Напоминание

Совершенствование учебно-воспитательного процесса через активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.


Автор: Лышников Дмитрий Владимирович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ лицей "Технический"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Совершенствование учебно-воспитательного процесса через активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
Раздел: полное образование





Назад




Совершенствование учебно-воспитательного процесса через активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках технологии. «Уча других, также учишься». Н.В. Гоголь Современный учитель, задумываясь о качестве образования, не может замыкаться только на своём предмете. Ведь качество образования содержит в себе все стороны образовательного процесса, Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Много лет я работаю над темой «Совершенствование учебно-воспитательного процесса через активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках технологии». В практической деятельности большое внимание уделяю внедрению и усовершенствованию современных образовательных технологий и новых методик:  технология проектного обучения;  технология внутриклассной дифференциации;  технология проблемного обучения;  здоровьесберегающие технологии;  технология дидактической игры;  технология сотрудничества;  информационные технологии обучения;  технология свободного труда;  технология мастерских;  технология саморазвития;  технология развивающего обучения;  личностно-ориентированное развивающее обучение. На моих уроках применяю технологию сотрудничества - это совместная работа равных, т.е.на уроках по темам: «Изделия из жести», «Деревообработка», ребята работают самостоятельно или группами, в виде: реклам изделий из жести и дерева, мастер-классов школьных мастерских, составляют буклеты о способах работах с данными материалами и возможности применения этих изделий в быту или на дачных участках. Технология индивидуального обучения и сотрудничества едины. Уроки по технологии индивидуального обучения оцениваю по следующим критериям: время активной работы учеников на уроке, эффективность работы каждого ученика, количественное выражение результатов его труда, т.е. сколько раз отвечал устно и каково качество работы, отсутствие каких - либо замечаний ученику со стороны учителя. Самостоятельная работа - средство активизации учебной деятельности школьников. Одна из моих задач состоит в том, чтобы в процессе трудового обучения постепенно вырабатывать у школьников умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике, усваивать алгоритм действий. Такой подход позволяет мне целенаправленно формировать у учащихся не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс их труда становится осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносит ребятам
радость. Самостоятельно работающий ученик открывает не только двери любой науки, но и с уверенностью будет преодолевать трудности жизни. Одним из методов моей работы, являются уроки взаимообучения. На этих уроках мы повторяем с учащимися технику безопасности. В 5 и 6 классах учащиеся пишут сочинения, сказки о не соблюдениях ТБ к чему это может привести (Технология дидактической игры), чистота и порядок на рабочем месте – важное условие успешности работы (Технология мастерских; Технология свободного труда). Проникновение современных технологий в образовательную практику, открывает новые возможности. В этом случае, стараюсь применять информационные технологии. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Красочные изображения художественных обработок материалов и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей. Большая роль компьютера в монторинге знаний, быстрое выполнение диагностик, составление презентаций и создание проектов, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству: технологий работы с металлом, работы по разным видам деревообработки, множество технологий выполнения изделий из жести. А также тесты- опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Использование ИКТ позволяет существенно повысить интерес детей их активность, а следовательно и улучшить качество знаний учеников. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому я стремлюсь открыть мотивацию каждого ученика. Межпредметные связи помогают мне в этом. Например, черчением мы начинаем заниматься в 5 классах, так же изучаем физические свойства материалов, делаем исторические справки о ремеслах кружева из металла и дерева. Исследовательская работа является огромным творческим потенциалом, например, основываясь на интеграции урока «технология» с литературой, историей, физикой подготовлено много детских исследовательских проектов, с которыми дети принимали участие в научно-технической конференции «Дни науки» на базе ФГБОУ «СамГТУ», в городских конференциях учащихся по научно-техническому творчеству и других научно-исследовательских мероприятиях различного уровня. Для организации детского исследования использую также работу в школьном музе. Дети изготавливают на уроках технологии предметы для оформления музейных экспозиций и активно принимают участие в поисковой работе: принимают участие в раскопках, делают опись музейного экспоната, берут интервью у ветеранов, создают экскурсионные маршруты по школьному музею боевой славы. Данные формы работы не только формируют исследовательскую компетентность у обучающихся, но и благоприятно влияют на духовно нравственное развитие личности подрастающего поколения. Я пытаюсь шире охватить эту тематику: при защите проектов учащиеся, рекламируют свои изделия, пишут стихи. Сочиняют сценарии праздников, частушки, разрабатывают кроссворды. Данную работу мы обобщаем и демонстрируем в рамках школьного праздника «Город мастеров». Метод проектов позволяет развивать у ребят творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с «непослушными инструментами, неподатливыми материалами, сложными конструкциями». Само понятие «проект» заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску «брошенный вперед». Определяя тему проекта, учащиеся формируют мотивацию в приобретении новых знаний. В поисковом, исследовательском этапе собирают информацию из журналов, газет, книг, в сети Интернет. Полученная информация позволяет из множества идей путём анализа выбрать оптимальную. Технологический этап включает в себя планирование, составление документации, организацию и соблюдение техники безопасности. Этот этап является центральным, связанный с продуктивной деятельностью. Заключительный этап включает в себя оформление, презентацию работы, оценивание. Иногда меня беспокоит угасание у детей познавательной активности в той или иной деятельности, в этом случае мне помогает результативный метод стимулирования деятельности - соревнование. К современным технологиям также относится технология здоровьесбережение. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Работая по принципу здоровьесбережение, применяю методы:
 создание комфортного состояния у всех участников образовательного процесса в течение всего занятия;  использование положительных установок «У меня все получится», «Я справлюсь»;  умение настроить себя на положительную волну;  проведение на уроке разнообразных динамических пауз;  соблюдение техники безопасности;  оснащение рабочего места в соответствии с нормами СанПина;  упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Эти методы помогают ученику осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. В этом учебном году я провел открытый урок в 5 классе, который был посвящен знакомству с принципами ЗОЖ в повседневной школьной жизни. Учащиеся 8 и 7 классов под моим руководством провели мероприятия-акции о необходимости соблюдения чистоты в классе в начальной школе. Каждый урок дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни. В заключении хочу сказать, что общеобразовательная школа должна формировать целую систему универсальных знаний, умений, навыков. Именно, такие знания и умения, полученные на уроках технологии расширяют представления детей о жизни, быте, традициях наших предков, позволяют применять их в современной жизни.


В раздел образования