Напоминание

Психолого-педагогическая работа по освоению детьми образовательной области "Здоровье": цель, формы работы, интеграция с другими областями.


Автор: Надточиева Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 169"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психолого-педагогическая работа по освоению детьми образовательной области "Здоровье": цель, формы работы, интеграция с другими областями.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Психолого-педагогическая работа по освоению детьми

образовательной области «Здоровье»: цель, формы работы,

интеграция с другими областями.
(творческая разработка)

Содержание
Введение Ι Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»
1.1.
Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ 4 1.2.Укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду 6 1.3.Формирование здоровьесберегающей компетентности у дошкольников. 8 ΙΙ Формы психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье» 10 2.1. Формирование начальных представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни 10 2.2. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем с озда н и я здоровьесберегающей среды в детском саду 11 2.3.Работа с родителями по образовательной области «Здоровье» 13 Заключение 14 Список литературы 15 Приложения 16 2

Введение
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. За последние семь лет уровень здоровья дошкольников ухудшился на 14,5 %. На первом месте находятся болезни органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, болезни пищеварительного тракта, глаз. По мнению медиков, это тот класс болезней, которым можно и нужно управлять в дошкольных образовательных учреждениях. Эти нарушения в здоровье, как отмечают медицинские работники, носят пока функциональный характер и если не активизировать работу по охране и укреплению здоровья дошкольников, то в школьном возрасте отклонения приобретут хроническое течение. Поиски путей успешного решения оздоровительных задач в ДОУ в настоящее время по-прежнему основываются на определении средств и методов эффективного влияния взрослого на организм ребенка через специально подобранные физические упражнения. При таком подходе ребенок рассматривается в качестве объекта воздействия при решении задач физического воспитания. Он становится запрограммированным до определенного возраста на уход за ним со стороны взрослых. Дошкольники не осознают значимости действий, указаний педагогов и родителей на поддержание и коррекцию их здоровья. Под контролем взрослого ребенок действует в соответствии с его требованиями, на занятиях бегает легко, сохраняет правильную осанку, а в повседневной жизни, в кругу сверстников выполнение движений не контролируется и, нередко, двигательное поведение приносит вред здоровью. Усилия только взрослых по укреплению здоровья дошкольников не дают значимого результата. Возникает необходимость включения самого ребенка в заботу о здоровье, приобщения к ценностям здорового образа жизни на основе произвольного управления своим поведением. Целью нашей работы является: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни как основы культуры здоровья. Задачи: создать здоровьесберегающую среду в детском саду для сохранения и укрепление здоровья воспитанников; формировать потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления. 3
Ι Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»
1.1.

Здоровьесберегающая

деятельность

педагога:

понятие,

цели,

виды,

принципы
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. П о определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни - именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач ст ановят ся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие

технологии

в

дошкольном

образовании
– технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающей технологии
-
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья
,
вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Здоровьесберегающие педагогические технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно- развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодейств о в а т ь . Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. 4

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
: медико- профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей, воспитанников ДОУ. Здоровьесберегающая деятельность педагога – часть профилактической деятельности, направленной на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для сохранения здоровья ребенка.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
 принцип научности (использование научно обоснованных и практически апробированных методик во всех проводимых мероприятиях, направленных на укрепление здоровья);  принцип сознательности и активности (формирование у педагогов и родителей устойчивого интереса и осмысленного отношения к своему здоровью и здоровью детей);  принцип комплексности и интеграции (решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности);  непрерывности здоровьесберегающего процесса;  систематичности и последовательности;  принцип доступности и индивидуальности;  всестороннего и гармонического развития личности;  системного чередования нагрузок и отдыха;  постепенного наращивания оздоровительных воздействий;  возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др. Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. 5

