Использование регионального компонента на уроках литературы в старших классах
Автор: Пруцакова Светлана Валентиновна Должность: учитель Учебное заведение: ГКОУ РО "Каменская специальная школа №15" Населённый пункт: Ростовская область, г.Каменск-Шахтинский Наименование материала: статья Тема: Использование регионального компонента на уроках литературы в старших классах Раздел: среднее профессиональное
Использование регионального компонента на уроках литературы в
старших классах
«Нельзя пробудить чувство Родины без
в о с п р и я т и я
и
п е р е ж и в а н и я
окружающего
мира.
Пусть
в
сердце
малыша
на
всю
жизнь
останутся
воспоминания
о
маленьком
уголке
детства.
Пусть
с
этим
уголком
связывается образ великой Родины».
В.А.Сухомлинский
Социальная среда, в которой происходит развитие человека, оказывает
огромное влияние на формирование личности. Чтобы выжить в социальном и
духовном отношении подрастающий человек должен уметь ориентироваться
и
действовать
в
постоянно
меняющемся
мире,
не
потеряв
при
этом
самобытности
нравственных
начал,
уважения
к
людям,
способность
к
самосознанию и самосовершенствованию.
Особую
роль
в
решении
этой
проблемы
призвана
сыграть
русская
литература, так как она является хранительницей нравственных, духовных,
эстетических ценностей как русского народа, так и всех народов нашего
Отечества.
Региональный
компонент
содержит
в
себе
исключительную
возможность формировать личность на социокультурном материале, который
и содержательно, и эмоционально наиболее близок обучающемуся. В нашей
школе уже не первый год в систему регионального компонента литературного
образования для 10 – 11 классов включен курс «Литература Дона» (68 часов).
Я считаю, вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более
справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности. Чтобы
по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего
края, народа, о событиях седой старины, о хозяйственной и духовной жизни
наших
далеких
предков.
Литературное
богатство
донского
казачества
дополняет
общий
фонд
русской
культуры,
раскрывает
ее
глубокие
исторические
истоки.
Донская
литература
имеет
большую
историко-
литературную
и
познавательную
ценность
как
высоко
художественный
памятник общерусской культуры и в то же время феномен, отражающий
особенности
менталитета
донского
казачества,
его
народных
вкусов
и
эстетического совершенства.
Уроки включают следующие разделы: «Донской фольклор. Традиции
и обычаи донских казаков». Донской казачий фольклор имеет большую
историко-литературную
и
познавательную
ценность.
Через
приобщение
школьников к поэтическому миру донского фольклора и быта казаков Дона
происходит постижение основ духовной культуры малой Родины и на этой
основе
создаются
условия
для
нравственного
и
эстетического
развития
личности обучающихся.
В
своей
работе
я
использую
различные
жанры
устного
народного
творчества Дона.
1 . Пословицы, поговорки жителей Дона, которые знакомят детей с
национальными
традициями,
образом
жизни,
историческим
прошлым
жителей
Дона.
Пословицы
и
поговорки
имеют
огромное
познавательное
значение,
так
как
учат
трудолюбию,
миру,
добрососедству,
дружбе,
солидарности, единению. На уроках использую пословицы и поговорки в
качестве заголовков для написания творческих работ.
Например, «Конь познаётся в езде, а друг в беде» Или «Казак без
друзей, что дуб без корней». (Образец: Благодаря чему живёт дуб? Благодаря
тому,
что
его
кормят
корни,
без
них
дерево
умрёт,
засохнет.
Такую
же
большую
роль
в
жизни
казака
играют
друзья.
Без
них
жизнь
будет
не
полноценной, всё равно, что её вообще не будет. Значит, казак без друзей, что
дуб без корней.)
В донских пословицах сжатость и мудрость народной речи. В них
история,
нравы,
обычаи
донских
казаков.
Они
воспитывают
любовь
к
Донскому краю, уважение к народным традициям.
2.Загадки.
Загадка
–
наиболее
эффективное
средство
активизации
мыслительной деятельности и развития речи обучащихся. Поэтому чаще
всего использую ее в своей практике. Загадки помогают детям осваивать
лексико – грамматические закономерности и стилистические особенности
текстов
(сказок,
рассказов,
поговорок).
С
их
помощью
дети
быстрее
и
надежнее
запоминают
устойчивые
обороты,
образные
выражения.
