Напоминание

Этапы работы над музыкальным произведением


Автор: Анфимова Ольга Петровна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ им. Г. Кукуевицкого"
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Этапы работы над музыкальным произведением
Дата публикации: 25.04.2024
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Методический доклад на тему:

«Этапы работы над музыкальным произведением»

Выполнила:

Анфимова О.П.,

Преподаватель по классу фортепиано

МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого»

Сургут 2024

Содержание:

1.

Введение

2.

Ознакомление с произведением:

- Первоначальные сведения о произведении

- Фактура нотного текста

- Чтение с листа

3.

Работа над произведением

- Техника исполнения

- Форма, фразировка, артикуляция

- Звук, динамика, ритм

4.

Подготовка к концертному исполнению

5.

Заключение

6.

Список литературы

1.

Введение

Работа

музыканта

над

музыкальным

произведением

сложный

психофизический процесс, направленный на развитиеего исполнительских и

художественно-эстетических навыков. Эта работа делится на три этапа:

ознакомление с произведением;

работа над произведением - совершенствование исполнительской

техники, подробный разбор, поиск средств для создания образа;

подготовка к концертному исполнению.

На всех этапах работы над произведением необходимопомнить, что работа

над конструктивными моментами –техникой, фразировкой и т.д. – не самоцель, а

средство для создания художественного образа.

2.

Ознакомление с произведением

Правильная организация работы над музыкальным произведением на

начальном этапе – это условиедостижения успешного результата. Необходимо

рассмотреть отдельные составляющие этого процесса.

Первоначальные сведения о произведении

Первые представления о музыкальном произведении возникают при его

прослушивании - в живом исполнении либо в записи. Живое исполнение больше

помогает в восприятии произведения, предшествует и сопутствует собственно

музыкальной деятельности. Полученныепри этом представления о характере

музыки

и

ее

выразительных

средствах

помогают

музыканту

создать

художественный образ в его собственном исполнении произведения.

Если речь идет о работе с учащимися музыкальной школы, то отдельные

моменты ученик запоминает и осваивает, стремясь повторить действия педагога.

Стремление к подражанию свойственно детям, и важно использовать его в

нужном направлении.

С учеником необходимо провести экскурс в историю, рассказать об

особенностях

эпохи,

к

которой

относится

данное

произведение,

о

соответствующем музыкальном стиле. Особенно это относится к старинным

произведениям, т.к. в условиях современности часто бывает сложно научить

ученика понять колорит старинной музыки.

Необходимо целенаправленно развивать кругозор учащегося, в чем поможет

прослушивание записей известных исполнителей, посещение и обсуждение

концертов, чтениесоответствующей литературы. Расширению музыкального

кругозора способствуют также занятия по другим дисциплинам.

При первоначальном знакомстве с произведением учеников младшего

возраста необходимо обратить их внимание на то, чтопри прослушивании

произведения

возникаютразличные

ассоциации

и

образы.

Чем

больше

акустический и музыкальный опыт у человека, тем богаче его эмоциональная

сфера, способность к сопереживанию и ассоциативномумышлению.

Фактура нотного текста

Учить анализировать нотный текст необходимо с самого начала обучения

музыке. Под определением структуры нотного текста подразумевается выявление

мелодии, гармонии, перевод и осмысление обозначений темпа и агогических

отклонений от него. Эта работа предваряет разбор нотного текста, дает

первоначальное представление о произведении, помогает при чтении нот с листа.

Фактура – это способ изложения музыкального материала. Существует два

основных типа фактуры:

1)

Гомофонно-гармонический,

где

сочетаются

солирующий

голос

(мелодия) и сопровождение (аккомпанемент)

2)

Полифонический,

где

голоса

самостоятельны

и

равноправны,

объединены гармонией.

При работе над произведением нужно определить тип фактуры и средства

музыкальной выразительности, использованные для ее создания. Музыкальная

фактурасодержит следующие элементы:

мелодическая линия (многоголосная или с подголосками);

аккомпанемент

(может

содержать

несколько

видов

изложения

музыкального материала);

гармоническая или ритмическая фигурация (или то и другое одновременно);

педаль;

линия баса.

Музыкальная фактураявляется ярким выразительным средством в музыке,

поэтому ее анализ и освоение помогают раскрытию музыкального образа в

произведении.

Чтение с листа

Развитие у учеников навыков разбора и чтения нот с листа должно быть в

центре внимания педагога, это системная и целенаправленная работа, которая

предшествует детальному разбору произведения. Чтение с листа и разбор

произведениятребует постановки разны целей. При чтении с листа надо, прежде

всего, охватить произведение в целом, обращая внимание на самое существенное,

а не на мелкие детали. При разборе же произведения внимание направляется в

большей мере на восприятие деталей - звуки, штрихи, указания в отношении

оттенков исполнения и аппликатуры. Соответственно, методы прочтения текста

при разборе - иные. Произведение проигрывается медленно, в том темпе, в каком

ученику легко охватить все требуемые детали. Допустимы частые остановки,

возвращение к одному и тому же сложному месту, обдумывание проигранного.

