Автор: Татьяна Евгеньевна Ванина
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа с. Соловцово"
Населённый пункт: С.Соловцово, Иссинского района, Пензенской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Решение систем уравнений"
Раздел: полное образование
7класс. алгебр
а. Тема урока: «Решение систем линейных уравнений»
Тип урока: закрепления знаний и отработки умений
Цель
урока:
сформировать у учащихся практические умения решения систем
линейных уравнений. Применять систем линейных уравнений к решению задач.
Задачи урока:
Образовательные:
создать условия для обобщения, углубления и закрепления основных знаний,
приобретенных за время изучения темы;
использование их при решении текстовых задач;
совершенствование практических умений учащихся.
Развивающие:
развитие познавательных процессов учащихся таких как: внимание, память,
речь, мышление, восприятие;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
совершенствование у обучающихся логических операций анализа, синтеза,
сравнения, систематизации и обобщения;
развитие воли, эмоций, интересов, способностей и личностных качеств
учащихся.
Воспитательные:
воспитать у учащихся культуру поведения, чувство ответственности;
Побуждать учеников к самоконтролю, вызывать у них потребность в
обосновании своих высказываний.
воспитывать коммуникативные компетентности обучающихся, толерантное
отношение к окружающим, чувство доброты, сострадания, желание прийти на
помощь, аккуратность, дисциплинированность.
привить интерес к предмету.
Ход урока
Эпиграф к уроку записан на доске “Где есть желание, найдется путь”.
I. Организационный момент.
I
I .(слайд №1) Как вы думаете, чем мы будем сегодня с вами заниматься на уроке?
(слайд №2)
Да!
Сегодня на уроке мы должны обобщить материал “Решение систем
уравнений” и совершенствовать навыки решения систем уравнений . Вспомним…
(слайд №3) 1. Что называют решением уравнения с двумя переменными?
2. Что является решением системы линейного уравнения с двумя переменными?
3. Сколько решений может иметь система линейного уравнения с двумя
переменными?
4. Какие алгебраические способы решения систем уравнений мы знаем?
I I I. (слайд №4 ) 1. Решим устно; Дана система уравнений
4х + 3у = 6;
2х + у = 4.
Как проверить какая пара чисел является решением данной системы:
1) (0; 2), 2) (3; -2), (2; 0 ) 4) (-2; 1 ) ?
2. Зависит ли ответ от способа решения в системе уравнений? Давайте посмотрим .
(слайд №5 ) Дана система:
( Один ученик на доске решает способом подстановки, другой- алгебраическим
сложением)
1)
у=3х + 9 , 2х + 9х + 27 = 5, 11х = -22, х = -2, у = -2*3 + 9, у = 3,
Ответ: (-2; 3 ).
2)
2х + 3у =5, 11х = -22, х = -2, 3* (-2) – у =-9, у= 3.
9х – 3у = -27
Ответ: (-2; 3 ). Вывод: не зависит, но способ надо выбирать наиболее удобный.
3.
А можно ли по виду системы ответить на вопрос: сколько решений имеет
система? ( слайд №6)
а
1
х + в
1
у = с
1
;
а
2
х + в
2
у = с
2
. Если ( слайд №7)
В. Сколько решений имеет система:
( слайд №8) ( слайд №9) ( слайд №10)
1) 3х + 2у = -40, 2) 3х + 2у= -40, 3) 3х + 2у= -40,
х – 7у = 2. 9 х + 6 у = 12. 9 х + 6 у =-120
( 3/1 ≠ 2/7) , (3/9 =2/6 ≠ -40/12), (3/9 =2/6 = -40/ -120).
1) Коэффициенты при переменных не пропорциональны – система имеет одно
решение ( -12; -2 ), Дома проверите, решив систему.
2) Коэффициенты при переменных пропорциональны, а свободных членов –нет, если
члены второго уравнения поделить на 3, то получим уравнение 3х + 2у = 4, т. е. в
системе равные левые части равны числам -40 и 4, этого быть не может.
3) Все коэффициенты пропорциональны, система имеет множество решений. Найдем
хотя бы два.
(слайд №11) Даем значение одной- получаем значении второй.
а) пусть х= 2 подставить значение в 1-уравнение ( у доски ученик решает)
3*2 +2 у = - 40, 2 у = - 46, у = - 23,
Пара чисел ( 2; -23 )- решение первого уравнения системы, проверим, будет ли она
решение второго уравнения. 9*2 * + 6 ( -23 ) = - 120.
Ответ : ( 2; -23)
В. Всегда ли давать значение переменной х или давать значение другой переменной,
давайте произвольно дадим значение у ( учащиеся решают самостоятельно).
б) пусть у = -29.
3х + 2* (-29) = -40, 3х = -40 + 58, х = 6, ( 6; -29 ) – решение первого уравнения.
9 * 6 + 6 * (-29 ) =- 120.
Ответ: (6; - 29).
4. В: Какое практическое применение имеют навыки решения систем уравнений -
решение задач
(слайд №12) Задача.
Туристическую группу из 42 человек Расселили в двух- и трехместные номера.
Всего было занято 16 номеров. Сколько среди них было двухместных и сколько
трехместных? (записывая короткое условие решения).
х- 2-х местных номеров, у- 3-х местных номеров,2х туристов проживает в 2-х
местных номерах, 3у - в 3- х местных.
х + у = 16- первое уравнение системы, 2х + 3у = 42 – второе уравнение системы.
( ученики решают самостоятельно любым способом)
х+ у = 16,
2х + 3у= 42. х = 6, у = 10.
Ответ 6 номеров 2-х местных, 10 номеров 3 –х местных.
В: В чем отличие записи ответа в системе и в задаче?
(слайд №13) IV. Рефлексия: А теперь оценим нашу совместную работу на уроке.
Перед вами 3 смайлика с эмоциональным настроением. Поднимите тот, который
характеризует работу в целом на уроке в классе.
V. Дома : Карточки с домашним заданием у вас на столе .
Решить систему и Задачу:
За покупку канцтоваров на сумму 65 рублей.
Аня расплатилась пяти- и десятирублевыми монетами. Всего она отдала 9 монет.
Сколько среди них было пятирублевых и сколько десятирублевых? ( задание на
листочках для каждого ученика.)
V I. Спасибо за урок.