Автор: Шаркова Серафима Викторовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО Муромский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Муром
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание шумового оркестра"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Владимирской области «Муромский педагогический колледж»
Статья на тему:
«Создание шумового оркестра»
Преподаватель ГБПОУ ВО
«Муромский педагогический колледж»
Шаркова Серафима Викторовна
2024 год
2
Оглавление
Знакомство с шумовым оркестром ........................................................................ 3
Состав шумового оркестра ..................................................................................... 5
Вспомогательные виды деятельности при создании концертного номера с
использованием шумовых/перкуссионных инструментов ................................. 7
3
Знакомство с шумовым оркестром
Формирование гармоничной личности через искусство, воспитание
человека,
способного
ценить,
творчески
усваивать
и
приумножать
ценности родной и мировой культуры - одна из актуальных задач
образования.
Воспитание
детей
посредством
искусства
неотъемлемая
часть
образовательного
процесса
детей
дошкольного
возраста.
Искусство
способствует формированию гармоничной личности, воспитывая в ребенке
нравственность, любовь к творчеству, к родной и мировой культуре.
Музыка
–
вид
искусства,
в
котором
определённым
образом
организованные
звуки
используются
для
создания
некоторого
сочетания
формы, гармонии, мелодии...
Шумовой оркестр – это создание концертного номера, включающего в
себя исполнение различных ритмических рисунков
на детских шумовых
инструментах
с
использованием
различных
видов
музыкальной
деятельности.
Данный вид деятельности позволяет участникам почувствовать себя
творцами
прекрасного,
настоящими
музыкантами.
И,
при
этом
даже
не
обязательно
иметь
музыкальное
образование.
Все,
что
понадобится
-
отзывчивость, внимательность и собственная импровизация.
Музыкальное произведение лаконично и осмысленно само по себе, но
что будет, если слегка поэкспериментировать - добавить больше ритма?
Музыка
зазвучит
по-новому!
Современные
музыканты
всячески
видоизменяют
произведения классики
и
не
только.
Часто
делают
это
с
помощью специализированных музыкальных программ, в работе с которыми
практикуются долгими годами. Не каждый имеет такую возможность, но тут
нам поможет живая импровизация.
4
Ритм в произведение можно добавить с помощью обычных хлопков, но
можно разнообразить звучание с помощью различных тембров шумовых,
перкуссионных инструментов.
Перкуссия
(от
лат.
percussio
–
постукивание),
общее
обозначение
разных ударных инструментов, звук из которых извлекается посредством
потряхивания или удара (рукой или палочкой). Обычно имеются в виду
инструменты, не входящие в состав ударной установки: бонго, конги, бубны;
маракасы
и
прочие
шейкеры,
различные
трещотки,
вудблок,
ковбелл,
колокольчики и многие другие.
Данное движение как отдельный вид музыкальной деятельности «игра
в ансамбле» выделил еще в ХХ веке австрийский композитор и педагог Карл
Орф. Он создал для музыкального воспитания детей специальный комплект
инструментов, называемый обычно “Орфофский набор”.
5
Состав шумового оркестра
Данный вид деятельности уникален тем, что будет интересен человеку
вне зависимости от возраста. Такой номер можно организовать с детьми,
подростками, взрослыми.
Мы уже сказали о том, что Карл Орф создал комплект инструментов.
Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на
Орф-уроках,
трудно
даже
перечислить:
треугольники,
бубенцы
и
колокольчики,
браслеты
с
ними,
пальчиковые
тарелочки,
бубны
и
тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы,
ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их
разновидности,
имеющиеся
в
изобилии
у
каждого
народа.
Интересной
находкой
Орфа
были
стеклянные
стаканчики,
наполненные
по-разному
водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним
играют деревянными или металлическими палочками.
Широкое
разнообразие
шумовых/перкуссионных
инструментов
способствует
развитию
тембрального
слуха.
Инструменты
можно
использовать
как
часть
музыкального
образа
-
передавать
то
или
иное
звучание с помощью определенного ритма: стук колес поезда, звон дождя по
крыше… А так же использовать как часть оркестра - каждый инструмент
играет свою главенствующую роль.
Примечательно,
что
можно
создать
свой
шумовой
инструмент
из
подручных средств. Например, если взять бабушкину деревянную шкатулку
и наполнить любыми крупами или бисером, то можно получить инструмент,
по своему звучанию похожему на маракасы.
Состав инструментов шумового оркестра можно разделить условно на
две части:
звуковысотные инструменты
не звуковысотные инструменты
6
К
звуковысотным
относятся
инструменты,
при
игре
на
которых
получается звук, имеющий определенную высоту, то есть ноту. К таким
относятся ксилофоны, металлофоны, треугольники, глюкофоны и др.
Не звуковысотные – это, соответственно, инструменты, у которых нет
определенной
высоты
звука,
к
примеру
–
бонго,
бубны,
шаркунки,
шейкеры…
Разнообразие
шумовых/перкуссионных
инструментов
несомненно
велико. Этнический ансамбль инструментов народов мира пополнялся на
протяжении всей жизни. Но все же есть определенный набор инструментов, с
которыми мы встречаемся чаще всего.
7
Вспомогательные виды деятельности при создании концертного номера
с использованием шумовых/перкуссионных инструментов
Концертный
номер
шумового
оркестра
можно
разнообразить,
использую и
другие виды деятельности. Можно добавить
перестроения-
дефиле.
Перестроения-дефиле – искусство перемещения по заданным фигурам.
Подобно
военному
оркестру,
перемещаться
по
заданным
точкам
в
определенном
порядке,
закрепляя
их,
соблюдая
определенные
правила
перестроения.
Варианты точек фиксации, фигур в своем разнообразии представлены в
интернете. Наиболее распространенными считаются – линия, колонны, круг,
полукруг,
клин.
Использование
перестроений-дефиле
помогает
развитию
пластики, чувства ритма, и что немало важно – координации, потому что
нужно уметь совмещать игру на инструменте и перемещение, шаг.
Также во время закрепления точки, музыкального проигрыша можно
добавить элементы хореографии.
Хореография – это искусство сочинения и сценической постановки
танца.
Можно
не
добавлять
сложных
связок
и
элементов.
Допустим,
элементарные - «ковырялочку», «тарелочки», чтобы добавить стилизации
музыкальному
сопровождению,
если
это,
например
–
народная
музыка.
Владение
базовыми
элементами
хореографии
развивает
креативность,
координацию, воспитывает художественный вкус.
Сочетание
нескольких
видов
искусств
при
организации
шумового
оркестра способствует большей заинтересованности участников процесса,
создание благоприятной рабочей атмосферы, вследствие чего получается
разнообразный, насыщенный концертный номер.