Автор: Орехова Людмила Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Троицкая средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: С.Троицк Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по литературе 11 класс Раздел: среднее образование
Литература рубежа веков (15 ч.)
1.
Введение.
Русская литература в
контексте мировой
культуры.
Урок-
лекция
1
Знать: конфликт человека и
эпохи, трагические события
первой половины XX в. и их
отражение в русской
литературе;
Уметь: работать над
конспектом лекции
И.А. Бунин (4 ч.)
2.
Лирическое
мастерство
И.А. Бунина
Изучение
нового
материала
1
Знать:
фило софично сть
и
тонкий лиризм лирики Бунина,
живописность
и
лаконизм
его
стиля,
основную
тематику
его
стихотворений;
Уметь:
а н а л и з и р о в а т ь
поэтический текст
3.
Острое
чувство
кризиса
цивилизации
в
рассказе
И.А. Бунина «Господин из
Сан-Франциско»
Комбиниро
ванный
1
Знать:
своеобразие
рассказов,
новизну
психологиче ского
изображения человека;
Уметь: обсуждать прочитанное,
в и д е т ь
н е о д н о з н а ч н о с т ь
трактовок
4.
Сво е обра з и е
лю бв и
в
р а с с к а з е
« Ч и с т ы й
понедельник»
Комбиниро
ванный
1
Знать:
с в о е о б р а з и е
т е м ы
л ю б в и ,
р о л ь
д е т а л е й
в
произведении;
Уметь : анализировать характер
героев
5.
Рассказ «Лёгкое дыхание»
Комбиниро
ванный
1
Знать: принципы создания
характера, роль
художественные детали
Уметь: анализировать
прозаический текст
А.И. Куприн (5 ч.)
6.
А.И.
Куприн.
«Оле ся».
Богатство
духовного
мира
героини,
трагичность
ее
судьбы.
Изучение
нового
материала
1
Знать: своеобразие сюжета
повести, трагизм решения
любовной темы
Уметь: анализировать
произведение и характеризовать
основные его компоненты,
характеризовать героев
произведения дать оценку
героям и событиям
7.
«Да святится имя Твое…»
Талант
любви
в
рассказе
А.И. Куприна «Гранатовый
браслет»
Комбиниро
ванный
1
Знать: своеобразие сюжета
повести, трагизм решения
любовной темы, роль детали,
символический смысл,
поэтическое изображение
природы, роль эпиграфа
Уметь: анализировать
прозаический текст
8.
Проблематика
п о в е с т и
Куприна «Поединок»
Комбиниро
ванный
1
Знать: исторические
предпосылки создания повести,
проблему самопознания
личности;
Уметь: анализировать
характеры персонажей
9-10
РР 1-2. Сочинение по
творчеству Бунина и
Куприна
Урок
развития
речи
2
Знать: особенности творчества
писателей
Уметь: писать сочинение на
заданную тему
М. Горький (5 ч.)
11.
М. Горький. Очерк жизни и
творчества. Романтизм
Горького
Изучение
нового
материала
1
Знать: основные этапы жизни и
творчества писателя,
проблематику и особенности
композиции рассказа,
романтизм ранних рассказов,
проблемы
Уметь : конспектировать
лекцию, делать сообщения
12-13
Социально-философская
драма М. Горького «На
дне»
Комбиниро
ванный
2
Знать: смысл названия пьесы,
система образов, новаторство
писателя, основные
компоненты произведения,
составляющие жанра и
конфликта в пьесе;
Уметь: воспроизводить его
конкретное содержание
(главные герои, основные
сюжетные линии и события);
дать оценку героям и событиям
14
«Три
правды»
в
пье с е
Горького «На дне»
Комбиниро
ванный
1
Знать : позицию автора и героев
пьесы по отношению к вопросу
о правде.
Уметь: анализировать
прозаический текст, Давать
оценку изученному
произведению на основе
личностного восприятия и
осмысления его
художественных особенностей.
15
РР3.
П о д г о т о в к а
к
домашнему
сочинению
по
творчеству М. Горького.
Урок
развития
речи
1
Знать: особенности творчества
писателя
Уметь: составлять развернутый
план сочинения
Серебряный век русской поэзии (27 ч.)
16.
«Этот мир очарований, этот
мир из серебра…»
Серебряный век русской
поэзии.
Изучение
нового
материала
1
Знать: литературные течения
русского модернизма:
символизм, акмеизм, футуризм
и их основных представителей;
Уметь: конспектировать
лекцию
17.
Символизм как
Изучение
1
Знать: истоки русского
литературное направление
нового
материала
символизма. Понимание
символа. Старшие символисты
и младосимволисты
Уметь конспектировать
лекцию, выступать с
сообщениями, вести беседу
18.
