Автор: Хайруллина Гульнара Гайнутдиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ №4" Населённый пункт: Республика Татарстан г.Нурлат Наименование материала: методическая разработка Тема: рабочая программа по русскому языку Раздел: начальное образование
Календарно - тематическое планирование по русскому языку
2 класс
УМК «Школа России»
№ п/п
Тема урока
Кол
-во
час
ов
Характеристика
деятельности учащихся
Планируемые результатыосвоения материала
Предметные
Метапредмет
ные
Личностные
По плану
Наша речь(2ч.)
1
1
Знакомство с
учебником.
Какая бывает
речь? Что можно
узнать о
человеке по его
речи?
1
Рассуждать о значении
языка и речи в жизни
людей. Наблюдать за
особенностями
собственной речи и
оценивать её.
Различать устную,
письменную речь и речь
про себя. Работать с
памяткой «Как научиться
правильно списывать
предложение»
Роль русского
языка. Виды речи.
Требования к
речи. Речь
диалогическая и
монологическая
Анализировать
речь людей (при
анализе текстов).
Различать
устную,
письменную речь
и речь про себя.
Отличать
диалогическую
речь от
монологической
Регулятивные:
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности;
Коммуникативные:
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи;
распределять роли
при чтении
диалога.
Познавательные:
действовать по
намеченному плану,
по инструкциям
Ориентировани
е ученика на
учет чужой
точки зрения;
устойчивый
учебно-
познавательны
й интерес к
новым общим
способам
решения задач;
адекватное
понимание
причин
успешности/не
успешности
учебной
деятельности;
положительная
адекватная
2
2
2
Как отличить
диалог от
монолога?
1
Познакомить с
терминами «диалог» и
«монолог»; формировать
умение оформлять
диалог.
Определять
значение слов по
толковому словарю.
Оценивать
результаты
задания.
Текст (4ч.)
3
1
Что такое текст?
1
Повторить признаки
текста. Научить
определять тему текста.
Признаки текста:
целостность,
связанность,
законченность.
Отличать текст от
других записей по
его признакам.
Регулятивные:
Проявлять
познавательную
инициативу в
учебном
сотрудничестве,
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности.
Коммуникативные:
Участвовать в
диалоге,
оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи.
Познавательные
строить несложные
рассуждения,
делать выводы
Ориентирование
ученика на учет
чужой точки
зрения;
устойчивый
интерес к новым
способам
решения задач;
понимание
причин
успешности
учебной
деятельности
4
2
Что такое тема и
главная мысль
текста?
1
Научить определять тему
и главную мысль текста.
5
3
Части текста.
1
Научить выделять в
тексте начало, основную
часть и концовку.
6
4
Диктант
(входной).
1
Проверить умение
писать слова с
орфограммами,
оформлять работу
Предложение (7ч.)
7
1
Работа над
ошибками. Что
такое
предложение?
Как из слов
1
Повторить признаки
предложения, правила
постановки знаков
препинания в конце
предложения.
Назначение и
признаки
предложения.
Предложения,
различные по
Регулятивные:
находить
незнакомые слова и
определять их
значение по
Ориентирование
ученика на учет
чужой точки
зрения;
устойчивый
3
составить
предложение?
Научить составлять из
слов предложение,
находить главное по
смыслу слово в
предложении.
цели
высказывания.
толковому
словарю;
осуществлять
анализ с
выделением
существенных
признаков,
проводить
сравнение и
классификацию;
осуществлять
анализ слов, с
выделением
существенных
признаков;
описывать объект:
передавать его
внешние
характеристики.
интерес к новым
общим способам
решения задач;
адекватное
понимание
причин
8
2
Контрольное
списывание.
1
Проверить умение
грамотно списывать,
навык грамотного
каллиграфического
письма.
9
3
Что такое
главные члены
предложения?
Подлежащее и
сказуемое —
главные члены
предложения.
1
Познакомить с
терминами «главные
члены», «основа
предложения»; научить
находить главные члены
предложения и его
основу.
Обосновывать
правильность
выделения
подлежащ. и
сказуемого.
Анализировать
схему и
составлять по ней
сообщения о
главных членах
предложения.
Коммуникативные:
Оформлять свои
мысли в устн. и
письм. форме.
Осознавать,
высказывать и
обосновывать
точку зрения;
строить
монологические
высказывания.
Познавательные:
строить несложные
10
4
Что такое
второстепенные
члены
предложения?
1
Познакомить с термином
«второстепенные члены
предложения»; научить
находить
второстепенные члены
предложения.
Ориентирование
ученика на учет
чужой точки
зрения;
устойчивый
интерес к новым
способам
11
5
Что такое
1
Познакомить с
Различать
4
распространён
ные и
нераспространён
ные
предложения?
понятиями «и
распространённое» и
«нераспространённое»
предложение; научить
находить в предложении
подлежащее и сказуемое
распространённое
и
нераспространённ
ое предложения.
рассуждения,
устанавливать
причинно-
следствен. связи;
находить в
тексте
необходимые
сведения, факты и
другую
информацию,
представленную в
явном виде;
находить
языковые примеры
для иллюстрации
данных понятий,
правил.
решения задач;
понимание
причин
успешности
учебной
деятельности;
адекватная
самооценка
социальной роли
«хорошего
ученика».
12
6
Как установить
связь слов в
предложении?
1
Научить задавать
вопросы к словам в
предложении.
Устанавливать
связь слов между
членами
предложения
13
7
Что такое
лексическое
значение слова?
1
Познакомить с понятием
« лексическое значение
слова»
Объяснять
лексическое
значение слова.
Находить в тексте
незнакомые слова.
Классифицироват
ь слова по
тематическим
группам.
Слова, слова, слова… (12ч.)
14
1
Диктант.
