Напоминание

Формирование речи у детей


Автор: Лушкина Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№168
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Формирование речи у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Мастер-класс «Представление обобщение систематизация»

Цель:
предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.
Задачи:
1.способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста; 2.способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Оборудование
: индивидуальные зеркала, коктельные трубочки, стаканчики с крышкой, воздушные шары, вертушка, массажные мячики с шипами «Ёжик».
Ход мастер-класса
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Исправить недо статки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка. Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада. Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями.
Работа по постановке звуков ведётся по разделам: работа по развитию артикуляционного аппарата, работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания, развитие фонематического слуха.. Поговорим о них более подробно.
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений. 1 этап в постановке звуков
– артикуляционная гимнастика
Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. 1. Вытягиваем губы вперед, произносим УУУУ, и максимально растягивая, обнажая зубы, произносим ЭЭЭЭ. 2. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз. 3. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта. 4. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю. 5. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
6. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась. 7. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.
Работа над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается е го речь.Упражнение с массажными мячиками «Я мячом круги катаю..»
Развитие правильного речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Упражнения для речевого дыхания 1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) 2. Упражнение «Фокус». Сдуть «снежинку» с кончика носа. 3. Упражнение «Буря в стакане». Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в «бурю в стакане» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду. 4. Надуем шарик, не раздувая щеки. 5. Вертушка.

Развитие фонематического слуха
Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать звуки.
Упражнение «Услышишь – хлопни»
- Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. - Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. - Электронная игра «Правильно-неправильно». Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с нарушением речи, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.


В раздел образования