкам самостоятельной работы и навыкам чтения с листа

в ансамбле;

2. приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и

публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

3. активизация коммуникативных навыков учащихся в процессе

совместного музицирования, в том числе, способностей к оценочным

суждениям.

Образовательные:

1. расширение кругозора, интеллекта и творческих способностей через

ознакомление с ансамблевым репертуаром, через всестороннее и широкое

знакомство с музыкальными произведениями различных художественных

стилей и эпох;

2. приобретение навыка переложения нот для ансамблей.

Воспитательные:

1. воспитание доброжелательности, внимательности к окружающим,

взаимной поддержки;

2. воспитание исполнительской выразительности и навыка

коллективного

3. музицирования.

Здоровье сберегающие:

1. развитие позитивного отношения к занятиям, уверенности в своих

силах;

2. развитие творческого потенциала, как основы дальнейшего

становления личности.

Мотивационные:

1. создание условий для творческой самореализации учащихся в

процессе концертного исполнительства;

2. формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству.

5. Основное содержание

Концепция развивающего обучения - одна из парадигм современной

педагогической науки. Музыкальное искусство, непосредственно

воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, влияет на формирование

творчески мыслящей, духовно богатой личности. Особым и развивающим

действием обладает ансамблевое музицирование. Ансамблевая игра

представляет собой форму деятельности, открывающую самые

благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с

музыкальной литературой и в частности для исполнителей гитарных дуэтов.

Ансамблист находится в особо выгодных условиях. Постоянная и быстрая

смена новых музыкальных впечатлений и открытий, приток

разнохарактерной музыкальной информации способствует развитию

эмоциональной отзывчивости на музыку, стимулирует художественное

воображение. Кроме того, ансамблевая игра развивает умение слышать

полифонию. Длительный период, связанный с постановкой рук и

исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет

ребенку сразу исполнять пьесы с сопровождением. Гармонический слух в

своем развитии нередко отстает от мелодического. В этот период

ансамблевая игра оказывается целесообразной и необходимой.

Гармоническое сопровождение в данном случае берет на себя преподаватель.

Ребенок становится свидетелем того, как за счет насыщенного, богатого

мелодическими и гармоническими красками сопровождения, простейшая

мелодия становится более яркой, живой, превращается в концертно-

законченное произведение.

Ученик с первых же уроков участвует в исполнении эпизодов с

элементами полифонии, которые становятся для него удобными.

Гармонический слух развивается параллельно с мелодическим слухом , т.е.

дети учатся воспринимать вертикаль. Ученик без напряжения выполняет все

динамические указания автора, он не ошибается в выборе штрихов. А самое

главное, технические трудности уже не мешают ему передавать

художественный образ. Кроме того ансамблевое музицирование расширяет

исполнительские возможности гитариста. У детей значительно улучшается

техника чтения с листа музыкальных произведений, развивается совместное

для партнеров чувство ритма, чувство слухового контроля, приобретаются

навыки в сочинении. Значительно активнее становится творческая

инициатива, формируется методика разучивания музыкальных произведений,

приемы работы над исполнительскими трудностями, умение слушать

мелодическую линию, выразительно ее фразировать; грамотно и чутко

аккомпанировать партнеру; работать над динамикой произведения.

Благодаря игре в ансамбле исчезают многие «неудобства», имеющие место в

сольной игре. Дети работают с интересом, получают удовольствие от своего

творчества. Обучение становится не только многогранным и увлекательным,

но простым и продуктивным, в чем мы имели возможность убедиться на

практике.

Ансамблевая игра является важной и в развитии памяти и двигательно-

моторных способностей. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на

начальном этапе более легко происходит организация игрового аппарата.

Раздвигая горизонты познаний в музыке, пополняя фонд слуховых

впечатлений, обогащая профессиональный опыт, ансамблевое

музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и

развития музыкального сознания, мышления, интеллекта, способствовать

развитию комплекса музыкальных способностей ребенка. Моя программа по

гитарному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит

учащихся с разными музыкальными стилями. Работа направлена на

выработку у партнеров единого творческого решения, на умение

совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на

высоком художественном уровне.

6. Методическое обеспечение

Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к

сложному и опирается на индивидуальные особенности ученика -

интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,

уровень его подготовки. В работе необходимо придерживаться

последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении

материала. В ансамбле важен подбор партнеров, обладающих схожим

уровнем подготовки в классе специальности. Необходимо привлекать

внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения

инструментальных дуэтов. Предметом постоянного внимания преподавателя

должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа

над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой,

штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить

ее. Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,

отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками

отдельно. Важной задачей в классе ансамбля должно быть обучение

учеников умению работать самостоятельно: отрабатывать проблемные

фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной, как

индивидуальной, так и с партнером. В начале каждого полугодия я составляю

индивидуальный план для учащихся. В репертуар включаются

произведения, доступные по степени технической и образной сложности,

высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам,

форме и фактуре. Основное место в репертуаре занимает академическая

музыка, отечественных и зарубежных композиторов. Дети исполняют пьесы

с интересом и удовольствием. В ансамблевой игре так же, как и в сольном

исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-

технические знания:

· умение владеть инструментом;

· иметь сформированный комплекс умений и навыков в области

коллективного

· творчества; демонстрировать единство исполнительских намерений в

реализации

· художественного замысла; знание ансамблевого репертуара;

· знание основных направлений ансамблевой музыки различных эпох.