1.2.Укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей

среды в детском саду
Сохранение и укрепление физического здоровья детей решается через проведение систематических различных видов закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей, проведение ежедневных утренних гимнастик, во время занятий, требующих большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проведение физкультминуток, обеспечение оптимальной двигательной активности детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения. Воспитание культурно-гигиенических навыков осуществляется через решение следующих задач: воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни осуществляется через знакомство детей с особенностями строения и функционирование организма человека, представление о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и влиянии на здоровье.
Для

укрепления

здоровья

используются

разные

здоровьесберегающие

технологии:
1.Средства двигательной направленности:  элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);  физические упражнения;  физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др. 2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фототерапия, ингаляция). 3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня)
Существуют следующие приемы:
1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения). 6
2.Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж...) 3.Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии). 4.Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам). Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Педагоги уделяют большое внимание созданию здоровьесберегающей среды в детском саду, особое внимание обращают на обучение дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов: Это динамические паузы, Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке; в групповой комнате – малоподвижные игры. Релаксация. Для всех возрастных групп под спокойную классическую музыку, звуки природы. Гимнастика пальчиковая. Гимнастика для глаз. Гимнастика дыхательная. Гимнастика бодрящая. Гимнастика корригирующая и ортопедическая. Физкультурные занятия Проблемно-игровые ситуации в Коммуникативные игры. Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. Самомассаж. Психогимнастика. Технология воздействия через сказки. Технологии музыкального воздействия. Закаливающие процедуры. Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающей среды, повышает результативность воспитательно- образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. 7

1.3.Формирование здоровьесберегающей компетентности у дошкольников
Компетентностный подход – подход акцентирующий внимание на развитие образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных проблемных ситуациях, его компетентность. Компетентность дошкольника в вопросах ЗОЖ – это признание ребенком здоровья как важнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем соматическом, физическом, психологическом, нравственном и социальном здоровье, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. Образ жизни – это привычное поведение человека. В своих поступках дошкольник может руководствоваться познанными общественно принятыми нормами и правилами поведения по собственному побуждению или по совету, указанию, приказанию взрослого. Ребенок может по-разному проявлять себя в присутствии разных взрослых и без них, в обычных условиях и измененных, новых. Культура поведения возможна только при условии, когда ребенок знает и понимает нормы и правила, стремится следовать им в повседневной жизни. Понимание необходимости следовать установленным правилам делает поступки дошкольника осознанными и обеспечивает самостоятельный контроль за действиями. Эти положения являют ся о сновополагающими при ф о рм и р о ва н и и здоровьесберегающего поведения. Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать: значение здорового образа жизни; осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств; обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей; взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни; научиться приемам самомассажа; усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе. Для того, чтобы поведение ребенка было произвольным и направлено на охрану и укрепление собственного здоровья необходимы представления и понятия о значимости различных органов и систем в жизнедеятельности человека, о их функционировании и влиянии различных факторов на их работу. Следует выделить те правила, соблюдение которых обеспечит произвольность поведения, направленное на охрану и укрепление собственного здоровья. Важно для каждого возраста определить необходимое содержание, 8
объем знаний, формы, методы и приемы, чтобы конкретные представления были связаны с опытом поведения. Руководством к действию для охраны и укрепления собственного здоровья служит круг необходимых знаний: о значении данного органа в жизнедеятельности человека; об особенностях строения и функционирования органа или системы; о возможных нарушениях в работе органов и систем и их последствиях; о влиянии движений разного характера на деятельность организма; о факторах, оказывающих положительное и отрицательное влияние на функционирование органов; путях устранения нежелательных воздействий; о целесообразном выполнении жизненно-необходимых движений; о выделении правил, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность органа; знания, связанные с рассмотрением наиболее часто встречающихся ситуаций и определением необходимого поведения человека. Следование познанным правилам и соблюдение установленных требований предусматривает наличие необходимых умений: культурно– гигиенических, правильных двигательных навыков, по сохранению правильной осанки и т. д. Для овладения соответствующими умениями нужна организация определенной деятельности детей. При выработке умений сформированные знания о значимости соблюдения определенных правил для здоровья выдвигают необходимость следовать им и придают поведению осмысленный, содержательный характер. Предусматривается формирование правильных двигательных умений и навыков выполнения жизненно-необходимых движений, приобретение опыта самостоятельного использования двигательной деятельности для укрепления здоровья, развитие контролирующей функции за своими действиями, выработку психологического механизма регулирования своих эмоциональных состояний. Первоначально дошкольники приучаются действовать в соответствии с правилами в специально созданных взрослым условиях, в конкретном случае и поведение носит ситуативный характер. Затем эти действия закрепляются и используются в игровой деятельности. Постепенно здоровьесберегающее поведение при четко организованном укладе жизни входит в привычку и становится обычным в повседневной обстановке, важным становится владение приемами эмоциональной коррекции в играх со сверстниками. В формировании здоровьесберегающего поведения можно выделить три стадии: первая стадия характеризуется пониманием и знанием определенных действий для обеспечения нормального функционирования органов и систем; вторая стадия – знанием и 9
умением выполнять действия для выполнения определенных правил; третья стадия определяет наличие и знаний, и умений, и привычного поведения. 10
ΙΙ Формы психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»
2.1.Формирование начальных представлений у детей дошкольного возраста о