1
Проверить умение
писать слова с
орфограммами,
оформлять работу..
Регулятивные:
находить
незнакомые
слова и
определять их
значение по
толковому
Ориентирование
ученика на учет
чужой точки
зрения;
устойчивый
интерес к новым
общим способам
15
2
Работа над
ошибками. Что
такое
1
Познакомить с понятием
«многозначные слова»;
развивать речь;
Наблюдение над
переносным
значением слов
5
однозначные и
многозначные
слова?
пополнять словарный
запас учащихся.
как средством
создания
словесно-
художественных
образов
словарю;
осуществлять
анализ с
выделением
существенных
признаков,
проводить
сравнение и
классификацию;
осуществлять
анализ слов, с
выделением
существенных
признаков;
описывать
объект:
передавать его
внешние
характеристики.
Коммуникативн
ые:
Оформлять свои
мысли в устн. и
письм. форме.
Осознавать,
высказывать и
обосновывать
точку зрения;
строить
монологические
высказывания.
Познавательные:
строить
решения задач;
понимание причин
успешности
учебной
деятельности;
положительная
самооценка на
основе критерия
осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач и
при работе со
знаковой
информацией
сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи
16
3
Что такое
прямое и
переносное
значение
многозначных
слов?
1
Познакомить с
понятиями « прямое» и
«переносное» значение
слова; развивать речь;
пополнять словарный
запас учащихся.
17
4
Что такое
синонимы?
1
Познакомить с термином
«синонимы»; развивать
речь; пополнять
словарный запас
учащихся.
Распознавать
среди пар слов
синонимы.
Подбирать
синонимы
18
5
Что такое
антонимы?
1
Познакомить с термином
«антонимы»; развивать
речь; пополнять
словарный запас
учащихся.
Распознавать
среди пар слов
антонимы.
Подбирать
антонимы
19
6
Что такое
родственные
слова?
Словарный
диктант.
1
Познакомить с понятием
«родственные слова», с
признаками
однокоренных слов;
формировать умение
видеть и образовывать
родственные слова;
развивать речь;
пополнять словарный
запас учащихся
Находить
однокоренные
слова в тексте и
среди других
слов. Выделять
корень в
однокоренных
словах
Группировать
однокоренные
слова с разными
корнями.
Доказывать
правильность
выделения корня
20
7
Что такое корень
слова? Что такое
однокоренные
слова?
1
Познакомить с
понятиями «корень»,
«однокоренные слова»;
формировать умение
находить в словах
6
корень, образовывать
однокоренные слова;
развивать речь.
в однокоренных
словах.
Подбирать
однокоренные
слова и выделять
в них корень.
Работать со
словарём
однокорен. слов
несложные
рассуждения,
устанавливать
причинно-
следствен. связи;
находить в
тексте
необходимые
сведения, факты
и другую
информацию,
представленную
в
явном виде;
находить
языковые
примеры для
иллюстрации
данных понятий,
правил.
21
8
Какие бывают
слоги?
1
Повторить правила
деления слова на слоги.
Делить слова на
слоги. Определять
количество слогов
в слове.
Классифицироват
ь слова по
количеству в них
слогов.
Определять
ударение в слове.
Наблюдать за
ролью словесного
ударения.
Различать
ударные и
безударные слоги.
22
9
Как определить
ударный слог?
1
Повторить понятие
«ударение»;
формировать умение
ставить ударения.
23
10
Как переносить
слова с одной
строки на
другую?
1
Повторить правила
переноса слов;
формировать умение
переносить слова с
одной строки на другую.
Проверить умение
писать слова с
изученными
орфограммами
24
11
Контрольный
диктант за 1
четверть.
1
Объяснять допущенные
ошибки, исправлять их
Оценивать свои
достижения
25
12
.Работа над
ошибками.
1
Проверить умение
писать слова с
изученными
орфограммами
Звуки и буквы (23 ч.)
26
1
Как различать
1
Обобщить знания о
Различать звуки и
Регулятивные:
Осуществлять
7
звуки и буквы?
буквах и звуках;
развивать умение
различать звуки буквы.
буквы.
Распознавать
условные
обозначения
звуков речи.
удерживать цель
деятельности;
Коммуникативн
ые:
характеризовать
качества,
признаки
объекта;
приводить
доказательства
истинности
классифик.;сост
авлятьнебольши
е
устные
высказывания.
Познавательные:
классифицир.
объекты;
приводить
примерыв
качестве
доказателства
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач и
при работе со
знаковой
информацией
27
2
Как мы
используем
алфавит?
1
Повторить порядок букв
в алфавите, названия
букв, записывать слова в
алфавитном порядке.
28
3
Какие слова
пишутся с
заглавной
буквы?
1
Обобщить знания
учащихся об
употреблении большой
буквы в именах
собственных.
Осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении учебн.
задач и при работе
с информацией
29
4
Как определить
гласные звуки?
1
Развивать умения
различать гласные и
согласные звуки,
обозначать гласные
звуки на письме.
Различать гласные
звуки и буквы.
Соотносить
звуковой и
буквенный состав
слова. Определять
характеристику
гл. звука.
Регулятивные:
умение работать
по плану,
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности.
Коммуникативн
8
ые:
участвовать в
диалоге, в общей
беседе,
выполняя
принятые
правила
речевого
поведения;
Познавательные:
Умение работать
словарём
учебника,
находить
информацию
о правописании
слова,
работать с
памятками и
форзацем
учебника;
осуществлять
анализ, синтез,
классификацию
языкового
материала.
30
5
Правописание
слов с
безударным
гласным звуком
в корне.
3
Формировать умение
видеть и проверять
безударные гласные в
корне; развивать
письменную речь,
умение точно отвечать на
вопросы.
