Автор: Смагин Роман Игоревич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Чаплыгинского муниципального района Липецкой области
Населённый пункт: город Чаплыгин
Наименование материала: открытое занятие в творческом объединении «Образовательная робототехника»
Тема: Зубчатые колеса. Понижающая и повышающая передачи. Создание проекта «Гоночная машина».
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования» Чаплыгинского муниципального
района Липецкой области
конспект открытого занятия в творческом объединении
«Образовательная робототехника»
Смагин Роман Игоревич
педагог дополнительного образования
Чаплыгин 2024
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема: Зубчатые колеса. Понижающая и повышающая передачи. Создание
проекта «Гоночная машина».
Время и место проведения: 2024.02.19 МБУ СШ №1 город Чаплыгин
Участники: Учащиеся творческого объединения «Образовательная
робототехника» - 15человек
Год обучения: 2 и 3 год
Цель: Изучение зыбчатой передачи. Создание робота «Гоночная машина».
Задачи:
Образовательные: дать знания по видам зубчатых передач и принципу
работы. Научить применять полученные ранее знания по сборке и
программированию роботов.
Развивающие: развивать память, воображение, внимание, речь, мелкую
моторику, творческое мышление.
Тип занятия: применение предметных знаний, умений и навыков.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая форма,
проектная деятельность.
Материалы и оборудование: инновационный учебно-методический
комплекс LEGO Education EV3 455544 и 45560 – 7шт, компьютеры — 7шт,
проектор — 1шт., интернет.
Планируемые результаты:
Личностные: уважительное отношение к сверстникам, самостоятельность,
инициатива.
Метапредметные УУД:
Познавательные: сформированы умения извлекать информацию из текста и
иллюстрации и на основе анализа рисунка-схемы, делать выводы.
Регулятивные: сформированы умения оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей; составлять план действий на занятии с
помощью педагога, мобильно перестраивать свою работу в соответствии с
полученными данными.
Коммуникативные: сформированы умение слушать и понимать других,
согласовано работать в группах, умение строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами.
Предметные: Знают о терминах зубчатая передача, повышающая и
понижающая зубчатая передача, виды зубчатых передач. Знают о роботах
гоночных машинах. Умеют применять ранее полученные знания при сборке
и программировании роботов.
1этап. Организационный момент. (5мин)
- приветствие
- подготовка к занятию
- сообщение темы занятия
2этап. Основной. (30мин)
теоретический:
- сведения и типах и видах зубчатых передач на примере мультимединой
презентации
- выбор модели робота с элементами зубчатых передач
практический:
- создание модели робота
- программирование модели робота
3этап. Заключительный. (5мин)
- обмен результатами
- рефлексия
Этапы занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1 этап. Организационный момент.
Приветствие
Добрый день, ребята! Очень рад
видеть вас на занятии. Давайте
поприветствуем друг друга
улыбкой.
Приветствие обучающихся
через улыбку.
Подготовка к
занятию
Молодцы! Давайте разделим
должности, как обычно мы делаем
перед работой. Например:
Конструктор, кто будет собирать
модель, помощник конструктора
и программист, кто займётся
программированием робота
после сборки модели. Но не
забывайте, что вы одна команда и
должны помогать друг другу.
Что-то у нас сегодня Дима
грустный совсем. На прошлом
занятии не смог правильно
собрать робота с зубчатой
передачей? Попробуем ему
сегодня в этом разобраться,
верно?
Разбиться на команды по
должностям. Рассмотрим
какие у кого какие
обязанности.
Дети готовы помочь другу
Сообщение темы
занятия
Посмотрите на экран. Что мы все
видим? Это зубчатые колеса и
тема нашего сегодняшнего
занятия - Зубчатая передача!
Дети смотрят на экран.
2 этап. Основной.
теоретический
Сведения о зубчатых
передачах.
Мультимедийная презентация.
Дети смотрят на экран.
Выбор модели
робота с
элементами
зубчатых передач.
А теперь ребята, давайте
вспомним предыдущие наши
модели роботов и подумаем, что
нам выбрать для сборки сегодня?
Выбирают базового робота
по критериям.
практический
Создание модели
робота
.
ТБ при работе на
компьютере и с
набором по
Ну вот, базового робота мы
выбрали. Давайте теперь загрузим
инструкцию по сборке данной
модели и пока наши компьютеры
выполняют загрузку вспомним
правила работы с конструктором.
Детали конструктора можно
Учащиеся начинают работу
на компьютерах.
Ребята разбирают наборы
для робототехники и
раскладывают их для
работы.
робототехнике.
класть в рот и глотать?
Детали конструктора можно везде
разбрасывать по кабинету?