Поэзия В. Брюсова
Изучение
нового
материала
1
Знать основные тапы жизни и
творчества; основные темы и
мотивы поэзии
Уметь: анализировать
поэтический текст
19.
Поэзия как волшебство в
творчестве К.Бальмонта
Изучение
нового
материала
1
Знать основные этапы жизни и
творчества; основные темы и
мотивы поэзии
Уметь анализировать
поэтический текст
20.
Путешествие за «золотым
руном» Андрея Белого
Изучение
нового
материала
1
Знать основные этапы жизни и
творчества; основные темы и
мотивы поэзии
Уметь анализировать
поэтический текст
21.
Акмеизм как литературное
направление
Изучение
нового
материала
1
Знать истоки акмеизма,
программу акмеистов,
Уметь конспектировать лекцию
22.
Мир образов Н. Гумилева
Изучение
нового
материала
1
Знать своеобразие сюжетов,
экзотическое, фантастическое и
прозаическое в поэзии
Уметь анализировать
поэтический текст
23
Футуризм. Поэзия В.
Хлебникова
Изучение
нового
материала
1
Знать манифест футуристов, их
пафос и проблематика,
своеобразие
Уметь анализировать
поэтический текст
24.
«Эгофутуризм» И.
Северянина
Совершенс
твование
1
Знать эмоциональность
ироничность лирики
ЗУН
оригинальность
словотворчества
Уметь анализировать
поэтический текст
25.
1. Контрольная работа по
литературным
направлениям
Серебряного века.
Урок
контроля
ЗУН
1
Знать особенности течений и
направлений Серебряного века
А.А. Блок (5 ч.)
26
А. Блок: судьба и
творчество. Цикл «Стихи о
прекрасной даме»
Изучение
нового
материала
1
Знать: основные этапы жизни и
творчества ,
мотивы и образы ранней поэзии
музыкальность, символы
поэзии
Уметь: конспектировать
лекцию
27.
Анализ стихотворения А.
Блока «Незнакомка»
Комбиниро
ванный
1
Знать: особенности
стихотворения, способы
переработки текста
Уметь: анализировать
поэтический текст
28.
Тема Родины в творчестве
Блока
Комбиниро
ванный
1
Знать: основной пафос
патриотических стихотворений.
Цикл «На поле Куликовом»,
«Скифы»
Уметь: анализировать
поэтический текст.
29
Поэма А. Блока
«Двенадцать». «Слушайте
революцию!»
Комбиниро
ванный
1
Знать историю создания,
авторский опыт осмысления
истории, сюжет, композицию,
Уметь : анализировать
поэтический текст.
30.
РР4. Сочинение по
творчеству А. Блока
(домашняя заготовка)
Урок
развития
речи
1
Знать: особенности творчества
Блока
Уметь: писать сочинение на
заданную тему
Новокрестьянская поэзия (1 ч.)
31
ВЧ Духовные и
поэтические истоки
новокрестьянской поэзии
(творчество Н.А. Клюева,
С.А. Клычкова, П.В.
Орешина)
Урок
внеклассно
го чтения
1
Знать: проблематику и поэтику
новокрестьянской поэзии
Уметь : анализировать
стихотворения, конспектировать
лекцию учителя.
С.А. Есенин (5 ч.)
32.
Сергей Есенин как
национальный поэт. "В
сердце светит Русь"
Изучение
нового
материала
1
Знать: основные факты жизни
и творчества С. Есенина;
особенности творческого
метода; традиции А.С.
Пушкина и А.В. Кольцова в
есенинской лирике, значение
темы , темы быстротечности
человеческого бытия
Уметь: анализировать
поэтический текст
33.
Искренняя любовь и
сострадание ко всему
живому в лирике Есенина.
Комбиниро
ванный
1
Знать: об отражении в лирике
особой связи природы и
человека, о светлом и
трагическом в поэзии Есенина;
Уметь: анализировать
поэтический текст
34.
Любовная лирика Есенина
Комбиниро
ванный
1
Знать светлые и трагические
стороны любви, адресаты
лирики
Уметь выразительно читать и
анализировать текст
35.
Поэма « Анна Снегина» –
одно из выдающихся
произведений русской
Комбиниро
ванный
1
Знать тематику, проблематику.
Уметь выразительно читать и
анализировать текст
36
«Русь уходящая» и «Русь
советская» в поэме «Анна
Снегина»
Совершенс
твование
ЗУН
1
Знать тематику, проблематику.
Уметь выразительно читать и
анализировать текст.