Определять
безударный
гласный звук в
слове. Различать
проверочное и
проверяемое
слово.
31
6
Формирование
умений видеть и
проверять
безударные
гласные в корне.
32
7
Различие
проверочных и
проверяемых
слов.
33
8
Правописание
слов с
безударным
гласным звуком
в корне.
1
Обобщить и дополнить
знания учащихся о
правописании
безударных гласных в
корне; учить видеть и
проверять безударные
гласные в корне;
развивать письменную
речь, умение точно
отвечать на вопросы.
Планировать
учебные действия
при решении
орфографической
задачи,
определять пути
её решения,
решать в
соответствии с
изученным
правилом.
Объяснять
правописание
слов с
безударными
гласными в корне,
пользоваться
Осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач и
при работе со
знаковой
информацией
34
9
Правописание
слов с
непроверяемыми
безударными
гласными
звуками в корне.
2
Учить детей оформлять
свои мысли на письме,
видеть орфограммы и
грамотно писать слова.
9
35
10
Закрепление
темы
«Правописание
слов с
непроверяемыми
безударными
гласными
звуками в
корне».
алгоритмом
проверки.
36
11
Развитие речи.
Обучающее
сочинение.
1
Учить детей оформлять
свои мысли на письме,
видеть орфограммы и
грамотно писать слова.
Объяснять, когда
в речи
употребляются
образные
выражения.
Составлять
рассказ по
репродукции С.
А. Тутунова
37
12
Диктант.
1
Проверить умение
писать слова с
изученными
орфограммами
Оценивать свои
достижения по
выполнению
заданий по
учебнику.
38
13
Работа над
ошибками.
1
Научить детей работать
над исправлением
ошибок.
39
14
Как определить
согласные
звуки?
1
Различать согласные
звуки и буквы,
обозначающие согласные
звуки.Находить в слове
согласные звуки.
Различать
согласные звуки и
буквы.
Составлять
предложения из
слов, данных в
начальной форме,
из предложений
Регулятивные:
принимать и
сохранять
задачу;
планировать
действия для
решения;
контролир.
процесс и
Осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач и
при работе со
знаковой
информацией
40
15
Согласный звук
1
Познакомить учащихся с
Использовать
10
[Й] и буква И
краткое.
особенностями буквы
Й.Слышать звук [Й] и
обозначать его буквами
Й, Е, Ё, Ю, Я.
правило при
переносе слов с
буквой «и
краткое».
результаты
деятельнос.
Коммуникативн
ые: вступать в
учебное
сотрудничество,
участвовать в
совместн.
деятельности,
оказывать
взаимопомощь,
осуществлять
взаимоконтроль,
проявлять
доброжелательн
ое отношение к
партнёрам.
Познавательные:
умение работать
по
образцу;
планировать
свои действия
для решения
задачи,
осуществлять
анализ, синтез
языкового
материала по
заданным
критериям,
пользоваться
знакомыми
словарями,
41
16
Слова с
удвоенными
согласными
1
Познакомить с
правописанием слов с
удвоенными
согласными.Учить
выражать свою мысль
письменно и устно.
Использовать
правило
написания слов с
удвоенными
согласными.
42
17
Развитие речи.
Обучающее
сочинение.
1
Учить детей оформлять
свои мысли на письме,
видеть орфограммы и
грамотно писать слова.
Составлять
рассказ по
репродукции
43
18
Контрольный
диктант за 2
четверть.
1
Заинтересовать темой
проекта; прививать
интерес к русскому
языку.
Находить
занимательные
задания в
учебнике, и
других
источниках и
создавать свои
занимательные
задания.
Участвовать в
презентации
заданий.
Определять и
правильно
произносить
44
19
Контрольное
списывание с
грамматическим
заданием.
1
Проверить умение
писать слова с
изученными
орфограммами
Осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач и
при работе со
знаковой
информацией
45
20
Работа над
ошибками.
Наши проекты.
Пишем письмо
1
Научить детей работать
над исправлением
ошибок.Познакомить с
понятием «письмо»,
правилами его
написания
46
21
Твёрдые и
мягкие
согласные звуки
и буквы для их
обозначения.
1
Повторить способы
обозначения мягкости
согласных звуков на
письме.
47
22
Твёрдые и
1
11
мягкие
согласные звуки
и буквы для их
обозначения.
твёрдые и мягкие
согласные звуки.
Различать на
письме твёрдые и
мягкие согласные
звуки (парные и
непарные).
Объяснять, как
обозначена
мягкость
согласных на
письме.
справочниками,
самостоятельно
находить
нужную
информацию в
материалах
учебника,
учебной
литературе,
48
23
Как обозначить
мягкость
согласного звука
на письме?
1
Повторить способы
обозначения мягкости
согласных на письме при
помощи буквы Ь.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (19ч.)
49
1
Буквосочетания
ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,
НЧ.
1
Развивать навыки
правописания слов с
сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ,
ЩН, НЧ; учить
определять орфограмму
в слове; развивать
мышление.
Различать парные
и непарные
мягкие шипящие
звуки. Находить в
словах
буквосочетания
«чк,чн,чт,щн,нщ»,
подбирать
примеры.
Работать с
орфоэпическим
словарём.
Применять
правило
написания слов с
б/с
«чк,чн,чт,щн,нщ».
Регулятивные:
умение
определять цель
деятельности
урока,
ориентироваться
в учебнике.
Коммуникатив
ные: вступать в
сотрудничество.
с
одноклассникам
и
оказывать
взаимопомощь,
проявлять
доброжелатель
ноеотношение к
партнёрам.
Познавательные:
Осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач и
при работе со
знаковой
информацией;
считаться с
мнением другого
человека
воспринимать речь
учителя, непосред.
