Напоминание

"Хорошо и там, и тут, где по имени зовут"


Автор: Корупаева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№3"
Населённый пункт: город Кашира ,Московская область
Наименование материала: Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию
Тема: "Хорошо и там, и тут, где по имени зовут"
Дата публикации: 23.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД (занятия)

с детьми подготовительной группы

по социально-коммуникативному развитию

«Хорошо и там, и тут, где по имени зовут»

Подготовила воспитатель:

Корупаева Марина Владимировна

Тема: «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут»

Цель: Формирование представлений детей о традициях и культуре своего

народа.

Задачи:

Образовательные:

-знакомить детей с культурой и традициями своего народа;

-дать представления об образовании русских имён, со значением имени для

человека, с понятием «тезка».

Развивающие:

- Развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний,

приобщать к познавательным беседам.

- Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с

движением.

– Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об

именах); стимулирование высказываний детей – ответы, реплики, вопросы.

Воспитательные:

- Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

- Воспитание чувство самоуважения.

Работа над словарем: совершенствовать умение образовывать

однокоренные имена нарицательные при помощи уменьшительно

ласкательных суффиксов; по образцу образовывать фразовые обороты в

прошлом, настоящем и будущем времени.

Создание среды для организации и проведения занятия: предметные

картинки с изображением детей, цветок или мячик, запись классической

музыки, нарисованное дерево на ватмане, заготовки разноцветных листочек

для наклеивания, клей карандаш, салфетки, проектор с ноутбуком,

презентация на тему «Как раньше на Руси давали имена».

Виды детской деятельности на занятии:

Игровая (словесная «Назови ласково соседа»)

Коммуникативная (ответы на вопросы, беседа, отгадывание загадок)

Двигательная деятельность (физ. минутка, пальчиковая гимнастика)

Познавательно-исследовательская (просмотр презентации)

Продуктивная (наклеивание листочков)

Музыкально-художественная (слушание звукозаписи)

Чтение художественной литературы (загадки, пословицы и поговорки).

Планируемые результаты:

1.Имеет элементарное представление о традициях и культуре своего народа.

2. Умеет образовывать однокоренные имена нарицательные при помощи

уменьшительно ласкательных суффиксов.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

*Активность, самостоятельность, взаимодействие со сверстниками и

взрослыми, эмоциональность, самооценка.

План занятия

1.Вводная часть:

Создание мотива для деятельности детей (этюд «Ласковушка»). 3 мин.

Определение цели.

2.Основная часть: 22мин.

Загадывание загадок,

Пальчиковая гимнастика,

Пословицы и поговорки,

Игра «Назови ласково соседа»,

Просмотр слайдов,

Физкультурная пауза,

Коллективная работа.

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей. 5мин.

Подведение итогов занятия.

Длительность занятия 30мин.

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем заходят в группу, становятся в круг. Проводится

этюд «Ласковушка».

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекраснее на свете.

Я – Марина Владимировна. Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь

подружиться?

Собрались сегодня с Вами,

Чтобы всем нам стать друзьями.

Мы спокойны и добры,

Приветливы и ласковы.

Необычный день у нас

Гости все собрались в раз.

Что мы скажем им сейчас?

- Мы очень рады видеть вас!

Основная часть

Воспитатель: На Земле живет много людей. Все люди похожи, но каждый

человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Ответы детей. Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и

глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой…. И еще у каждого

есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Тебе

дано, а люди пользуются (Имя). Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте

загадку:

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И у лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

Воспитатель: - Правильно, ребята, это имя.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна наша страна,

Так и имя - загадка и тайна.

- Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни.

По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я. Разжимают кулачки, начиная с

мизинца.

Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими

Это Лиза, это Даша. руками.

Воспитатель: И сегодня, мы поговорим с вами об именах. Каждый имеет

право на имя. Про «имя» есть пословицы и поговорки:

«Не имя красит человека, а человек – имя»;

«Люби свое имя, и его будут любить другие»;

«Хорошо и там, и тут, где по имени зовут».

Воспитатель: - а кто, из вас запомнил пословицу или поговорку? (дети

повторяют).

- Как вы думаете, ребята, зачем человеку имя?

Дети:

-

Без имени трудно общаться друг с другом, понимать, о ком идёт речь

в разговоре о других людях.

- Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя

маленькое: Дашенька, Вовочка, Сашенька, а когда пойдете в школу, ваше

имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме,

передавая друг другу «цветок»: Даша – Дашенька, Катя – Катюша, Андрей –

Андрюшенька… и т.д.).

(дети рассаживаются под спокойную музыку)

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам, как раньше на Руси давали

имена. Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом,

радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода.

(Рассказ сопровождается показом компьютерной презентации).

На 1 слайде – изображение ребенка в колыбели.

На 2 слайде – что такое имя?

-Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались

праздники, высказывались разные добрые пожелания.

На 3 слайде – народ в национальных русских костюмах – водят хоровод.

Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен,

трудолюбив, умей пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью

управлять".

Девочке желали: "Будь, как мать, приветливой, скромной, мастерицей

прясть, ткать и узоры вышивать".

На 4 слайде – изображение мальчика и девочки в русских костюмах.

- Наши предки очень внимательно относились к выбору имени для своих

детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, мудрыми, добрыми,

милыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня - значит

добрый, делающий добро; Любомир - что значит любящий мир; Людмила

обозначает милая людям. Если ребенок был долгожданным, его называли

Ждан. Забавному давали имя Забава. К древнерусским именам относятся и

такие имена как: Надежда, Вера, Любовь.

На 5 слайде – надпись: «Живут на свете имена, большая сила им дана».

Также давались числовые имена: родился первый ребенок, его называли:

девочку - Перва, мальчика - Первой. Родился второй ребенок, называли

Второй или Вторак.

На 6 слайде надпись: «Числовые имена».

Воспитатель. Давали имена детям и по внешним признакам. Ребенка с

черными волосами называли: Черный, Чернавка. Родился ребенок очень

маленьким, значит носить ему имя Малый.

На 7 слайде надпись: «По внешним признакам».

Обращали внимание и на характер детей. Любящего смеяться называли

Смеян, доброго - Добр, храброго - Храбр, умного - Умник.

На 8 слайде – изображение семьи.

-Вот какие имена давали детям на Руси. Ребята, вы запомнили, по каким

признакам их давали?

- На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена

одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами.

Вспомним их и перечислим. Людей с одинаковыми именами называют

«тезками».

Ксюши, Вани и Маринки

Вас приглашаю на разминку.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели. Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки

вверх.

И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.

Воспитатель: А сейчас вас приглашаю к «Дереву имен».

«Дерево имен» (коллективная работа). Во время работы включается запись

классической музыки. Дети подходят к столам.

Для каждого ребенка заготовлен бумажный листок дерева. Он выбирает тот,

который ему нравится. В центре (середине) листка ребенок пишет свое имя и

наклеивает листок на ветку дерева (с помощью взрослого на листьях

записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье,

среди друзей, в детском саду. Если ребенок затрудняется в подборе слов,

можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы

услышать от своих близких).

Воспитатель: - Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли

нам они, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит

какой след оставит наше имя на земле. «Хорошо и там, и тут, где по имени

зовут».

Итог.

Рассматриваются результаты коллективной работы.

- Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.

- Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.

- Закрепляются понятия «тезка».

Список литературы

1.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: М.: Просвещение,

1985.

2.Маралов В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду: Методическое

пособие.- М.: ТЦ СФЕРА, 2009 № 4

3.Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ,

семье – М.: ТЦ СФЕРА, 2010 № 6

4.Щетинина А.М., Иванова О.И. Полролевое развитие детей 5-7 лет:

Методическое пособие- М.: ТЦ СФЕРА, 2010 (Библиотека воспитателя) № 3.

Приложения

«Твое имя»

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Дарья – побеждающая.

Катя – чистая, непорочная.

Маша-святая, высокая.

Павел - Малый.

Алёна - Солнечная.

Алиса - Благородная.

Егор - Возделывающий землю.

Иван - Милость Божья.

Дмитрий - Плод земной.

Диана - Божественная.

Ксения - Чужая, гостья.

Артем – Здоровый.

Кира - Управляющая кораблем.

Федор - Божий дар.

Виктория - Победа.

Татьяна - Учредительница, поставленная, назначенная.

София - Мудрая, мастерство, премудрость.

Василиса - Царица.

Сергей - Высокочтимый.

Мирон - Божий человек.

Слава - Священная слава.

Загадки

Тебе дано, а люди пользуются (Имя).

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И у лошадки есть,

И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)



В раздел образования