Автор: Борзунова Екатерина Дмитриевна
Должность: студент
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурский государственный университет»
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Раздел: высшее образование
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Борзунова Екатерина Дмитриевна
Студент кафедры психологии и педагогики
ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск
Аннотация: В данной статье представлены теоретические основы
психолого-педагогического сопровождения социально-одарённых детей.
Основываясь на научно–педагогических и психологических подходах, в
статье
рассматривается
важность
психолого-педагогического
сопровождения социально-одаренных детей в образовательном процессе. В
ней
рассматриваются
особенности
интеллектуального
потенциала,
обучаемости,
творческого
потенциала,
мотивации
и
другие
характеристики социально-одаренных детей. Особое внимание уделяется
методам и подходам к работе с такими детьми, а также рекомендациям по
созданию
благоприятной
образовательной
среды
для
развития
их
способностей.
Ключевые
слова:
наставничество,
одарённые
дети,
социальная
одарённость,
особенности
социально-одарённых
детей,
психолого-
педагогическое сопровождение, потенциал.
Социально-одаренные дети представляют особую категорию учащихся,
обладающих высоким уровнем интеллекта, творческим потенциалом и
способностями, которые выходят за рамки стандартных образовательных
программ. Они обладают уникальными способностями и потенциалом для
достижения выдающихся результатов в различных областях знаний.
К
особенностям
социально-одарённых
детей
можно
отнести
следующее:
1. Высокий интеллектуальный потенциал. Социально-одаренные дети
обладают выдающимися способностями в области умственного развития, что
проявляется
в
быстрой
и
легкой
усвояемости
новой
информации,
аналитических способностях, творческом мышлении и высокой способности
к решению сложных задач.
2. Быстрая обучаемость. Они способны быстро и легко усваивать новые
знания, часто превосходя сверстников по темпу учебы и пониманию
материала.
3. Широкий кругозор и интересы. Социально-одаренные дети обычно
проявляют интерес к различным областям знаний, имеют широкий кругозор
и стремление к саморазвитию.
4. Творческий потенциал. Они обладают развитым воображением,
способностью к творчеству, оригинальным мышлением и способностью к
нестандартному подходу к решению задач.
5. Высокая мотивация к обучению. Социально-одаренные дети обычно
проявляют высокую мотивацию к достижению успеха в учебе и творчестве,
стремление к саморазвитию и достижению новых высот.
6. Способность к саморегуляции. Они способны контролировать свои
эмоции, управлять своим поведением, планировать свои действия и достигать
поставленных целей.
7. Способность к анализу и критическому мышлению. Социально-
одаренные
дети
обладают
способностью
анализировать
информацию,
критически мыслить, делать выводы и аргументировать свои точки зрения.
8. Эмпатия и социальная ответственность. Они часто проявляют
высокую эмпатию, способность понимать чувства и потребности других
людей, а также стремление к помощи и поддержке окружающих.
Однако, социально-одаренные дети также могут столкнуться с рядом
проблем и вызовов, связанных с их особенностями. Они могут испытывать
чувство одиночества, непонимания со стороны сверстников и взрослых, а
также стресс от высоких ожиданий окружающих.
В связи с этим, психолого-педагогическое сопровождение социально-
одаренных детей играет важную роль в их развитии и успешной адаптации.
Ключевыми аспектами такого сопровождения являются:
1. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, поэтому важно
разрабатывать индивидуальные образовательные программы и подходы,
учитывающие его потребности, интересы и способности.
2. Психологическая поддержка. Социально-одаренные дети могут
испытывать стресс и тревогу из-за своей нестандартности. Психологическая
поддержка помогает им справляться с эмоциональными трудностями и
развивать позитивное самоощущение.
3. Развитие творческого потенциала. Важно создавать условия для
развития творческих способностей социально-одаренных детей, поощрять их
к самовыражению и самореализации.
4. Сотрудничество с родителями. Родители играют важную роль в
успешном развитии социально-одаренных детей. Сотрудничество с ними
помогает создать благоприятную образовательную среду и обеспечить
поддержку и понимание со стороны семьи.
5. Дифференцированный подход к обучению. Социально-одаренные
дети часто нуждаются в более сложных и интересных заданиях, которые
соответствуют их уровню развития. Дифференцированный подход позволяет
адаптировать учебный процесс к индивидуальным потребностям каждого
ребенка.
6. Менторство и поддержка со стороны опытных специалистов. Работа
с ментором или наставником может быть ценным опытом для социально-
одаренных детей, помогая им развивать свои способности, получать
обратную связь и направление на пути к успеху.
7. Создание стимулирующей образовательной среды. Важно обеспечить
социально-одаренным детям доступ к разнообразным образовательным
ресурсам, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах, лагерях и
других мероприятиях, которые могут раскрыть их потенциал.
8. Развитие коммуникативных навыков. Важно помочь социально-
одаренным детям развивать навыки общения, сотрудничества и эмпатии,
чтобы успешно взаимодействовать с окружающими и строить отношения в
коллективе.
9. Поддержка саморегуляции и самоорганизации. Обучение навыкам
самоконтроля, планирования и управления временем помогает социально-
одаренным детям эффективно управлять своими учебными и творческими
проектами.
10. Систематический мониторинг и оценка прогресса. Важно следить за
развитием
социально-одаренных
детей,
выявлять
их
потребности
и
достижения, а также регулярно обсуждать с ними цели и планы на будущее
для поддержки и мотивации.
Психолого-педагогическое сопровождение социально-одаренных детей
требует комплексного подхода и внимания к каждому ребенку как к
уникальной личности. Это позволяет создать условия для полноценного
развития
и
раскрытия
потенциала
каждого
ребенка,
способствует
формированию гармоничной личности и успешной адаптации в обществе.
Список использованных источников:
1. Азизова Л.Х. Педагогическая поддержка одаренных младших
школьников
в
условиях
дополнительного
образования:
диссертация
кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Азизова Людмила Хамбертовна;
[Место защиты: ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический
университет»], 2019.
2. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных
детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. – 2007.
3. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и
подростков : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ под
ред. Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2000. Бондаревская Е.В. Теория и практика
личностно–ориентированного образования : учебник для вузов / Е.В.
Бондаревская. – Ростов Н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006.
4. Богданова Л.А. Наставничество в профессиональном образовании :
методическое пособие / авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А.Ю.
Казаков и др. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014.
5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей : учеб. пособие. 3-е
изд. М.: Юрайт, 2019.
6. Иванова И. А. Сущность и структура социально-перцептивных
способностей // Вестник СевКавТТУ Серия «Гуманитарные науки». – № 1. –
(11). – 2004.
5. Психология одаренных детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. –
М: Академия, 1996.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SOCIALLY
GIFTED CHILDREN
Borzunova Ekaterina Dmitrievna,
Annotation:
This
article
presents
the
theoretical
foundations
of
psychological and pedagogical support for socially gifted children.
Based on scientific, pedagogical and psychological approaches, the article
examines the importance of psychological and pedagogical support for socially
gifted children in the educational process. It examines the features of intellectual
potential, learning ability, creativity, motivation and other characteristics of
socially gifted children. Special attention is paid to methods and approaches to
working with such children, as well as recommendations for creating a favorable
educational environment for the development of their abilities.Based on scientific,
pedagogical and psychological approaches, the program offers the training of
qualified mentors who are able to work with gifted children and help them realize
their potential.
Keywords: mentoring, gifted children, social giftedness, features of socially
gifted children, psychological and pedagogical support, potential.