Автор: Глебова Ольга Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ 24
Населённый пункт: Мончегорск Мурманская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности воспитанников с использованием лэпбуков"
Дата публикации: 20.04.2024
Раздел: дошкольное образование
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Глебова Ольга Алексеевна
,
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 24 комбинированного вида»
г.Мончегорск Мурманская область
«Развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности воспитанников с
использованием лэпбуков»
Внедрение стандарта дошкольного образования существенно изменило подход
и к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача
воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно
лишь с использованием нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.
Одним
из
универсальных
способов
реализации
деятельностного
подхода
в
музыкальном воспитании дошкольников, обеспечение сотрудничества и сотворчества
взрослых и детей является использование лэпбука.
Лэпбук-универсальное средство обучения дошкольников, которое может
применяться в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
Лэпбук можно отнести к форме организации программного материала,
который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Он представляет собой
картонную папку с различными кармашками, вкладками, мини-книжками и другими
интересными окошками, где в компактном виде представлены все необходимые
материалы для освоения той или иной темы. Сама по себе такая папка привлекает
детей-дошкольников
и
позволяет
преподнести
детям
нужный
материал
в
занимательном виде.
Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно
широко. Он может использоваться в групповой , подгрупповой, и индивидуальной
работе с детьми по музыкальному воспитанию.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
Он может использоваться в различных видах музыкальной деятельности,) для
выполнения заданий по освоению нотной грамоты, в проектной деятельности .
как организация определённого этапа проекта и как форма организации «Центра
музыкального развития» в группе, изготовленного в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей определённого возраста.
Цель использования лэпбука заключается в обеспечение активности ребёнка
и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-
эстетического развития дошкольника.
Задачи :
1.Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
участвовать
в
совместной
деятельности.
2.Развивать
познавательную
активность,
самостоятельность,
инициативность.
3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического
мышления).
4. Побуждать воспитанников самостоятельно, по своему желанию собирать и
организовывать
информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала, и
применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Активно использую лэпбуки для групповой, подгрупповой и индивидуальной
форм работы в музыкальной деятельности .
Небольшой лэпбук можно изготовить на каждого ребёнка. В нём могут быть
разделы, которые необходимы для развития ритма, слуха, звукообразования и
голосоведения, а также освоения основ музыкальной грамоты.
Кармашки лэпбука могут наполняться содержанием в соответствии с задачами
и индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников.
Дети,
посещающие
музыкальные
занятия,
имеют
разный
уровень
музыкального развития, поэтому индивидуализация некоторых заданий позволяет
освоить материал в соответствии с возможностями ребёнка.
Лэпбук
«Весёлые нотки» . Он используется в самостоятельной и
совместной музыкальной деятельности с детьми. В его включены:
PAGE \* MERGEFORMAT 1
1.
Круги Луллия –это наборы соединённых между собой кругов по типу
пирамиды.
Первый круг Луллия -на изучение нотной грамоты, где ноты связаны с цветами
радуги.
Когда мы начитаем играть, ноты снимаются с круга. Ребенок находит нужную
ноту по цвету и прикладывает её, тем самым собирая по кругу семь нот.
Второй круг Луллия «Кому что нужно» -на знание муз. инструментов и видов
профессии « музыкант». Ребёнок видит различных музыкантов и определяет,
кто на чём играет.
2.
В кармашке «Музыкальные звуки» находятся картинки с муз. инструментами.
Играть в эту игру можно по-разному. Например, показать карточку и ребёнок
назовёт, что это за муз. инструмент. Второй вариант: просто находит подобный
инструмент и играет на нём.
3.
Кармашек «Шумовые звуки» связан с л звукообразованием и силой голоса.
Показываем картинку и спрашиваем «Как гудит машина?»
4.
В кармашке «Музыкальные инструменты» группы инструментов, объединённых
одним способом звукоизвлечения.
5.
Кармашек «Музыкальные жанры» связан с тремя китами в музыке. Здесь мы
изучаем виды муз. жанров. Например, какой может быть марш? (торжественный,
детский, траурный)
6.
Кармашки с карточками, на обороте которых изображён куар код. Играть в них
очень просто и современно. Здесь необходимо наличие телефона и интернета.
Камера телефона направляется на этот код. Телефон находит веб-страницу со
списком песен, где есть произведение данного композитора.
7.
Кармашек с песнями из мультфильмов действует по тому же принципу.
Лэпбук по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» , в
котором
собраны
материалы
для
использования
теневого,
настольного
и
PAGE \* MERGEFORMAT 1
кукольного театра для постановки спектаклей, детских музыкальных опер,
инсценирования сказок, стихов.
В
«Центрах
музыкального
развития»
в
группах
целесообразно
использовать как общеразвивающие лэпбуки, так и тематические : по временам
года, по праздничным и памятным датам («День Победы», «Праздник урожая» и
т.д.), по конкретной теме «Музыкальные инструменты», «Сказка в музыке».
«Малыши и музыка», «В гости к ноткам», «Знакомимся с муз. инструментами», «В
гостях у сказки».
Таким образом, используя лэпбук, ребёнок может выбрать интересующие
его задания и проявить себя.
Лэпбуки могут применяться в работе с детьми разного возраста .
Преимущества использования лэпбука заключаются в следующем:
1.
Он способствует интеграции образовательных областей
2.
Деятельность ребёнка строится на основе его индивидуальных особенностей и
потребностей
3.
Дошкольник
получает
информацию
и
навыки
через
муз.-игровую
деятельность.
4.
Процесс оформления лэпбука помогаем ребенку в приобретении навыка сбора
и организации материала.
5.
Лэпбуки хороши для закрепления материала по определённой теме
В результате применения лэпбуков при построении образовательного
процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в музыкальной де
ятельности получены положительные результаты.
-Стал
полнее
реализовываться
деятельностный
подход
в
музыкальном
воспитании дошкольников.
- Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
-У воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности
за счёт использования новой формы организации учебного материала.
- Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее
осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими
индивидуальными возможностями.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности
развития самостоятельно музыкально-игровой деятельности детей дошкольного
возраста.