не обращенную к
учащемуся
сравнивать разные
точки зрения;
считаться с
мнением другого
50
2
Повторение
темы «Твёрдые и
мягкие
согласные».
1
Обобщить знания о
написании мягких и
твёрдых согласных;
формировать умение
обозначать мягкость
согласных буквами И, Е,
Ё, Я, Ю,Ь.
51
3
Наши проекты.
Рифма.
1
Составление словарика
собственных рифм,
участие в презентации
Находить строки,
подбирать
рифмующиеся
12
выполненной работы.
слова, составлять
словарик рифм,
участвовать в
презентации
самостоятельно
находить
информацию в
материалах
учебника, в
обязательной
учебной
литературе,
осуществлять
анализ, синтез,
сравнение,
классификацию
языкового
материала по
заданным
критериям.
человека
52
4
Развитие речи.
Обучающее
изложение.
1
Работать с
повествовательным
текстом: определять его
тему и главную мысль,
подбирать заголовок к
тексту, определять части
текста, составлять
ответы на данные
вопросы, записывать
составленный текст в
соответствии с
вопросами. Проверять
текст.
53
5
Буквосочетания
ЖИ –ШИ, ЧА –
ЩА, ЧУ – ЩУ.
1
Формирование навыков
правописания слов с
сочетаниями ЖИ –ШИ,
ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ;
развитие
орфографической
зоркости.
Применять
правила
написания
буквосочетан.
Оценивать свои
достижения при
выполнении
заданий «Проверь
себя»
54
6
Применение
правил
написания
буквосочетаний
ЖИ –ШИ, ЧА –
ЩА, ЧУ –
ЩУ. Проверь
себя
1
55
7
Как отличить
звонкие
согласные от
глухих?
1
Систематизировать и
уточнить знания
учащихся о согласных
звуках (звонких и
глухих), о произношении
этих звуков;
Различать глухие
и звонкие
согласные звуки,
парные и
непарные.
Характеризоватьс
Регулятивные:
умение
определять цель
деятельности
урока,
ориентироваться
13
способствовать
обогащению словарного
запаса учащихся.
огласный звук.
в учебнике,
действовать по
намеченному
плану, а также
по инструкциям,
содержащимся в
источниках
информации:
речь учителя,
учебник.;
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности.
Коммуникативн
ые:
осознавать,
высказывать и
обосновывать
свою точку
зрения; вступать
в учебное
сотрудничество
с
одноклассникам
и, участвовать в
совместной
деятельности.
Познавательные:
находить в
тексте
необходимые
56
8
Проверка
парных
согласных в
корне слова.
1
Познакомить со
способом проверки
парных согласных в
корне путём изменения
формы слова и путём
подбора однокоренных
слов.
Определять на
слух парный по
звонкости-
глухости
согласный звук на
конце слова и в
корне перед
согласными,
соотносить его
произношение и
написание.
57
9
Распознавание
проверяемых и
проверочных
слов.
1
58
10
Проверка
парных
согласных.
1
Развивать умения
распознавать в корне
букву, которая требует
проверки (орфограмму),
и
проверять её путём
подбора однокоренного
проверочного слова.
Осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач
и при работе со
знаковой
информацией;
воспринимать речь
учителя,одноклассн
иканепосред. не
обращенную к
учащемуся;
сравнивать разные
точки зрения;
считаться с
мнением другого
человека.
59
11
Правописание
парных звонких
и глухих
согласных на
конце слова.
1
60
12
Подбор
проверочных
слов путём
изменения
формы слова.
Изложение
повествовательн
ого текста по
вопросам.
1
Формировать умение
проверять написание
парных согласных
разными способами;
учить распознавать
парные звонкие и глухие
согласные в словах.
Подбирать
проверочные
слова путём
изменения формы
слова.
Использовать
правило при
написании слов с
парным
61
13
Работа над
ошибками.
Правописание
парных звонких
и глухих
1
Умение сопоставлять
произношение и
написание,
анализировать, делать
выводы; развивать у
Объяснять
правописание
слов с парным по
глухости-
звонкости
14
согласных на
конце слова.
учащихся навыки
грамотного письма.
согласным звуком
на основе
алгоритма
проверки
написания
Подбирать
примеры слов с
изученной
орфограммой
сведения, делать
выводы,
формулировать
их.
62
14
Диктант.
1
Проверить умение
правильно писать слова с
парными звонкими и
глухими согласными на
конце и в середине
слова; развивать
орфографическую
зоркость.
Оценивать свои
достижения при
выполнении
задания
63
15
Работа над
ошибками.
Правописание
слов с
разделительным
мягким знаком.
1
Провести работу над
ошибками,
допущенными в тексте
диктанта и
грамматических
заданиях.
Формировать у учащихся
представление об
употреблении
разделительного мягкого
знака и правописание
слов с разделительным
мягким знаком.
Использовать
правило при
написании слов с
разделит.ь.
Объяснять
написание
разделит. ь .
Осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач
и при работе со
знаковой
информацией;
воспринимать речь
учителя,одноклассн
иканепосред. не
обращенную к
учащемуся;
сравнивать разные
точки зрения;
считаться с
мнением другого
64
16
Использование
правила при
написании слов
с
1
Учить проводить звуко-
буквенный анализ слов с
разделительным мягким
знаком.
15
разделительным
знаком-ь
человека.
65
17
Контрольное
списывание.
1
Проверить умение
каллиграфически
правильно списывать
слова и предложения без
пропусков, замены и
искажения букв; учить
делать перенос слов с
разделительным мягким
знаком.
Оценивать свои
достижения при
выполнении
задания
66
18
Обучающее
сочинение
«Зимние
забавы».
1
Учить детей оформлять
свои мысли на письме,
видеть орфограммы и
грамотно писать слова.
67
19
Обобщение
изученного
материала.
Проверка
знаний.