По мере усложнения художественных заданий, расширяются и

технические требования, в том числе использование особенных

тембральных возможностей гитарного дуэта, преодоление трудностей

полиритмии и инерции «сольной» психологии, которая замыкает

начинающего гитариста в пределах собственной партии, затрудняет охват

произведения в целом.

Коллективное творчество развивает музыкальное сознание, мышление,

интеллект, способствует развитию комплекса музыкальных способностей

ребенка. Программа по ансамблю для гитаристов опирается на

академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными

стилями. Работа направлена на выработку у партнеров единого творческого

решения, на умение совместными усилиями создавать трактовки

музыкальных произведений на высоком художественном уровне. Занятия по

предмету «Ансамбль» проводится согласно учебному плану 2 часа в неделю.

7. Ожидаемые результаты

Используя данную методическую разработку, выяснилось, что уровень

умений и навыков детей значительно повысился. Ребята стали эмоционально

отзывчивы, укрепились двигательные навыки их игрового аппарата, они

стали полнее и глубже постигать содержание музыки. В процессе моей

многолетней работы расширился репертуарный кругозор и накопились

музыкально-теоретические и музыкально-исторические сведения. У детей

стал сформировываться устойчивый интерес к музыкальной деятельности,

накоплены яркие слуховые представления, развита эмоциональная

отзывчивость. За счет богатого гармоническими красками сопровождения

сформирован гармонический слух. Развито понимание образно-поэтической

сущности и художественного замысла исполняемых музыкальных

произведений. У учащихся развиты метроритмические навыки, выработано

верное темпо ощущение. Выработано умение слышать и воспроизводить

полифонию. Ученики способны осознавать структуру музыкального

произведения и выстраивать единый темпово-динамический план.

Специфика заучивания ансамблевого произведения наизусть открыло перед

учениками пути для развития аналитической, логической, рациональной

памяти ансамблевое исполнение. У детей развит динамический,

звуковысотный и тембровый слух, сформированы навыки игры в ансамбле,

коллективного исполнения, ответственности за коллективное дело. В своих

учениках я развиваю умение заниматься творчеством в коллективе, получать

от этого положительный и эмоциональный заряд.

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на гитаре очень

велика:

1.

Она учит всему: ритму, быстрому усвоению нотной грамоты,

пониманию строения музыкальной формы, сознательному отношению

к делу, ответственности. Это искусство вести диалог с партнёром, то

есть понимать друг друга, уметь во время подать и уступить. Если это

искусство в процессе обучения постигается учеником, то можно

надеяться, что он успешно освоит специфику игры на гитаре.

2.

Ансамблевое музицирование является эффективным методом в

обучении игре на инструменте в условиях современного

образования, так как пробуждает интерес к обучению, стимулирует к

занятиям и даёт хорошие перспективы и возможности всем учащимся.

8. Список литературы

1. Хрестоматия юного гитариста. Репертуар для ансамблей шестиструнных гитар

(Дуэты, трио) /Ростов – на – Дону «Феникс» 2007/

2. А.В. Катанский, В. М. Катанский Школа игры на шестиструнной гитаре

(Методика техники игры Ф. Таррега, Д. Агуадо, Ф.Сор, А. Сеговия, Э. Пухоль, В.

Бобри) /Москва 2007/

3. Д. Теслов «Ансамбли классических гитар. Избранные легкие пьесы» (выпуск

3, дуэты) /Москва 2016/

4. В. В. Крюкова Музыкальная педагогика / «Феникс» Ростов–на–Дону 2002/

с.91 Н. Гончарова «Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в

обучении музыке детей со средними природными данными»

5. А. Винницкий «Детский джазовый альбом» /Москва 1999 г./

6. А. Готлиб. Основы ансамблевой техники. Москва: Музыка, 1971.

7. Зеленин В.М. «Работа в классе ансамбля» Минск, 1997

8. Зыбцев А. «Из опыта работы педагога класса камерного ансамбля». «Музыка»,

М., 1980

9. «Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство». «Музыка». М., 1979

10. Педагогика и исполнительство». Под ред. К. Аджемова. М. «Музыка», 1979



В раздел образования