Напоминание

Организация исследовательской и проектной деятельности в ДОО


Авторы: Журавлёва Лариса Николаевна, Лариса Николаевна Журавлёва
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького"
Населённый пункт: г Лукоянов, Лукояновский район, Нижегородская обл.
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Организация исследовательской и проектной деятельности в ДОО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИНИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБПОУ ЛПК)

МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного

возраста(специальность 44.02.01Дошкольное образование)

Тема

3.2.Основы

исследовательской

и

проектной

деятельности

в

области

дошкольного

образования.

Исследовательская и проектная деятельность в дошкольном образовании.

Организация экспериментально-исследовательской работы дошкольника.

Составитель: Журавлёва Л.Н., преподаватель психолого-

педагогических дисциплин

г.Лукоянов, 2022

1

Пояснительная записка

Открытый урок по теме Организация экспериментально-исследовательской работы дошкольникавходит в состав темы 3.2. «Основы

исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Исследовательская и проектная деятельность в

дошкольном образовании»и проводится в соответствии с программой МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической

работы воспитателя детей дошкольного возраста.

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных

задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной

деятельности.

ОК.6. Работать в коллективе и команде

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,

осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного

образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования

2

Содержание учебного занятия

1.1.Организационный момент

Упражнение

для

поднятия

настроения

перед

уроком

«

Приветствие»

Здравствуйте, уважаемые студенты. В начале урока предлагаю поздороваться и

пожелать друг другу хорошего настроения, тем самым создавая благоприятный

психологический настрой на урок и на весь день.Я хочу настроить вас на хорошую

волну.

Выполним

упражнение,

которое

так

и

называется

-упражнение-

приветствие«Волна».

Сейчас я запущу волну, а вы должны будете передать ее по кругу. «Волны» могут

быть разными. Задача каждого участника— максимально точно и быстро передать

полученное движение дальше.

Подготовка к уроку

Выполнение упражнения на

создание

благоприятного

психологического настроя на

урок.

3

1.2.

Сообщение

темы

и

цели

практического занятия

Перед вами на доске цитата, Е.И Тихеевой, которая непосредственно касается темы

нашего сегодняшнего урока.

Тема - (слайд 2).

Цель - ( слайд3).

Задачи,

которые мы будем решать за семинарском занятии помогут вам в

систематизировать знания по теме ( слайд 4).

Хочется верить, что в процессе плодотворной работы мы постараемся решить все

поставленные задачи.

Результатом освоения знаний на данном занятии является овладение обучающимися

следующими общими компетенциями:

( слайд 5).

Тест. Структурировать уже имеющиеся знания по этой теме поможет тест

Сейчас мы сможем немного проверить себя. Назовите образовательные

области по ФГОС ДО ( слайд 6).

Теперь о требованиях к среде. Какой должна быть РППС?( слайд 7).

Очень хорошо! А сейчас мы с вами приступаем к творческому решению

данного вопроса.

В скором времени будет открыт новый детский сад. Я – заведующая, вы –

воспитатели. ДС уже построен, но нужно создать РППС.

Сейчас мы распределим группы.

Для того, чтобы хорошо выполнить задание, нам нужно применить все свои

знания. Вы уже знаете какие требования предъявляет ФГОС ДО к РППС.

Слуховое

восприятие

и

осмысление темы, цели и

задач практического занятия.

4

Одно из них соответствие возрастным особенностям.

Сейчас мы с вами сформулируем представления о возрастных потребностях

детей, используя полученные ранее знания и карточки-подсказки. Каждая

творческая группа должна будет максимально правильно определить на какой

из карточек описываются особенности и потребности детей вашего возраста.

Перед выполнением задания

Очень хорошо!

Работа в тв. Гр.

Выставляют

и

аргументируют

5

Эпиграф на доске

Педагог начинает фразу, а

обучающиеся ее продолжают

1.3.Актуализация

базовых

знаний

и

навыков

Мозговой штурм.

Прежде, чем мы начнем семинар, вспомним и закрепим теоретические знания по

изученным вопросам. Для этого выполним несколько заданий, которые позволят

систематизировать знания.

Задание 1.Блиц- опрос ( слайд 8).