При работе на компьтере нужно
быть аккуратным и
внимательным.
Дети овечают на вопрос
педагога.
Дети овечают на вопрос
педагога.
Ребята соглашаются.
Физкультминутка
через 20мин.
Ребята, теперь, когда мы всё
подготовили для сборки модели
робота давайте с вами отдохнём.
Поднимаемся с мест и
поворачиваемся ко мне.
Ребята встают и повторяют
за педагогом.
Создание модели
робота.
Дети присаживаемся и
продолжаем работу по сборке
модели.
Ребята присаживаются и
продолжают сборку робота
по инструкции.
3 этап. Заключительный.
Обмен
результатами.
Ребята, так как модель у нас
сложная, то давайте на сегодня
закончим, а на следующем
занятии завершим сборку и
запрограммируем своих роботов.
Дети демонстрируют
педагогу и друг другу, что
успели собрать на занятии.
Рефлексия
(подведение итогов).
Ребята, давайте каждый из вас
выразит эмоционально своё
отношение к прошедшему
занятию. Если понравился урок то
улыбнитесь, а кому не понравился
сделайте грустное выражение
лица.
Наше занятие подошло к концу.
Вы сегодня большие молодцы! До
свидания.
Дети выражают эмоциями
своё отношение к занятию.
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Занятие проведено с детьми младшего и среднего школьного возраста, в
творческом объединении «Образовательная робототехника», 2 и 3 года
обучения. Присутствовало 15 учащихся.
Тема занятия: Зубчатые колеса. Понижающая и повышающая передачи.
Создание проекта «Гоночная машина».
Тип занятия: применение предметных знаний, умений и навыков.
Структура занятия состоит из:
1этап. Организационный момент. (5мин)
- приветствие учащихся улыбкой, что позитивно влияет на настрой к работе
- подготовка к занятию, где ребята разделились на должности, на
программиста, конструктора или помощника конструктора
- сообщение темы занятия, где была выбрана модель робота и
использующийся в ней механизм зубчатой передачи
2этап. Основной. (30мин)
теоретический:
- сведения и типах и видах зубчатых передач, представленные ребятам на
примере мультимедийной презентации
практический:
- сборка модели робота по пошаговой мультимедийной инструкции и
программирование на специальном ПО
3этап. Заключительный. (5мин)
- обмен результатами, где учащиеся проводят анализ сборки модели робота
- рефлексия, где ребята выражают своё мнение, положительное или
отрицательное, по теме данного занятия и собранной модели робота, по
работе в команде в целом
Занятие «Изучение зубчатых передач. Повышающие и понижающие
зубчатые передачи. Сборка и программирование модели робота «Гоночная
машина»» является частью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы технической направленности
«Образовательная робототехника». Данное занятие направлено на получение
новых знаний по теме зубчатые передачи и закрепление ранее полученных
знаний при сборке и программировании роботов. Данное занятие имеет
межпредметные связи, такие как окружающий мир, физика, механика,
мехатроника, технология и информатика.
На данном занятии применялись следующие технологии:
здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проблемного
обучения, групповая и технология проектной деятельности. Для наглядности
использовал мультимедийную презентацию, плакаты, а также
инновационный учебно-методический комплекс LEGO Education EV3 455544
и 45560. Способ оценивания работы включал обмен результатами, где
учащиеся проводят анализ сборки модели робота, а также провёл рефлексию
обучающихся методом устной оценки мнения учащихся по теме данного
занятия.
На занятии были учтены возрастные и психологические особенности
обучающихся. На всех этапах занятия учащиеся были вовлечены в активную
проектную деятельность(выбор должности, выбор модели, сборка модели и
её доработка).
Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались
различными видами деятельности (работа с педагогом, работа с
компьютером, работа с конструктором лего, эксперимент, демонстрация
работы, обмен результатами).
При постановке вопросов и определении заданий на занятии я учитывал
индивидуальные особенности детей, давал только положительную
характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и
повышало их активность на занятии. За счёт привлекательности содержания
заданий и подачи учебного материала, повысились возможности
обучающихся в достижении поставленных целей на занятии. Учебное время
на занятии использовалось эффективно, запланированный объём занятия
выполнен. Интенсивность занятия была оптимальной с учётом физических и
психологических особенностей детей. В конце занятия работа команд была
оценена. Рефлексия применена с использованием эмоциональной реакции
детей на занятие, что способствовало хорошему настроению.
По моему мнению, занятие прошло успешно, поставленная цель достигнута
и задачи реализованы. Занятие прошло на высоком эмоциональном уровне, и
обучающиеся, и педагог получили огромное удовольствие от общения.