Чтение нот с листа – это умениеохватывать нотный текст зрением и слухом.

Одним из важных факторов, необходимых для успеха в овладении навыком

чтения нот с листа является умение концентрировать внимание, оно помогает

максимально активизировать все умения музыканта. При чтении нот с листа

происходит развитие координации зрения, слуха и движения.В самом процессе

чтения нот с листа очень важна роль периферийного зрения. Оно позволяет

одновременно ориентироваться и в тексте, и на инструменте.

Процесс чтения нот с листа можно разделить на три этапа:

просмотр текста без инструмента, ознакомление с фактурой;

возникновение представлений о том, что будет звучать;

непосредственно игровое воплощение произведения.

Для успешного овладения навыком чтения нот с листа необходимо включать

в работу с учеником произведения с различной фактурой, различными

аппликатурными формулами.

3.

Работа над произведением

На этом этапе происходит работа над техникой, звуком, динамикой, ритмом,

артикуляцией, фразировкой, формой произведения. Вся работа направлена на

воплощение художественного образа произведения.

Техника исполнения

Музыкальное произведение ставит перед исполнителем определенные

технические

задачи.

Работа

над

технически

сложными

местами

может

проводиться по-разному. Примерный план работы над ними может быть

следующим:

1.

Выбор оптимальной аппликатуры

2.

Определение опорных моментов формы и фактуры произведения

3.

Выделение из фактуры произведения сложных мест и работа над ними в

форме упражнений

4.

Достижение устойчивого динамического стереотипа

Система в работе над техникой исполнения имеет большое значение в

повышении исполнительского уровня музыканта, позволяет ставить более

сложные

творческие

задачи.

Для

работы

над

техникой

рекомендуется

использовать как конструктивный, так и художественный материал.

Форма, фразировка, артикуляция

В широком понимании музыкальная форма - это целостная организация

музыкальных средств, воплощающих содержание и образ произведения. Все

жанровые

средства,

мелодические,

ритмические,

гармонические

обороты,

динамические оттенки, типы фактуры, пропорции частей, организованные в

данном произведении в единую, целостную систему, образуют его форму. В

узком значении музыкальная форма – это композиционный план произведения.

Для раскрытия своеобразия музыкального произведения необходимо знать

общие

закономерности

его

строения

закономерности,

присущие

определенному типу музыкальной формы, трактовке этого типа в каком-либо

жанре, в творчестве того или иного композитора и т. д.

В работе над музыкальным произведением также важна работа над

фразировкой, музыкант должен понимать и ощущать ее. Известный музыковед и

педагог Л.А. Мазель писал: «Для того, чтобы быть гибкой, выразительной,

понятной, льющаяся речь должна разбиваться на части; это относится и к музыке.

Отрывок из литературного произведения, прочитанный без знаков препинания,

может стать непонятным. В музыке, особенно инструментальной, где нет слов,

расчленение приобретает еще большее значение для ясности восприятия, для

«доведения

музыки

до

слушателя»,

для

понимания

смысла

музыки.

Расчлененность представляет одно из первичных, простейших проявлений

закономерности, организованности в музыке»

1

.

Артикуляция (от лат. articulo - расчленяю, членораздельно произношу) – это

произношение музыкального текста, способ исполнения последовательности

звуков голосом или на инструменте с различной степенью их слитности или

расчлененности. Некоторые моменты артикуляции могут быть зафиксированы в

тексте, например, словами tenuto, portato, marcato, spiccato, pizzicato и др.

Функции

артикуляции

многообразны

и

нередко

тесно

связаны

с

ритмическими, динамическими, тембровыми и некоторыми другими музыкально-

выразительными средствами, а также с общим характером музыкального

произведения. При работе над артикуляцией важно учитывать эпоху и стиль

произведения, для выбора артикуляции это может быть важным критерием.

Работа над артикуляцией очень важна и интересна, она помогает добиться

отражения стиля и эпохи произведения, может дать ключ к пониманию

фразировки, разнообразить исполнение.

Звук, динамика, ритм

Выдающийся музыкальный педагог Г.Г. Нейгауз писал: «Раз музыка есть

звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя

является работа над звуком»

2

. У звука есть ряд свойств, зависящих от

объективных физических причин – высота, длительность, громкость и тембр.

Помимо

этого,

существует

понятие

«культуры

звука»–

это

качество

звукоизвлечения и соответствие его художественному образу. Понятие «культура

звука» включает в себя не только его четкость, красоту, тембральную

окрашенность, силу, но и умение музыканта находить тонкие звуковые краски,

соответствующие стилю музыки, характеру исполняемого произведения, а также

гибкость применения звуковых нюансов, фразировки, акцентировки – то есть

собственное «слышание» музыки.

Факторы, определяющие формирование и развитие культуры звука в

процессе обучения игре на музыкальном инструменте, можно условно разделить

на две группы. К первой относится то, что определяет развитие музыканта – это

развитие

художественного

мышления,

эстетических

эмоций,

образно-

ассоциативной сферы. Ковторой – развитие технического мастерства. Очень

важно достичь единства этих двух сторон подготовки на всех уровнях воспитания

музыканта – от первых опытов извлечения звука до овладения всей палитрой

звуковых красок.

