Напоминание

Среды жизни на Земле.


Автор: Дмитриева Римма Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ МСШ №2
Населённый пункт: с. Мильково Камчатский край
Наименование материала: конспект урока по биологии "Среды жизни на Земле" 5 класс
Тема: Среды жизни на Земле.
Раздел: среднее образование





Назад





Дмитриева Римма Михайловна

учитель биологии

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Мильковская средняя

школа № 2»

с. Мильково Камчатский край

Урок биологии 5 класс

Тема урока: Среды жизни на Земле
.
Тип урока:
урок открытия новых знаний.
Технология построения урока
: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель
: создать условия для изучения сред жизни на планете Земля.
Задачи:
- образовательные: создать условия для -систематизация знаний учащихся об условиях существования жизни на земле; - знакомства с различными средами жизни и экологическими факторами среды; - установления взаимосвязи организмов и условий их обитания в природных сообществах. - развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно- следственные связи; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли. - воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:
- знать среды жизни на Земле; - уметь устанавливать взаимосвязь организма со средой обитания; - уметь охарактеризовать проявление свойств живого на разных материках.
Метапредметные:
-регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; - познавательные: - работать с учебником; - находить отличия; - составлять схемы – опоры; - работать с информационными текстами; - объяснять значение новых слов; - сравнивать и выделять признаки; - коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию; - слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи.
Формирование УУД:

Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником. 2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать рисунки, символы, схемы для инструктирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное при работе взаимодействие в группе (паре). 2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. 3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД.
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. 2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. 3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно. 5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД.
1. Создание условий (ДЗ) к самоконтролю и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. 2. Осознать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. 3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом 4. Оценивать свой вклад в работу группы.
Формы работы
: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы
: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы
: учебник, карточки, гербарные образцы водных, наземных и паразитических растений, изображения растений и животных разных сред.
Основные термины и понятия
: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная среды жизни.
Ход урока.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Организационный момент. Определение темы занятия. Мотивация. Актуализация.

Организационный
Приветствие уча- щихся. Мне очень приятно вас видеть, улыбнемся, поже- лаем удачи друг другу и спокойно садимся. сотрудничество с учителем и учащимися
Определение темы

урока
Предложить -гербарные образцы ели, сосны, березы - изображения бражника, бегемота, паразитических червей, рыбы. - карточки с заданием: где живут эти организмы? Работа в парах. Строят речевые высказыва- ния. Обсуждают, преобразовывают практическую задачу в познавательную. Отвечают на вопросы. Отслеживают общие признаки для всех объектов, на основании ко- торых определяют тему. Устанавливают причинно- следственные связи.

(Приложение № 1)

Озвучивание

темы урока.
Высказывают свои версии. Коррекция своих выводов.
Составление

плана изучения

поставленной

темы
Вопрос: что бы вы хотели узнать по этой теме вопроса? Высказывают свои идеи. Коррекция своих выводов.
Мотивация.

Определение

значимости

знаний о средах

жизни
. Обсуждения вопроса: какие условия необходимы для жизни? Работа в группах Умение точно формулировать свою мысль. Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.
Актуализация

знаний.
Фронтальный опрос. 1.Какие царства организмов вы знаете? 2. Где живут рыбы, зайцы7 3. Где растут березы, сосны, ели? 3.А где будете искать папоротники, шляпочные грибы? Сравнивают ответы с эталоном. Взаимодействие с учащимися, формирование речевых навыков, осознание уровня знаний.
Первичное осмысление и применение знаний.

Формирование

понятия среда

жизни.
Вопросы: 1.Почему рыба не может жить на суше, заяц в воде, водоросли в нашем огороде? 2. Дайте определение среды жизни организма. 3. Какие среды жизни вы знаете? 4. Какие условия жизни важны для жителя опреде- ленной среды? (вода, свет, тепло, воздух. Солнце, воздух и тепло – наши лучшие друзья). 5.Какие условия в водной среде? (боль- шая плотность, не- большое содержание кислорода, более мягкий температур- ный режим, незначительная освещенность). 1. Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее. 2. Оценивают пред- ложенное опреде- ление. 3.Предлагают варианты опреде- ления. Умение аргументировать, критически осмыс- лить предложенное Умение точно фор- мулировать свою мысль. Умение слушать собесед- ника. Самооценка.