В.В. Маяковский (6 ч.)
37
Маяковский и футуризм.
Поэтическое новаторство
Маяковского
Изучение
нового
материала
1
Знать раннюю лирику поэта,
новаторский характер поэзии
Уметь выразительно читать и
анализировать текст
38
Маяковский и революция
Комбиниро
ванный
1
Знать отражение революции в
творчестве, пафос
революционного
переустройства мира
Уметь выразительно читать и
анализировать текст
39
Своеобразие любовной
лирики Маяковского.
Комбиниро
ванный
1
Знать особенности любовной
лирики
Уметь выразительно читать и
анализировать текст
40-41.
Сатирическая лирика и
драматургия Маяковского.
Комбиниро
ванный
2
Знать: сатирические образы
лирики Маяковского
Уметь: конспектировать
лекцию учителя, анализировать
поэтический текст
42.
РР5. Сочинение по
творчеству Маяковского и
Есенина
Урок
развития
речи
1
Знать: особенности творчества
поэтов
Уметь: писать сочинение на
заданную тему
Литературный процесс 20-х гг. (8 ч.)
43
Литературный процесс 20-х
гг.
Изучение
нового
материала
1
Знать: особенности
литературного процесса 20-х
гг., основные темы, способы
изображения;
Уметь: конспектировать
лекцию учителя, готовить
доклад на выбранную тему
44-45
Роман А. Фадеева
"Разгром". Особенности
жанра и композиции.
Комбиниро
ванный
2
Знать: реализм в
художественной литературе,
реалистическую типизацию;
Проблема гуманизма
Уметь: развернуто
обосновывать суждения,
приводить доказательства;
выявлять авторскую позицию
46
ВЧ Образ революции в
творчестве И. Э. Бабеля
Урок
внеклассно
го чтения
1
Знать: особенности
повествователя, рассказчика в
творчестве Бабеля;
Уметь: анализировать
прозаический текст
47.
Сатира 20-х гг. (творчество
М. Зощенко и А.
Аверченко)
Изучение
нового
материала
1
Знать: особенности сатиры 20-
х гг.
Уметь: конспектировать
лекцию, готовить сообщение
Е.И. Замятин (3 ч.)
48
Развитие жанра антиутопии
в романе Е. Замятина "Мы"
Изучение
нового
материала
1
Знать реализм в
художественной литературе,
реалистическую типизацию;
Уметь анализировать
произведение с учетом
особенностей художественного
метода;
49
Судьба личности в
тоталитарном государстве
Комбиниро
ванный
1
Знать: особенности
творческого метода Замятина
Уметь: участвовать в беседе,
выстраивать монологическую
речь
50.
2. Контрольная работа по
теме «Литературный
процесс 1920-х гг.»
Контроль
ЗУН
1
Знать особенности
литературного процесса 1920-х
годов.
Литературный процесс 30-х гг. (23 ч.)
51.
Литературный процесс
1930-х гг.
Изучение
нового
материала
1
Знать: особенности
литературного процесса 1930-х
гг.;
Уметь: конспектировать
лекцию учителя
М.А. Булгаков (6 ч.)
52
М.А. Булгаков. Жизнь,
личность, творчество.
Изучение
нового
материала
1
Знать: основные этапы жизни и
творчества, особенности
психологизма
Уметь: конспектировать
лекцию
53
Сатира Булгакова
Комбиниро
ванный
1
Знать: понятие сатиры, цели
булгаковской сатиры.
Уметь: строить
монологический ответ
54
Роман «Мастер и
Маргарита. История
романа. Жанр и
композиция.
Комбиниро
ванный
1
Знать: особенности жанра и
композиции, прием «роман в
романе»
Уметь: дать оценку героям и
событиям, анализировать
произведение
55
Три мира в романе «Мастер
и Маргарита»
Комбиниро
ванный
Знать: переклички линий
романа
Уметь: анализировать
прозаический текст,
выстраивать монологический
ответ
56
Любовь и творчество в
романе «Мастер и
Маргарита»
Совершенс
твование
ЗУН
1
Знать: содержание романа.
Уметь: анализировать
произведение, давать оценку
героям и событиям.
57
РР6. Сочинение по роману
«Мастер и Маргарита»
Урок
развития
речи
1
Уметь: писать сочинение на
заданную тему
А. Платонов (2 ч.)
58
Оставаться человеком!..
Трудная судьба А.
Платонова. Пророческое
слово Платонова.
Характерные черты
времени в повести
"Котлован"
Изучение
нового
материала
Знать : основные факты жизни
и творчества писателя,
традиции Салтыкова-Щедрина
в прозе Платонова, утопические
идеи "общей жизни" как основа
сюжета повести; о "непростых"
и простых героях Платонова
Уметь анализировать текст
59
Пространство и время в
повести «Котлован».
