Совершенствование учебно-воспитательного процесса через активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
Автор: Лышников Дмитрий Владимирович Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ лицей "Технический" Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: Статья Тема: Совершенствование учебно-воспитательного процесса через активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках технологии. Раздел: полное образование
Совершенствование учебно-воспитательного процесса через активизацию познавательной
деятельности учащихся на уроках технологии.
«Уча других, также учишься».
Н.В. Гоголь
Современный учитель, задумываясь о качестве образования, не может замыкаться только на
своём предмете. Ведь качество образования содержит в себе все стороны образовательного
процесса,
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это
составляющая методической культуры учителя. Много лет я работаю над темой
«Совершенствование учебно-воспитательного процесса через активизацию познавательной
деятельности учащихся на уроках технологии».
В практической деятельности большое внимание уделяю внедрению и усовершенствованию
современных образовательных технологий и новых методик:
технология проектного обучения;
технология внутриклассной дифференциации;
технология проблемного обучения;
здоровьесберегающие технологии;
технология дидактической игры;
технология сотрудничества;
информационные технологии обучения;
технология свободного труда;
технология мастерских;
технология саморазвития;
технология развивающего обучения;
личностно-ориентированное развивающее обучение.
На моих уроках применяю технологию сотрудничества - это совместная работа равных, т.е.на
уроках по темам: «Изделия из жести», «Деревообработка», ребята работают самостоятельно
или группами, в виде: реклам изделий из жести и дерева, мастер-классов школьных мастерских,
составляют буклеты о способах работах с данными материалами и возможности применения
этих изделий в быту или на дачных участках.
Технология индивидуального обучения и сотрудничества едины.
Уроки по технологии индивидуального обучения оцениваю по следующим критериям: время
активной работы учеников на уроке, эффективность работы каждого ученика, количественное
выражение результатов его труда, т.е. сколько раз отвечал устно и каково качество работы,
отсутствие каких - либо замечаний ученику со стороны учителя.
Самостоятельная работа - средство активизации учебной деятельности школьников. Одна из
моих задач состоит в том, чтобы в процессе трудового обучения постепенно вырабатывать у
школьников умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике,
усваивать алгоритм действий. Такой подход позволяет мне целенаправленно формировать у
учащихся не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность,
процесс их труда становится осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносит ребятам
радость. Самостоятельно работающий ученик открывает не только двери любой науки, но и с
уверенностью будет преодолевать трудности жизни.
Одним из методов моей работы, являются уроки взаимообучения. На этих уроках мы повторяем
с учащимися технику безопасности. В 5 и 6 классах учащиеся пишут сочинения, сказки о не
соблюдениях ТБ к чему это может привести (Технология дидактической игры), чистота и
порядок на рабочем месте – важное условие успешности работы (Технология мастерских;
Технология свободного труда).
Проникновение современных технологий в образовательную практику, открывает новые
возможности. В этом случае, стараюсь применять информационные технологии. Преимущества
таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Красочные
изображения художественных обработок материалов и сопровождение их текстовой
информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие,
развивает художественный вкус детей. Большая роль компьютера в монторинге знаний, быстрое
выполнение диагностик, составление презентаций и создание проектов, слайд-шоу и
мультимедиа презентации по творчеству: технологий работы с металлом, работы по разным
видам деревообработки, множество технологий выполнения изделий из жести. А также тесты-
опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде.
Использование ИКТ позволяет существенно повысить интерес детей их активность, а
следовательно и улучшить качество знаний учеников.
В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными
возможностями. Поэтому я стремлюсь открыть мотивацию каждого ученика. Межпредметные
связи помогают мне в этом. Например, черчением мы начинаем заниматься в 5 классах, так же
изучаем физические свойства материалов, делаем исторические справки о ремеслах кружева
из металла и дерева. Исследовательская работа является огромным творческим потенциалом,
например, основываясь на интеграции урока «технология» с литературой, историей, физикой
подготовлено много детских исследовательских проектов, с которыми дети принимали участие в
научно-технической конференции «Дни науки» на базе ФГБОУ «СамГТУ», в городских
конференциях учащихся по научно-техническому творчеству и других научно-исследовательских
мероприятиях различного уровня. Для организации детского исследования использую также
работу в школьном музе. Дети изготавливают на уроках технологии предметы для оформления
музейных экспозиций и активно принимают участие в поисковой работе: принимают участие в
раскопках, делают опись музейного экспоната, берут интервью у ветеранов, создают
экскурсионные маршруты по школьному музею боевой славы. Данные формы работы не только
формируют исследовательскую компетентность у обучающихся, но и благоприятно влияют на
духовно нравственное развитие личности подрастающего поколения.
Я пытаюсь шире охватить эту тематику: при защите проектов учащиеся, рекламируют свои
изделия, пишут стихи. Сочиняют сценарии праздников, частушки, разрабатывают кроссворды.
Данную работу мы обобщаем и демонстрируем в рамках школьного праздника «Город мастеров».
Метод проектов позволяет развивать у ребят творческие способности, стремление самому
созидать, осознавать себя творцом при работе с «непослушными инструментами,
неподатливыми материалами, сложными конструкциями».
Само понятие «проект» заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе
яркую смысловую окраску «брошенный вперед».
Определяя тему проекта, учащиеся формируют мотивацию в приобретении новых знаний.
В поисковом, исследовательском этапе собирают информацию из журналов, газет, книг, в сети
Интернет. Полученная информация позволяет из множества идей путём анализа выбрать
оптимальную. Технологический этап включает в себя планирование, составление документации,
организацию и соблюдение техники безопасности. Этот этап является центральным, связанный
с продуктивной деятельностью. Заключительный этап включает в себя оформление,
презентацию работы, оценивание. Иногда меня беспокоит угасание у детей познавательной
активности в той или иной деятельности, в этом случае мне помогает результативный метод
стимулирования деятельности - соревнование.
К современным технологиям также относится технология здоровьесбережение.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия.
Работая по принципу здоровьесбережение, применяю методы:
создание комфортного состояния у всех участников образовательного процесса в
течение всего занятия;
использование положительных установок «У меня все получится», «Я справлюсь»;
умение настроить себя на положительную волну;
проведение на уроке разнообразных динамических пауз;
соблюдение техники безопасности;
оснащение рабочего места в соответствии с нормами СанПина;
упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.
Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого
ученика.
Эти методы помогают ученику осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право
выбора. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом,
душой и разумом детей и учителя. Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям
мысль, что они сами творцы своего здоровья. В этом учебном году я провел открытый урок в 5
классе, который был посвящен знакомству с принципами ЗОЖ в повседневной школьной жизни.
Учащиеся 8 и 7 классов под моим руководством провели мероприятия-акции о необходимости
соблюдения чистоты в классе в начальной школе. Каждый урок дети осознают, что и как они
делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.
В заключении хочу сказать, что общеобразовательная школа должна формировать целую
систему универсальных знаний, умений, навыков. Именно, такие знания и умения, полученные на
уроках технологии расширяют представления детей о жизни, быте, традициях наших предков,
позволяют применять их в современной жизни.