Словарный
диктант.
1
Оценивать свои
достижения при
выполнении заданий
«Проверь себя».
Части речи (27ч.)
68
1
Что такое части
речи?
1
Дать понятие о трёх
самостоятельных частях
речи: имени
существительном, имени
прилагательном, глаголе.
Соотносить
слова-названия,
вопросы, на
которые они
отвечают, с
частями речи.
Различать
Регулятивные:
умение
определять цель
деятельности
урока,
планировать
решение
учебной задачи:
выстраивать
последовательно
сть необходимых
Осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач и
при работе со
знаковой
информацией;
воспринимать речь
учителя
(одноклассников),
69
2
Что такое имя
существительно
е?
1
Расширение
представлений о
предметах и явлениях
окружающего мира через
ознакомление с именами
существительными,
70
3
Одушевлённые и
неодушевлённые
имена
1
16
существитель
ные.
обозначающими эти
предметы и явления
Умение отличать
собственные и
нарицательные имена
существительные,
подбирать примеры
таких слов
самостоятельно;
собственные и
нарицательные
имена
существительные,
подбирать
примеры.
операций
(алгоритм
действий);
Коммуникативн
ые: вступать в
учебное
сотрудничество
с однокласс
никами
непосредственно не
обращенную к
учащемуся;
сравнивать разные
точки зрения.
71
4
Собственные и
нарицательные
имена
существитель-
ные.
Заглавная буква
в именах
собственных.
1
72
5
Заглавная буква
в именах,
отчествах,
фамилиях
людей, кличках
животных,
географических
названиях.
1
Обобщить знания
учащихся об имени
существительном;
проверить усвоение
орфографических
навыков на основе
изученных тем.
Различать
собственные и
нарицательные
имена
существительные,
подбирать
примеры.
Классифициро
вать имена
собственные и
нарицательные по
значению
Писать с
заглавной буквы
имена
собственные.
Осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач и
при работе со
знаковой
информацией;
воспринимать речь
учителя
(одноклассников),
непосредственно не
обращенную к
учащемуся;
сравнивать разные
точки зрения.
73
6
Единственное и
множественное
число имён
существитель
ных.
1
Формировать умение
отличать собственные и
нарицательные имена
существительные,
подбирать примеры
таких слов
самостоятельно;
формировать навыки
правописания заглавных
букв в именах
собственных.
Работать с
повествовательным
текстом: определять его
тему и главную мысль,
подбирать заголовок к
74
7
Контрольная
работа за
IIIчетверть
1
75
8
Обучающее
изложение
1
Определять число
имён
существительных.
Изменять имя
существительное
17
тексту, определять части
текста, составлять
ответы на данные
вопросы, записывать
составленный текст в
соответствии с
вопросами. Проверять
текст.
по числам.
76
9
Работа над
ошибками
Единственное и
множественное
число имён
существитель
ных.
1
Дать понятие об
изменении имён
существительных по
числам; учить
определять число имён
существительных,
употреблять в речи
формы единственного и
множественного числа;
развивать
наблюдательность, речь;
формировать навыки
грамотного письма.
77
10
Изменение имён
существитель-
ных по числам.
1
Распознавать
глагол среди
других частей
речи по
лексическому
значению.
Регулятивные:
умение
определять цель
урока, учитывать
ориентиры
действия в
новом учебном
материале;
Осуществлять
сотрудничество в
парах при
выполнении
учебных задач и
при работе со
знаковой
информацией;
78.
11.
Что такое
глагол?
1..
Познакомить с частью
речи – глаголом, его
отличительными
признаками и ролью в
речи; развивать речь,
18
коммуникативные
навыки.
планировать
своё действие в
соответствии с
поставленной
задачей.
воспринимать речь
учителя
(одноклассников),
непосредственно не
обращенную к
учащемуся;
сравнивать разные
точки зрения.
79.
12.
Распознавание
глаголов среди
других частей
речи по
лексическому
значению.
1.
80
13
Единственное и
множественное
число глаголов.
1
Познакомить с
единственным и
множественным числом
глаголов, их
отличительными
признаками и ролью в
речи; развивать речь,
коммуникативные
навыки.
Коммуникативн
ые: осознавать,
высказыв. и
обосновывать
свою точку
зрения;
вступать в
учебное
сотрудничество
с
одноклассникам
и, участвовать в
совместной
деятельности
81
14
Правописание
частицы НЕ с
глаголами.
1
Формировать навык
раздельного написания
глаголов с частицей НЕ;
познакомить их
отличительными
признаками и ролью в
речи; развивать речь,
коммуникативные
навыки.
Раздельно писать
частицу НЕ с
глаголом.
Познавательные:
осуществлять
анализ, синтез,
классификацию
языкового
материала по
заданным
критериям;
подводить факты
языка и речи под
82
15
Обобщение и
1
Формировать навык
Оценивать свои
19
закрепление
знаний по теме
«Глагол».
раздельного написания
глаголов с частицей НЕ;
развивать речь,
коммуникативные
навыки.
достижения
понятие на
основе
выделения
комплекса
существенных
признаков.
83
16
Что такое текст-
повествование?
Проверка
знаний.
Словарный
диктант.
1
Познакомить учащихся с
понятием текст –
повествование, с его
отличительными
признаками;
Распознавать
текст-
повествование.
84
17
Что такое
прилагательное?
Связь имени
прилагательного
с именем
существитель
ным.
1
Познакомить учащихся
со словами,
обозначающими
признаки предметов,
отвечающими на
вопросы какой? какая?
какое? какие?, и их
ролью в речи.
Распознавать имя
прилагательное
среди
других частей
речи по
обобщённому
лексическому
значению и
вопросу.