Метафоричность
художественного мышления
автора
Совершенс
твование
ЗУН
1
Знать о философском,
обобщающем смысле категорий
пространства и времени в
повести, о значении
метафоричности, образах-
символах для понимания
художественного замысла
Платонова
У меть анализировать текст
О.Э. Мандельштам (1 ч.)
60
Жизнь и творчество О.
Мандельштама
Изучение
нового
материала
1
Знать основные этапы жизни и
творчества
Уметь конспектировать лекцию
М.И. Цветаева (2 ч.)
61
М.И.Цветаева. Жизнь и
творчество
Изучение
нового
материала
1
Знать основные этапы жизни и
творчества
Уметь конспектировать лекцию
62
Поэтический мир
Цветаевой
Комбиниро
ванный
1
Знать основные темы
творчества поэта
Уметь выразительно читать и
анализировать текст
А.А. Ахматова (4 ч.)
63
Художественное
своеобразие и поэтическое
мастерство любовной
лирики А. Ахматовой
Изучение
нового
материала
1
Знать: основные этапы жизни и
творчества, особенности
любовной лирики
Уметь: анализировать
поэтический текст
64
Судьба России и судьба
поэта в лирике
Комбиниро
ванный
1
Знать: своеобразие темы
родины, темы поэта и поэзии
Уметь выразительно читать и
анализировать текст
65
«Реквием» Особенности
жанра и композиции.
Совершенс
твование
1
Знать: особенности жанра и
композиции, роль эпиграфа
Единство трагедии народа и
поэта.
ЗУН
Уметь выразительно читать и
анализировать текст
66.
3. Контрольная работа по
творчеству А. Ахматовой,
М. Цветаевой.
Урок
контроля
ЗУН
1
Знать проблематику и поэтику
произведений Ахматовой и
Цветаевой
Н.А. Заболоцкий (1 ч.)
67.
Человек и природа в поэзии
Н.Заболоцкого
Изучение
нового
материала
1
Знать основные вехи
творческой биографии
Заболоцкого, поэтику и
проблематику лирики
Уметь конспектировать
лекцию, анализировать тексты.
М.А. Шолохов (6 ч.)
68
М.А. Шолохов. Жизнь,
творчество, личность.
"Донские рассказы"
Изучение
нового
материала
1
Знать основные этапы жизни и
творчества
Уметь конспектировать лекцию
69
Картины жизни донских
казаков в романе "Тихий
Дон"
Комбиниро
ванный
1
Знать содержание романа
Уметь анализировать
прозаический текст
70
"Чудовищная нелепица
войны" в изображении
Шолохова
Комбиниро
ванный
1
Знать содержание романа
Уметь анализировать
прозаический текст
71
"В мире, расколотом
надвое". Гражданская война
в изображении Шолохова
Комбиниро
ванный
1
Знать содержание романа
Уметь анализировать
прозаический текст
72
Судьба Григория Мелехова
Совершенс
твование
ЗУН
1
Знать содержание романа
Уметь анализировать
прозаический текст, составлять
план
73
РР7. Подготовка к
домашнему сочинению по
роману «Тихий Дон»
Урок
развития
речи
1
Знать содержание романа
Уметь анализировать
прозаический текст, составлять
развернутый план
Литература периода Великой Отечественной войны (1 ч.)
74
Поэзия и проза Великой
Отечественной войны.
Изучение
нового
1
Знать об истоках изображения
войны в литературе военных
Обзор.
материала
лет; о поэзии и прозе войны
Уметь конспектировать лекцию
учителя
Литература 50-90-х гг. (21 ч.)
75
Темы и образы русской
литературы 50-90-х гг.
Изучение
нового
материала
1
Знать основные темы,
проблемы и образы литературы
50-90-х гг.
Уметь конспектировать лекцию
учителя
76.
«Лейтенантская проза»
Изучение
нового
материала
1
Знать особенности
«лейтенантской прозы»,
психологизм;
Уметь : вести диалог, строить
монологическое высказывание
77-78
Особенности
психологического
изображения в романе Ю.
Бондарева «Горячий снег»
Комбиниро
ванный
1
Знать: содержание романа,
проблематику
Уметь: анализировать текст
79
ВЧ Повесть К. Воробьева
«Убиты под Москвой»
Урок
внеклассно
го чтения
1
Знать содержание повести,
проблематику
Уметь строить монологический
ответ, анализировать эпизод
А. Т. Твардовский (2 ч.)