Поочередно

задаются

вопросы

и

заслушиваются

ответы,

нацеливающие

на

6

1.Назовите основные, ключевые понятия по теме ( человек, личность, индивид.

индивидуальность).

2.В чем заключается разница в этих понятиях?

3. Соотнесите отдельные слова с понятиями и образуйте группы:

«развитие»

«воспитание»

«обучение»

«Развитие» - наследственность, среда

«Воспитание» - семья, образовательные учреждения, традиции.

«Обучение» - общение, урок.занятие, игра.

3.Что такое развитие?

Процесс количественных и качественных изменений, которые происходят под

влиянием внутренних и внешних факторов.

4. Дайте определение понятия формирование.

Формирование-это процесс становления личности человека в результате

влияния различных факторов.

5.Назовите факторы развития личности (Биологические и социальные)

6.В чем проявляются биологические факторы? ( Наследственность)

7.Что такое наследственность? Дайте определение.

8.На какие две группы делятся социальные факторы? Заполним схему на доске

предстоящую деятельность

Преподаватель

зачитывает

вопросы,

а

обучающиеся

отвечают(фронтальный

опрос).

Выходят к доске и соотносят

слова с понятиями.

Знают

ассоциации

слов

«развитие», «воспитание»,

«обучение», умеют доказать

правильность

своего

понятия.

Заполняют пробелы в схеме

на доске.

7

Основная часть

2.1. Обучающая часть занятия:

выполнение заданий

на проверку теоретических знаний,

предъявление

инструкций по выполнению заданий

Подготовка к семинарскому занятию

2.2. Семинар

(управляемые и неуправляемые).

Что относится к управляемым факторам развития? ( воспитание)

Что относится к неуправляемым факторам? ( окружающая среда).

Установите

иерархию

следующих

понятий:

воспитание,

человек,

личность,

формирование, развитие личности.

На каждом столе лежит схема, которую нужно совместно заполнить и доказать

последовательность заполнения. Заполните схему ( слайды 9-11)

Обратите внимание на карточку, которая у вас на столе. В ней мы будем

оформлять ход семинарского занятия

Ход семинарского занятия ( слайд 12)

Тема выступления

Суть

выступления

Вопросы к

выступающему,

замечания

Переходим к основному этапу семинарского занятия.

Вы были разделены на три подгруппы, каждая из которых будет доказывать

значение и влияние на формирование человека тех или иных факторов.Каждая

группа должна была найти высказывание, подтверждающее актуальность

фактора.

Первая группа – доказывает влияние наследственности.

Вторая группа - доказывает влияние среды.

Человек.

Воспитание.

Развитие

личности.

Формирование. Личность

Заполняют схемы в

определенной

последовательности.

Преподаватель

дает

инструктаж по заполнению

таблицы

в

ходе

семинарского занятия.

Родители

-

одновременно

и

наследственность

и

среда.

Афоризм.

Среда - это реальная

действительность, в условиях

которой происходит развитие

человека. Словарь

Научить

человека

быть

счастливым

нельзя,

но

8

Третья группа - доказывает влияние воспитания

Предоставляем слово для участников 1 группы.

Наследственность биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и

педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном

значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и

потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и

др.).

Представители

этого

направления

возводят

наследственные

факторы

(биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные

факторы) в развитии личности.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных

факторов

(Дж.

Локк,

Ж.-Ж.

Руссо

и

др.)

Они

отрицают

генетическую

предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая

доска, на которой можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и

среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным

сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

Наша

задача

сегодня

доказать,

какое

огромное

влияние

оказывает

наследственность на процесс развития и формирования личности.

Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает

«рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в

своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах

организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

Установлено, что именно наследственностью обусловлено то, общее, что делает

человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на

друга.

По наследству от родителей к детям передаются:

воспитать его так, чтобы он был

счастливым, можно.

(А.С. Макаренко

)

Выступление

первой

группы.

9

■ анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида

как

представителя

человеческого

рода

(Homo

sapiens):

задатки

речи,

прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

■ физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения,

конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа

крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

особенности

нервной

системы:

строение

коры

головного

мозга

и

его

периферических

аппаратов

(зрительного,

слухового,

обонятельного

и

др.),

своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип

высшей нервной деятельности;

■ аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота),

«заячья губа», «волчья пасть»;

■ предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера:

гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным

расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с

изменением

генотипа,

от

приобретенных,

которые

явились

следствием

неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни,

физических травм, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д.

Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных

факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков

родителей,

других

отрицательных

явлений.

Приобретенные

изменения

не

наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые

врожденные

индивидуальные

особенности

человека,

связанные

с

его

внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые

такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые

травмы и пр.

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки — это анатомо-

физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития

способностей.

Важным

является

вопрос

о

наследовании

специальных

задатков

и

моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду

деятельности.

К

специальным

относятся

музыкальные,

художественные,

10

математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено,

что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких

результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области

деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы

необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось

немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти

поколениях

его

предков

насчитывалось

18

известных

музыкантов.

Много

талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни

щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических

программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким

станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э.

Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения

к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже

поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко

падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении

поведения человека и животных. Согласно учению И.П. Павлова, и животным, и

человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение

высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным,

рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших

биологических

рефлексах.

Значит,

моральные

качества,

поведение

может

наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о

генной обусловленности нравственности и социального поведения человека

занимают отечественные ученые (П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др.).

Предоставляем слово для участников 2 группы.

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит

развитие

человека.

На

формирование

личности

влияет

географическая,

национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие

характеристики, как общественный строй, система производственных отношений,

Выступление

второй

группы.

11

материальные

условия

жизни,

характер

протекания

производственных

и

социальных процессов и пр.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение.

Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с

познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов

между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми.

Вне

человеческого

общества

духовное,

социальное,

психическое

развитие

происходить не может.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то

есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества

духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5

- медведями, 1 - павианами, другими породами обезьян - не менее 10 случаев, 1

ребенок был вскормлен леопардом, 1 - овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг

обнаружил в волчьем логове двух девочек - 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей

дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали,

забившись в угол; младшая девочка - Амала - скоро умерла, так ничему и не

научившись, старшая - Камала - прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее

стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов - дальше языковой

прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по

уровню

развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).

Предоставляем слово для участников 3 группы.

Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой

социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает

своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных

влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь

научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической

стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно,

стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях

Выступление

третьей

группы.

12

специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни

человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой,

учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной,

творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

■ обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

■ способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

■ содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

■ является фактором развития духовного мира человека, формой и условием

реализации его культурных потребностей;

■ дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь

жизненных целей;

■ создает условия для самореализации человека в системе общественных

отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних

условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и

работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная

деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях

коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление

индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует

проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в

формировании

идейно-нравственной

ориентации

личности,

ее

гражданской

позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с

осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива

своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное

напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели

обеспечивает развитие личности.

Обобщающий вывод

Таким

образом,

процесс

и

результаты

человеческого

развития

детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые

действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные

13

факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование

личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не

решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Групповая работа.

1.Работа над высказываниями( о каком факторе развития идет речь?)

а)Сейчас я буду читать высказывания.Вы обсуждаете 3 секунды и поднимаете

карточку с названием конкретного фактора, подходящего к высказыванию.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»( слайд 11)

В.Г.Белинский

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях

шалунов»(слайд 12)Ж.-Ж. Руссо

«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он

бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» ( слайд 13)

Ф. Шиллер

«Человек немыслим вне общества» ( слайд 14)Л.Н. Толстой

«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в

человека»( слайд 15)А. Пьерон

« От пятилетнего ребенка до меня - один шаг, а от новорожденного до пятилетнего

страшное расстояние»( слайд 16)Л.Н. Толстой

« Каким ребенок будет во взрослой жизни во многом зависит от того, каким вы

сделаете до 5-го года жизни» ( слайд 17) .

А.С.Макаренко

б) Как вы понимаете приведенное в Российской педагогической энциклопедии

высказывание А.Г. Асмолова и А.В.Петровского « Индивидом рождаются.

Личностями становятся. Индивидуальность отстаивают? ( слайд 18)

Делают обобщающий вывод

по уроку.

Преподаватель

зачитывает

высказывания, обучающиеся

поднимают

соответствующую карточку.

