Автор: Кушхова Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Сказка" Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: Конспект НОД по речевому развитию Тема: "Творчество Пушкина А.С." Раздел: дошкольное образование
План – конспект непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область: Речевое развитие
Возрастная группа : подготовительная (6-7лет)
Тема занятия: поговорим о творчестве А.С.Пушкина
Цель: Учить
детей
чувствовать
и
понимать
целесообразность
использования
поэтичности, лиричности русского языка в знакомых произведениях.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать представления о русских писателях и
поэтах; интерес к окружающему миру.
Развивающие:
развивать
эмоциональную
сферу,
умения
воспринимать
художественные
произведения;
память,
внимание;
изобразительные
навыки;
речевую
активность.
Воспитательные: воспитывать
гордость
за
лучших
представителей
русской
литературы прошлого века.
Словарная работа. Активизация словаря по теме «Русские писатели и поэты» -
стихотворение,
рифма,
поэтичность,
доступность,
образность
языка,
название
сказок
А.С.Пушкина
и
их
героев,
Санкт-Петербург,
Петр
Великий,
рукописи,
богатыри,
волшебники.
Обогащение словаря - экранизированы, Царскосельский лицей, Царское село, няня
Арина Родионовна, название стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», посватался,
Наталья
Николаевна
Гончарова,
дуэль;
крылатыми
выражением
«Слава
поэта
умножалась», «старинные придания».
Оборудование. Портрет А.С.Пушкина, няни Арины Родионовны;
книги сказок
А.Пушкина;
иллюстрации
к
сказкам
Пушкина,
Царского
села,
Санкт-Петербурга;
фонозапись сказки; мяч; чистые листы для рисования, фломастеры, карандаши, восковые
мелки, трафареты.
Предварительная
работа.
Чтение
и
рассказывание
сказок
и
стихотворений
А.С.Пушкина; беседы о русских писателях (И.Крылове, М.Ю.Лермонтове, Л.Толстове,
С.Есенине, С.Аксакове и др. согласно программе «Детство»);
рассматривание картин,
открыток по разделу «В чудесном мире русского языка»; прослушивание фонозаписей по
сказкам А.Пушкина; видеопросмотр мультфильмов по сказкам А.Пушкина.
Ход занятия.
I.
Организация начала занятия.
(Дети стоят на ковре, лицом к воспитателю).
Воспитатель. Мы с вами знаем много стихов и сказок нашего великого поэта
А.С.Пушкина
(6.06.1799
–
10.02.1837).
Давайте
попробуем
вспомнить
строчки
из
некоторых его произведений и назвать их. Поможет нам игра. А вы хотите поиграть?
Дети. ДА.
(Дети образуют круг на ковре. Воспитатель читает строчки из произведений
А.Пушкина,
которые
они
знают,
и
бросает
мяч
игроку.
Игрок
должен
вспомнить
название произведения, и вернуть мяч воспитателю).
Задания к игре с мячом.
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…»
(сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп…»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
«Жил-был поп-
Толоконный лоб…»
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?..»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
«Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!..»
(«Сказка о золотом петушке»).
«У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…»
(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).
Воспитатель. Молодцы, вы хорошо справились.
II.
Основная часть занятия (Дети садятся на стулья).
Воспитатель. Александр Сергеевич родился в Москве. В гости к его отцу часто
приходили наиболее известные писатели того времени. И маленький Саша мог видеть их и
общаться с ними. В доме была огромная библиотека, в которой находились книги. А
теперь внимательно посмотрите на портрет поэта… Он был смуглым, черноволосым, с
голубыми глазами. В детстве
маленького Сашу
нянчила Арина Родионовна, которая
рассказывала ему народные придания и сказки о добрых и злых волшебниках, царях и
царицах,
разбойниках
и
богатырях.
Когда
же
Пушкин
вырос,
то
сам
стал
сочинять
волшебные сказки в стихах, основами которых стали сказки его няни.
Почти все сказки поэта экранизированы – по одним сняты кинофильмы, а по
другим – мультфильмы.