здоровом образе жизни
Задачей данного параграфа познакомить детей со строением человеческого тела и сформировать представление о здоровом образе жизни. В табл.1 представлен комплекс тематических занятий, целью которых является формирование начальных представлений о том, как устроено тело человека и зачем нужно соблюдать правила гигиены. Таблица 1.Тематическое планирование занятий: Месяц Тема занятий Сентябрь “Вот я какой” Октябрь “Чтобы быть здоровым” Ноябрь “Наши органы дыхания” Декабрь “Наши органы слуха” Январь “Как сохранить хорошее зрение” Февраль “Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?” Март “Мои защитники кожа, ногти, волосы” Апрель “Внутренние органы” Май “Правила на всю жизнь” Дети знакомятся со строением и функциями соответствующих органов и на базе приобретенных знаний воспитывается бережное отношение к своему организму.
2.2.Сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания

здоровьесберегающей среды в детском саду
11
Задачей данного параграфа познакомить детей с техникой точечного массажа, чтобы повысить жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям, научить детей правильному дыханию, специальным упражнениям для снятия напряжения глаз и профилактики глазных болезней, упражнениям формирующим правильную осанку. (Приложение 2)
1 группа упражнений направлена на развитие дыхательной мускулатуры

Цель:
Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи:

1.
Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленно сть, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы.
2.
Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.
Основные правила.

1.
Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
2.
Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.
3.
Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
4.
Дышать носом.
2

группа

упражнений:

точечный

массаж,

направленный

на

повышение

сопротивляемости организма:
массаж рук, ушных раковин, массаж головы и лица. Техника точечного массажа возникла на Востоке около 5 тысяч лет назад. Так, китайские целители заметили, что при воздействии на определенные точки на теле человека, повышается иммунитет, проходят многие заболевания. В этом нет никакой мистики. Так происходит потому, что импульсы (которые происходят от раздражения определенных зон), поступают одновременно в головной и спинной мозг. А оттуда уже поступают команды различным органам и структурам организма. Под действием массажа организм начинает вырабатывать собственные лекарства, которые излечивают заболевания не хуже таблеток.
Массаж рук
12

Цель:
воздействовать через биоактивные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости.
Основные правила.
Большим пальцем правой руки совершайте круговые движения: помассируйте каждую фалангу пальчиков, потом саму ладонь. Особое внимание уделите точке на пересечении большого и указательного пальца (как левой, так и правой руки). Эти точки называют точками жизни – они повышают иммунитет. Большим пальцем массируйте эту точку на ручке малыша: десять круговых движений в одну сторону, десять – в другую.
Массаж ушных раковин

Цель:
вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.
Основные правила.
Потяните мочку уха сверху вниз (оттягивайте аккуратно, не нужно прилагать усилий). Затем также осторожно потяните ушную раковину от слухового прохода вверх. Выполняйте ушной раковиной круговые движения сначала по часовой, затем против часовой стрелке. Повторите каждое массажное движение 8 раз.
Массаж головы

