"Развитие зрительно – двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Колесникова Юлия Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №2 "Золотая рыбка" г. Старая Русса Новгородской области Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородская область Наименование материала: опыт профессиональной деятельности Тема: "Развитие зрительно – двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
деятельности:
Подготовила:
воспитатель МАДОУ «ЦРР
детский сад №2
«Золотая рыбка» г. Старая Русса
Новгородской области
Ю. Г. Колесникова
Актуальность
Дошкольный возраст – уникальный период для развития всех
сторон личности. Именно в этом возрасте необходимо
развивать память, восприятие, мышление, внимание и,
конечно, двигательные навыки.
Работая над развитием и совершенствованием моторных
навыков у детей, знакомясь с информацией печатных
изданий, специальной литературой анализируя собственную
деятельность, пришла к понимаю, что назрела необходимость
нахождения методов, приемов работы с детьми дошкольного
возраста, которые будут способствовать развитию зрительно
- двигательной функции для дальнейшего формирования
графомоторных умений как необходимой предпосылки для
осуществления учебной деятельности.
Движенье рук-
Казалось бы, так просто!
Но точное движенье рук
Ведет к развитью мозга!
Н. Краснолуцкая
Недостаточное развитие мелкой мускулатуры руки приводит ребенка к
нежеланию достигать результата и вызывает трудности в овладении навыками
лепки, рисунка, аппликации, письма. В двигательной деятельности
недостаточно, неуверенно дети владеют своим телом (испытывают затруднения в
основных движениях), особенно там, где требуется работа рук, быстрота,
ловкость. У некоторых детей недостаточная координация моторики, западает
пространственная координация. Наблюдаются отклонения в овладении графо-
моторными навыками, которые выражаются в незрелости произвольных форм
зрительно-моторной координации.
Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором,
стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению
артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также
мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и,
следовательно, уровень развития мышления.
Наблюдаются отклонения в овладении графо- моторными навыками,
которые выражаются в незрелости произвольных форм зрительно-моторной
координации. Необходимая помощь так же требуется детям с левшеством.
Им всегда сложнее даются графомоторные и пространственные навыки.
Сущность опыта:
В течении 2015 - 2016 учебного года с детьми
проводилась работа по развитию зрительно –
двигательной координации, задачи которой заключались
в следующем:
1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к
овладению письмом:
-развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-развивать точность и координацию движений руки и глаза,
гибкость рук, ритмичность.
2. Совершенствовать зрительно-моторную координацию в системе
глаз рука, развивать навыки точного копирования образца.
3. Развивать умение действовать по словесным инструкциям,
соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение
самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
контроль за собственными действиями.
4. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и
зрительно - двигательной координации регулярной, выделить для неё
оптимальное время в режиме дня, ввести её в систему педагогической
работы.
5. Формировать у детей интерес к подобным упражнениям, превратить
их в занимательную игру.
Для работы с детьми использовала
следующие методы и приёмы
работы:
1. Игры с пальчиками.
2. Пальчиковые игры с цветными палочками.
3. Пальчиковые игры со стихами.
4. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
5. Пальчиковые игры со скороговорками.
6. Ручной труд (оригами, лепка, нанизывание бус из бумаги,
рябины, бисера и т.д.).
7. Специальные упражнения по подготовке руки к письму.
18. Движения с мелкими предметами.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики
являются пальчиковые игры.
Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и
дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой
деятельности.
Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира
предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе
пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику
рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры это инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что
даёт возможность детям ориентироваться в понятиях вправо, влево, вверх,
вниз и т.д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать
все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
Скороговорки
всегда можно переложить на пальцы, то есть придумать
поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения
усложнять. Вначале произнести скороговорку чётко, не торопясь, затем с
одновременным движением рук, а потом проделывать вместе с детьми. У кого
из детей не получается, взять его руки в свои и вместе выполнять движения
от начала до конца. В процессе работы над скороговоркой менять темп,
интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребёнка, его
координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.
