Авторы: Зайчикова Лариса Александровна, Лариса Александровна Зайчикова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 65" Кировского района г. Саратова
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Использование «Кругов Луллия» при коррекции глагольно-временных категорий в речевом развитии детей с ТНР»
Дата публикации: 21.04.2024
Раздел: дошкольное образование
«Использование «Кругов Луллия» при коррекции глагольно-
временных категорий в речевом развитии детей с ТНР»
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
дай мне сделать - и я пойму»
Конфуций
К основным формам, направленным на развитие речи по ФГОС ДО в
ДОУ, относятся:
- личная вовлеченность детей в деятельность, применение различных
дидактических заданий и игр;
-использование приемов, которые помогают формировать у детей умение
общаться,
выстраивать
диалог,
пополнять
словарный
запас,
совершенствовать грамматически правильную речь, развивать речевое
творчество.
В связи с этим актуальным
становится поиск оптимальных условий,
методов, приемов и средств, позволяющих развивать речь детей.
Изучив методическую литературу и интернет ресурсы, я пришла к выводу,
что «Круги (кольца) Луллия» универсальное дидактическое средство,
которое формирует мыслительные процессы и развивает речь детей; вносит
элемент игры, поддерживает интерес к материалу.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллия создал логическую машину
в виде бумажных кругов. Они представляют собой несколько кругов разного
диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней
части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены
на одинаковое
количество секторов. При свободном вращении кругов под
стрелкой оказываются определенные сектора. Луллия на секторах размещал
рисунки, писал слова и целые изречения.
Перед собой я поставила задачу разработать дидактическое пособие, которое
позволит
корректировать у детей с речевыми проблемами нарушения
употребления глагольно-временных категорий в речи.
Особенности речевого развития детей с ТНР.
Как и все люди, ребенок живет в искусственной величине - времени.
Поэтому должен сам научиться ориентироваться в нём.
Также это требуется
для того, чтобы ребенок учился направлять и устраивать свою деятельность с
учетом времени.
При недостаточном уровне развития представлений о времени у детей
могут наблюдаться сложности в овладении правильной устной речью. Такие
дошкольники путают понятия связанные со временем, из-за чего их устная
речь становится аграмматичной и окружающие не всегда могут понять, что
хочет сказать ребенок.
Что в свою очередь ведет к трудностям освоения
письменной речи и школьной программы в целом, и в частности грамматики
(различение форм времени глагола, его совершенного и несовершенного
вида).
У детей
с
ОНР
III
уровня в
силу
имеющихся
нарушений
речевого развития
временные
представления складываются
особенно
трудно, фрагментарно, не в полном объеме, поэтому нуждаются в развитии
и коррекции.
Цель развития временных представлений у детей с ОНР III уровня –
научить самостоятельно ориентироваться во времени, употреблять в речи
слова,
обозначающие временные
понятия,
чувствовать
его
продолжительность,
чтобы планировать, распределять и контролировать
свою деятельность во времени.
Дошкольники с ОНР плохо знают названия базовых временных единиц, им
трудно
различать
прошлое,
настоящее
и
будущее,
путают
понятия «до», «после», «сначала», «потом»,
у
них
очень
обеднен
словарь временных наречий.
К особенностям формирования глагольного словаря у детей с ОНР можно
отнести: бедность глагольного словаря; неточное, недифференцированное
употребление
глаголов;
трудности
активизации
словарного
запаса;
преобладание
пассивного
словаря
над
активным;
зависимость
недостаточности глагольного словаря от особенностей познавательной
деятельности.
Все эти особенности в развитии глагольно - временных представлений у
детей с ОНР старшего дошкольного возраста должны учитываться
при
организации коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
При
разработке
дидактического
пособия,
которое
позволит
корректировать нарушения употребления глагольно-временных категорий в
речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, перед собой я
поставила следующие дидактические цели и задачи:
Цель дидактического пособия:
- расширение словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Задачи:
-активизация глагольного словаря;
-
уточнения
применения
грамматических
конструкций
(изменение
прошедшего, настоящего и будущего времени по лицам и числам)
- формирование структуры предложения.
Основывалась на основные принципы дошкольной педагогики:
Принципы научности, доступности, целенаправленности, систематичности и
последовательности,
наглядности,
принцип связи
обучения
с
жизнью,
прочности, сознательности и активности.
Пособие «Волшебные часы»
Пособие состоит из трех частей. Каждая из этих частей визуально
представляет временную категорию русского языка: прошедшее, настоящее и
будущее время. Для ориентации во временных представлениях на «Часах»
есть направление взгляда «Часиков», которое подсказывает детям выбор
временного
понятия.
На
циферблате
подобраны
частотные
глаголы,
используемые в повседневной жизни ребенка. При работе с пособием
ребенок вращает нижний концентрический круг, подставляя в сектор
изображение действия.
Ребенок, при помощи педагога, учится правильно употреблять глаголы в
настоящем, прошедшем, и будущем времени. Также к пособию прилагаются
фигурки детей, что позволят упражнять в спряжении глаголов по лицам.
Глаголы (картинки-действия) подобраны в соответствии с системой
«ПЭКС»
для
неговорящих
детей.
Они
являются
символичными
и
многозначными, а также могут использоваться для образования глаголов с
различными приставками.
Простота
конструкции
и
вариативность
использования
пособия
позволяют мне решать поставленные цели и задачи на индивидуальных и
подгрупповых занятиях.
На первоначальном этапе я использую «Часы настоящего времени», так
как работа с данной временной категорией более проста и доступна для
понимания детей с ТНР. Затем постепенно мы добавляем категории
прошедшего и будущего времени в соответствии с индивидуальным и
дифференцированным подходом к речевым потребностям ребенка.
Технологическая цепочка использования пособия
Знакомство с глаголами (представленными картинками)
Постановка цели, задачи или проблемы
Подбор или выбор необходимого слова
Словообразование или словоизменение
Работа над грамматической категорией (по повтору, по образцу,
самостоятельно)
Работа над предложением с выбранным или предложенным словом
Преимущества использования
Необычная
форма
заданий
позволяет
не
только
расширять,
активизировать и использовать глагольный словарь в настоящем, прошедшем
и будущем времени
в самостоятельной речи, но и развивать умение
сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание.
А самое главное - дает ребенку возможность поверить в свои силы, развить
творческий потенциал, тем самым создать условия для мотивации речевой
активности.