Цель:
Воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
Массаж лица

Цель:
предотвращать простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умение управлять мимикой, “лепить” красивое лицо.
Основные правила.
Массаж делают указательным пальцем. Начинают его от центра челюстей, постепенно перемещаясь сначала влево, потом вправо. На верхней части челюсти массировать следует сверху вниз (движение идет от десен к зубам). На нижней части наоборот – снизу вверх.
3 группа упражнений, направленных на снятие напряжения глаз

Цель:
предотвращать заболевание глаз.
4 группа упражнений, направленных на выработку красивой осанки

Ц е л ь :
укрепление мышц спины, улучшение кровообращения позвоночника и головного мозга. 13
Чтобы выработать красивую осанку, делаем упражнения, укрепляющие позвоночник. Полезно катать из угла в угол комнаты надувной мяч, толкая его головой и передвигаясь на четвереньках, а также ходить с легким грузом на темени, сохраняя правильную осанку. Пусть ребенок пройдется по начерченной мелом извилистой линии, а затем просто по полу задом наперед, ставя носок к пятке.
2.3.Работа с родителями по образовательной области «Здоровье»
Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Поэтому важно взрослым формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Необходимо объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на ребенка. Информировать родителей о факторах влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, закаливание, движения). Рассказывать о действиях негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление школьников. Совместно с родителями и при участии медико- психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации. Формы работы: - беседы; - консультации; - родительские собрания; -совместные мероприятия; 14
- мастер-классы; - интернет-общение и т.д. 15

Заключение
Забота о воспитании ребенка занимает приоритетную позицию в дошкольном образовании. Так как здоровый и развитый ребенок наименее подвержен вредным факторам среды, устойчив к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также основные навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И здесь важным является и правильно организованный режим дня, и формирование интереса к оздоровлению собственного организма. Ведь чем раньше ребенок узнает о строение своего тела, узнает важности закаливания, физических упражнений, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Здесь большую роль играет пример самих взрослых. Если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливание, то и дети делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. 16
Список литературы
1.
Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения [Текст] : учебное пособие / проектирование, тренинги, занятия / Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218с.
2.
Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М. Д Маханева. – М.: АРТКТИ, 2000 – 108с.
3.
Нечитайлова, А. Фитбол-гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Нечитайлова //Здоровье дошкольника. – 2010. - №6. – С.29 -33.
4.
Пасечник, Л. Осанка и ее значение для укрепления здоровья детей [Текст]. / Л. Пасечник//Здоровье дошкольника. – 2011. - №3. – С. 9 -15.
5.
Рунова, М. А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей [Текст] : методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей / М. А. Рунова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96с.
6.
Сократов, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей [Текст] : Н. В. Сократов, И. Н. Корнева, В. Н. Феофанов, А. В. Литвинова / под ред. Н. В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224с. 17

Приложения

Приложение1.