Этап

физкультминутки
6. А какие условия. В наземно-воздушной среде? ( кислорода много, высокая освещенность, резкий перепад температуры, неравномерное распределение влаги). 7. Сравните условия жизни почвенной и водной среды. (почвенная среда, как и водная, плотная, характерно низкое содержание кислорода и увели- чение углекислого газа, влаги достаточ- но, есть грунтовые воды, света мало, рез- кие перепады темпе- ратуры у поверхности и незначительные на глубине. 8.Чем отли- чаются условия жиз- ни в организменной среде? В игровой форме повторить «Кто где живет?» Отвечают на вопросы.
Первичное закреп-

ление знаний.
Работа по карточкам. (Приложение № 2) Выполняют задания в группах в тетради, взаимопроверка. Выставляют оценку за выполненную работу ( в соответствии с критериями). - контроль -коррекция - оценка
Рефлексия.
Оцените по 5-бальной шкале свои знания. «5» - я дал ответы на все вопросы. «4» - я дал ответы почти на все вопросы «3» - я смог ответить только на половину вопросов «2»- я смог ответить только на некоторые вопросы «1» - я должен Оценивают качество усвоения знаний и умений, планируют даль- нейшие действия для усвоения мате- риала.
изучать тему с самого начала. Если вам на уроке было комфортно, вам урок понравился, под- нимаем оранжевый квадрат, если не пон- равился – то зеленый. (на партах лежат цветные квадратики). Какое у вас настрое- ние после урока? Домашнее задание. § 17, вопросы 1-4. Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание. Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, выбирают вид задания, фикси- руют информацию в дневник. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения). С помощью учебника закончите заполнение таблицы «Сравнение условий жизни в разных средах».
Условия жизни

Наземно-

воздушная среда

Водная среда

Почвенная среда
Кислород Достаточно Вода Не всегда достаточно Изменения температуры Значительные Свет Достаточно

Приложение № 1.

Даны названия живых организмов. Определите, в каких средах они живут?
Кактус, бегемот, форель, дождевой червь, комар, аскарида, слепыш, дельфин, колибри, бычий цепень, крот, стриж, сом, береза, водоросль, соболь, воробей.
Приложение № 2.

Задание 1
.
Соотнесите левые и правые части задания
.
Названия живых организмов.

Среды жизни
А. кит, сом, водоросль 1. почвенная Б. крот, червь, гриб 2. организменная В. растение, птица, медведь 3. наземно-воздушная Г. бактерия, аскарида, бычий цепень 4. водная
Задание № 2. Исключите лишнее слово.
1. Стрекоза, бабочка, шмель, жужелица. 2. Медведка, суслик, крот, дождевой червь. 3. Дельфин, бурый медведь, лось, рысь.
Задание № 3. Закончите логические цепочки, используя слова: крот, норка, дождевой

червь, стрекоза, крылья, воздух, перепонка между крыльями.
а) почва → нора → ……. . б) почва → …. → медведка, …… . в) воздух → … → …….. . г) …..→ летучая мышь→ ……. .

Приложение № 1
. Ответы. Наземно-воздушная среда: кактус, бегемот, комар, колибри, стриж, береза, соболь, воробей. Водная среда: форель, дельфин, сом, водоросль. Почвенная среда: дождевой червь, крот, слепыш.
Организменная среда
: аскарида, бычий цепень.
Приложение № 2.
Ответы.
Задание № 1. А – 4, Б – 1, В – 3, Г – 2.

Задание 2
. 1.Жужелица – обитатель почвенной среды, остальные – наземно-воздушной среды. 2. Суслик- обитатель наземно-воздушной среды, остальные – почвенной среды. 3. Дельфин обитает в водной среде, а остальные –в наземно-воздушной среде.
Задание № 3
. а) почва→ нора → крот; б) почва→ норка → медведка, дождевой червь; в) воздух → стрекоза → крылья; г) воздух → летучая мышь → перепонка между крыльями.


В раздел образования