Выделять из
предложения
словосочетания с
прилагательными
Познавательные:
осуществлять
анализ,
синтез,
классификацию
языкового
материала по
критериям;наход
ить в тексте
необходимые
сведения, факты
и другую
информацию,
представленную
в явном виде;
находить
языковые
примеры для
иллюстрации
определённых
понятий, правил;
уметь работать
со «Страничкой
Воспринимать речь
учителя
(одноклассников),
сравнивать разные
точки зрения;
85
18
Прилагательные
близкие и
противоположн
ые по значению.
Единственное и
множественное
число
1
Познакомить со
смысловым значением
имён прилагательных;
показать связь имени
прилагательного с
именем
существительным.
Формировать
представление о
прилагательных –
Определять число
имён
прилагательных,
распределять
имена
прилагательные в
зависимости от их
числа, изменять
прилагательные
по числам.
20
синонимах и
прилагательных –
антонимах и их роли в
речи.
для
любознательных
».
86
19
Что такое текст –
описание?
1
Познакомить учащихся с
понятием текст –
описание, с его
отличительными
признаками; развивать
речь, коммуникативные
навыки.
Регулятивные:
учитывать
ориентиры в
учебном
материале;
планировать
действия для
решения задачи;
Коммуникативн
ые:
характеризоватьк
ачества,
признаки
объекта,
относящие его
копределенному
классу
Познавательные:
осуществлять
анализ, синтез,
сравнение,
материала,
строить
рассуждения
87
20
Общее понятие о
предлоге.
1
Умение писать слова с
изученными
орфограммами,
подбирать заголовок к
тексту, составлять
предложение на тему,
распознавать изученные
части речи.
Распознавать
текст-описание.
Наблюдать за
ролью имени
прилагательного
88
21
Диктант
1
Обобщить знания
учащихся о частях речи;
проверить усвоение
орфографических
навыков на основе
изученных тем.
оцениватьсобствен
нуюучебн.деятельн
ость
свои достижения,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность,
причины неудач;
89
22
Работа над
ошибками. Что
такое
местоимение?
1
Провести работу над
ошибками,
допущенными в тексте
диктанта. Формировать
представление о
местоимении как части
Распознавать
личные
местоимения (в
начальн. форме)
среди других слов
в предложен.
Регулятивные:
принимать и
сохранять
учебную задачу;
действовать по
намеченному
считаться с
мнением другого
человека;
проявлять терпение
и доброжелательн.
в споре (дискуссии)
21
речи.
Различать
местоимения и
существ.
плану, а также
по инструкциям.
Коммуникативн
ые: вступать в
сотруднич. с
одноклассникам
и, участвовать в
совместной
деятельности,
оказывать
взаимопомощь,
осуществлять
взаимоконтроль,
проявлять
доброжелательн
ое отношение
Познавательные:
находить в
тексте
информацию,
использовать её
для решения
учебно-
познавательных
задач; находить
языковые
примеры
90
23
Распознавание
личных
местоимений (в
начальной
форме)
1
Формировать
представление о
местоимении как части
речи, его роли в
предложении.
91
24
Что такое текст –
рассуждение?
1
Познакомить учащихся с
понятием текст –
рассуждение, с его
отличительными
признаками;.Проверить
умение грамотно
списывать, навык
грамотного
каллиграфического
письма, выполнять
грамматические задания
92
25
Контрольное
списывание с
грамматичес
кими
заданиями(в
рамках
промежуточной
аттестации)
1
93
26
Работа над
ошибками.
Проверка знаний
по теме:"Части
речи. Предлог".
1
Формировать умения
находить и исправлять
ошибки; повторить и
закрепить изученный
материал.
94
27
Закрепление
изученного
материала
1
развивать речь,
коммуникативные
навыки
Узнавать предлоги
в устной и
письменной речи.
Правильно
употреблять
предлоги в речи.
Повторение (8ч.)
95.
1.
Повторение по
теме «Текст».
1
Повторить изученный
материал по теме
«Текст».
Наблюдать за
особенностями
речи и оценивать
Познавательные:
находить в
тексте
оцениватьсобствен
нуюучебн.деятельн
ость:
22
её. Работать с
текстом,
различать виды
текста.
Определять
границы
предложения,
обосновывать
выбор знаков
препинания.
Определять
главные и
второстепенные
члены
предложения,
устанавливать
связь слов в
предложении
информацию,
использовать её
для решения
учебно-
познавательных
задач;
контролировать
процесс и
результаты
деятельности,
вносить
коррективы;
оценивать
достижения,
осознавать
трудности,
искать их
причины и
способы
преодоления.
Регулятивные:
принимать и
сохранять
учебную задачу;
действовать по
намеченному
плану, а также
по инструкциям.
Коммуникативн
ые:
Участвовать в
беседе;
осознавать,
высказывать и
свои достижения,
самостоятельность,
инициативу,
ответственность,
причины неудач;
сравнивать разные
точки зрения;
считаться с
мнением другого
человека;
проявлять терпение
и доброжелательн.
в споре (дискуссии)
96.
2.
Повторение по
теме
«Предложение».
Словарный
диктант.
1.
Повторить изученный
материал по теме
«Предложение».
97.
3.
Установление
связи слов в
предложении.
1.
98.
4.
Повторение по
теме «Слово и
его значение».
1.
Повторить изученный
материал по теме «Слово
и его значение».
99.
5.
Проект «В
словари – за
частями речи!».
1.
10
0
6
Повторение по
теме «Части
речи».
1
Повторить изученный
материал по теме «Части
речи».
10
1
7
Повторение по
теме «Звуки и
буквы».
1
Повторить изученный
материал по теме «Звуки
и буквы».
10
2
8
Итоговый урок
по курсу
«Русский язык».
