Напоминание

"Технология развития критического мышления на уроках в начальных классах"


Автор: Чумаченко Ольга Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Новогореловская школа"
Населённый пункт: Новогорелово
Наименование материала: Методическая тема
Тема: "Технология развития критического мышления на уроках в начальных классах"
Дата публикации: 24.04.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Название статьи:

«Технология развития критического мышления на

уроках в начальных классах»

Автор: Чумаченко Ольга Александровна,

учитель начальных классов

Организация: МОУ «Новогореловская школа»

Населенный пункт: Ленинградская обл., пос. Новогорелово

Обобщение

по

методической

теме:

«Технология

развития

критического

мышления

на

уроках

в

начальных классах»

Цель: познакомить учителей начальных классов с приёмами критического

мышления на уроках в начальной школе.

Задачи:

- расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического

мышления;

- показать приемы критического мышления в своей практической работе;

- доказать важность использования приёмов критического мышления на уроках в

начальной школе.

1.Вступление

Прослушав один из вебинаров и пообщавшись с коллегами из других школ,

я заинтересовалась технологией развития критического мышления. Стала

подробнее изучать методические приёмы этой технологии и использовать их на

своих уроках. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков

учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано

личностно – ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с

одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным

и интересным.

Я пришла к выводу, что ТРКМ актуальна, ее применение позволяет оживить

урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Использование приемов ТРКМ

позволяет детям чётче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное,

делать логические умозаключения.

2. Теоретическая часть.

- Что такое критическое мышление и какие приёмы критического мышления

используются на уроках в начальных классах.

Развитие критического мышления это одна из технологий, соответствующих

требованиям стандартов второго поколения.

Критика – изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.

Ожегов

- А что такое мышление?

Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и

опосредствованно отражающий отношения предметов и явлений, законы

объективного мира.

Критическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому

вопросу и умение обосновать её способность выслушать собеседника, тщательно

обдумать аргументы и проанализировать их логику.

- Сами авторы (американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Дж.Стил, С.

Уолтер) технологии считают так: «Думать критически означает проявлять и

использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и

осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на

многих уровнях, не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих

умений».

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие

интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться

самостоятельно.

Применять приемы можно на всех учебных предметах. КМ–это естественный

способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только

овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить.

Критическое мышление развивается при диалоговом обучении – диалоги

проходят в парах и группе – группы формируются в классе.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции

логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять

полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям,

вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать

разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

КМ предполагает использование на разных этапах урока:

стадии вызова («Создание мотива к обучению»),

смысловой стадии (Это, как правило, самый длительный этап урока, который

предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с

имеющимися. Цель данного этапа – побудить ребёнка к высказываниям, дать

толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и

добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями,

говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость

мышления) и стадии рефлексии (Размышление и обобщение того, «что узнал»

ребенок на уроке по данной

проблеме.

Технология развития критического мышления предлагает строить урок по

схеме вызов – осмысление - рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий.

Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного

отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей

работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся

самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые

знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в

тетради учащегося).

Приведу, несколько приёмов стадии

Первый этап работы стадия вызова - «создание мотива к обучению». На этой

стадии могут использоваться такие приемы:

«Верите ли Вы, что…?».

«Проблемный вопрос».

«Корзина идей». Это прием организации индивидуальной и групповой работы

учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них

опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по

обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в

которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой

теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той

или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2

минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся

друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не

более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики

должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего

возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при

этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей

(без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение

к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты

или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

«Верные, неверные утверждения».

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не

изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный

опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы,

выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к

этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на

стадии рефлексии.

«Мозговой штурм».

Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые

предложения. Критика и комментирование не допускаются. Коллективное

обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить

их в целое.

Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап

может быть отсрочен).

«Мозговая атака».

Цель приема состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их

коммуникативные качества. Мозговая атака используется для создания банка идей,

из которых можно выбрать лучшую.

«Кластер».

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина»,

поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля

того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок,

созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать

по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие,

а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с

другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работ как в классе, так и дома.

«Ассоциации»

“Дерево предсказаний”.

Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои

прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы.

Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития

критического мышления используется метод групповой работы.

«Перепутанные логические цепочки»

Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит

непосредственная работа ученика с информацией, причем работа,

направленная, осмысленная. На этом этапе я использую такие приёмы как:

«Инсерт» или условные значки.

Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.

Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки.

Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:

“v” - я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?”

- об этом хочу узнать больше.

Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления,

развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию

умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более

внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся

помощниками в запоминании материала.

«Метод углов».

Обучающиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией.

Аргумент одной группы – контраргумент другой. Ученики могут переходить в

другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут

присоединиться к той или иной группе

«Чтение с пометками».

«Чтение со стопами».

Особенностью его использования в технологии критического мышления является

то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается

остановка. Во время «стопа» идет обсуждение проблемного вопроса, или

коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание,

которое выполняется в группах или индивидуально.

«Чтение с остановками».

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям.

После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение

сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

«Бортовой журнал».