Социальная среда

Воспитание

Воспитание

Социальный фактор

14

2.Работа с тестом.Прочитайте текст, выделите его главную мысль. Каждая группа

получит 2 текста. Вы прочитаете и выделите главную мысль.

Борис Никитин предложил пять условий успешного развития ребенка:

первое условие успешного развития – раннее начало;

второе важное условие, насколько это возможно, - заранее окружить ребенка

такой средой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную

его творческую деятельность;

третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития вытекает из

самого характера творческого процесса, который требует максимального

напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем в своей

деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и

постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше;

четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе

деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий, в выборе

способов работы и т.д.;

обязательное

выполнение

пятого

условия:

ненавязчивой,

умной,

доброжелательной помощи взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй,

заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а

помощь – в подсказку».

(Сергеева, В.П. Классный руководитель в

современной школе / В.П. Сергеева. – М., 2001. – С. 35 –37).

Современное воспитание - это воспитание личности.

Что такое личность? Существуют десятки определений этого слова, разработано

великое множество теорий личности. Но вдумаемся, когда мы говорим о человеке:

"Это личность!"? Прежде всего, мы отмечаем в личности неординарность,

непохожесть на других. Личность выделяется в толпе, не может быть толпы лич-

ностей. С другой стороны, учителя часто говорят: "Сильный класс! Все - личности".

Это значит обычно, что каждый мыслит по-своему и вообще - мыслит. Ведь

мыслить, думать можно только по-своему, самостоятельно. Думать как все, т.е.

пользоваться чужими мыслями, вовсе не значит думать. Личность несоединима с

бездумностью.Личность - человек, думающий самостоятельно. Это сказывается и на

Социальный

и

биологический факторы

Воспитание

Воспитание

Высказывают свое мнение и

доказывают.

Влияние

воспитания

на

процесс

развития

и

формирования личности.

Воспитание

и

социальная

среда - два важных фактора в

развитии личности.

15

поведении его. Личность независима; у человека, которого мы называем личностью,

как правило, независимый характер. С ним труднее, чем с другими, он не

подчиняется нелепым, неразумным требованиям, он чаще идет на конфликт, он

умеет отстоять себя, он обычно имеет свое мнение и сохраняет его. Но это не уп-

рямец, не гордец - глупый человек личностью быть не может.(Педагогический

манифест «От ученика к личности»// Первое сентября. – 1996. - № 83. – С.1)

Вывод: роль воспитания в развитии и формировании личности чрезвычайно важна.

С помощью воспитания можно многое откорректировать, если процесс воспитания

организован правильно.

3. Генеалогическое древо с комментариями

Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от родителей и своих предков.

С этой целью постройте генеалогическое древо своей семьи. Особенное внимание

обратите на проявляющиеся в вашей семье задатки к определенным видам

деятельности.

Выполнение

практического

задания.

Составление

генеалогического древа

2.3.Контроль усвоения общих

компетенций, знаний, умений и навыков

по теме

В процессе проведения семинара преподаватель осуществляет коррекцию и

контроль. Затем происходит коллективное обсуждение.

Осуществление

педагогического контроля за

ходом проведения семинара.

3.1.Подведение

итогов

занятия,

мониторинг результативности

Подводятся итоги о мониторинге результативности выполненных заданий

Каждая группа оценивает свою работу на уроке, а затем по очереди высказываются

о работе других групп. Выявляется самая активная группа, самая творческая,

Дается оценка группам.

Оценка и самооценка своей

деятельности

16

группа, которая все задания выполнила правильно. Преподаватель обобщает

высказывания и дает свою оценку.

3.2. Рефлексия

Предлагаю вам выразить свое мнение о проведении практического занятия в форме

семинара, опираясь на следующие предложения: ( слайд 18)

- Больше всего мне понравилось…

- Самым полезным для меня было…

- Мне хотелось бы…

Рефлексия

своих

достижений.

3.3. Орг.момент

На этом наш урок завершается.

Покажите большой палец те, для кого информация была полезной и интересной.

Помашите рукой те, кто будет использовать данные в будущей профессиональной

деятельности.

Хлопните в ладоши 3 раза те, кто хочет поблагодарить всех за работу на уроке.

На этом урок завершен. Спасибо всем за плодотворную работу! ( слайд 19)

Завершение урока.

17



В раздел образования