(Например, звук Б: Идут бобры в сыры боры. Обе ладони лежат на столе.
Затем поочерёдно одна сжимается в кулак, другая распрямляется)
В работе по развитию зрительно – двигательной
координации необходимо иметь
набор счётных палочек
на каждого
ребёнка. Дети выполняют из них разные фигурки,
которые сопровождает стишок, для того, чтобы у
ребёнка возник не только зрительный образ
предмета, но и слуховой.
Оптимальный вариант развития мелкой
моторики использование физкультминуток
.
Физкультминутка, как элемент двигательной активности
предлагается детям для переключения на другой вид
деятельности, повышения работоспособности, снятия
нагрузки, связанной с сидением.
Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в
середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям
и не потребует дополнительного времени. Традиционно
физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью
детей. Проговаривание стихов одновременно с движением
обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется
движениями, делается более громкой, чёткой,
эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на
слуховое восприятие.
Самомассаж рук
Массаж карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок
массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности
ладоней, межпальцевые зоны). Такой массаж способствует овладению
тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и
кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие. Особый
интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием
коротких стихов и рифмовок.
«Ладошка»: обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на
столе (массаж межпальцевых зон) .
Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.
«Добывание огня»: прокатывание карандаша между ладонями.
Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.
«Скольжение»: продвижение вверх и вниз по длине карандаша,
захватив его пальцами, как при рисовании с упором острым концом в
стол.
По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу.
«Утюжок»: прокатывание карандаша по поверхности стола.
Карандаш прокачу вперед-назад, как захочу.
Важную роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно
пользоваться ножницами.
Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а
также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток,
картинок полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Из вырезанных фигурок дети составляли целые композиции
аппликации: мальчики батальные сцены, фантастические картины на
разные темы, девочки сказочные сюжеты из жизни принцесс,
животных. Особенно им нравится симметричное вырезание. Если их
раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга.
Всячески поощрялось желание детей рисовать в свободное время и не
должны смущать детские каракули, ведь в рисунке ребёнок отражает
окружающий мир, даёт волю воображению. И что не менее важно,
орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки.
Детей привлекает возможность делать
поделки из бумаги (оригами),
которые в
дальнейшем можно использовать в играх,
инсценировках. Развивается детское воображение,
память, пространственное мышление, мелкая моторика
пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за
считанные минуты, превращать его в цветы, животных,
птиц и т.д. Тематика оригами очень разнообразна, идёт
от простого к сложному.
Большое значение для постановки руки
имеет развитие графической
моторики
.
Особое место здесь занимает штриховка,
обведение по трафарету фигур или предметов, с
использованием простого и цветного карандаша.
Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты,
посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования
используются книжки для раскрашивания.
Однако следует помнить, что эти упражнения
представляют собой значительную нагрузку на
зрение и их продолжительность должна быть не
более 5 7 минут.
Специальные физические упражнения.
Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного
инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек
на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя
гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке)
открывают широкие возможности для выработки у дошкольников
координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких
мышц руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические
упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие
силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на
канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать
усилия.
Проведённая работа позволяет сделать следующие
выводы:
1. Существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и
функциональной зрелостью коры мозга ребёнка. Формирование мелкой моторики и
зрительно-моторных функций в целом влияет на развитие артикулированности и связности
устной речи, на формирование навыка письма, развитие школьно-значимых функций и
косвенным образом на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
2. Для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации необходимо,
чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В
работе это были различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные
виды ручного труда, оригами, мозаика, вырезание, лепка, игровые упражнения с мелкими
предметами и т.д. Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они
способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность,
гибкость и координацию движений.
3. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и
непрерывно, систематически. Оптимальным вариантом организации развивающей работы
будет совместная деятельность воспитателя и других специалистов по развитию
психических процессов, а также зрительно-двигательной координации.
Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму,
необходимо регулярно и систематически проводить занятия по
развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации,
развивать зрительно-пространственное восприятие.