Картотека для родителей. Коррекция чтения и письма.
Автор: Бондаренко Людмила Николаевна Должность: учитель Учебное заведение: КОУ ХМАО-Югры "Березовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: Березово Наименование материала: методическая разработка Тема: Картотека для родителей. Коррекция чтения и письма. Раздел: начальное образование
Картотека методических рекомендаций для родителей.
Выполнила: Бондаренко Л.Л.
Учитель КОУ ХМАО-ЮГРЫ «Березовская коррекционная школа-интернат для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
ИГРЫ С БУКВАМИ В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.
Об успешности коррекционно-развивающей работе при обучении ребенка грамоте
нельзя говорить без тесного контакта учителя с родителями учащегося, без их, родителей,
помощи. Картотека методических рекомендаций для родителей включает игровые
задания, позволяющие уточнить, закрепить материал, полученный в учебное время.
Родитель может использовать их в выходные дни, с пользой для ребенка организовать
досуг ребенка
Картотека методических рекомендаций направлена на уточнение произношения звуков
алфавита, проговаривание слов, формирования грамматического строя речи Умение
ребенка узнавать графический образ буквы — одно из важнейших умений при обучении
учащихся в букварный период.
Часто знакомство с буквой происходит очень быстро и ребенок не успевает запомнить
графический образ буквы. В результате ребенок забывает или путает название буквы, а
при написании неправильно располагает ее в пространстве.
Обучение ребенка идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребенка
знакомят с определенным звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на
слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук
на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со
зрительным (графическим) образом.
Игры, которые позволят детям прочно усвоить графический образ букв:
1. «Учим буквы в стихах»
Ребенку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и
представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы. Предложите ребенку
выучить эти стихи наизусть.
Буква А.
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
Буква М.
Длинные палочки крепко дружили.
Их две короткие соединили.
Мы эту букву всегда узнаем.
«Мама» - писать с этой буквы начнем.
2. «Найди буквы»
Возьмите листок старого журнала и предложите ребенку зачеркнуть на нем определенную
букву. Возможно два варианта: ребенок находит букву по предложенному образцу:
«Зачеркни такую же букву, как я покажу» или нахождение буквы без опоры на образец:
«Зачеркни все буквы У на этой странице». Эта игра используется и при диагностике
внимания.
3. «Сложи букву»
Предложите ребенку выложить буквы из спичек, веревочек, счетных палочек, пуговиц и
любых других мелких предметов; предложите «нарисовать» букву горсткой песка или
крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным»
буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные буквы», «лесные
буквы», «макаронные буквы». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось
пользоваться такими знаками. Можно предложить ребенку слепить буквы из пластилина,
соленого теста.
4. «Нарисуй букву»
Берется небольшой поднос с бортиками, в который насыпается песок или любая мелкая
крупа. Ребенок рисует пальчиком буквы на сыпучем материале. Такой вид задания можно
предложить ребенку и во время прогулки: нарисовать заданную букву веточкой на песке,
снегу. Можно рисовать и в воздухе, и мокрым пальчиком на доске.
5. «Зеркало»
Взрослый рисует две буквы, одна из которых написана в зеркальном изображении.
Ребенку рассказывается история о буквах-модницах, Которые так любят смотреться в
зеркало, что, в конце концов, запутались: где они, а где их изображения. Далее ребенку
предлагается помочь буквам, зачеркнув их неправильное изображение. Детям раздаются
карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно только глядя в зеркало.
Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.
После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв, можно поиграть с ним в
следующие игры:
6. «Буквенный след»
Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребенка букву, которую нужно отгадать. Если
буква угадана верно, взрослый и ребенок меняются местами. Другой вариант этой игры:
ребенок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони
обратной стороной ручки или карандаша.
7. «Узнай букву»
Взрослый рисует элемент (часть) определенной буквы. Ребенок должен отгадать, какую
букву задумал взрослый, и дорисовать оставшиеся элементы буквы. В эту игру можно
играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.
8. «Распутай буквы»
Взрослый рисует несколько букв таким образом, что графические изображения
накладываются друг на друга, при этом общие элементы букв не совпадают. Ребенку
предлагается узнать и назвать буквы, которые нарисованы.
9. «Разгляди буквы»
Этот вид задания аналогичен предыдущему, только графические изображения
накладываются друг на друга с совпадением общих элементов.
10. «Какой буквы не стало?»
Взрослый раскладывает на столе карточки с изображением 3-4 букв. Предлагает ребенку
назвать буквы и запомнить, в какой последовательности они расположены. Далее ребенок
закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало.
Возможно еще два варианта этой игры: взрослый меняет буквы местами, а ребенок
воспроизводит первоначальный вариант; взрослый добавляет еще одну букву, ребенок
называет букву, которая появилась.
11. «Левые и правые буквы». При изучении буквы нужно акцентировать внимание детей
на пространственное положение буквы, есть буквы, которые «смотрят» влево ( это
З,Ч,У,Э,Я), а есть «правые» буквы (это Б,В,Г,Е,Ё,И,К,Р,С,Ц,Щ,Ъ,Ь,Ю). Можно распечатать
таблицу, разделенную на 2 части, левую и правую с соответствующими буквами.
12. «На что похожа буква?» Эта игра развивает воображение ребенка. Предложите
детям рассказать, на что похожа та или иная буква. Ответы могут быть неожиданными и
интересными («А» похожа на крышу, на шалаш со скамеечкой внутри, на ракету, на
ушко кошки, на колпак волшебника).
13. «Лабиринт»
Выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых
веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не
соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо
пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не
соскользнет с веревки и правильно назовет букву.
14. «Вверх тормашками»
Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за
буква. Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько.
И самый сложный уровень — когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.
15. «Вырасти букву»
Выбираются две команды по 2—3 человека. На полу раскатываются две длинные дорожки
из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой с
левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены
команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны вырастить» свою
букву к концу дорожки, другие — уменьшить. Выигрывает та команда, которая закончит
работу за более короткое время.
16. «Отгадай слово»
С+А+Х+Ф+Р
К+О+Н+Ф+Е+Т+Ы
17.»Повтори, не ошибись».
Называется цепочка слогов. Детям необходимо повторить их:
ТА-ТА-ТА; ТЯ-ТА-ТЯ; ТЮ-ТИ-ТА; ТО-ТУ-ТЕ.
18. Игра «Полубуковки».
Показываем детям таблицы, на которых изображены только верхние части букв А, О, У,И,
Ы, М. Н, В,П. Дети должны угадать, что это за буква.
19. «Скажи наоборот».
Произносится слог и бросается мяч. Дети произносят слог наоборот и бросают мяч
обратно.
Слоги: ИН – НИ, ИМ-МИ, КИ-ИК, ПИ-ИП.
20. «Прочитай слова по цифрам»
М Т С А О А К К Р Т О Р Т А
3 7 1 2 4 6 5 4 7 1 6 2 5 3