Когда Саша немного подрос, его отвезли в специальный лицей, который находился
недалеко
от
Санкт-Петербурга
в
Царском
селе,
и
назывался
-
Царскосельским.
Там
Пушкин начал писать стихи, которые начали печатать в журналах. Стихи поэта стали
известными во всей России, а потом и во всем мире.
Надо отметить, что Александр Сергеевич ввел в поэзию обычный разговорный и
народный язык. Поэтому его стихи написаны ясным, образным
и понятным для всех
языком. В произведениях Пушкина встречаются разнообразные герои – животные и люди.
(Воспитатель предлагает детям
встать в круг и превратиться в веселых,
задорных, дружных животных.А поможет им слова в физминутке).
«Лесные жители».
Добрый лес, старый лес,
Широко развести руки в стороны.
Полных сказочных чудес!
П о в о р о т ы
в п р а в о - в л е в о
с
вытянутыми руками.
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою Вас!
Ходьба.
Ждут нас на лесной опушке
Присесть.
Птички, бабочки, зверушки.
Медленно
подняться,
повороты
вправо-влево с вытянутыми руками.
Паучок на паутинке
Пальцами правой руки выполнить
от
плеча
левой
руки
перебирающие
движения вниз.
И кузнечик на травинке!
Пальцами левой руки выполнить от
плеча
правой
руки
перебирающие
движения вниз.
Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет.
Мягкий пружинистый шаг, «лапки»
перед грудью.
А за мышкой шел медведь,
Да как начал он реветь.
Переступание
с
ноги
на
ногу.
Раскачивание
туловища
из
стороны
в
сторону.
А веселые зайчата-
Прыг да скок, прыг да скок,
Легкие прыжки.
Через поле за лесок.
По тропинкам мы гуляли,
Подскоки.
На полянке поскакали,
Подружились мы с тобой,
Широко развести руки в стороны.
Нам теперь пора домой.
Ходьба.
(Дети остаются на ковре.)
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Назови героя сказки».
«Назови героя сказки».
(Дети
образуют круг. Каждый игрок называет любого героя сказок поэта и
передают мяч по цепочке).
Дети. Золотой петушок, царь Гвидон, царевна Лебедь и т.д.
(Дети возвращаются на свои места).
III.
Воспитатель.
Александр
Сергеевич
стал
известен
и
признан
русским
народом. «Слава поэта умножалась». Он написал стихи, посвященные своей доброй няне
Арине
Родионовне.
Стихи
называются
«Зимний
вечер».
В
1831
году
личная
жизнь
Пушкина изменилась. Он посватался к одной из первых красавиц того времени, Наталье
Николаевне
Гончаровой,
и
получил
ее
согласие.
В
Петербурге
он
задумал
написать
историю русского царя Петра Великого и много работал, изучая старинные документы и
рукописи. Его семья росла, у них с Натальей Николаевной родилось четверо детей. Сам
поэт, шутя, сложил из их имен рифмовку: Сашка, Машка, Гришка, Наташка.
Великий поэт погиб на дуэли, когда ему было всего 37 лет. Кто знает, сколько бы
еще чудесных историй он смог сочинить, если бы остался жив! Проститься с любимым
поэтом приходило очень много людей. Народ страдал от того, что погиб любимый поэт
России.
И теперь Пушкин остается автором, книг, которые знают и любят все – и взрослые
и дети.
Подведение итога занятия.
Воспитатель. В какой форме написаны знакомые вам произведения А.С.Пушкина?
Дети. Сказки Пушкина написаны в стихах…
Воспитатель. Каких людей высмеивает в своих произведениях поэт?
Дети. В сказке «Золотая рыбка» автор высмеивает старуху. Потому, что она злая,
жадная и т.д.
Воспитатель.
Назовите
свою
любимую
сказку,
автором
которой
является
Александр Сергеевич?
В конце занятия, воспитатель, предлагает нарисовать картину к своей любимой
сказке, или того героя который им понравился. Дети рисуют под фонограмму сказок
А.С.Пушкина или под спокойную, умеренную музыку.