Напоминание

"Творчество Пушкина А.С."


Автор: Кушхова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Конспект НОД по речевому развитию
Тема: "Творчество Пушкина А.С."
Раздел: дошкольное образование





Назад





План – конспект непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область:
Речевое развитие
Возрастная группа
: подготовительная (6-7лет)
Тема занятия:
поговорим о творчестве А.С.Пушкина
Цель:
Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования поэтичности, лиричности русского языка в знакомых произведениях.
Задачи:

Образовательные:
продолжать формировать представления о русских писателях и поэтах; интерес к окружающему миру.
Развивающие:
развивать эмоциональную сферу, умения воспринимать художественные произведения; память, внимание; изобразительные навыки; речевую активность.
Воспитательные:
воспитывать гордость за лучших представителей русской литературы прошлого века. Словарная работа. Активизация словаря по теме «Русские писатели и поэты» - стихотворение, рифма, поэтичность, доступность, образность языка, название сказок А.С.Пушкина и их героев, Санкт-Петербург, Петр Великий, рукописи, богатыри, волшебники. Обогащение словаря - экранизированы, Царскосельский лицей, Царское село, няня Арина Родионовна, название стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», посватался, Наталья Николаевна Гончарова, дуэль; крылатыми выражением «Слава поэта умножалась», «старинные придания». Оборудование. Портрет А.С.Пушкина, няни Арины Родионовны; книги сказок А.Пушкина; иллюстрации к сказкам Пушкина, Царского села, Санкт-Петербурга; фонозапись сказки; мяч; чистые листы для рисования, фломастеры, карандаши, восковые мелки, трафареты. Предварительная работа. Чтение и рассказывание сказок и стихотворений А.С.Пушкина; беседы о русских писателях (И.Крылове, М.Ю.Лермонтове, Л.Толстове, С.Есенине, С.Аксакове и др. согласно программе «Детство»); рассматривание картин, открыток по разделу «В чудесном мире русского языка»; прослушивание фонозаписей по сказкам А.Пушкина; видеопросмотр мультфильмов по сказкам А.Пушкина.
Ход занятия.

I.

Организация начала занятия.
(Дети стоят на ковре, лицом к воспитателю).
Воспитатель. Мы с вами знаем много стихов и сказок нашего великого поэта А.С.Пушкина (6.06.1799 – 10.02.1837). Давайте попробуем вспомнить строчки из некоторых его произведений и назвать их. Поможет нам игра. А вы хотите поиграть? Дети. ДА. (Дети образуют круг на ковре. Воспитатель читает строчки из произведений А.Пушкина, которые они знают, и бросает мяч игроку. Игрок должен вспомнить название произведения, и вернуть мяч воспитателю). Задания к игре с мячом.  «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком…» (сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).  «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп…» («Сказка о рыбаке и рыбке»).  «Жил-был поп- Толоконный лоб…» («Сказка о попе и о работнике его Балде»).  «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною?..» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).  «Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!..» («Сказка о золотом петушке»).  «У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом…» (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Воспитатель. Молодцы, вы хорошо справились.
II.

Основная часть занятия
(Дети садятся на стулья). Воспитатель. Александр Сергеевич родился в Москве. В гости к его отцу часто приходили наиболее известные писатели того времени. И маленький Саша мог видеть их и общаться с ними. В доме была огромная библиотека, в которой находились книги. А
теперь внимательно посмотрите на портрет поэта… Он был смуглым, черноволосым, с голубыми глазами. В детстве маленького Сашу нянчила Арина Родионовна, которая рассказывала ему народные придания и сказки о добрых и злых волшебниках, царях и царицах, разбойниках и богатырях. Когда же Пушкин вырос, то сам стал сочинять волшебные сказки в стихах, основами которых стали сказки его няни. Почти все сказки поэта экранизированы – по одним сняты кинофильмы, а по другим – мультфильмы. Когда Саша немного подрос, его отвезли в специальный лицей, который находился недалеко от Санкт-Петербурга в Царском селе, и назывался - Царскосельским. Там Пушкин начал писать стихи, которые начали печатать в журналах. Стихи поэта стали известными во всей России, а потом и во всем мире. Надо отметить, что Александр Сергеевич ввел в поэзию обычный разговорный и народный язык. Поэтому его стихи написаны ясным, образным и понятным для всех языком. В произведениях Пушкина встречаются разнообразные герои – животные и люди. (Воспитатель предлагает детям встать в круг и превратиться в веселых, задорных, дружных животных.А поможет им слова в физминутке).  «Лесные жители». Добрый лес, старый лес, Широко развести руки в стороны. Полных сказочных чудес! П о в о р о т ы в п р а в о - в л е в о с вытянутыми руками. Мы идем гулять сейчас И зовем с собою Вас! Ходьба. Ждут нас на лесной опушке Присесть. Птички, бабочки, зверушки. Медленно подняться, повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Паучок на паутинке Пальцами правой руки выполнить от плеча левой руки перебирающие движения вниз. И кузнечик на травинке! Пальцами левой руки выполнить от плеча правой руки перебирающие движения вниз. Мышка тихо идет, В норку зернышко несет. Мягкий пружинистый шаг, «лапки» перед грудью. А за мышкой шел медведь, Да как начал он реветь. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловища из стороны в сторону. А веселые зайчата- Прыг да скок, прыг да скок, Легкие прыжки.
Через поле за лесок. По тропинкам мы гуляли, Подскоки. На полянке поскакали, Подружились мы с тобой, Широко развести руки в стороны. Нам теперь пора домой. Ходьба. (Дети остаются на ковре.) Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Назови героя сказки».  «Назови героя сказки». (Дети образуют круг. Каждый игрок называет любого героя сказок поэта и передают мяч по цепочке). Дети. Золотой петушок, царь Гвидон, царевна Лебедь и т.д. (Дети возвращаются на свои места).
III.
Воспитатель. Александр Сергеевич стал известен и признан русским народом. «Слава поэта умножалась». Он написал стихи, посвященные своей доброй няне Арине Родионовне. Стихи называются «Зимний вечер». В 1831 году личная жизнь Пушкина изменилась. Он посватался к одной из первых красавиц того времени, Наталье Николаевне Гончаровой, и получил ее согласие. В Петербурге он задумал написать историю русского царя Петра Великого и много работал, изучая старинные документы и рукописи. Его семья росла, у них с Натальей Николаевной родилось четверо детей. Сам поэт, шутя, сложил из их имен рифмовку: Сашка, Машка, Гришка, Наташка. Великий поэт погиб на дуэли, когда ему было всего 37 лет. Кто знает, сколько бы еще чудесных историй он смог сочинить, если бы остался жив! Проститься с любимым поэтом приходило очень много людей. Народ страдал от того, что погиб любимый поэт России. И теперь Пушкин остается автором, книг, которые знают и любят все – и взрослые и дети.
Подведение итога занятия.
Воспитатель. В какой форме написаны знакомые вам произведения А.С.Пушкина? Дети. Сказки Пушкина написаны в стихах… Воспитатель. Каких людей высмеивает в своих произведениях поэт? Дети. В сказке «Золотая рыбка» автор высмеивает старуху. Потому, что она злая, жадная и т.д. Воспитатель. Назовите свою любимую сказку, автором которой является Александр Сергеевич?
В конце занятия, воспитатель, предлагает нарисовать картину к своей любимой сказке, или того героя который им понравился. Дети рисуют под фонограмму сказок А.С.Пушкина или под спокойную, умеренную музыку.


В раздел образования