Физкультминутки
1.Мы сегодня рисовали Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. П у с т ь н е м н о ж к о отдохнут Снова рисовать начнут. Дружно локти отведем Снова рисовать начнем. Мы старались рисовать Мы старались рисовать. Трудно было не устать. Мы немножко отдохнем Снова рисовать начнем. 2.Мою руки Мыло бывает Разным – преразным: С и н и м , з е л ё н ы м , оранжевым, красным... Но не пойму, Отчего же всегда Чёрной – пречерной бывает вода? 3.Выше руки! Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровнее! От зарядки с т а н е ш ь крепче, С т а н е ш ь к р е п ч е и сильней! 4.Ноги Где же, где же наши ноги? Где же наши ноги? Где же, где же ноги? Нету наших ног. Вот, вот наши ноги. Вот наши ноги. Пляшут, пляшут наши ноги Пляшут наши ноги. 5.Прочь, усталость, лень и скука Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать. Прочь усталость, лень и скука, Б у д е м м ы ш ц ы разминать! А теперь покрутим шеей, Это мы легко сумеем. Как упрямые все дети, Скажем: «Нет!» - на все на свете. А теперь мы присядем И колени разминаем Ноги до конца сгибать! Раз – два – три – четыре – пять, Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! Чтоб совсем проснуться Чтоб совсем проснуться, Нужно потянуться. Распрямились, потянулись, А т е п е р ь н а з а д прогнулись. Спину тоже разминаем Взад – вперед её сгибаем. Поворот за поворотом, То к окну, а то к стене Выполняем упражнение, Чтобы отдых дать спине. Отдохнули мы чудесно, И пора нам на место сесть. 6.Зарядка С о л н ц е г л я н у л о в кроватку Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, 18
Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире Раз, два, три, четыре, пять. Н а к л о н я т ь с я т р и – четыре. И на месте поскакать На носок, на пятку Все мы делаем зарядку. 7.На зарядку На зарядку солнышко Поднимает нас Поднимаем руки мы По команде «Раз». Опускаем руки мы по команде «Два!» Непосильный труд Нитку вдеть – для пальца Непосильный труд, Но зато два пальца Платьице сошьют. Три в тетради нашей Пишут хоть куда. Десять поле пашут, Строят города. Ну – ка, братцы, за работу Ну – ка, братцы, за работу Покажи свою охоту: 8.Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А малышке песни петь, Песни петь да плясать, Р о д н ы х б р а т ь е в развлекать. 9.Льется чистая водица Льётся чистая водица Мы умеем чисто мыться. Порошок зубной берём Крепко щёткой зубы трём. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. Поверни головку вправо, Поверни головку влево. Опусти головку вниз И тихонечко садись. 10.Мы умеем Мы умеем на кроватке Простыню разгладить гладко И у скомканной подушки Кулач ком з а д в и н у т ь ушки Мы сегодня утром рано Улыбались из-под крана, А теперь всё по порядку Дружно делаем зарядку Стой-ка смирно, руки вниз Гнись пониже, не ленись! Кто с зарядкой дружит смело, Тот с утра прогонит лень, Будет сильным и умелым И весёлым целый день. 11.Мы цветы в с а д у сажаем Мы цветы в саду сажаем, Их из лейки поливаем. Астры, лилии, тюльпаны Пусть растут для нашей мамы! 12.Будем в к л а с с и к и играть Будем в классики играть, На одной ноге стоять, А теперь ещё немножко, На другой п о с кач е м ножке. 13.Вверх рука и вниз рука Вверх рука и вниз рука, Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! 19
Нам сегодня не до скуки. 14.Вышел клоун Вышел клоун на арену, Поклонился всем с о сцены, Вправо, влево и вперед Поклонился всем как мог. 15.Дети едут на машине Дети едут на машине Смотрят на дорогу – Слева – постовой стоит, Справа – светофор горит. 16.Космонавт В небе ясном солнце светит Ко с м о н а в т л е т и т в ракете. А внизу леса, поля – Расстилается земля. 17.М а м а м д р у ж н о помогаем М а м а м д р у ж н о помогаем: Сами в тазике стираем. И рубашки, и носочки Для сыночка и для дочки. Через двор растянем ловко Для одежды три веревки. С в е т и т с ол н ы ш ко – ромашка, С к о р о в ы с о х н у т рубашки.
Приложение 2

