Напоминание

Особенности работы с историческими источниками при изучении истории Хакасии в средней школе


Автор: Кизима Елена Григорьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" г. Абакана
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы с историческими источниками при изучении истории Хакасии в средней школе
Раздел: полное образование





Назад




Кизима Елена Григорьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Учитель истории и обществознания

Особенности работы с историческими источниками при изучении истории

Хакасии в средней школе

Национально-региональный компонент, ФГОС, исторический источник.

При изучении истории Хакасии не составляет трудности поиск научной

информации, а вот проблемой является отсутствия заданий к теоретическим

сведениям.

Коренные

изменения

в

политической,

социально-экономической,

духовно-нравственной жизни в нашей стране, связанные с процессами развития

российской государственности в современный период, внесли значительные

изменения

в

развитие

школьного

исторического

образования.

Фундаментальные

изменения

произошли

как

в

системе

школьного

исторического

образования

в

целом,

так

и

в

особенностях

изучения

национально-регионального компонента.

Национально-региональный компонент призван отразить национальные и

региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации.

Будучи составной частью региональной политики субъекта РФ, национально-

региональный компонент предусматривает возможность введения содержания,

связанного

с

историей,

культурой,

традициями

полиэтнического

и

поликультурного населения региона. Он отвечает потребностям изучения

природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей

жизнедеятельности региона.

Требования ФГОС основного и среднего общего образования, историко-

культурный

стандарт

предусматривают

формирование

у

учащихся

национального самопознания, самоидентичности личности в современном

историческом пространстве.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического

образования,

развитие

исследовательских

компетенций

учащихся

общеобразовательных школ, формирование единого кульурно-исторического

пространства Российской Федерации.

Важную роль в реализации требований ФГОС основного и среднего

общего образования, историко-культурного стандарта играет играет изучение

истории родного края.

При изучении истории Хакасии не составляет трудности поиск научной

информации, а вот проблемой является отсутствия заданий к теоретическим

сведениям.

Я активно включилась в работу семинаров Хакасского

института

развития образования и ПК в 2016-2019 учебных годах по разработке учебных

заданий по истории Хакасии для 6-9 классов.

Хочу представить вашему вниманию разработку задания по истории

Хакасии. Это задание по работе с историческим источником.

К заданию

приложен текст источника, ответить на вопросы к которому предлагается

учащимся. Задания активно обсуждались на заседаниях рабочей группы по

разработке

учебных

заданий

по

истории

Хакасии.

Все

задания

были

апробированы мною на уроках и внеурочной деятельности.

Работа с источником

1707 г. ДЕЛО О ПОСТРОЙКЕ И ЗАСЕЛЕНИИ АБАКАНСКОГО

ОСТРОГА[1, с. 212-213].

(Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А. "Материалы по истории Хакасии XVII-

начала XVIII вв." Абакан 1995 год.)

Приложение 1

1. Где, кем и с какой целью был создан данный документ?

2. Чем вызван факт того, что острог был поставлен не на географически

рекомендованном месте?

3. Вспомни, кто такие "служилые люди", "сыны боярские".Почему именно они

были направлены на строительство острога?

4. Почему татары лутчие люди и ясаулы обещали Великому государю в том

новопостроенном остроге платить по всягоды без недобору по 6 соболей с

человека", "и для верности оставили они аманатов из первых родов 2 человек".

5. О каком уровне взаимоотношений между Россией и Хакасией того периода

повествует данный документ?

Чек-лист разработки заданий для учебного пособия по истории Хакасии

1. Разработчик задания Кизима Елена Григорьевна, МБОУ "СОШ №1" г.

Абакана.

2. Тема урока, класс "Освоение Хакасии", 8 класс.

3. Уровень задания: продуктивный, репродуктивный

4. Вид задания: работа с текстом (историческим источником)

5. Используемые источники для составления задания:

Бутанаев В.Я.,

Абдыкалыков А. "Материалы по истории Хакасии

XVII

-начала

XVIII

вв."

Абакан 1995 год, стр. 212.

6. Формируемое учебное действие/действия: (беседа, решение учебных задач).

7. Привлечение знаний из курса истории России с указанием тем: "

Начало

правления Петра

I

", "

Преобразования Петра

I

".

8. Форма (краткая или развернутая) представления ответов и рекомендаций для

проверки задания: (при проверке задания опираться на текст источника)

9. Подписи к иллюстрациям, картам, таблицам и др. ----------------

10. Нумерация внетекстовых компонентов задания --------------

11. Указание точных ссылок на интернет-ресурсы при включении их в

самостоятельную работу учащихся -----------------------

12. Познавательный потенциал задания (развитие творческих навыков, навыков

работы с источником).

Лейтмотивом моей работы по истории Хакасии можно считать

следующее утверждение: «То, что ты сегодня узнал в теории, завтра вполне

сможешь применить на практике».

Литература:

1.

Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А. Материалы по истории Хакасии XVII-

начала XVIII вв. Абакан ,1995. 212-213 с.

2.

Кызласов Л.Р. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М,

1993



В раздел образования