Напоминание

Экологическое образование: как охранять природу


Автор: Алексеева Зумрат Султановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДТ "Танкодром"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование: как охранять природу
Дата публикации: 25.04.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему: «Экологическое образование в школе: как охранять

природу»

Автор статьи: педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ

микрорайона «Танкодром» Советского района г. Казани

Алексеева Зумрат Султановна.

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А. П. Чехов

Аннотация

.

На современном этапе развития человечества наиболее актуальным

становятся проблема взаимоотношения человека с окружающим миром.

Предотвращением последствий этого взаимоотношения и влияния на

природу занимаются экологи. Они изучают, как живые организмы

взаимодействуют друг с другом в окружающей среде. И хоть экология

сложная научная дисциплина, участвовать в сохранении Земли, ее красоты и

силы, может каждый человек.

Важнейшей задачей современной школы является повышение

экологической грамотности учащихся, вооружения их навыками

экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования

активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитания у

школьников экологической культуры. С этого начинается экологическое

воспитание детей. Изучение окружающего мира, растений и животных –

помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу, развивает его умение

чувствовать, сопереживать, замечать прекрасное в окружающем мире, что

облагораживает душу ребёнка и делает её лучше и добрее. Сегодня

экологическое образование можно рассматривать как направление,

способствующее овладению школьниками научными основами общения

природы и человека.

Целью нашей статьи является определение и раскрытие возможных

путей использования правил и советов для младших школьников по охране

окружающей среды.

Внести свой вклад в очищение планеты может каждый!

Многолетняя работа педагогом дополнительного образования в

объединении «Окружающий мир» дает большие возможности в

формировании экологической культуры подрастающего поколения. Понятие

«экологическая культура» - это культура всех видов человеческой

деятельности, так или иначе связанная с познанием, освоением и

изменением природы; слагается из знаний экологических норм, их

понимания, осознания необходимости их исполнения, формирования

чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработка

природоохранных мероприятий и непосредственное участие в их

выполнении, соблюдения норм природоохранного законодательства,

укрепление законности в деле охраны окружающей среды» (Мамедов Н.М.

Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития

общества.

- Волгоград: Перемена, 1996.)

Основными формами работы объединения являются: различные

конкурсы, викторины и олимпиады по экологии, конкурс рисунков,

плакатов, эколистов (праздники «День Земли», «Всемирный день воды»,

«Всемирный день окружающей среды», «День заповедников и

национальных парков») экологические субботники «День фантика», а также

индивидуальная исследовательская и проектная деятельность, участие в

научно-практических конференциях разного уровня.

Следует отметить, что исследовательская и проектная деятельность –

важное звено в развитии экологической культуры обучающихся. В своей

педагогической деятельности стараюсь использовать эти технологии. Они

способствуют развитию творческого потенциала личности обучающихся,

стимулируют на самостоятельное получение знаний, изучение

энциклопедического материала с учетом интересов, особенностей и

возможностей. Целый ряд проектов и исследований отмечен на различных

конкурсах.

В настоящее время актуален вопрос “Как люди будут продолжать жить

на планете Земля?”. Мы часть природы, но за свою долгую историю

развития человечество оставило неизгладимый след во всем: на земле, в

воде, в атмосфере. Загрязняется воздух, пластик «плавает» в океане,

погибают животные и растения от глобального потепления.

Простые советы для школьников, которые могут внести свой вклад в

очищение планеты:

Наш двор

Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении «Маленький принц»

призывал каждое утро убирать свою планету. Но делать это не понадобится,

если люди не будут выкидывать мусор мимо урны. Предлагаем начать с себя.

Правило 1: «Н

е разбрасывайте мусор».

Надо поддерживать чистоту улицы, школы, общественных мест.

Доносить до мусорного контейнера пластиковые бутылки, фантики,

упаковочные коробки.

Не бросать мусор из окошек, мусор засоряет почву, а это пагубно влияет на

животных, растения и человека.

Лесопарки.

Там, где есть деревья - есть жизнь...

Один из лучших способов осознать важность деревьев - представить наш

мир без них. Воздух, которым мы дышим, улучшается благодаря деревьям.

Правило 2: «Берегите деревья».

Надо сажать саженцы деревьев около домов, в парковых зонах, на

пришкольных участках, ухаживать за деревьями. Развешивать кормушки для

птиц, они избавляют деревья от вредных насекомых.

Надо рационально и экономно использовать бумагу. Собирать и сдавать

макулатуру в приемные пункты.

(60 кг бумаги = 1 спасенному дереву).

Организовывать буккроссинг

Буккроссинг (от англ. Book crossing — обмен книгами) помогает экономить

на покупке новых книг и одновременно снижает нагрузку на окружающую

среду, ведь для производства бумаги вырубают леса и тратят огромный

объём воды.

Водоемы.

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А

между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без

воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет

первостепенную роль. Вода – это сама жизнь!

Запасы пресной воды на Земле

ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав

которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в

водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод,

ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние

дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.

Правило 3: «Экономьте воду».

Не проходите мимо открытых кранов

Закрывая кран во время чистки зубов, вы экономите 8 литров воды.

Не включайте воду полной струей.

Используйте посудомоечную и стиральную машину только при полной

загрузке.

Устраните протекание кранов и труб.

Правило 4: «Собирайте и сдавайте сырье на переработку».

В каждом городе есть пункты приема вторсырья, узнать о ближайшем к

вашему дому или школе можно в интернете. В пунктах приема принимают

металл, использованные лампочки и батарейки, а также пластик некоторых

видов (пластиковые крышки от бутылок), ветошь, принимают бумагу,

картон, стекло.

Правило 5:

«

Не покупайте лишнего»

.

И дети, и взрослые любят игрушки, сувениры и другие мелочи. Очень

быстро «ненужные» предметы надоедают и выбрасываются людьми. Берите

только то, что станет полезным и долго не утратит своей актуальности.

Будьте бережны к своим вещам, чтобы они сохранялись и служили вам

долгое время. Чем меньше мы потребляем ненужное, тем меньше его

производят.

Эти правила и советы нетрудно ввести в повседневную жизнь.

Выполнение правил отразятся на окружающей экосистеме. Каждый

человек увидит, как двор, город становятся чище, в парках и дворах

зацветут деревья, кустарники, цветы.

Меняя свой привычный мир, вы меняете мир вокруг! Давайте вместе

беречь и защищать нашу планету!



В раздел образования