Напоминание

Здоровьесберегающие образовательные технологий в учебном процессе


Автор: Шайхуллина Зиля Мухарамовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НефтИн (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие образовательные технологий в учебном процессе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Здоровьесберегающие образовательные технологий в учебном

процессе

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением

деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии

должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны

заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия "здоровье". Согласно

определению

Всемирной

организации

здравоохранения,

здоровье

-

это

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а

не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье: это совершенство саморегуляции в организме,

гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей

среде (педагогическое определение). Это состояние роста и развития органов и

систем

организма,

основу

которого

составляют

морфологические

и

функциональные

резервы,

обеспечивающие

адаптационные

реакции

(медицинское определение).

Психическое здоровье:

это высокое сознание, развитое мышление,

большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной

деятельности (педагогическое определение);

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей

среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и

потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого

определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в

обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия "здоровье" используется как индивидуальная,

так и общественная характеристика.

В

отношении

индивида

оно

отражает

качество

приспособления

организма

к

условиям

внешней

среды

и

представляет

итог

процесса

взаимодействия

человека

и

среды

обитания.

Здоровье

формируется

в

результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних

(наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья

1.Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих

факторов

2. Показатели роста и развития

3. Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и

личности

4.Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития

5. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно

представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены

взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем

организма человека, - основу которого составляет биологическая программа

индивидуального

развития,

опосредованная

базовыми

потребностями,

доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти

потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а

во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем

организма,

-

основу

которого

составляют

морфофизиологические

и

функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу

которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее

адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как

биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями

их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и

потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого

определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в

обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как

оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени

условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность

взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой -

более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека,

направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот

стиль

персонифицирован.

Он

определяется

социально-экономическими

факторами, историческими, национальными и религиозными традициями,

убеждениями,

личностными

наклонностями. Здоровый

образ

жизни объединяет

все,

что

способствует

выполнению

человеком

профессиональных,

общественных,

семейных

и

бытовых

функций

в

оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий

личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного

здоровья.

Здоровый образ жизни:

1.

благоприятное социальное окружение;

2.

духовно-нравственное благополучие;

3.

оптимальный двигательный режим (культура движений);

4.

закаливание организма;

5.

рациональное питание;

6.

личная гигиена;

7.

отказ

от

вредных

пристрастий

(курение,

употребление

алкогольных напитков, наркотических веществ);

8.

положительные эмоции.

Приведенные

характеристики

позволяют

сделать

вывод,

что

культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры

человека, которая отражает его системное и динамическое состояние,

обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической

культуры,

социально-духовных

ценностей,

приобретенных

в

результате

воспитания

и

самовоспитания,

образования,

мотивационно-ценностной

ориентации

и

самообразования,

воплощенных

в

практической

жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-

ориентированного

подхода.

Осуществляемые

на

основе

личностно-

развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,

благодаря

которым

учащиеся

учатся

жить

вместе

и

эффективно

взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в

освоении

культуры

человеческих

отношений,

в

формировании

опыта

здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение

сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от

внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и

активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания,

формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других

людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере - это

деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной

предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы

и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие

результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому

методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной

проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую

деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием

и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и

жизнеобеспечивающего

процесса,

направленного

на

сохранение

и

приумножение

здоровья

ребенка.

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его

ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности,

овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

"Здоровьеформирующие

образовательные

технологии", по

определению

Н.К.

Смирнова,

-

это

все

те

психолого-педагогические

технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у

учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его

сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как

ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с

возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими

требованиями);

соответствие

учебной

и

физической

нагрузки

возрастным

возможностям ребенка;

необходимый,

достаточный

и

рационально

организованный

двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров)

понимает

систему,

создающую

максимально

возможные

условия

для

сохранения,

укрепления

и

развития

духовного,

эмоционального,

интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов

образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,

проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в

процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии

с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка

образовательной

стратегии,

соответствующей

особенностям

памяти,

мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной

группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата

в процессе реализации технологии.

4.

Использование

разнообразных

видов

здоровьесберегающей

деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов

здоровья, работоспособности (Петров О. В.)

Основными

компонентами

здоровьесберегающей

технологии

выступают:

Аксиологический, проявляющийся в осознании обучащимися высшей

ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый

образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные

цели,

использовать

свои

умственные

и

физические

возможности.

Осуществление

аксиологического

компонента

происходит

на

основе

формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих

рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных,

медицинских,

социальных

и

философских

знаний,

соответствующих

физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание

законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой,

природой,

окружающим

миром.

Таким

образом,

воспитание

как

педагогический

процесс

направляется на

формирование

ценностно-

ориентированных

установок

на

здоровье, здоровьесбережение

и

здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей

и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и

вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных

интересах и потребностях.

Гносеологический, связанный

с

приобретением

необходимых

для

процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих

потенциальных

способностей

и

возможностей,

интересом

к

вопросам

собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных

методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря

процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и

развития

здоровья

человека,

овладению

умениями

сохранять

и

совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов,

усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот

процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний,

умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих

ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты,

сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия

человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они

побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни,

заранее

предусматривать

и

предотвращать

возможные

отрицательные

последствия для собственного организма и образа жизни.

Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок,

которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых

для нормального функционирования организма, а также систему упражнений,

направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим

собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом

компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования

труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных

привычек,

функциональных

нарушений

заболеваний,

включает

в

себя

психогигиену

и

психопрофилактику

учебно-воспитательного

процесса,

использование

оздоровительных

факторов

окружающей

среды

и

ряд

специфических способов оздоровления ослабленных.

Эмоционально-волевой, который

включает

в

себя

проявление

психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым

условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания,

благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ

жизни. Воля - психический процесс сознательного управления деятельностью,

проявляющийся

в

преодолении

трудностей

и

препятствий

на

пути

к

поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию

и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным

компонентом,

особенно

в

начале

оздоровительной

деятельности,

когда

здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а

качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не

выражаются.

Он

направлен

на

формирование

опыта

взаимоотношений

личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент

формирует

такие

качества

личности,

как

организованность,

дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают

функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного

человека, так и всего коллектива.

Экологический, учитывающий то, что человек как биологический

вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую

личность

определёнными

биологическими,

экономическими

и

производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое

здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в

единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического

здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как

предпосылки

здоровья

личности

позволяет

нам

внести

в

содержание

здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к

экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных

учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром

природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в

природной среде, микро - и макросоциуме. В то же время природная среда,

окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

Физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение

способами

деятельности,

направленными

на

повышение

двигательной

активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент

содержания

воспитания

обеспечивает

закаливание

организма,

высокие

адаптивные

возможности.

Физкультурно-оздоровительный

компонент

направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих

общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут

благодаря

использованию

здоровьесберегающих

технологий,

которые

относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и

показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и

учеников.

Литература.

1.

Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников –

актуальное

направление

развития

содержания

образования

на

этапе

инновационного

становления

России/И.Г.

Андреева

//Стандарты

и

мониторинг.- 2015.-№3.

2.

Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент

здоровьесберегающей педагогической технологии.



В раздел образования