Автор: Лушкина Светлана Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ№168 Населённый пункт: г.Иркутск Наименование материала: Мастер-класс Тема: Формирование речи у детей Раздел: дошкольное образование
Цель:
предоставление,
обобщение,
систематизация
и
распространение
личного педагогического опыта для педагогов.
Задачи:
1.способствовать
созданию
условий
для
профессионального
развития
педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых
упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного
возраста;
2.способствовать
формированию
индивидуального
стиля
творческой
педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Оборудование : индивидуальные зеркала, коктельные трубочки, стаканчики с
крышкой, воздушные шары, вертушка, массажные мячики с шипами «Ёжик».
Ход мастер-класса
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем
искоренить.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих
нарушения общего и речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе
является
их
уровень
речевого
развития.
Исправить
недо статки
звукопроизношения
в
более
старшем
возрасте,
значительно
труднее,
чем
предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа
логопеда
в
детском
саду,
не
имеющем
в
своей
структуре
специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.
Дети
с
речевыми
нарушениями
получают
коррекционную
помощь
порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
Таким
образом,
в
моей
работе
возникла
необходимость
тесного
взаимодействия
и
взаимопомощи
между
логопедом
и
воспитателями,
логопедом и родителями.
Работа по постановке звуков ведётся по разделам: работа по развитию
артикуляционного аппарата,
работа над общей и мелкой моторикой, развитие
правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха..
Поговорим о них более подробно.
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные,
упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все
речевые
органы
состоят
из
мышц,
то,
следовательно,
они
поддаются
тренировке.
Гимнастика,
направленная
на
развитие
органов
речи,
называется
артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и
подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно
придумывать
сказочные
истории,
которые
помогут
детям
справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с
детьми,
мы
видим,
что
постановка
звуков
проходит
быстрее,
а
дети
проявляют
живой
интерес
даже
при
выполнении
очень
трудных
артикуляционных упражнений.
1 этап в постановке звуков – артикуляционная гимнастика
Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики.
1.
Вытягиваем
губы
вперед,
произносим
УУУУ,
и
максимально
растягивая, обнажая зубы, произносим ЭЭЭЭ.
2. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то
в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Не забываем что
при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так
8 раз.
3. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и
зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта.
4. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
5.
Упражнение
«Грибок».
Рот
открыт.
Губы
в
улыбке.
Прижать
широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в
таком положении под счет от 1 до 8.
6.
Упражнение
«Лошадка».
Рот
открыт.
Губы
в
улыбке.
Широкий
лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы
нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
7.
Упражнение
«Барабан».
Рот
открыт.
Губы
в
улыбке.
Широким
кончиком
языка
постучать
о
нёбо
за
верхними
зубами,
многократно
и
отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем
темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.
Работа над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей
моторике.
Движения
организма
и
речевая
моторика
имеют
единые
механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на
развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять
прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития
наблюдается
плохая
координация
мелкой
моторики
пальцев
рук.
И
как
следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше
двигательная
активность
ребенка,
тем
лучше
развивается
е го
речь.Упражнение с массажными мячиками «Я мячом круги катаю..»
Развитие правильного речевого дыхания
Залогом
четкого
произношения
звуков
и
ясной
дикции
является
хорошо
поставленное
речевое
дыхание.
С
детьми
ежедневно
проводятся
упражнения для развития речевого дыхания.
Упражнения для речевого дыхания
1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть
длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались
щеки (для начала их можно придерживать руками)
2. Упражнение «Фокус». Сдуть «снежинку» с кончика носа.
3. Упражнение «Буря в стакане». Берем два пластмассовых прозрачных
стаканчика.
В
один
наливаем
много
воды,
почти
до
краев,
а
в
другой
наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в «бурю в стакане» с
помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды
нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть
сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
4. Надуем шарик, не раздувая щеки.
5. Вертушка.
Развитие фонематического слуха
Цель
упражнений
на
развитие
фонематического
слуха
-
научить
ребенка слушать и слышать звуки.
Упражнение «Услышишь – хлопни»
-
Взрослый
произносит
ряд
звуков
(слогов,
слов);
а
ребёнок
с
закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
- Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя
первую
букву
(форота,
корота,
морота,
ворота,
порота,
хорота).
Задача
ребенка
–
хлопнуть
в
ладоши,
когда
он
услышит
правильный
вариант
произношения.
- Электронная игра «Правильно-неправильно».
Проведённая
совместная
работа
с
воспитателями
и
родителями,
показывает,
что
тесное
сотрудничество
в
условиях
ограниченного
воздействия
и
использование
логопедических
приёмов,
помогает
в
скорейшем
решении
задач
коррекционного
воздействия.
Таким
образом,
повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент
детей
с
нарушением
речи,
увеличивается
процент
детей,
выпущенных
с
грамотной речью и правильным произношением.