1
Воспитывать интерес к
языку, проверка знаний,
умений
23
обосновывать
свою точку
зрения;
вступать в
сотрудничество
с
одноклассникам
и, участвовать в
совместн.
деятельности,
оказывать
взаимопомощь.
24
№ n/n
Вид работы
Количество часов
1.
Диктант
7
2.
Словарный диктант
3
3.
Сочинение
3
4.
Изложение
3
5.
Контрольное списывание
4
6.
Проект
3
Контрольный диктант (входной)
Мурзик.
У Ани живёт кот Мурзик. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Мурзик любит играть.
Диктант по теме «Предложение»
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с
котом.
Задания.
1.
В предложениях 4 и 5 подчеркнуть главные члены предложения (по вариантам)
2.
Запиши сколько букв и звуков в словах: Юля, письмо.
Контрольный диктант за Iчетверть
Осень.
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие берёзы и осины. Под кустом прячется зайка. У дупла сидит
белка. На макушку ели села птица.
(27 слов)
Грамматические задания
1.
Подчеркните основу и выпишите пары слов: вариант I- четвёртое предложение; вариант II- пятое предложение.
2.
Написать по одному слову на сочетания: жи- ши, чк- чн, ча-ща,чу-щу.
25
Диктант по теме «Безударные гласные»
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц
бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей и животных.
Задания.
1.
Запиши только те слова, которые начинаются с гласного звука.
Дятел, иволга, ястреб, аист.
2.
Подобрать проверочные слова к словам : тр - ва - …, пч – ла - …, д – жди - …, в – да –
3.
В каких словах написание выделенной буквы надо проверять?
З и ма, з и мушка, з и мой, з и мний.
4.
Запиши слова с непроверяемой орфограммой в корне слова.
Лопата, скворец, зверёк, ветер, ноябрь.
Контрольный диктант за II четверть
Снег.
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.
Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было
весело.
(38 слов)
Грамматические задания.
1.
Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.
2.
Спешите второе предложение. Поставьте ударения в словах. Подчеркните безударные гласные.
Диктант «Парные звонкие и глухие согласные».
Зяблик.
По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на речке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему
лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.
Слова для справок: много, целый.
Задания.
1.
Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
2.
Сделайте звуко- буквенный анализ слов (1 вариант- снег, 2 вариант – лёд)
26
Диктант по теме «Части речи».
Друзья.
Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьёва есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с
длинным хвостом. Мальчик принёс корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.
(36 слов)
Грамматические задания.
1.
Подчеркнуть имена собственные.
2.
В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.
3.
В первом предложении обозначить части речи
4.
Выпиши из текста: белочка (какая?), друг (какой?).
Оценка письменных работ по русском у языку.
Критерии оценки диктантов:
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями
письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены
небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написананебрежно.
Оценка "2" ставитсяза диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написананеряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
27
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на
теразделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения запис ано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Контрольный диктант
Первое полугодие
Второе полугодие
1 класс
-
15-25 слов
2 класс
25-30 слов
35-45 слов
3 класс
45-55 слов
55-6- слов
4 класс
60-70 слов
70-80 слов
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
28
Ошибки:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в
словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми
написаниями);
3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл произведения.
5. Употребление слов в несвойственном значении ( в изложении).
Недочеты.
1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не
считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
2. Отсутствие «красной строки».
3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.
4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не
влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление
работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При
оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в
меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает
достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не
изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Грамматическое задание
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание
включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
29
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный диктант№1
Воробей,ворона,ребята,ученик,сентябрь,ягода,берёза,класс,девочка,тетрадь.
Словарный диктант№2
Тарелка, товарищ, щавель, метель, морковь, народ, вдруг, завод, сапог, обезьяна, здравствуйте, Москва .
Словарный диктант№3
Месяц, январь, февраль, картина, отец, фамилия, Россия, город, улица, топор, обед, магазин.
Первое полугодие
Второе полугодие
1-й класс
-
5-6 слов
2-й класс
8-10 слов
10-12 слов
3-й класс
10-12 слов
12-15 слов
4-й класс
12-15 слов
15-18 слов
Критерии оценки словарных диктантов:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.
30
Контрольная работа за IIIчетверть
Критерии
оценки
Задание
Кол-во
баллов
Итого
Умею находить
главные члены
предложения.
1.Укажи основу предложения.
Сторож угостил ребят чудесным пчелиным мёдом.
□ угостил мёдом
□ угостил ребят
□ сторож угостил
□ ребят мёдом
1
1
Умею выделять
корень слова.
2.Запиши слова и выдели корень слова: цветочек, цветок,
расцветать.
___________________________________________________
1
1
Умею подбирать
проверочные
слова.
3.Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.
В _ рёный - _________________, м _ сной - _____________,
Л _ сной - ___________________, т _ мнеть - ____________,
Б _ льной - __________________, с _ лёный - ____________,
Зв _ рёк - __________________, к _ рмить - _____________.
За
каждый
правиль-
ный ответ
по 1
баллу
8
Умею различать
согласные звуки и
буквы,
обозначающие
согласные звуки.
4.Произнеси названия предметов. В каком из слов нет
звука [й
,
]?
□ □ □
1
1
31
Умею переносить
с одной строки на
другую слова с
мягким знаком.
5.Какой вариант деления слова на слоги ты считаешь
1
Умею различать
твёрдые и мягкие
согласные звуки.
6.Отметь слово, в котором все согласные мягкие.
□ тюлень □ сентябрь □ медведь
1
1
Умею правильно
писать изученные
орфограммы.
7. Укажи вариант, где все слова написаны без ошибок.
□ машина, роща, щюка, белочька
□ кувшын, девочка, чаща, чюгун,
□ жираф, дача, дочка, чудеса
□ чайка, лыжи, кричю, ручька
1
1
Могу по
транскрипции
записать слово
8*.Запиши слова.