Работа над звуком в музыкальном произведении тесным образом связана с

работой над его динамикой.

Динамика - это важное средство раскрытия

художественного образа, она бывает локальная и масштабная. Локальная

1

Мазель Л. А. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика

анализа малых форм. М., 1967.

2

Генрих Нейгауз: Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Учебное пособие. Планета музыки, 2017.

динамика является средством окраски мотива, фразы, предложения. Масштабная

динамика относится к более крупным построениям (период, часть произведения и

произведения в целом).

В работе над произведением должен быть динамический план, который

служит

развитию

музыкального

образа.Основные

динамические

оттенки,

проставляемые композитором или редактором в нотах, указывают лишь на

относительную силу звучания в рамках динамической системы, которую выбрал

исполнитель. Точное, но пассивное выполнение обозначенных в нотном тексте

нюансов не приводит к достижению художественной цели. Любой динамический

эффект

получает

подлинный

смысл

только

в

связи

с

воплощением

исполнительского замысла, образного решения.

В работе с учащимся над динамикой могут помочь ассоциативные образы.

Иногда, если есть увлекательный образ (порыв ветра, затухание огня и т.п.), то

объяснение,

где

нужно

усиление

или

уменьшение

звука,

может

и

не

понадобиться.

Ритм

это

одно

изсредств

музыкальной

выразительности,

обусловливающий закономерность в распределении (организации) звуков во

времени.

Формирование чувства ритма в процессе изучения музыкальных

произведений – одна из важных и сложных задач музыкальной педагогики.

Существуют методы и приемы работы, которые, при их использовании в

ходе

разучивания

произведения,

помогают

в

музыкально-

ритмическомразвитииучащегося:

1.

«Просчитывание» (сначала вслух, затем «про себя») исполняемой

музыки. Этоодна из распространенных форм двигательно-моторного (голосового)

отражения ритмических процессов, которая ведет к развитию чувства ритма.

2.

Рисование

ритмо-схем,

которые

дают

ученику

наглядное

представление о метроритмическом узоре.

3.

Простукивание-прохлопывание

метроритмических

структур.

Желательно сочетать простукивание ритма с одновременным напеванием

мелодии.

4.

Дирижирование (тактирование).

5.

Работа над дефектами темпа (непредусмотренными замедлениями,

ускорениями, неустойчивостью движения). Здесь может помочь использование

метронома.

6.

Игровой показ педагога.

7.

Игра в ансамбле. На начальном этапе обучения педагог может

придумать аккомпанирующую партию для разучиваемого произведения.

4.

Подготовка к концертному исполнению

На данном этапе ведется работа над художественной завершенностью

произведения,

подготовка

к

его

концертному

исполнению.

Понятие

«художественная завершенность» подразумевает раскрытие художественно-

музыкального образапроизведения.

Для успешного выступления музыканту необходимо провести следующую

работу над произведением:

проверить звучание основных, кульминационных моментов и наиболее

трудных эпизодов;

проигрыватьпроизведение от начала до конца наизусть.

Вопрос художественной завершенности произведения тесно связан с

вопросом интерпретации в музыке. Интерпретация (лат.interpretatio - объяснение,

толкование) – это толкование музыкального произведения исполнителем. Одно и

то же произведение в исполнении разных исполнителей звучит по-разному. В

музыкальной школе, как правило, общий план интерпретации зависит от педагога.

Таким образом, при подготовке музыканта к концертному выступлению

главным является формирование интерпретаторской концепции и создание

художественногообраза произведения.

5.

Заключение

Работа над музыкальным произведением – это комплексный процесс,

включающий множество факторов, составляющих исполнительское мастерство

музыканта: работу над техникой, фразировкой, артикуляцией, изучение стиля и

эпохи

композитора.

В

процессе

изучения

произведения

повышается

исполнительский и, в целом, профессиональный уровень музыканта.

Для успеха в работе над произведением необходимо понимать ее цель –

раскрытие

художественного

образа.

Все

этапы

изучения

музыкального

произведения призваны обеспечить исполнителя средствами для достижения этой

цели. Выступление на сцене также имеет своей целью раскрытие образа. Таким

образом,

грамотная

работа

над

произведением

на

всех

этапах

является

необходимым условием для успешного раскрытия музыкального образа во время

публичного выступления.

6.

Список литературы

1.

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка,

1974.

2.

Браудо И. Артикуляция. - Л.: Музыка, 1961.

3.

Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. – М.: Изд.

«Музыка», 1968.

4.

Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. - М.: Изд. «Музыка», 1987.

5.

Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. - М.:

Изд. «Музыка», 1967.

6.

Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного

воздействия музыки. - М.: Изд. «Музыка», 1976.

7.

Музыкальный

энциклопедический

словарь/Гл.ред.

Г.Келдыш.-

М.:

Советская энциклопедия, 1990.

8.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Учебное

пособие. Планета музыки, 2017.

9.

Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М.: Изд.

«Музыка», 1968.

10.Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М.: Изд. «Музыка», 1969.

11.Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Изд. «Музыка», 1984.



В раздел образования