Автор: Шайхуллина Зиля Мухарамовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НефтИн (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие образовательные технологий в учебном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Здоровьесберегающие образовательные технологий в учебном
процессе
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением
деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии
должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны
заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия "здоровье". Согласно
определению
Всемирной
организации
здравоохранения,
здоровье
-
это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а
не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье: это совершенство саморегуляции в организме,
гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей
среде (педагогическое определение). Это состояние роста и развития органов и
систем
организма,
основу
которого
составляют
морфологические
и
функциональные
резервы,
обеспечивающие
адаптационные
реакции
(медицинское определение).
Психическое здоровье:
это высокое сознание, развитое мышление,
большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной
деятельности (педагогическое определение);
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей
среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и
потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в
обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия "здоровье" используется как индивидуальная,
так и общественная характеристика.
В
отношении
индивида
оно
отражает
качество
приспособления
организма
к
условиям
внешней
среды
и
представляет
итог
процесса
взаимодействия
человека
и
среды
обитания.
Здоровье
формируется
в
результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних
(наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья
1.Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих
факторов
2. Показатели роста и развития
3. Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и
личности
4.Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
5. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно
представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены
взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем
организма человека, - основу которого составляет биологическая программа
индивидуального
развития,
опосредованная
базовыми
потребностями,
доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти
потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а
во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем
организма,
-
основу
которого
составляют
морфофизиологические
и
функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние психической сферы, - основу
которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как
биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями
их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и
потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в
обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как
оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени
условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность
взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой -
более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека,
направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот
стиль
персонифицирован.
Он
определяется
социально-экономическими
факторами, историческими, национальными и религиозными традициями,
убеждениями,
личностными
наклонностями. Здоровый
образ
жизни объединяет
все,
что
способствует
выполнению
человеком
профессиональных,
общественных,
семейных
и
бытовых
функций
в
оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий
личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного
здоровья.
Здоровый образ жизни:
1.
благоприятное социальное окружение;
2.
духовно-нравственное благополучие;
3.
оптимальный двигательный режим (культура движений);
4.
закаливание организма;
5.
рациональное питание;
6.
личная гигиена;
7.
отказ
от
вредных
пристрастий
(курение,
употребление
алкогольных напитков, наркотических веществ);
8.
положительные эмоции.
Приведенные
характеристики
позволяют
сделать
вывод,
что
культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры
человека, которая отражает его системное и динамическое состояние,
обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической
культуры,
социально-духовных
ценностей,
приобретенных
в
результате
воспитания
и
самовоспитания,
образования,
мотивационно-ценностной
ориентации
и
самообразования,
воплощенных
в
практической
жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-
ориентированного
подхода.
Осуществляемые
на
основе
личностно-
развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,
благодаря
которым
учащиеся
учатся
жить
вместе
и
эффективно
взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в
освоении
культуры
человеческих
отношений,
в
формировании
опыта
здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение
сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от
внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и
активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания,
формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других
людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это
деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной
предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы
и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие
результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому
методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной
проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую
деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием
и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и
жизнеобеспечивающего
процесса,
направленного
на
сохранение
и
приумножение
здоровья
ребенка.
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его
ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности,
овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
"Здоровьеформирующие
образовательные
технологии", по
определению
Н.К.
Смирнова,
-
это
все
те
психолого-педагогические
технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у
учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
•
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими
требованиями);
•
соответствие
учебной
и
физической
нагрузки
возрастным
возможностям ребенка;
•
необходимый,
достаточный
и
рационально
организованный
двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров)
понимает
систему,
создающую
максимально
возможные
условия
для
сохранения,
укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в
процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии
с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
образовательной
стратегии,
соответствующей
особенностям
памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной
группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.
4.
Использование
разнообразных
видов
здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности (Петров О. В.)
Основными
компонентами
здоровьесберегающей
технологии
выступают:
Аксиологический, проявляющийся в осознании обучащимися высшей
ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый
образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные
цели,
использовать
свои
умственные
и
физические
возможности.
Осуществление
аксиологического
компонента
происходит
на
основе
формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих
рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных,
медицинских,
социальных
и
философских
знаний,
соответствующих
физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание
законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой,
природой,
окружающим
миром.
Таким
образом,
воспитание
как
педагогический
процесс
направляется на
формирование
ценностно-
ориентированных
установок
на
здоровье, здоровьесбережение
и
здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей
и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и
вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных
интересах и потребностях.
Гносеологический, связанный
с
приобретением
необходимых
для
процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих
потенциальных
способностей
и
возможностей,
интересом
к
вопросам
собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных
методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря
процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и
развития
здоровья
человека,
овладению
умениями
сохранять
и
совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов,
усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот
процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний,
умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих
ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей.
Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты,
сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия
человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они
побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни,
заранее
предусматривать
и
предотвращать
возможные
отрицательные
последствия для собственного организма и образа жизни.
Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок,
которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых
для нормального функционирования организма, а также систему упражнений,
направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим
собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом
компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования
труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных
привычек,
функциональных
нарушений
заболеваний,
включает
в
себя
психогигиену
и
психопрофилактику
учебно-воспитательного
процесса,
использование
оздоровительных
факторов
окружающей
среды
и
ряд
специфических способов оздоровления ослабленных.
Эмоционально-волевой, который
включает
в
себя
проявление
психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым
условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания,
благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ
жизни. Воля - психический процесс сознательного управления деятельностью,
проявляющийся
в
преодолении
трудностей
и
препятствий
на
пути
к
поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию
и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным
компонентом,
особенно
в
начале
оздоровительной
деятельности,
когда
здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а
качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не
выражаются.
Он
направлен
на
формирование
опыта
взаимоотношений
личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент
формирует
такие
качества
личности,
как
организованность,
дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают
функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного
человека, так и всего коллектива.
Экологический, учитывающий то, что человек как биологический
вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую
личность
определёнными
биологическими,
экономическими
и
производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое
здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в
единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического
здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как
предпосылки
здоровья
личности
позволяет
нам
внести
в
содержание
здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к
экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных
учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром
природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в
природной среде, микро - и макросоциуме. В то же время природная среда,
окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение
способами
деятельности,
направленными
на
повышение
двигательной
активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент
содержания
воспитания
обеспечивает
закаливание
организма,
высокие
адаптивные
возможности.
Физкультурно-оздоровительный
компонент
направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих
общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут
благодаря
использованию
здоровьесберегающих
технологий,
которые
относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и
показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и
учеников.
Литература.
1.
Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников –
актуальное
направление
развития
содержания
образования
на
этапе
инновационного
становления
России/И.Г.
Андреева
//Стандарты
и
мониторинг.- 2015.-№3.
2.
Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент
здоровьесберегающей педагогической технологии.