Что я знаю по теме

Что нового узнал

Что не понял

«Кластер».

«З-Х-У» (Знаю - Хочу узнать - Узнал).

Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими

собственной позиции по изучаемой теме.

Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по

данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

Таблица “Толстые и тонкие вопросы” .

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать

вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие”), и вопросы, на

которые ответить определённо нельзя (“толстые”).

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Сюжетная таблица.

Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая

“скелет” текста:

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают

сюжетным мышлением.

Прием «Звучит как….», «Выглядит как….»

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки -

основные понятия темы, нижние косточки - суть понятии, хвост – ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы,

отражающие суть.

Игровой приём “Как вы думаете?”. Игра осуществляется в следующем порядке:

Выглядит как

Звучит как

- Часы

- Конвейер

- Ступеньки лестницы

- Яркая картина

- Металлический скрежет

- «Это ново!»

- «Это интересно!»

- Песня: куплет, припев

1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”,

“всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;

2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть

разного цвета;

3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может

получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый

объясняет свой выбор, но разногласия остаются.

Третий этап - «рефлексия», на этапе рефлексии можно использовать такие

методы и приемы:

«Шесть шляп мышления»

- Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

- Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных

выгод и положительных сторон.

- Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может

случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

- Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их

объяснить.

- Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях

и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать

здесь латеральное мышление.

- Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано

Приём «Диаманта.

Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых -

понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями,

противоположными по значению.

· 1, 7 строчки – существительные антонимы;

· 2 – два прилагательных к первому существительному;

· 3 – три глагола к первому существительному;

· 4 – два словосочетания с существительными;

· 5 – три глагола ко второму существительному;

· 6 – два прилагательных ко второму существительному.

«Кластер».

«Составление таблицы З-Х-У».

«Синквейн».

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти

строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна

требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал,

информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма

свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема

синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему

синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия,

относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких

слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может

быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с

темой.

Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет

выразить личное отношение к ней.

Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

«Пятиминутное эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими

словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы,

аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и

по времени занимает не более 5 минут.

«Толстые» и «тонкие» вопросы.

«Перепутанные логические цепочки».

- Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а

есть и неверные.

- Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные

цепочки.

- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.

Мысли по аналогии”, т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно

задавать “вопросы по аналогии”: “На что похоже?” , “С чем можно сравнить?” и

т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что

узнали.

Размышление от обратного”. Этот способ помогает школьникам лучше понять

причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов

природы и общества.

- Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока,

работая над конкретным художественным текстом.

3. Практическая часть

- Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами КМ, используемые на

уроках, а теперь приступим к практической части.

Урок литературного чтения

Тема Л.Н.Толстой «Лев и собачка”

Стадия Вызов

1) Из класса выходят 3-4 человека к учителю, которые будут «золотыми рыбками»

в аквариуме. Они садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные

учителем. Работа идёт без обсуждения, а остальные ребята слушают. (Выходят

участники)

- Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив?

- Кто нам дарит счастье?

- Были ли вы когда-нибудь счастливы?

2) Давайте попробуем восстановить текст из отдельных слов: Лондон, зоопарк,

звери, клетки, лев, съедает, собачка, играть.

3) Напишите слова – ассоциации к слову «зоопарк».

- Как вы думаете, какие приёмы мы использовали на этапе вызова?

(1- «Аквариум», 2 – «Ключевые слова», 3 – «Ассоциативная карта»)

Приём «Корзина понятий, идей». Портрет Л.Н.Толстого.

(На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом)

- Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?

Метод “Чтение с пометками”. (Обращение к портрету)

- Мы прочитаем автобиографию Л.Н.Толстого. При чтении будем карандашом

выставлять пометки на полях.

V – уже знал

+ – узнал новое

? – хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы).

б) Проверка (озвучивание помет).

Стратегия “Кластер”- какие произведения вы читали Л.Н. Толстого?

Приём «Мозговой штурм» по картинке

- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

- Определите тему рассказа

- Что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.

- Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного.

- Что вы можете о них сказать?

- Кто написал это произведение?

- Почему Л.Н.Толстой мог так назвать своё произведение “Лев и собачка”?

- О чем может быть рассказ с таким названием?

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

- Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный,

поучительный? (предположения участников коллег)

Приём «Верите ли, что..»

- Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько

утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-».(Работа в группах по

карточкам можно индивидуально )

• Верите ли, что действие происходит в зоопарке.

• Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её.

• Верите ли, что лев полюбил собаку.

• Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год.

• Верите ли, что собака умерла.

• Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки.

- Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н.Толстого, который называется «Лев и

собачка».

Работа над новым материалом.

Стадия Осмысление

Стратегия “Чтение с остановками” работа в группе

- Читать текст будем по частям, с остановками.

Чтение 1-ой части. До слов «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом?»

- Что произойдет дальше?

- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?

- Как он к ней относился?

Чтение 2-ой части. До слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку».

- Какие у вас возникли чувства?

- Что произойдет дальше?

Чтение 3-ей части.

- Как поступил лев с новой собакой?

- Отчего умер лев?