80
Жизнь и творчество.
Лирика Твардовского.
Изучение
нового
материала
1
Знать основные темы
творчества поэта
Уметь: конспектировать
лекцию учителя
81
Народный характер поэмы
«Василий Теркин». «Теркин
на том свете» - поэма-
сказка, поэма-сатира.
Комбиниро
ванный
1
Знать: историю создания
произведений, основные
проблемы, особенности жанра,
композиции
Уметь: анализировать текст
Б. Л. Пастернак (3 ч.)
83
Человек, история и природа
в романе Б. Пастернака
Изучение
нового
1
Знать о судьбе романа, о
взглядах Пастернака на
"Доктор Живаго"
материала
соотношение человека и
истории, о гуманизме и
ценности этих взглядов;
Уметь анализировать
художественный текст
84
Христианские мотивы в
романе. Стихотворения
Юрия Живаго
Комбиниро
ванный
1
Знать о значении христианских
мотивов в творческом замысле
Пастернака;
Уметь анализировать
художественный текст
85
4. Контрольная работа по
т е м е
« Р о м а н
Б .
П а с т е р н а ка
« Д о к т о р
Живаго»
Урок
контроля
ЗУН
1
Знать особенности поэтики и
проблематики произведения;
Уметь анализировать
лирическое произведение
А.И. Солженицын (2)
86
А.И.Солженицын Жизнь и
творчество.
Изучение
нового
материала
1
Знать основные темы
творчества писателя
Уметь конспектировать
лекцию, готовить сообщение
87
РР 8. Анализ повести
«Матренин двор».
Урок
развития
речи
1
Знать содержание повести
Уметь участвовать в беседе,
выстраивать монологическую
речь , анализировать текст
В.П. Астафьев (2 ч.)
88
Взаимоотношения человека
и природы в сборнике
рассказов «Царь-рыба»
Изучение
нового
материала
1
Знать: проблематику
творчестваАстафьева,
взаимосвязь человека и
природы в его произведениях.
Уметь делать сообщение,
конспектировать лекцию
учителя
89
Нравственные проблемы
романа «Печальный
детектив»
Комбиниро
ванный
1
Знать: проблематику и поэтику
повести
Уметь : анализировать текст
В.Распутин (2 ч.)
90-91
Нравственная проблематика
повести «Прощание с
Матерой»
Изучение
нового
материала
2
Знать содержание повести
Уметь выделять проблемы
Ю. Трифонов (1 ч.)
92
«Городская проза» в
современной литературе.
«Вечные темы» и
нравственные проблемы в
повести «Обмен».
Изучение
нового
материала
1
Знать проблематику повести
Уметь анализировать текст,
конспектировать лекцию
учителя
А. Вампилов (2 ч.)
93-94
ВЧ Темы и проблемы
современной драматургии.
А. Вампилов. Слово о
писателе. «Старший сын»
Урок
внеклассно
го чтения
2
Знать тематику и проблематику
пьесы.
Уметь участвовать в беседе,
выстраивать монологическую
речь
Авторская песня (2 ч.)
95-96
Авторская песня
Изучение
нового
материала
2
Знать тематику и проблематику
стихотворений.
Уметь участвовать в беседе,
выстраивать монологическую
речь
«Возвращенная литература» русского зарубежья (1 ч.)
97
Литература русского
зарубежья. Возвращенные
имена и произведения.
Изучение
нового
материала
1
Знать тематику и проблематику
произведений русского
зарубежья
Уметь делать сообщение,
конспектировать лекцию
учителя
Обзор литературы последнего десятилетия (5 ч.)
98
Литературный процесс
конца 20 – начала 21 вв.
Изучение
нового
материала
1
Знать основные направления
развития литературного
процесса конца 20 – начала 21
вв.
Уметь конспектировать
лекцию, выделять главное
99
Проза В. Пелевина. Сатира
Изучение
1
Знать основные тенденции
в повести «Затворник и
Шестипалый»
нового
материала
творчества В. Пелевина.
Уметь анализировать
художественный текст
100
Новейшая русская поэзия
Изучение
нового
материала
1
Знать основные поэтические
направления, школы, группы
последних десятилетий
Уметь анализировать
лирические произведения
101
5. Административная
контрольная работа
(сочинение)
Урок
развития
речи
1
Уметь создавать тексты на
заданную тему; уметь
отбирать материал,
составлять сложный план
102
Повторение и обобщение
изученного
Совершенс
твование
ЗУН
1
Знать основные направления
развития литературного
процесса 20 – 21 вв.
Ум е т ь участвовать
в
беседе,
выстраивать
монологическую
речь