Мир
родного языка становится понятным, доступным, а значит – интересным.
Загадки обогащают детей сведениями о природе донского края, о различных
областях жизни казаков. Важная роль отводится загадкам в духовной жизни
различных национальностей, проживающих на Дону.
3. Сказки донского края. На уроках, посвященных изучению сказок,
раскрывается своеобразие содержания народных сказок различных этносов
Дона, расширяются представления детей о жизни казачества, национальном
достоинстве жителей Дона. На первых уроках, посвященным сказке, я работу
строю на сопоставлении донских казачьих и народных сказок. Например,
донская волшебная сказка «Танюша и мачеха» и народную сказку «Василиса
Прекрасная»,
затем
изучаем
сказки
о
животных,
бытовые.
Работая
с
текстами, анализируя их, отвечая на вопросы, учащиеся приходят к выводу:
– Общее
в
донских
и
народных
сказках
–
поэтические
образы
фольклора: добро, милосердие, благородство, национальная гордость, зло,
порок.
– За несколько столетий, пока народные сказки ходили среди казаков,
они заметно изменились. Это видно в том, как сказочные герои говорят, и как
они
одеваются,
и
чем
занимаются.
В
донской
сказке
больше
простых,
будничных житейских подробностей.
– Изменился
сам
сказочный
герой.
Героя,
надеющегося
на
чудо,
вытеснил
герой,
которому
помогает
не
только
волшебная
сила,
сколько
собственная смекалка, ловкость, смелость, готовность помочь слабому.
Ребята делают вывод, что в любой жизненной ситуации человек должен
рассчитывать на свои собственные силы.
На
уроках
донского
фольклора
учащиеся
не
только
читают
и
анализируют сказки, предлагаю им продолжить сказку по заданной модели,
сочинить
свою
сказку
на
основе
прочитанной,
нарисовать
костюмы
сказочным
героям,
изготовить
поделку
к
сюжету
сказки
или
проиллюстрировать
сказку.
Каждый
ученик
находит
в
такой
творческой
работе
для
себя
дело
по
душе.
Это
развивает
творческое
воображение,
эмоциональную сферу, самостоятельность интеллектуальной деятельности
обучающихся.
Знакомство с фольклором родного края дает учителю возможность
показать познавательную ценность легенд, пословиц и поговорок, старинных
казачьих сказок, учит обучающихся понимать мир сказок, видеть приметы
времени, народного уклада жизни, национального характера, учит понимать и
воссоздавать поэтику сказки.
Сказки – неувядаемый жанр, они пришли в наш век из былых времен.
На последующих уроках литературы Донского края учащиеся знакомятся с
новыми сказками, со сказками русских писателей. Но первый урок этой темы
начинаю с сопоставления волшебной казачьей сказки «Бисеринка» (в записи
Т.И. Тумилевича) и литературной сказки А. Платонова «Волшебное кольцо».
Это
помогает
обучающимся
понять,
как
писатели,
перерабатывая
фольклорный материал, создают собственные произведения.
В
разделе «Проза
донских
писателей» ,
«Наш Шолохов»
более
глубоко
знакомимся
с
творчеством
писателей,
природой
донского
края,
разбираем положительные и отрицательные качества героев, что позволяет
формировать у обучающихся
патриотические традиции любви к родному
слову,
родной
казачьей
песенной
культуре,
а
также
-
традиции
взаимоотношений людей разных поколений, традиции уважения к старшим,
рыцарского отношения к слабым и безоружным, т. е. позволяет использовать
знания о традициях казачьего прошлого для лучшего познания настоящего.
Так от урока к уроку обучающиеся осваивают содержание литературы
Дона
и
о
Доне
как
особенной
отечественной
культуре,
порожденной
географическим
положением,
особенностями
исторического
развития,
социокультурным своеобразием нашего края.
Литература
нашего
края
интересна
и
своеобразна,
поэтому
уроки
литературы
Дона
помогают
лучше
усвоить
и
региональный
и
базовый
компоненты литературы, приобщиться к духовной жизни нашего края, а
также лучше узнать нашу малую родину, ее людей, ее словесное искусство. Я
считаю, что курс «Литература Дона» содействует воспитанию учащихся как
жителей
Дона,
наследников
культуры
и
истории
прошедших
поколений,
становлению патриотов своей малой родины.