Напоминание

Консультирование старшеклассников


Автор: Гайнутдинова Аделина Данилевна
Должность: Студент
Учебное заведение: Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП)
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Тема: Консультирование старшеклассников
Раздел: полное образование





Назад




Гайнутдинова Аделина Данилевна

Студент ЧОУ ВО «Казнский

инновационный университет

им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИ-

ТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COUNSELING OF HIGH SCHOOL

STUDENTS ON THE PROBLEM OF COMMUNICATIVE SKILLS

DEVELOPMENT

Аннотация. В статье раскрывается значимость психолого-педагогического

консультирования старшеклассников для становления и развития личности в

процессе ее социализации в школе; описывается роль педагога- психолога по

формированию коммуникативных умений старшеклассников.

Annotation. The article reveals the importance of psychological and pedagogical

counseling for high school students for the formation and development of personality

in the process of its socialization at school; describes the role of a teacher-

psychologist in developing the communication skills of high school students.

Ключевые слова. Педагог- психолог, консультирование, старшеклассник,

коммуникация, социализация, отношения.

Abstrac.

Educational

psychologist,

counseling,

high

school

student,

communication, socialization, relationships.

Наша социальная природа требует от нас общения с другими людьми. Все

жизненные ситуации наполнены опытом общения, оно является основой всех

межличностных отношений. Лишь благодаря ему мы достигаем понимания

друг с другом, именно с его помощью мы учимся любить, доверять, устанавли-

вать и разрывать отношения, а также больше узнавать о себе и про то, как нас

воспринимают. Благодаря общению мы учимся идентифицировать других как

личностей и помогаем им понимать себя.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к

взаимному пониманию. Коммуникация – с латыни обозначает «сообщение,

передача; делаю общим». Если не достигается взаимопонимания, то коммуни-

кация не состоялась. Необходимо иметь обратную связь, чтобы убедиться в

успехе коммуникации, необходимо знать то, как люди вас поняли, как они вос-

принимают вас, как относятся к проблеме.

Социализация человека начинается с самого рождения. Но только в школь-

ные годы круг общения ребенка значительно расширяется. Он уже не ограничи-

вается только семьей, ребенок общается с учителями, одноклассниками, нахо-

дит новых друзей. Поэтому можно сказать, что коммуникативные умения начи-

нают формироваться именно в школьные годы. Очень важно проследить каким

именно образом формируется социализация у школьников для дальнейшей сти-

муляции или коррекции.

Рассматривая особенности общения старшеклассников, необходимо учесть

следующее. Общение является одной из значимых сфер активности личности

на этапе юности. В этом возрасте меняется его содержание и общая направлен-

ность, оно становится избирательным, интимным, выполняет собой функцию

главного, социального полигона самоутверждения и самовыражения юношей и

девушек. Когда дело касается общения старшеклассников со сверстниками мы

учитываем следующие тенденции:

а) расширение сферы общения, в существенном расширении социального

пространства (среди ближайших друзей старшеклассников — учащихся других

школ, училищ, студенты высших учебных заведений), в ожидании общения (в

активном поиске его постоянной готовности в коммуникативных контактах);

б) индивидуализация (избирательность) общения.

Доказательством индивидуализации общения является яркое ограничение

их сути от окружения, высокая избирательность в дружбе и уровень требований

к общению в паре. В расширении сферы общения появляется потребность пере-

живать новые впечатления, чувствовать себя в новой роли, приобретать новый

опыт, а также потребность в его избирательности, самовыражения и понимания

со стороны сверстников.

Мотивами неформального общения в паре и в группе является поиск

благоприятных психологических условий для социализации, ожидания сочув-

ствия и сопереживания, потребность в искренности и единства в самовыраже-

нии. Однако юношеская коммуникативность часто бывает эгоцентричной, по-

скольку потребность в самовыражении, раскрытии своих переживаний домини-

рует над интересом к чувствам и переживаниям другого.

Эмоциональная привязанность в межличностных отношениях на этапе

юношеского возраста проявляется в дружбе, которая является школой саморас-

крытия личности, понимания другого человека. Что касается общения старше-

классников со взрослыми, то мотивами общения старшеклассников со взрослы-

ми является обучение, выбор будущей профессии, межличностные отношения,

увлечения, нормы морали, прошлое, настоящее и будущее ребенка, атмосфера в

семье и т.д.

Таким образом, консультирование старшеклассников является важным

критерием для становления и развития личности в процессе ее социализации в

школе. В этот период значимую роль играет работа педагога-психолога, кото-

рая способствует успешному формированию коммуникативных умений и обес-

печивает взаимопонимание и взаимодействие в микросистемах «педагог-педа-

гог», «педагог-ученик», «педагог-родитель» в целостном педагогическом про-

цессе школы.

Список литературы:

1. Атватер И.Я. Я вас слушаю: (советы руководителю, как правильно слу-

шать собеседника). Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1984. – 112 с.

2. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Издательство «Институт прак-

тической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

3. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. – М.:

Московский психолого-социальный институт, 1997. – 120с.

4. Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности.— М.,

2001.

5. Магауова А.С. Компетентностно-ориентированные модели подготовки

будущих педагогов-психологов. Инновационная деятельность в образовании :

Материалы XII Международной научно-практической конференции. Часть I /

под общей редакцией Г.П. Новиковой.— Ярославль-Москва : Издательство

«Канцлер», ; 520 с. — С. 161–170.



В раздел образования