Напоминание

«Использование «Кругов Луллия» при коррекции глагольно-временных категорий в речевом развитии детей с ТНР»


Авторы: Зайчикова Лариса Александровна, Лариса Александровна Зайчикова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 65" Кировского района г. Саратова
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование «Кругов Луллия» при коррекции глагольно-временных категорий в речевом развитии детей с ТНР»
Дата публикации: 21.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование «Кругов Луллия» при коррекции глагольно-

временных категорий в речевом развитии детей с ТНР»

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

дай мне сделать - и я пойму»

Конфуций

К основным формам, направленным на развитие речи по ФГОС ДО в

ДОУ, относятся:

- личная вовлеченность детей в деятельность, применение различных

дидактических заданий и игр;

-использование приемов, которые помогают формировать у детей умение

общаться,

выстраивать

диалог,

пополнять

словарный

запас,

совершенствовать грамматически правильную речь, развивать речевое

творчество.

В связи с этим актуальным

становится поиск оптимальных условий,

методов, приемов и средств, позволяющих развивать речь детей.

Изучив методическую литературу и интернет ресурсы, я пришла к выводу,

что «Круги (кольца) Луллия» универсальное дидактическое средство,

которое формирует мыслительные процессы и развивает речь детей; вносит

элемент игры, поддерживает интерес к материалу.

В 13 веке французский монах Раймонд Луллия создал логическую машину

в виде бумажных кругов. Они представляют собой несколько кругов разного

диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней

части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены

на одинаковое

количество секторов. При свободном вращении кругов под

стрелкой оказываются определенные сектора. Луллия на секторах размещал

рисунки, писал слова и целые изречения.

Перед собой я поставила задачу разработать дидактическое пособие, которое

позволит

корректировать у детей с речевыми проблемами нарушения

употребления глагольно-временных категорий в речи.

Особенности речевого развития детей с ТНР.

Как и все люди, ребенок живет в искусственной величине - времени.

Поэтому должен сам научиться ориентироваться в нём.

Также это требуется

для того, чтобы ребенок учился направлять и устраивать свою деятельность с

учетом времени.

При недостаточном уровне развития представлений о времени у детей

могут наблюдаться сложности в овладении правильной устной речью. Такие

дошкольники путают понятия связанные со временем, из-за чего их устная

речь становится аграмматичной и окружающие не всегда могут понять, что

хочет сказать ребенок.

Что в свою очередь ведет к трудностям освоения

письменной речи и школьной программы в целом, и в частности грамматики

(различение форм времени глагола, его совершенного и несовершенного

вида).

У детей

с

ОНР

III

уровня в

силу

имеющихся

нарушений

речевого развития

временные

представления складываются

особенно

трудно, фрагментарно, не в полном объеме, поэтому нуждаются в развитии

и коррекции.

Цель развития временных представлений у детей с ОНР III уровня –

научить самостоятельно ориентироваться во времени, употреблять в речи

слова,

обозначающие временные

понятия,

чувствовать

его

продолжительность,

чтобы планировать, распределять и контролировать

свою деятельность во времени.

Дошкольники с ОНР плохо знают названия базовых временных единиц, им

трудно

различать

прошлое,

настоящее

и

будущее,

путают

понятия «до», «после», «сначала», «потом»,

у

них

очень

обеднен

словарь временных наречий.

К особенностям формирования глагольного словаря у детей с ОНР можно

отнести: бедность глагольного словаря; неточное, недифференцированное

употребление

глаголов;

трудности

активизации

словарного

запаса;

преобладание

пассивного

словаря

над

активным;

зависимость

недостаточности глагольного словаря от особенностей познавательной

деятельности.

Все эти особенности в развитии глагольно - временных представлений у

детей с ОНР старшего дошкольного возраста должны учитываться

при

организации коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.

При

разработке

дидактического

пособия,

которое

позволит

корректировать нарушения употребления глагольно-временных категорий в

речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, перед собой я

поставила следующие дидактические цели и задачи:

Цель дидактического пособия:

- расширение словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

Задачи:

-активизация глагольного словаря;

-

уточнения

применения

грамматических

конструкций

(изменение

прошедшего, настоящего и будущего времени по лицам и числам)

- формирование структуры предложения.

Основывалась на основные принципы дошкольной педагогики:

Принципы научности, доступности, целенаправленности, систематичности и

последовательности,

наглядности,

принцип связи

обучения

с

жизнью,

прочности, сознательности и активности.

Пособие «Волшебные часы»

Пособие состоит из трех частей. Каждая из этих частей визуально

представляет временную категорию русского языка: прошедшее, настоящее и

будущее время. Для ориентации во временных представлениях на «Часах»

есть направление взгляда «Часиков», которое подсказывает детям выбор

временного

понятия.

На

циферблате

подобраны

частотные

глаголы,

используемые в повседневной жизни ребенка. При работе с пособием

ребенок вращает нижний концентрический круг, подставляя в сектор

изображение действия.

Ребенок, при помощи педагога, учится правильно употреблять глаголы в

настоящем, прошедшем, и будущем времени. Также к пособию прилагаются

фигурки детей, что позволят упражнять в спряжении глаголов по лицам.

Глаголы (картинки-действия) подобраны в соответствии с системой

«ПЭКС»

для

неговорящих

детей.

Они

являются

символичными

и

многозначными, а также могут использоваться для образования глаголов с

различными приставками.

Простота

конструкции

и

вариативность

использования

пособия

позволяют мне решать поставленные цели и задачи на индивидуальных и

подгрупповых занятиях.

На первоначальном этапе я использую «Часы настоящего времени», так

как работа с данной временной категорией более проста и доступна для

понимания детей с ТНР. Затем постепенно мы добавляем категории

прошедшего и будущего времени в соответствии с индивидуальным и

дифференцированным подходом к речевым потребностям ребенка.

Технологическая цепочка использования пособия

Знакомство с глаголами (представленными картинками)

Постановка цели, задачи или проблемы

Подбор или выбор необходимого слова

Словообразование или словоизменение

Работа над грамматической категорией (по повтору, по образцу,

самостоятельно)

Работа над предложением с выбранным или предложенным словом

Преимущества использования

Необычная

форма

заданий

позволяет

не

только

расширять,

активизировать и использовать глагольный словарь в настоящем, прошедшем

и будущем времени

в самостоятельной речи, но и развивать умение

сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание.

А самое главное - дает ребенку возможность поверить в свои силы, развить

творческий потенциал, тем самым создать условия для мотивации речевой

активности.



В раздел образования