1 группа Комплекс дыхательных упражнений для часто болеющих детей
Вариант № 1.1. Дыхание через одну ноздрю. Продолжительность 10-15 секунд. Ребенок закрывает указательным пальцем поочередно правую и левую ноздрю. Необходимо следить за правильным положением головы. 2. Сидя на стуле. Глубокий вдох, на выдохе произносятся звуковые упражнения: гудит паровоз «ту-ту-ту» (тихо, громко, тихо); бьют часы «бом-бом-бом» (тихо, громко, тихо); шипят гуси «ш-ш-ш».По мере усиления выдоха увеличивается количество произносимых звуков. Количество упражнений от 1 до 3 раз. 3. Ходьба по комнате. Руки согнуты в локтях. Поочередное разгибание рук вперед с произношением звука «чух-чух». Продолжительность от 10-15 секунд до 1 минуты. 4. Сидя. Надувание мягких резиновых игрушек или мячей. Надувать игрушку следует постепенно, начиная с 3-5 выдохов. По мере тренированности количество выдохов увеличивается до полного наполнения игрушек воздухом. Вдох через нос. Вариант № 2.1. Дыхание через одну ноздрю. 2. Звуковые упражнения: кричит ворона «кар-кар-кар» (тихо, громко, тихо); жужжит жук «ж-ж-ж» (тихо, громко, тихо); мычит корова «му-му-му» (тихо, громко, тихо). 3.И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны в стороны с произношением «кач-кач» (водокачка). Слова произносятся громко. Количество упражнений – 2 раза. 4.Имитация движения косца. На выдохе произносится звук «жух». Упражнение выполняется в правую и левую сторону (количество 8 раз). 20
5. Надувание резиновых игрушек. Примечание: упражнения 1, 2, 5 выполняются так же как и в 1 варианте. Вариант №3 Пузырики Ребенок делает глубокий вдох носом, надувает щечки-«пузырики» и медленно выдыхает воздух приоткрытым ртом. Упражнение можно повторить 2 – 3 раза. "Трубач" Выполняется сидя. Ребенок складывает кисти рук в трубочку, подносит ко рту и поднимает практически кверху. На медленном выдохе произносит «пфффф», «пфффф». Повторить 4 – 5 раз. "Паровозик"Малыш ходит по комнате, попеременно двигая согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20 – 30 секунд. "Часики"Ребенок стоит прямо, ноги расставлены на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед-назад, он произност «тик-так, тик так». Повторять 10–12 раз. "Лыжник"В течение полутора – двух минут малыш изображает катание на лыжах, попеременно двигая руками и ногами. На выдохе произносится «ммммммм». "Потягушки"Ребенок стоит в положении ноги вместе, руки подняты вверх. На вдохе нужно хорошо потянуться, подняться на носки, на выдохе – опустить руки вниз, встать на всю ступню, произнося «ууууууухххххх». Упражнение повторяется 4 – 5 раз. "Гуси-лебеди" Малыш медленно ходит, поднимая руки в стороны на вдохе, опуская вниз на выдохе, и произнося при этом «гууууууу». Выполняется в течение 1 – 3 минут. Все эти и подобные упражнения лучше всего выполнять на открытом воздухе во время прогулки или в хорошо проветриваемом помещении.
2группа Точечный массаж .
стихотворная форма к массажу Болит горло у котят, Глазки видеть не хотят. Носики совсем не дышат, Даже ушки плохо слышат. Надо доктора позвать И малышек показать. К больным доктор приходил И массажем их лечил. Всех массировать учиться- С грудки мы начнем лечиться. 21
Есть больные очень точки Как тревожные звоночки Пальцем надо их прижать, А потом вращать начать. Девочки и мальчики! Приготовьте пальчики! Все нашли больной звоночек, Прижимай его дружочек Повращай один разочек,2 и 3, 4, 5, А теперь вращаем вспять1, 2, 3, 4, 5 Есть на шейке ямочка, Помассируй мамочка1, 2, 3, 4, 5 А теперь вращаем вспять1, 2, 3, 4, 5 А чуть выше бугорок, По нему скатились в бок Здесь живет ещё звоночек Он как часики стучит, Поработать нам велит1, 2, 3, 4, 5 А теперь вращаем вспять1, 2, 3, 4, 5 Чтоб котятки не ленились И массажу научились. Говорила кошка «Лушка» «Помассируйте за ушком, Шейку, лобик почешите, Нос погладить поспешите. Рядом с носиком звоночки, Отыщите их сыночки, И прижмите, повращайте:1, 2, 3, 4, 5 А теперь вращаем вспять1, 2, 3, 4, 5 Массаж на щечках продолжайте1, 2, 3, 4, 5 А теперь вращаем вспять1, 2, 3, 4, 5 А в конце потрем ладошки, Мои маленькие крошки. Лучше, лучше три ладошки, И здоровой будешь кошкой. Хорошо мы полечились И массажу научились, Чтоб красивым быть, здоровым! В детский сад ходить и в школу, Чтоб без болезней жить, С массажем мы должны дружить! 22