[ й
,
азык] - ____________________
[ пай
,
ут] - ____________________
[в
,
й
,
от] - ______________________
За
каждый
правиль-
ный ответ
по 1
баллу
3
Волга.
Дорога Волга всем нашим людям. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На волге в
последнюю войну наши воины разбили фашистов.
(По С. Баруздину)
Задание: Подчеркни заглавные буквы в словах.
Списывание№2
Ландыш.
В тени деревьев растёт цветок. Между двумя широкими листьями – ножка. На ней - белые душистые колокольчики. Это ландыш. Мы
любим ландыши за красоту и нежный запах. Плоды ландыша созревают осенью. Это красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают
лекарства
.
Задание: В первом предложении расставь ударения и подчеркни главные члены.
Списывание№3
Кораблик.
Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне раздулись почки. Пушистые сугробы снега осели.
Весело бежит звонкий ручеёк. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.
Задание : В первом предложении подчеркни главные члены. В третьем предложении расставь ударения.
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8
слов больше, чем тексты для
контрольного диктанта.
Первое полугодие
Второе полугодие
33
1 класс
-
20-30 слов
2 класс
30-35 слов
40-50 слов
3 класс
50-60 слов
60-65 слов
4 класс
65-75 слов
75-90 слов
Алгоритм списывания
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах
Критерии оценки списывания:
Оценка " 5 " ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написанааккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления
Грамматическое задание:
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание
включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
34
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий
Изложения №1
Ёжик.
Дедушка подарил детям ёжика. Летом он жил в сенях. Зимой ёж уснул в норе. Придёт ёжик весной голодный.
Берегитесь, мыши!
Напиши изложение по плану.
1. Кого подарил дедушка детям?
2. Где ёж жил летом?
3. Где он уснул зимой?
4. Какой придёт ёжик весной?
Изложение№2
Оляпка
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка
выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.
Напиши изложение по плану:
1. Что делала на льду реки оляпка?
2.Куда птичка прыгнула?
3.Что она там делала?
4. Почему оляпке зимой не холодно?
Изложение №3
Мурзик
Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона.
Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась.
Она тяжело полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал.
Ему очень повезло. Он провалился в пушистый снег.
35
Напиши изложение по плану:
1.Кто был озорной?
2.Где сидел Мурзик?
3.Какая птица села рядом?
4. Куда прыгнул котик?
5.Чем он вцепился в перья?
6.Что случилось с вороной?
7.Что сделала ворона?
8. Что случилось с Мурзиком?
Обучающее сочинение №1 по картине А. А. Пластова «Первый снег».
План сочинения по картине:
1.
Первый снег.
2.
Переживания детей.
3.
Моё впечатление.
Обучающее сочинение №2 по картине А.С.Степанова «Лоси».
План сочинения по картине :
1. Какое время года изображено?
2. Кто изображен в центре картины?
3. Откуда вышли лоси?
4. Что они делают?
4.
Почему взрослый лось внимательно смотрит по сторонам?
Обучающее сочинение
по серии картинок
№3 «Зимние забавы».
План сочинения по картине:
1.Чудесный зимний денёк
2.Зимние развлечения детей.
3.Весело ребятам!
36
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной
ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный
журнал не заносится.
Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за
контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные
изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
Нормы оценки работ творческого характера:
Изложение
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без
пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса;
тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2
орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в
построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8
орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Обучающее сочинение:
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2
орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3
предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
37
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8
орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Контрольное сочинение:
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы,
отсутствие
фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 --2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильноеи достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются не значительные нарушения
последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) г рамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- многофактических неточностей;
38
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Примечание
В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий. Учитывая, что данный вид
работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и
сочинения.
Проекты
1.Наши проекты. «Пишем письмо».
2.Наши проекты . «Рифма».
3.Проект «В словари – за частями речи!».
этап
Актуальность
Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение
имеющихся по данной тематике противоречий
Планирование работы
Осведомленность
Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное
владение материалом
Исследовательская
деятельность
Научность
Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов
работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме,
использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими
Самостоятельность
Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая
действиями координатора проекта без его непосредственного участия
Результаты или
Значимость
Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического
39
выводы
применения
Системность
Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его
при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-
исследовательской работы
Структурированность
Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем
системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также
упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении
проекта
Интегративность
Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в
единой концепции проектной работы
Креативность (творчество)
Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто
новое в контекст современной действительности
Представление
готового продукта
Презентабельность
(публичное представление)
Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер,
фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и
способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление
хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы
авторами проекта
Коммуникативность
Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить
этапы и результаты своей деятельности
Апробация
Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение
нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта
Оценка процесса и
результатов работы
Рефлексивность
Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и
результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что
было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в
будущем?
Списывание с грамматическими заданиями (в рамках промежуточной аттестации).
40
Щенок
Волч..та (не) поняли щенка. ..ни (за) м..хали хв..стами. Щенок ударил лапой в..лчонка (по) г..лове. А в..лчонок ударил щенка. Щенок (по)
см..трел (на) него и (по) б..жал. В..лч..та (по) гн..лись (за) мален..ким щенком, (на) пали и стали (в) шутку кусать. В.. роны с ..дели (на) с..сне
и см..трели (на) б..рьбу. Со(лн, н) це стало (при) п..кать. В..лчата (по) шли (в) яму и легли спать. Щенок (по) выл и раст..нулся на солнышке.
(По А.Чехову)
Задание: Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки.
Задание*: К словам с пропущенными буквами запиши проверочные слова.
Критерии оценки списывания:
Оценка " 5 " ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написанааккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления
Грамматическое задание
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание
включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий
41
Примечание
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
.
42