Автор: Слепнева Наталья Петровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ РБ "БРМТИТ"
Населённый пункт: РБ. г.Северобайкальск
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока по русскому языку
Тема: "Употребление знаков препинания в СПП"
Раздел: среднее профессиональное
ГАПОУ РБ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК
ПО ТЕМЕ «Употребление знаков препинания в СПП».
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Слепнёвой Натальи Петровны
2023-2024 учебный год
г. Северобайкальск
ПЛАН УРОКА № 101-102
1. Тема программы-
Синтаксис и пунктуация.
2. Тема урока–
Употребление знаков препинания в СПП.
3. Тип урока –
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
4. Вид урока –
Практическое занятие.
5. Цели урока:
образовательная-
проверить теоретические знания по теме, умения устанавливать
смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;
составлять схемы СПП; проверить умения выполнять
синтаксический разбор СПП;
знать условия постановки знаков
препинания в сложноподчиненном предложении.
развивающая -
развивать навыки правильной постановки знаков препинания в
СПП; способствовать развитию навыков реализации теоретических
знаний в практической деятельности; развивать интерес к предмету
через применение ИКТ.
воспитательная -
воспитывать навыки самоконтроля; побуждать к преодолению
трудностей в процессе умственной деятельности; содействовать
воспитанию культуры общения на уроке.
6. Методы обучения – словесные, наглядные, практические.
7. Материально-техническое обеспечение -
компьютер с лицензионным программным
обеспечением, мультимедиапроектор.
8. Ход урока
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Подготовка к основному этапу урока. 8 мин.
Вступительное слово преподавателя.
- С какой темой мы работали на предыдущих уроках?
- Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня?
Сегодня мы продолжим работу по теме «Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении».
Русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго:
всю жизнь.
«Сколько времени потребуется на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего?»
Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю
жизнь надобно учиться своему природному»,- утверждал Николай Михайлович Карамзин.
Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка.
Прежде чем перейти к теме урока, давайте повторим ранее изученный материал.
1
) Соедините части рассыпанного текста. (устно)
1 Простые предложения
4…это такие сложные предложения, в которых одна
часть по смыслу подчинена другой и связана с ней
подчинительным союзом или союзным словом.
2 Сложные предложения
5… это такие сложные предложения, которые обходятся
без союзов и союзных слов.
3 Сложносочинённые
предложения
1…это предложения, в которых имеется только одна
грамматическая основа.
4 Сложноподчинённые
предложения
2… это предложения, состоящие из двух или нескольких
простых предложений.
5 Бессоюзные
предложения
3… это сложные предложения, в которых простые
предложения равноправны по смыслу и связываются
сочинительной связью.
2) Опрос-беседа (устно).
- По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения? (По средствам
связи – на союзные и бессоюзные; союзные, в свою очередь, делятся на ССП и СПП.)
- Чем могут быть соединены части СПП?
- Что называется главной частью в СПП?
- Что называется придаточной частью в СПП?
- Назовите основные группы придаточных предложений?
- СПП с придаточным определительным – это…
- СПП с придаточным изъяснительным – это…
- СПП с придаточным обстоятельственным – это…
- Когда в СПП ставится запятая?
- А когда не ставится?
3) Укажите вид сложных предложений. (устно)
1. Прошла почти неделя, а я ещё не познакомился с Лиговскими. (ССП)
2. Наступила зима и прекратила их свидание, но переписка сделалась тем живее. (ССП)
3. Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен. (СПП)
4. Нужно торопиться, чтобы успеть на поезд. (СПП)
3. Формирование умений и навыков. 10 мин.
1. Студенты выполняют синтаксический разбор, составляют схему, расставляют знаки
препинания. (
1. Вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
2. Выделяем грамматические основы.3. Выделяем главную и придаточную части. Определяем тип
придаточной части. 4. Строим графическую схему предложения.)
(один студент работает у доски, предложения на слайде).
Отец толковал мне, что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким
ложбинам, где трава выше и гуще.
Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал
сердито сопеть какой-то зверь.
4. Страничка знатока. 3 мин.
- Какой раздел языкознания изучает постановку знаков препинания?
(Пунктуация)
- К.Г.Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат
текст и не дают ему рассыпаться».
- А знаете ли вы, когда появились знаки препинания и как они изначально назывались?
Светлана Ивановна Львова в книге «Язык и речь» приводит интересные сведения о знаках
препинания.
В середине 15 века типографы (специалист по типографскому делу, работник типографии)
братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности; она была принята
большинством народов Европы и существует до настоящего времени. Учеными
установлено, что в древних рукописях точка появилась раньше, чем все остальные знаки
препинания. Затем в 15 веке стало употребляться двоеточие, немного позже – запятая и,
наконец, точка с запятой. До 16 века слова на Руси не разделялись вообще.
Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее
время наше общество поразила болезнь под названием «кризис». Это не только кризис
экономический, это, что-то гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный
симптом этого кризиса – равнодушие.
Я хочу познакомить вас с высказыванием педагога-новатора Василия Александровича
Сухомлинского: «Равнодушие – еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У
равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он
отдавал свое сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей,
переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное
существо, которое не может принести ему никакой пользы».
5. Работа с текстом. 10 мин.
Перепишите текст, расставьте знаки препинания.
6. Закрепление знаний и умений. 10 мин.
1) Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют
производственную деятельность, проходят обязательные предрейсовые или предсменные
медицинские осмотры.
2) Пассажирские платформы, расположенные у железнодорожных путей общего
пользования, по которым пропускаются пассажирские поезда со скоростью более 200
км/ч, должны иметь предохранительные ограждения на расстоянии не менее двух метров
от края платформы.
3) Для обеспечения безопасного пропуска скоростных пассажирских поездов на участках
железнодорожных путей общего пользования, где сооружения и устройства в зависимости
от их конструкции и технического состояния приведены в соответствие с требованиями,
владельцем инфраструктуры могут устанавливаться определённые скорости.
7. Проверочная работа. 45 мин.
а) Электронное тестирование на нетбуках (итоговый тест по теме).
б) Спишите текст, расставляя знаки препинания. Определите тип каждого СПП. (текс на
экране).
8. Подведение итогов занятия. 2 мин.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Каким человеком нужно быть по жизни?
9. Домашнее задание. 1 мин.
Готовиться к экзамену.