Напоминание

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯМИ В СЛУЧАЕ ИХ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ


Автор: Запасная Надежда Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №233"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯМИ В СЛУЧАЕ ИХ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ
Дата публикации: 24.04.2024
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ И НЕГАТИВНЫЕ

ПОСЛЕДСТВИЯМИ В СЛУЧАЕ ИХ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ.

Мелкая моторика рук связана с формированием всех психических процессов, а также

формирует самостоятельность ребенка, а, следовательно, развивает мелкомоторные

функции, координацию движений, концентрацию внимания, умение довести выбранную

работу до конца. Важно понимать, что каждая стадия развития мелкой моторики

подразумевает, что все предыдущие стадии ребенок прошел успешно.

Мы хотим познакомить вас с этапами развития мелкой моторики в онтогенезе и

негативными последствиями в случае, если навыки не развиты.

В 6 месяцев ребенок: тянется и хватает предметы руками, сначала одной, затем двумя

руками.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты: задержка развития органов

чувств из-за неразвитых навыков обращения с игрушками и другими предметами,

способности играть самостоятельно, а так же недостаточное развитие мышц и

координации их работы.

Ребенок в 6-12 месяцев

тянется к предметам, хватает их и кладет в рот;

намеренно отдает предметы;

хватает предметы большим и указательным пальцами;

берет предметы двумя пальцами;

перекладывает предметы из одной руки в другую;

бросает и поднимает игрушки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

недостаточно развита сила рук и пальцев;

слабо развиты навыки обращения с предметами;

задержка развития органов чувств (зрительного и слухового восприятия) из-за недостатка

игровой деятельности.

Ребенок в 6-12 месяцев

тянется к предметам, хватает их и кладет в рот;

намеренно отдает предметы;

хватает предметы большим и указательным пальцами;

берет предметы двумя пальцами;

перекладывает предметы из одной руки в другую;

бросает и поднимает игрушки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

недостаточно развита сила рук и пальцев;

слабо развиты навыки обращения с предметами;

задержка развития органов чувств (зрительного и слухового восприятия) из-за недостатка

игровой деятельности.

Ребенок в 1-2 года

строит башню и пирамиду из трех – четырех предметов;

переворачивает по 2-3 страницы книги за раз;

рисует на бумаге хаотичные линии и фигуры;

нажимает кнопки;

ест при минимальной помощи родителей, подносит ложку ко рту, самостоятельно берет

чашку и пьет из нее;

использует жесты в общении.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

недостаточно развита сила рук и пальцев и игровые навыки;

недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема

пищи);

недостаточно развит навык обращения с предметами.

Ребенок в 2-3 года:

нанизывает 4 большие бусины;

переворачивает по одной странице книги;

режет ножницами;

держит карандаш большим и указательным пальцами, а не в сжатом кулаке;

большинство действий делает одной рукой; (определяется с полушариями)

делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;

рисует линии, точки, круги, используя движения кистей рук;

раскатывает, разделяет на куски и мнет пластилин;

самостоятельно ест.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

неготовность к занятиям письмом;

ребенок избегает работать с карандашом, т.к. недостаточно развиты навыки хватания и

движения рук;

недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема

пищи).

Ребенок в 3-4 года:

строит башню из 9-ти маленьких кубиков;

рисует круг по заданному образцу;

рисует перекрещивающиеся линии;

лепит из пластилина (шарики, змейки, лепешки);

использует вспомогательную руку для поддержки предметов и помощи ведущей руке;

режет бумагу ножницами.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

недостаточно развиты навыки ухода за собой (например, навык самостоятельного приема

пищи);

неготовность к занятиям письмом;

недостаточно развит навык обращения с мелкими предметами (игрушками, карандашами,

ножницами) и расстройство из-за неумения обращаться с ними.

Ребенок в 4-5 лет

вырезает по контуру;

рисует пересекающиеся линии и квадрат;

пишет числа от 1 до 5, буквы и свое имя;

навыки ведущей руки явно преобладают над навыками вспомогательной;

самостоятельно одевается и снимает одежду.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

трудности с написанием имени и букв;

зависимость от родителей в повседневных делах (таких как, например, одевание);

трудности с удержанием и обращением карандашом приводит к расстройству и избеганию

подобной работы.

Ребенок в 5-6 лет

вырезает простейшие фигуры;

рисует треугольник;

раскрашивает по контуру;

берет карандаш тремя пальцами;

приклеивает кусочки бумаги, делает аппликации;

рисует простейшие рисунки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

слабо развиты навыки письма и быстрая утомляемость при работе карандашом, поэтому

трудности с правильным написанием букв и цифр, а также выполнением письменных

заданий в детском саду и дома;

расстройство из-за неумения обращаться с карандашом и избегание подобной работы.

Ребенок в 6-7 лет:

правильно пишет большинство букв и цифр на разлинованной бумаге (в тетради и т. д.);

хорошо развита моторика для занятий письмом, уверенно рисует карандашом, строит

различные модели из конструкторов;

самостоятельно завязывает шнурки.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты:

трудности с выражением мыслей в письменной форме;

быстрая утомляемость при занятиях письмом;

трудности в школе из-за низкой скорости письма;

неразборчивый почерк;

низкая самооценка из-за низкой успеваемости в школе;

проблемы с поведением из-за избегания работы с карандашом.

Ребенок в 7-8 лет

разборчиво пишет тексты большого объема.

Негативные последствия в случае, если навыки не развиты

сложности с выполнением письменных заданий на время;

быстрая утомляемость при занятиях письмом;

трудности с выполнением письменных заданий в школе;

трудности с выражением мыслей в письменной форме;

избегание работы с карандашом.

Приведенный выше перечень позволяет определить, соответствует ли развитие ребенка

его возрасту. Если вы обнаружили некоторые задержки в развитии, своевременная

помощь специалистов поможет быстро наверстать упущенное.

Мелкая моторика – это навыки работы руками и пальцами, такие как письмо, работа

ножницами, открывание коробок, завязывание шнурков и т. д. Данные навыки

развиваются в соответствии с физическими параметрами ребенка в том или ином возрасте

(такими как координация мышц туловища и сила мышц плечевого пояса).



В раздел образования