Массаж рук

1.
“Мыть” кисти рук, активно тереть ладошки до ощущения сильного тепла.
2.
Вытягивать каждый пальчик, надавливать на него.
3.
Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
4.
Растирать “мочалкой” всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; “смывать водичкой мыло”: одной рукой вести вверх, затем ладошкой – вниз и “стряхнуть воду”.
Массаж ушных раковин
Ребенок, сидя по-турецки, “лепит” ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона:
1.
поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами;
2.
ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз);
3.
нажимает на мочки ушей (“вешает на них красивые сережки”);
4.
лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и все слышащими);
5.
с усилием “примазывает глину” вокруг ушных раковин – проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1- 1,5 см.
Массаж головы

1.
Сильным нажатием пальцев ребенок имитирует мытье головы.
2.
Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3.
Совершает спиралевидные движения пальцами от висков к затылку.
4.
“Догонялки”. Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, “бегает” по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убегают друг от друга, то догоняют.
5.
«С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представляя, что его “прическа самая красивая на конкурсе причесок”.
Массаж лица

1.
Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее, чтобы она стала упругой.

2.
Надавливает пальцами на переносицу, на середину каждой брови, делая вращательные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
3.
С усилием, надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови (от переносицы к вискам).
4.
Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
5.
Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос: представляет, какой красивый нос Буратино у него получится.
3 группа упражнений, направленных на снятие напряжения глаз
1. "Бегунки" — во весь лист ватмана изображается волнистая линия, в начале которой изображена какая-либо цветная фигура, например, кораблик. Лист ватмана располагается на стене, противоположной от стоящего ребенка, которому предлагается проследить зрительно, как кораблик будет плыть по заданной траектории. Траектория, по которой дети "бегают" глазами, может быть в виде овала, "восьмерки", зигзага, спирали. Толщина линии — 1 см. 2. "Перевод взгляда" — на трех стенах комнаты прикрепляются яркие картинки со сказочными сюжетами. Величина картинки в пределах стандартного альбомного листа. Стоящий у четвертой стены ребенок, не поворачивая головы, попеременно рассматривает рисунки. 3. Упражнения для мышц глаза: - крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть глаза на 3—5 секунд; - м о р г а т ь б ы с т р о в т е ч е н и е 1 5 — 2 0 с е к у н д ; - пальцами рук прижать закрытые верхние веки, через 1—2 секунды снять пальцы с век; - смотреть перед собой вдаль в течение 2—3 секунд, затем поставить указательный палец вытянутой правой руки перед лицом, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.
4 группа упражнений, направленных на укрепление позвоночника.

Поза дерева
Стоя или сидя за столом, ставим ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Делаем спокойный вдох и выдох. Плавно поднимаем руки (ладони одна к другой, пальцы вместе) и тянемся всем телом.
Божественная поза
Сидя или стоя заводим руки за спину, ладони соединяем. Кисти касаются позвоночника. Локти приподняты, спина прямая. Грудная клетка развернута, плечи отведены назад.
Поза лебедя
Спина касается спинки стула. Руки опущены, плечи отведены назад. Руки за спиной соединяем в замок, выпрямляем и медленно поднимаем.

Перекрест
Стоя или сидя, правую руку вытягиваем вверх, левую опускаем вниз. Они сцепляются в замок за спиной. Если позвоночник искривлен вправо — дольше удерживаем снизу правую руку, и наоборот.
Скручивание
Встанем спиной к стене. Стопы вместе. Руки согнем в локтях и поднимем перед собой. Повернемся лицом к стене, скручивая верх туловища. Стопы не смещаем. Ладони прижаты к стене.


В раздел образования