Прием «Тонкие и толстые вопросы» каждой группе даю задание.

Тонкие вопросы: однозначный ответ

Толстые вопросы это проблемные

вопросы, предполагающие

неоднозначные ответы.

Кто….

Что…

Когда ..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы…

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Стадия Рефлексия

Приём «Синквейн» (со словами лев, собачка, дружба, друзья).

Приём «Камушек»

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано

"Переверни и ты узнаешь что-то новое”

Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же

перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне "Зачем ты ищешь новые

знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать,

если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие".

- Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на занятии, помогут вам в

дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.

Подойдите и опустите камень в один из стаканов:

В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали

новое о жизни животных.

Во второй стакан – вам предстоит заново перечитать текст, чтобы понять его

содержание.

В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было

скучно и неинтересно на нём.

Домашнее задание. Приём «Написание эссе» о прочитанном произведении.

Итог работы.

- Сделаем вывод: так нужно ли применять технологию развития критического

мышления на уроках в начальных классах?

Работая по КМ, я отмечаю следующие преимущества:

• обучающиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся

слушать друг друга, несут

ответственность за совместный способ познания;

• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их

словарный запас;

• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно

насыщенного текста;

• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

• обостряется любознательность, наблюдательность;

• развивается активное слушание;

• повышается самооценка.

- Мы прошлись по стадиям урока и увидели, что можно использовать

различные приемы критического мышления. Надеюсь, что я кого-то

заинтересовала приёмами КМ, т.к. эта технология применима на всех ступенях

обучения.

- На уроках русского языка я также пользуюсь ТРКМ. Приведу примеры:

1) Приём «Верные, неверные высказывания» Тема «Значение и

грамматические признаки глагола». Ученики записывают в тетрадь в левую

колонку номера «верных» высказываний, а в правую «неверных» высказываний.

Верные Неверные

Я предлагаю высказывания:

1. Глагол обозначает действие предмета.

2. В предложении глагол обычно является подлежащим.

3. Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопрос что делает?

4. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

5. Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы -оньк; -еньк.

Верные ответы Неверные ответы

1, 3, 4 2,5

Правильные ответы заранее написаны на обратной стороне доски.

Используется прием самопроверки, рефлексии. Дети самостоятельно оценивают

результаты своей работы.

2) Приём «Верно ли что…». Тема «Сложные предложения»

- если утверждение верно, то ставите знак «+»;

- если не верно знак «-«;

Вопросы:

1. Верно ли что предложение выражает законченную мысль?

2. Верно ли что предложение не может существовать без второстепенных членов?

3. Верно ли что предложение не может существовать без однородных членов?

4. Верно ли что предложение не может существовать без грамматической основы?

5. Верно ли что сложные предложения состоят из двух или более частей?

6. Верно ли что в каждой части сложного предложения есть грамматическая

основа?

7. Верно ли что предложение, в котором есть однородные члены называется

сложным?

8. Верно ли что однородными членами предложения могут быть только главные?

9. Верно ли что части сложного предложения связаны по смыслу и с помощью

интонации?

10.Верно ли что союзы и, или, а, но связывают однородные члены предложения?

11. Верно ли что союзы и, или, а, но могут связывать части сложного

предложения?

- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?

- Над чем нужно поработать?

- Выполните самопроверку выполненной работы по образцу.

- Оцените свою работу.

Ответы детей.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

+

-

-

+

+

+

-

-

+

+

?

Самооценка.

+ самостоятельно и без ошибок выполнял работу.

+,- работал самостоятельно, но были ошибки.

- самостоятельно работать не мог.

4) Приём «Написание эссе». Я предлагаю написать письмо учителю, т.е. мне

(можно маме, сказочному герою, инопланетянину и т.д.), но перед этим раздаю

памятки:

1.Я прочитал (а) рассказ (стихотворение)

2.Больше всего запомнилось

3.Понравилось

4.Не понравилось

5.Мое эмоциональное состояние

6.Этот рассказ (стихотворение) учит меня …

Этот прием используется на стадии рефлексии, т.о. я могу проверить, как дети

усвоили содержание текста и какие сделали выводы.

- В своей работе я успешно применяю методические приемы ТРКМ:

«Кластер», «Синквейн», «Инсерт», «Верите ли вы, что…», «Чтение с

остановками», «Чтение с пометками», «Ассоциации», «Диаманта», «Корзина

идей», «Аквариум», «Верные, неверные утверждения», «Размышление от

обратного», «Фишбоун» и др. Они универсальны. Их можно применять не только

на учебных занятиях, но и любых других мероприятиях.

Обобщая опыт работы по данной теме, следует подчеркнуть, что

возможно использовать различные модели уроков, при этом главное:

раскрыть личный опыт обучающихся; создать атмосферу

заинтересованности, успешности каждого ребенка; оценить деятельность не

только по конечному результату, но и по процессу его достижения; создать

обстановку на уроке и во внеурочной деятельности для достижения

естественного самовыражения детей. «Превращение» объекта в субъект

деятельности, и взаимодействие всех субъектов в ходе образовательного

процесса может привести к положительному результату.



В раздел образования